интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Король Артур и рыцари "круглого стола" поселились в Московском театре оперетты

 
 
 

Король Артур и рыцари "круглого стола" поселились в Московском театре оперетты

Автор: Ольга Пурчинская от 23-02-2020, 06:42, посмотрело: 1835

22 и 23 февраля 2020 года в Московском театре оперетты проходят премьерные показы мюзикла «Король Артур». На два с половиной часа столичные подмостки превращаются в легендарное средневековое государство Камелот.

Композитор: Гельсят Шайдулова.
Либретто: Жанна Жердер.
Литературная основа: одноименный роман Томаса Мэлори.

Режиссер-постановщик: Жанна Жердер (Заслуженная артистка России).
Музыкальный руководитель и дирижер: Константин Хватынец.
Художник-постановщик: Владимир Арефьев (Народный художник России).
Балетмейстер-постановщик: Игорь Маклов.
Постановщик сценического боя: Алексей Дерендяев.
Хормейстер: Станислав Майский.
Художник по свету: Александр Сиваев.
Технический ассистент художника по свету: Павел Макаров.
Ассистент художника по свету: Елена Кальво Мачирян.
Звукорежиссер: Кристина Доровицына.
Автор инструментовки: Алексей Курбатов.

В ролях:
Король Артур: Герард Васильев (Народный артист России);
Джиневра: Ольга Белохвостова;
Ланцелот: Павел Иванов;
Мерлин: Александр Маркелов (Народный артист России);
Моргана: Елена Зайцева (Народная артистка России);
Шут: Александр Каминский;
Элис: Анастасия Пугина;
Кей-Сенешаль: Константин Ужва;
Мордред: Давид Левин;
Персиваль: Алесандр Фролов;
Галхад: Никита Грабовский;
Борс: Игорь Оробей;
Бомейн: Глеб Косихин;
Рыцари Круглого стола, жители Камелота и Лионеза: артисты хора и балета.

Соло в оркестре:
Акустическая гитара: А.Потапов, Д.Михайлов;
Скрипка: П.Береславцев, М.Рыбина, А.Майоров;
Альт: М.Лукьяшина, Н.Крылова;
Виолончель: И.Ситников, И.Мельников;
Флейта: М.Акинфина, М.Трофимов;
Гобой: А.Морозов, П.Капитанчук;
Кларнет: Д.Ирьянов, С.Тетеркин;
Фагот: С.Матвеенко, А.Шамиданов;
Корнет-а-пистон: Л.Горшков, И.Зуев, А.Орехов, М.Чиж;
Тромбон: И.Баканов, А.Рашин, Р.Квасов.

Британские средневековые легенды о короле Артуре, волшебнике Мерлине, леди Джиневре, колдунье Моргане и двенадцати рыцарях «Круглого стола», в том числе Ланцелоте, Персивале и Галхаде – романтические, полусказочные истории о благородных кавалерах и прекрасных дамах, о мечтах, надеждах и устремлениях, о добре, справедливости и отваге на протяжении многих столетий вдохновляли творцов из разных стран и народов на создание всевозможных произведений искусства. Это полотна и скульптурные композиции, романы и пьесы, кино- и телефильмы, музыкальные фантазии и драматические спектакле о героях кельтского национального эпоса.

Московский театр оперетты вновь обратился к жанру мюзикла. Лирико-романтическая, благородно-изысканная, зрелищная, глубокая, драматичная, красивая, одухотворяющая и окрыляющая постановка, несмотря на свою принадлежность к «легкому» жанру, наличие ярких массовых сцен и парада номеров – потенциальных шлягеров и хитов, вызывает важнейший для сценического действа эффект катарсисаочищения и обогащения души сквозь призму искусства посредством сострадания и сопереживания. Спектакль вызывает целый спектр чувств и эмоций, от радости до печали, от смеха до слез, от низвержения до просветления.

В чем же секрет такого серьезного воздействия? Прежде всего, в гармоничном сосуществовании музыкального и драматического материала; в том, насколько плавно ложатся слова либретто на мелодии; в том, с каким тонким вкусом и изысканным юмором прописаны диалоги; в том, как красиво, изящно и грациозно порхают по сцене герои разных возрастных групп; в том, как в насыщенной звуковой палитре уживаются разные стили, от классики до рока, от джаза до эстрады. В музыке ощущается национальный британский колорит.

Несмотря на типично средневековую мрачность и даже легкую туманность, визуальный ряд постановки очень красив. Сценическое пространство представляет собой два дружественных государства – Камелот и Лионез. Гигантские каменные плиты по образу своему похожи на монументальные средневековые постройки, какими они описываются в легендах. В некоторых эпизодах зрители становятся наблюдателями знаменитых заседаний рыцарей «Круглого стола» под председательством самого доброго, честного и справедливого правителя – короля Артура. Двенадцать человек, сидящих на равном расстоянии друг от друга, напоминают об еще одном легендарном артефакте – фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Не менее интересны и другие места действия – лаборатория волшебника Мерлина; храм, где проводятся церемонии посвящения Ланцелота в рыцари «Круглого стола» и бракосочетания Артура и леди Джиневры; дремучий лес на пересечении двух государств, который в своем колдовстве использует колдунья Моргана.

Красивые костюмы стилизованы под средневековые одеяния представителей различных сословий, от высшей знати до простолюдинов и рабов. Все наряды дополнены мантиями, плащами, колющим и режущим оружием. Мечи и шпаги предстают в спектакле во всей красе – в жарких, зрелищных баталиях благородных рыцарей, защищающих свои родные земли и прекрасных дам сердца от вторжения врагов-завоевателей.

Несмотря на то, что в этой постановке Артур (Герард Васильев), легендарный король бриттов, предстает в солидном возрасте, он не утратил удали, смелости и отваги. Он по-прежнему является воплощением мужества, чести, добра и справедливости, его сердце все такое же горячее и страстное, а разум – холоден и расчетлив. Каждая фраза, сказанная или спетая заглавным персонажем, о многом заставляет задуматься, оставляя глубокий след в памяти. Он в любую секунду готов не просто отдать распоряжения, а взять в руки оружие и возглавить свое войско.

Король Артур и рыцари "круглого стола" поселились в Московском театре опереттыКороль Артур – символ Камелота, его основатель и хранитель, человек, которому предстоит жить вечно, ведь даже после физической смерти такие герои навсегда остаются на страницах эпических произведений, мифов и легенд. Вместе с Его Величеством легендарное государство поддерживают и оберегают от напастей волшебник Мерлин (Александр Маркелов), колдунья Моргана (Елена Зайцева) и шут (Александр Каминский).

Два замечательных волшебника – Мерлин и Моргана – в этой истории оказываются не заклятыми врагами, а добрыми приятелями, неустанно подшучивающими друг над другом, высмеивающими очевидные недостатки, но в сложных ситуациях приходящими на выручку.

Коварная колдунья Моргана здесь – яркая, харизматичная, роскошная женщина с непростым характером и добрым сердцем. Она ревностно оберегает покой легендарного государства и систематически экспериментирует со своей внешностью, поддерживает молодость и красоту. Ее вокальная партия – сложнейший коктейль из разных музыкальных стилей, от классики до рока с джазовыми и цыганскими нотками. Эта героиня гипнотизирует глазами и завораживает легкими движениями рук.

Волшебник Мерлин также поддерживает силы и внешний вид при помощи магических снадобий и эликсиров, иногда забывая принять очередную порцию зелья. Этот комический, острохарактерный персонаж дарит зрителям массу положительных эмоций.

Грустный, печальный шут поражает своей невероятной гибкостью, пластикой, прыгучестью и целым парадом сложнейших акробатических элементов. Этот персонаж должен веселить короля и его свиту, а как это сделать, если душа его плачет, а сердце страдает? И такому человеку нужна прекрасная дама сердца, ради которой можно и стихи писать, и песни, и шутки слагать, и памфлеты, и анекдоты.

Король Артур и рыцари "круглого стола" поселились в Московском театре опереттыЛеди Джиневра (Ольга Белохвостова) и рыцарь Ланцелот (Павел Иванов) могли бы составить классический лирический дуэт, нежный, благородный, чувственный, искренний, пылкий и страстный. Юная прекрасная дама очаровывает светлым взглядом и чарующим, журчащим, обволакивающим пением, а молодой кавалер – силой, мужеством, статью, богатством и глубиной красок голоса. Но героям мешает чувство долга, оба они преданы королю: она – невеста, а вскоре супруга Артура, который, согласно предсказанию в Книге Судеб, в случае ее измены умрет; он – бродяга, спасший юную леди от напавших в лесу разбойников, впоследствии посвященный в рыцари, не могущий предать своего короля.

Есть в спектакле еще один герой, только совсем другой. Рыцарь Мордред (Давид Левин) – темный, резко отрицательный персонаж, предатель и захватчик. Несмотря на яростное, агрессивное поведение, он не утрачивает утонченных, изысканных, благородных манер.

Британский эпос рассказывает об уникальном оружии – волшебном мече Эскалибур. Разумеется, в спектакле легендарного артефакта нет, зато есть зрелищная сцена сражения рыцарей «Круглого стола» с вражеским войском, попытка отстоять Камелот, защитить его спокойное, безмятежное, мирное существование.

Постановка «Короля Артура» осуществлена в лучших традициях мюзикла – синтетического жанра музыкального театра. Здесь есть все – и интересный, захватывающий сюжет, и яркие актерские работы, и блестящие вокальные партии, и зрелищные бои, и изысканные танцы, и бытовые пляски. Музыкальный материал – настоящий парад потенциальных хитов. Арии, дуэты, ансамбли и массовые сцены из спектакля многие зрители уже напевают, стоя в очереди в гардероб.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр