27 февраля 2020 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошло 247-е представление «Евгения Онегина» П.И.Чайковского (либретто композитора и К.С.Шиловского по одноименному роману в стихах А.С.Пушкина). Легендарный спектакль был посвящен 75-летию со дня рождения соосновательницы театра Натальи Попович (1945 - 2018).
Музыкальная редакция: Евгений Колобов (Народный артист России).
Режиссер: Сергей Арцибашев (Народный артист России).
Сценография: Сергей Бархин (Народный художник России).
Костюмы: Элеонора Маклакова (Народный художник России).
Главный хормейстер-постановщик: Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер: Мария Чекръкчиева.
Свет: Сергей Макряшин.
Премьера состоялась 5 октября 1996 года.
Дирижер:
Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая Маска»).
В ролях:
Ларина: Галина Бадиковская (сопрано);
Татьяна: Екатерина Мирзоянц (сопрано);
Ольга: Виктория Яровая (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано);
Няня: Маргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Онегин: Константин Сучков (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Ленский: Станислав Мостовой (лауреат Международного конкурса, тенор);
Гремин: Алексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, бас);
Зарецкий: Андрей Фетисов (бас);
Трике: Дмитрий Пьянов (лауреат премии города Москвы, лауреат премии «Онегин», тенор).
Соло в хоре:
Владимир Федоткин (лауреат Международных конкурсов, тенор).
Соло в оркестре:
Валторна: Антон Искеев;
Гобой: Станислав Панков.
Камерный спектакль, интимная, глубоко личная драма, где никто и ничто не будет отвлекать внимание зрителя от сцены. Не нужно никакого деления на акты, действие должно идти сплошным потоком, что в значительной степени повысит силу воздействия истории на сознание и подсознания каждого человека, сидящего в зале. Как вы думаете, решаема ли задача с таким условием, если речь идет о постановке оперы «Евгений Онегин»? Вот уже без малого четверть века московские театралы могут увидеть уникальный пример положительного ответа на этот вопрос.
Постановка С.Арцибашева в музыкальной редакции Е.Колобова осуществлена таким образом, что «лирические сцены» идут друг за другом без долгих пауз и деления на акты. Отсутствие антракта приводит к тому, что каждая следующая картина плавно выходит из предыдущей. Музыкальный материал льется свободно и красиво, не теряются изысканные гармонии и не улетучивается то особое настроение и эмоциональное состояние, в каком пребывают герои после свершения важнейших событий.
В первой картине Татьяна влюбилась с первого взгляда в заехавшего в гости соседа. Сгорая от страсти, в следующем эпизоде она пишет искреннее признание. Этот фрагмент завершается фразой: «Кончаю… Страшно перечесть!...». С нетерпением и трепетом ждет героиня ответа. Онегин, ознакомившись с письмом, читает девушке нравоучение (третья картина). В четвертой сцене, пребывая этом же состоянии скучающего светского льва на отдыхе, он появляется на балу в честь именин Татьяны. Сплетни вызывают в герое агрессию, результатом которой становится вызов от друга на дуэль. Ленский приезжает на праздник к соседям в состоянии радостного возбуждения, а покидает его мрачным и удрученным, ожидая поединка с другом. Онегин, убив юного поэта, в подавленном состоянии отправляется в дальние страны, откуда возвращается в стольный Петербург, но «блеск и суета большого света не рассеют вечной, томительной тоски…». На одном из балов герой вновь встречается с Татьяной, но это уже совсем другой человек. Потрясение вынуждает Евгения сорвать с лица маску холодного равнодушия, дать волю долго дремавшим чувствам.
События развиваются стремительно, лавинообразно. В спектакле нет ничего лишнего, все очень камерно, интимно, лаконично. Высокие темпы драматического развития никак не отражаются на лирическом характере эпизодов, на подробных картинах из жизни русской глубинки и великосветской столицы, зашифрованных в музыкальном материале и мастерски воплощенных симфоническим оркестром театра под управлением Андрея Лебедева.
В спектакле состоялось несколько дебютов.
Константин Сучков впервые предстал в роли заглавного персонажа. Онегин в его исполнении получился настоящим «лишним человеком» - «белой вороной», которая выделяется ярким пятном в любом обществе, где бы не оказалась. Блеск и сияние «светского льва» на фоне жителей глубинки, пусть и дворян, выглядит не органично. Также не комфортно ему, находящемуся во власти мрачных, тяжких дум, на привычных балах и раутах в Петербурге. На живом, подвижном, выразительном лице отражаются мысли и чувства персонажа, мимика и жесты говорят порой гораздо больше, чем самые длинные монологи. В течение спектакля преображается не только внешний облик, но и голос: красивый, мягкий, бархатный, в первых картинах он звучит холодно, с легкой иронической насмешкой, а в заключительных обретает яркие краски и горячие эмоции.
Екатерина Мирзоянц дебютировала в партии Татьяны. Героиня предстала по-девичьи сентиментальной и по-женски мудрой, по-сельски простой и по-светски роскошной. Трепетная, тонкая, нежная душа и романтический взгляд на жизнь нашли отражение в образе простой, но изысканной, эмоциональной, но рассудительной, порывистой, но разумной девушки. В ее голосе – сила и красота, теплота и трепет, искренность и порядочность русской барышни, за два часа проходящей непростой путь от скромной сельской глуши до роскошной великосветской столицы с ее развлечениями и прочими соблазнами.
Виктория Яровая органично воплотила роль Ольги – «беззаботной и шаловливой» юной барышни, «веселой и резвой пташки». Кокетливая игрунья, в отличие от своей родной сестры, не скучает и в сельской глуши. Яркий, богатый, пряный, насыщенный голос рисует образ насмешницы, которая не щадит чувства любимого человека. Совсем еще ребенок, эта героиня изъясняется самыми низкими нотами.
Владимир Ленский в исполнении Станислава Мостового – талантливая творческая личность, трепетный юноша, сладкоголосый лирик, влюбленный в свою невесту. Его посвящения Ольге звучат как самые нежные, романтичные, изысканные серенады. Серебристый, звонко журчащий голос – символ юности, одухотворенности, полета души, вдохновения. Ленский – темпераментный, горячий, эмоциональный человек. Он ссорится со своим другом, вызывает на дуэль, невыносимо страдает, прощается с возлюбленной в одной из самых знаменитых арий.
В роли Гремина предстал Алексей Тихомиров. Седовласый князь в его исполнении – настоящий герой, сильный, смелый, мудрый, благородный, прошедший на своем пути немало суровых испытаний. Его куплеты – эмоциональный, но спокойный, энергичный, но вальяжный, прочувствованный, но продуманный монолог человека, после множества тягот и лишений нашедшего, наконец, свое счастье. В его глубоком, насыщенном яркими красками голосе слышатся свет, тепло, доброта, сила, готовность сражаться за спокойствие и благополучие своих дорогих и любимых людей.
В спектакле случился еще один дебют: Галина Бадиковская впервые исполнила партию Лариной (раньше солистка на протяжении нескольких сезонов играла роль Татьяны). Ее дуэт с няней (Маргарита Некрасова) – воспоминания о далеком прошлом, полные светлой грусти и ностальгии. Многие события наложили серьезный отпечаток на характер помещицы, помогли ей обрести почву под ногами и осознать, что «привычка свыше нам дана, замена счастию она…».
Один из самых обаятельных персонажей спектакля – француз Трике (Дмитрий Пьянов). Его куплеты – посвящение имениннице Татьяне – выразительный, искренний, трогательный монолог с легким иностранным акцентом.
Артисты хора – важнейшие элементы иллюстраций к «энциклопедии русской жизни». Это и работающие в поле крестьяне, и люди, помогающие героям мгновенно преобразиться при переходе из одной сцены в другую, и гости на балах у Лариных и в Петербурге. Они внимательно наблюдают за происходящим, обсуждают важнейшие события, сплетни и слухи, танцуют и создают празднично-торжественную атмосферу объемной, насыщенной полифонией.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Музыкальная редакция: Евгений Колобов (Народный артист России).
Режиссер: Сергей Арцибашев (Народный артист России).
Сценография: Сергей Бархин (Народный художник России).
Костюмы: Элеонора Маклакова (Народный художник России).
Главный хормейстер-постановщик: Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер: Мария Чекръкчиева.
Свет: Сергей Макряшин.
Премьера состоялась 5 октября 1996 года.
Дирижер:
Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая Маска»).
В ролях:
Ларина: Галина Бадиковская (сопрано);
Татьяна: Екатерина Мирзоянц (сопрано);
Ольга: Виктория Яровая (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано);
Няня: Маргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Онегин: Константин Сучков (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Ленский: Станислав Мостовой (лауреат Международного конкурса, тенор);
Гремин: Алексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, бас);
Зарецкий: Андрей Фетисов (бас);
Трике: Дмитрий Пьянов (лауреат премии города Москвы, лауреат премии «Онегин», тенор).
Соло в хоре:
Владимир Федоткин (лауреат Международных конкурсов, тенор).
Соло в оркестре:
Валторна: Антон Искеев;
Гобой: Станислав Панков.
Камерный спектакль, интимная, глубоко личная драма, где никто и ничто не будет отвлекать внимание зрителя от сцены. Не нужно никакого деления на акты, действие должно идти сплошным потоком, что в значительной степени повысит силу воздействия истории на сознание и подсознания каждого человека, сидящего в зале. Как вы думаете, решаема ли задача с таким условием, если речь идет о постановке оперы «Евгений Онегин»? Вот уже без малого четверть века московские театралы могут увидеть уникальный пример положительного ответа на этот вопрос.
Постановка С.Арцибашева в музыкальной редакции Е.Колобова осуществлена таким образом, что «лирические сцены» идут друг за другом без долгих пауз и деления на акты. Отсутствие антракта приводит к тому, что каждая следующая картина плавно выходит из предыдущей. Музыкальный материал льется свободно и красиво, не теряются изысканные гармонии и не улетучивается то особое настроение и эмоциональное состояние, в каком пребывают герои после свершения важнейших событий.
В первой картине Татьяна влюбилась с первого взгляда в заехавшего в гости соседа. Сгорая от страсти, в следующем эпизоде она пишет искреннее признание. Этот фрагмент завершается фразой: «Кончаю… Страшно перечесть!...». С нетерпением и трепетом ждет героиня ответа. Онегин, ознакомившись с письмом, читает девушке нравоучение (третья картина). В четвертой сцене, пребывая этом же состоянии скучающего светского льва на отдыхе, он появляется на балу в честь именин Татьяны. Сплетни вызывают в герое агрессию, результатом которой становится вызов от друга на дуэль. Ленский приезжает на праздник к соседям в состоянии радостного возбуждения, а покидает его мрачным и удрученным, ожидая поединка с другом. Онегин, убив юного поэта, в подавленном состоянии отправляется в дальние страны, откуда возвращается в стольный Петербург, но «блеск и суета большого света не рассеют вечной, томительной тоски…». На одном из балов герой вновь встречается с Татьяной, но это уже совсем другой человек. Потрясение вынуждает Евгения сорвать с лица маску холодного равнодушия, дать волю долго дремавшим чувствам.
События развиваются стремительно, лавинообразно. В спектакле нет ничего лишнего, все очень камерно, интимно, лаконично. Высокие темпы драматического развития никак не отражаются на лирическом характере эпизодов, на подробных картинах из жизни русской глубинки и великосветской столицы, зашифрованных в музыкальном материале и мастерски воплощенных симфоническим оркестром театра под управлением Андрея Лебедева.
В спектакле состоялось несколько дебютов.
Константин Сучков впервые предстал в роли заглавного персонажа. Онегин в его исполнении получился настоящим «лишним человеком» - «белой вороной», которая выделяется ярким пятном в любом обществе, где бы не оказалась. Блеск и сияние «светского льва» на фоне жителей глубинки, пусть и дворян, выглядит не органично. Также не комфортно ему, находящемуся во власти мрачных, тяжких дум, на привычных балах и раутах в Петербурге. На живом, подвижном, выразительном лице отражаются мысли и чувства персонажа, мимика и жесты говорят порой гораздо больше, чем самые длинные монологи. В течение спектакля преображается не только внешний облик, но и голос: красивый, мягкий, бархатный, в первых картинах он звучит холодно, с легкой иронической насмешкой, а в заключительных обретает яркие краски и горячие эмоции.
Екатерина Мирзоянц дебютировала в партии Татьяны. Героиня предстала по-девичьи сентиментальной и по-женски мудрой, по-сельски простой и по-светски роскошной. Трепетная, тонкая, нежная душа и романтический взгляд на жизнь нашли отражение в образе простой, но изысканной, эмоциональной, но рассудительной, порывистой, но разумной девушки. В ее голосе – сила и красота, теплота и трепет, искренность и порядочность русской барышни, за два часа проходящей непростой путь от скромной сельской глуши до роскошной великосветской столицы с ее развлечениями и прочими соблазнами.
Виктория Яровая органично воплотила роль Ольги – «беззаботной и шаловливой» юной барышни, «веселой и резвой пташки». Кокетливая игрунья, в отличие от своей родной сестры, не скучает и в сельской глуши. Яркий, богатый, пряный, насыщенный голос рисует образ насмешницы, которая не щадит чувства любимого человека. Совсем еще ребенок, эта героиня изъясняется самыми низкими нотами.
Владимир Ленский в исполнении Станислава Мостового – талантливая творческая личность, трепетный юноша, сладкоголосый лирик, влюбленный в свою невесту. Его посвящения Ольге звучат как самые нежные, романтичные, изысканные серенады. Серебристый, звонко журчащий голос – символ юности, одухотворенности, полета души, вдохновения. Ленский – темпераментный, горячий, эмоциональный человек. Он ссорится со своим другом, вызывает на дуэль, невыносимо страдает, прощается с возлюбленной в одной из самых знаменитых арий.
В роли Гремина предстал Алексей Тихомиров. Седовласый князь в его исполнении – настоящий герой, сильный, смелый, мудрый, благородный, прошедший на своем пути немало суровых испытаний. Его куплеты – эмоциональный, но спокойный, энергичный, но вальяжный, прочувствованный, но продуманный монолог человека, после множества тягот и лишений нашедшего, наконец, свое счастье. В его глубоком, насыщенном яркими красками голосе слышатся свет, тепло, доброта, сила, готовность сражаться за спокойствие и благополучие своих дорогих и любимых людей.
В спектакле случился еще один дебют: Галина Бадиковская впервые исполнила партию Лариной (раньше солистка на протяжении нескольких сезонов играла роль Татьяны). Ее дуэт с няней (Маргарита Некрасова) – воспоминания о далеком прошлом, полные светлой грусти и ностальгии. Многие события наложили серьезный отпечаток на характер помещицы, помогли ей обрести почву под ногами и осознать, что «привычка свыше нам дана, замена счастию она…».
Один из самых обаятельных персонажей спектакля – француз Трике (Дмитрий Пьянов). Его куплеты – посвящение имениннице Татьяне – выразительный, искренний, трогательный монолог с легким иностранным акцентом.
Артисты хора – важнейшие элементы иллюстраций к «энциклопедии русской жизни». Это и работающие в поле крестьяне, и люди, помогающие героям мгновенно преобразиться при переходе из одной сцены в другую, и гости на балах у Лариных и в Петербурге. Они внимательно наблюдают за происходящим, обсуждают важнейшие события, сплетни и слухи, танцуют и создают празднично-торжественную атмосферу объемной, насыщенной полифонией.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии