интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Нюансы образов в легендарном спектакле Е.В.Колобова – С.Н.Арцибашева "Евгений Онегин"

 
 
 

Нюансы образов в легендарном спектакле Е.В.Колобова – С.Н.Арцибашева "Евгений Онегин"

Автор: Ольга Пурчинская от 3-06-2018, 03:55, посмотрело: 1810

1 июня 2018 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошло последнее в 27 сезоне представление спектакля «Евгений Онегин». Эта постановка – один из символов столичной сцены, занимающий почетное место в афише с 5 октября 1996 года.

Музыкальная редакция – Евгений Колобов (Народный артист России).
Режиссер – Сергей Арцибашев (Народный артист России).
Сценография – Сергей Бахрин (Народный художник России).
Костюмы – Элеонора Маклакова (Народный художник России).
Главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер – Мария Чекръкчиева.
Свет – Сергей Макряшин.

Нюансы образов в легендарном спектакле Е.В.Колобова – С.Н.Арцибашева "Евгений Онегин"Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).

В ролях:
ОнегинИлья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
ТатьянаЕкатерина Петрова (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
ОльгаАнастасия Лепешинская (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
ЛенскийЯрослав Абаимов (лауреат Международного конкурса, тенор);
ГреминВладимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
ЛаринаТатьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
НяняЭмма Саркисян (Народная артистка России, меццо-сопрано);
ТрикеМаксим Остроухов (тенор);
ЗарецкийАндрей Фетисов (бас).

«Лирические сцены в семи картинах» (именно так обозначил жанр своей оперы, написанной на текст одноименного романа в стихах А.С.Пушкина, П.И.Чайковский) – сочинение, основанное на невероятно ясном, «живописном» музыкальном материале. Слушая знаменитые мелодии, зритель очень четко представляет себе сад усадьбы Лариных, бальные залы в сельском дворянском доме и в столичном княжеском дворце, летние и зимние пейзажи в русской глубинке, мрачную площадку для дуэли, комнату юной барышни и покои княгини.

Спектакль Сергея Арцибашева не предполагает деления на акты, картины просто следуют одна за другой. Благодаря такому постановочному решению драматизм нарастает с каждой новой сценой. Плавные музыкальные переходы от праздничного вальса к похоронному маршу, от летней беспечности к зимней меланхолии, от сельской глуши к великосветскому блеску, от холодной «томительной тоски» к выжигающей, испепеляющей страсти многократно усиливают этот эффект.

«Евгений Онегин» - опера лирическая, интимная. Здесь все построено на человеческих взаимоотношениях. Автор музыкальной редакции спектакля Евгений Колобов определил жанр бессмертного сочинения как «трагедию, Дуэль с большой буквы». Одного глубокого, внимательного взгляда будет вполне достаточно, чтобы понять, что это действительно так: Татьяна «сражается» с Ольгой, Онегин – с Ленским, Гремин – с Онегиным, Ольга – с Ленским, Онегин – с Татьяной, и так далее. Конфликты эти условны, чисто номинальны, но носят довольно жесткий, непримиримый характер.

Отсутствие деления на акты создает ощущение цельного действия, замкнутого круга, внутри которого стремительно развиваются и разрастаются, как снежный ком, известные события. Команда исполнителей-виртуозов создает россыпь ярких, сильных, живых образов, неустанно развивающихся как индивидуально, так и в ансамблевом взаимодействии. Мимика, жесты, оценки, взгляды, движения, - здесь нет ничего лишнего, каждый последующий эпизод плавно вытекает из предыдущего.

Между первой и шестой картинами проходит внушительный временной интервал – два года. Татьяна успевает пройти путь от юной девочки, наивно-мечтательной барышни из сельской глуши, до сильной, мудрой, блистательной княгини, жительницы столицы, желанной гостьи великосветских раутов. В начале спектакля она застенчива, стыдлива, «дика, печальна, молчалива». Страстный эмоциональный порыв, вдохновивший героиню на написание письма, дает воображению поистине безграничный простор для фантазии. Что-то будет дальше? А дальше – окатывающее ледяным душем объяснение с красавцем-героем, точно сошедшим к ней со страниц французских любовных романов. «Как я несчастна, как я жалка» - печально вздыхает Татьяна. В этот момент на ее лице возникает легкая, прозрачная улыбка, олицетворение светлой грусти
Княгиня Гремина – совсем другой человек («..и как проста, как величава, как небрежна, царицей кажется она»…). Она мудра, уверена в себе, красива. Всего на несколько минут она вернется в облик «прежней» Татьяны, юной, искренней, неопытной, чтобы в последний раз объясниться с Онегиным, расставить все точки над i. Ее теплый, светлый, эмоционально окрашенный и драматически наполненный голос, еще совсем недавно раскрывающий душу в письме, теперь уязвит его достоинство и распрощается навек. А легкий, едва заметный кивок головы, довершит начатое музыкой действие.

Сквозной, холодный, отстраненный, отчужденный, - такой лаконичный словесный потрет Онегина можно набросать в момент его первого появления в саду усадьбы Лариных. Несмотря на скуку, герой внимательно наблюдает за всем, что происходит в доме у соседей. Легкая усмешка, холодный взгляд, ледяное пренебрежение, несоблюдение светских условностей, - штрихи к не самому лестному портрету человека. Строгость и равнодушие, возможно, даже жестокость титульный персонаж проявляет не только по отношению к Татьяне и ее девичьим грезам, но и к другу, поэту Ленскому.
На балу у Лариных герой несколько выделяется из общества своим поведением. Он холоден и мрачен, на лице застыло выражение вселенской «томительной тоски». А с Ольгой Евгений «очень мил», обходителен, галантен. Их танцы (вальсы, мазурки, экосезы, котильон) – торжество аристократического изящества, грации и пластики.
В дуэли с Ленским герой вновь холоден, сдержан и суров, а во время предваряющей поединок ссоры атмосфера накаляется до предела: недавние друзья испепеляют друг друга взглядами, добела накаляют атмосферу громкими во всех смыслах высказываниями.
Глобальные перемены в центральном образе спектакля случаются в шестой картине. Два года скитаний по дальним странам не вылечили его от тоски, не помогли изжить печальные мысли. Но визит на бал к другу и родственнику, князю Гремину, зажигает в его душе не то, что искру – настоящий пожар, горячее зарево. «Ужель та самая Татьяна?... та девочка, которой я пренебрегал»… Все, прежнего Евгения больше нет – он мгновенно перерождается. В глазах больше нет вселенской тоски – теперь они горят ярким огнем. Движения, по-светски выверенные и изысканные, становятся страстными, порывистыми. И голос, сперва холодный, гордый, нравоучительный, обретает теплоту, мягкость, эмоциональный окрас.

В отличие от своей родной сестры, Ольга – воплощение веселой, легкой, быстрой, беззаботной юности. Красавица-кокетка, живая, озорная, она очаровывает обворожительной улыбкой, живой мимикой, гибкостью, подвижностью и ловкостью. А какое радостное возбуждение отразилось на лице героини, когда она заметила подъезжающий к дому экипаж! А как тонко улыбалась нареченному жениху на балу, когда тот прибыл на праздник! А насколько явно показывала, что ревность утомительна и беспочвенна!
Очень интересно сочетание такого образа с глубоким, терпким, медовым, низким голосом, контрастирующим с серебристым «колокольчиком» Татьяны.

Владимир Ленский – лирический герой, пылкий, страстный, юный, творчески одаренный и духовно наполненный персонаж. Его чувства сильны и искренни, голос, подобно солнцу, наполняет все вокруг светом и теплом.
Искренность и порывистость обнажают тонкую, нежную душу. Такой цветок, оказывается, очень легко погубить. Это сделали, сами того не ожидая, два самых близких ему человека – друг и невеста. Что же теперь – только смерть! Голос обретает оттенок светлой грусти и меланхолии, а ведь за несколько минут до этого, в момент ссоры с Ольгой и Онегиным буквально обжигал, до того раскалился!

Князь Гремин – немолодой уже человек, герой, военный, немало испытавший на своем веку. В его голосе мудрость и благородство сочетаются с нежностью, светом и благоговением, которые он испытывает по отношению к молодой жене. И все это – в особом всепоглощающем басовом бархате.

Помещица Ларина, мать Татьяны и Ольги, в разные годы своей жизни была такой, как ее дочери: и лиричной, глубокой мечтательницей, и легкой, быстрой, беспечной вострушкой-веселушкой. А затем – брак, новая семья, дети. Вот и пришлось забыть ей про все свои мечты, увлечения и подруг. «Привычка свыше нам дана, замена счастию она».

Няня сестер Лариных – чудесная женщина, излучающая свет, тепло и доброту. Очень мягко, деликатно, по-матерински ласково ухаживает она за своими подопечными. Эта героиня прожила долгую жизнь, ее воспоминания интересны и разнообразны. Жаль только, что они не могут завладеть вниманием влюбленной Татьяны.

Изысканное обаяние в чисто французском стиле свойственно господину Трике. Его трогательно-наивные, восторженно-искренние куплеты делают короткое выступление на балу у Лариных весьма заметным эпизодом спектакля.

Образы героев оперы рождаются при гармоничном вплетении музыкальной канвы в драматическую. Оркестровые и массовые эпизоды углубляют конфликты, делают их более ясными, логически выверенными и жизненными. Бессмертные мелодии П.И.Чайковского помогают зрителю увидеть иллюстрации из «энциклопедии русской жизни», бытовые, праздничные, торжественные, подробные, полные разных нюансов и, казалось бы, незначительных мелочей.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр