19 февраля 2020 года в московском театре «Новая Опера» в 78-й раз спели и сыграли музыкальную драму «Борис Годунов». Сочинение М.П.Мусоргского (либретто композитора по А.С.Пушкину и Н.М.Карамзину) исполняется в первой авторской редакции.
Музыкальный руководитель и дирижер: Дмитрий Волосников (лауреат премии «Золотая Маска»).
Режиссер: Валерий Белякович (Народный артист России).
Сценография: Эдуард Кочергин (Народный художник России).
Костюмы: Инна Габай.
Главный хормейстер-постановщик: Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер: Мария Чекръкчиева.
Художник по свету: Глеб Фильштинский.
Премьера состоялась 20 сентября 1998 года.
В ролях:
Борис Годунов: Алексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, бас);
Федор, сын Бориса: Анна Синицына (меццо-сопрано);
Ксения, дочь Бориса: Виктория Шевцова (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Мамка Ксении: Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Республики Удмуртия, меццо-сопрано);
Князь Василий Шуйский: Михаил Губский (Заслуженный артист России, тенор);
Андрей Щелкалов, думный дьяк: Артем Гарнов (баритон);
Пимен, монах: Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, лауреат премии «Золотая Маска», бас);
Григорий Отрепьев: Александр Скварко (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор);
Варлаам, бродяга: Борис Жуков (бас);
Мисаил, бродяга: Максим Остроухов (тенор);
Хозяйка корчмы: Маргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Юродивый: Александр Богданов (лауреат Международного конкурса, тенор);
Пристав: Олег Шагоцкий (лауреат Международного конкурса, баритон);
Митюха, крестьянин: Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
Ближний боярин: Александр Попов (баритон).
События спектакля разворачиваются на рубеже XVI – XVII столетий, с 17 (27) февраля 1598 по 13 (23) апреля 1605 года. Согласно официальным историческим хроникам, в этот промежуток Россией правил царь Борис Годунов (1552 – 1605). Период его властвования стал началом смутных времен – фрагмента истории России, в течение которого на страну неустанно сыпались стихийные бедствия, многочисленные войны (гражданская, русско-польская, русско-шведская), глубокий государственно-политический и финансово-экономический кризис.
Опера М.П.Мусоргского в первой авторской редакции – это семь картин, иллюстрирующих мрачные страницы отечественной истории: «Зов Бориса на царство», «Венчание на царство», «Сцена в келье», «Сцена в корчме», «Сцена в тереме», «Сцена у храма Василия Блаженного», «Смерть Бориса».
Музыкальный материал оперы по-настоящему глубокий, насыщенный. Тонко, изящно, психологически достоверно рисует симфонический оркестр «Новой Оперы» под управлением Дмитрия Волосникова живые, яркие, портреты героев, среди которых встречаются как знаменитые исторические личности, так и вымышленные персонажи. Мрачный звуковой фон нагнетает обстановку, неустанно усиливает ощущение приближающейся трагедии.
Центральная фигура спектакля в исполнении Алексея Тихомирова – уникальное явление, воплощение силы и величия, трагической обреченности и гнетущего одиночества, человечности и жестокости. Мы видим не просто артиста на сцене, а истинного правителя земель русских, достигшего «высшей власти», но так и не увидевшего в своей жизни счастья, не имеющего возможности порадоваться за своих детей. Герой постоянно находится в напряжении, его систематически одолевают мрачные предчувствия. Царь теряет рассудок, мечется по сцене, смотрит вдаль безумными глазами, пытается замаливать грехи. Богатый, роскошный, мощный голос благородного оттенка ярко, сильно, эмоционально подает всю палитру оттенков настроения и душевного состояния кровавого самодержца, вроде бы раскаявшегося в содеянных преступлениях, приведших его на трон.
Дети Годунова обречены на несчастье. Царевна Ксения (Виктория Шевцова) нежным, певучим голосом оплакивает погибшего жениха. Царевич Федор (Анна Синицына, дебют в партии) – совсем еще юный мальчик, отрок, активно обучающийся наукам, которые должны в будущем помочь ему править государством. Отец-самодержец умирает у него на глазах, передавая бразды правления в руки этого совсем еще ребенка. От постигшего горя юноша взрослеет на глазах.
Михаил Губский создал яркий образ князя Василия Шуйского – хитрого, ловкого тактика, по сути, одного из теневых правителей Руси, зачинщиков Смутных времен. Вкрадчивые, псевдо-доверительные, обманчивые, лицемерные интонации, которыми он разговаривает с царем, острый ум, неусыпное внимание и пронзительный взгляд рисуют живописный портрет шпиона, ловко и быстро раскрывающего любые секреты, умеющего раскрывать самые запутанные тайны.
Думный дьяк Андрей Щелкалов в исполнении Артема Гарнова обладает мягким, сильным, бархатным голосом, внушающим доверие и заставляющим внимать каждому слову. Глава правящего политического сообщества легко и быстро доносит важнейшую государственную информацию и до возглавляемых им бояр, и до простого народа, собравшегося на центральной площади.
Одна из самых загадочных личностей спектакля – старый монах-летописец Пимен (Евгений Ставинский). В глазах его – мудрость, в душе – строгость и неприступность, в голосе – величие. Чего только не повидал почтенный старец за свою долгую жизнь, был свидетелем трагических, кровавых событий, много молился, долго странствовал.
Григорий Отрепьев (Александр Скварко) – молодой монах, обитатель кельи в Чудовом монастыре, человек замкнутый, нервный, агрессивный, коварный. Этому человеку суждено было войти в историю под именем Лжедмитрия I.
Спектакль мрачный, глубоко драматический, но есть в нем один веселый, зажигательный эпизод – сцена в корчме. Ее участники – хозяйка корчмы (Маргарита Некрасова), а также два монаха-бродяги, Варлаам (Борис Жуков, дебют в партии) и Мисаил (Максим Остроухов). Их песни в народном стиле и энергичные пляски – по-русски беззаботное, искреннее развлечение, напоминание о том, что и в смутные времена можно найти свой источник радости.
Жалобно, но жестоко звучат монологи юродивого (Александр Богданов) – нищего человека, блаженного, инвалида. Такие персонажи умеют воздействовать на толпу, подстрекать к бунтам и восстаниям. Власти всегда относятся к ним с особым трепетом, и Годунов – не исключение.
Действие оперы разворачивается в Смутные времена, когда страну поразил глобальный финансово-экономический кризис. Тем значительнее контраст во внешнем виде богачей-бояр и бедняков-крестьян в исполнении артистов хора. Представители разных социальных слоев, они все слаженным многоголосным коллективом славят царя, вступающего на престол.
«Борис Годунов» - опера, рожденная на перекрестке творчества двух авторов, каждый из которых внес весомый вклад в русскую национальную культурную традицию. Самая крупная, исторически достоверная драма А.С.Пушкина легла в основу либретто к сочинению М.П.Мусоргского. Музыкальный материал выигрышно, эффектно оттеняет яркие образы, прорисованные в трагедии.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Музыкальный руководитель и дирижер: Дмитрий Волосников (лауреат премии «Золотая Маска»).
Режиссер: Валерий Белякович (Народный артист России).
Сценография: Эдуард Кочергин (Народный художник России).
Костюмы: Инна Габай.
Главный хормейстер-постановщик: Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер: Мария Чекръкчиева.
Художник по свету: Глеб Фильштинский.
Премьера состоялась 20 сентября 1998 года.
В ролях:
Борис Годунов: Алексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, бас);
Федор, сын Бориса: Анна Синицына (меццо-сопрано);
Ксения, дочь Бориса: Виктория Шевцова (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Мамка Ксении: Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Республики Удмуртия, меццо-сопрано);
Князь Василий Шуйский: Михаил Губский (Заслуженный артист России, тенор);
Андрей Щелкалов, думный дьяк: Артем Гарнов (баритон);
Пимен, монах: Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, лауреат премии «Золотая Маска», бас);
Григорий Отрепьев: Александр Скварко (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор);
Варлаам, бродяга: Борис Жуков (бас);
Мисаил, бродяга: Максим Остроухов (тенор);
Хозяйка корчмы: Маргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Юродивый: Александр Богданов (лауреат Международного конкурса, тенор);
Пристав: Олег Шагоцкий (лауреат Международного конкурса, баритон);
Митюха, крестьянин: Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
Ближний боярин: Александр Попов (баритон).
События спектакля разворачиваются на рубеже XVI – XVII столетий, с 17 (27) февраля 1598 по 13 (23) апреля 1605 года. Согласно официальным историческим хроникам, в этот промежуток Россией правил царь Борис Годунов (1552 – 1605). Период его властвования стал началом смутных времен – фрагмента истории России, в течение которого на страну неустанно сыпались стихийные бедствия, многочисленные войны (гражданская, русско-польская, русско-шведская), глубокий государственно-политический и финансово-экономический кризис.
Опера М.П.Мусоргского в первой авторской редакции – это семь картин, иллюстрирующих мрачные страницы отечественной истории: «Зов Бориса на царство», «Венчание на царство», «Сцена в келье», «Сцена в корчме», «Сцена в тереме», «Сцена у храма Василия Блаженного», «Смерть Бориса».
Музыкальный материал оперы по-настоящему глубокий, насыщенный. Тонко, изящно, психологически достоверно рисует симфонический оркестр «Новой Оперы» под управлением Дмитрия Волосникова живые, яркие, портреты героев, среди которых встречаются как знаменитые исторические личности, так и вымышленные персонажи. Мрачный звуковой фон нагнетает обстановку, неустанно усиливает ощущение приближающейся трагедии.
Центральная фигура спектакля в исполнении Алексея Тихомирова – уникальное явление, воплощение силы и величия, трагической обреченности и гнетущего одиночества, человечности и жестокости. Мы видим не просто артиста на сцене, а истинного правителя земель русских, достигшего «высшей власти», но так и не увидевшего в своей жизни счастья, не имеющего возможности порадоваться за своих детей. Герой постоянно находится в напряжении, его систематически одолевают мрачные предчувствия. Царь теряет рассудок, мечется по сцене, смотрит вдаль безумными глазами, пытается замаливать грехи. Богатый, роскошный, мощный голос благородного оттенка ярко, сильно, эмоционально подает всю палитру оттенков настроения и душевного состояния кровавого самодержца, вроде бы раскаявшегося в содеянных преступлениях, приведших его на трон.
Дети Годунова обречены на несчастье. Царевна Ксения (Виктория Шевцова) нежным, певучим голосом оплакивает погибшего жениха. Царевич Федор (Анна Синицына, дебют в партии) – совсем еще юный мальчик, отрок, активно обучающийся наукам, которые должны в будущем помочь ему править государством. Отец-самодержец умирает у него на глазах, передавая бразды правления в руки этого совсем еще ребенка. От постигшего горя юноша взрослеет на глазах.
Михаил Губский создал яркий образ князя Василия Шуйского – хитрого, ловкого тактика, по сути, одного из теневых правителей Руси, зачинщиков Смутных времен. Вкрадчивые, псевдо-доверительные, обманчивые, лицемерные интонации, которыми он разговаривает с царем, острый ум, неусыпное внимание и пронзительный взгляд рисуют живописный портрет шпиона, ловко и быстро раскрывающего любые секреты, умеющего раскрывать самые запутанные тайны.
Думный дьяк Андрей Щелкалов в исполнении Артема Гарнова обладает мягким, сильным, бархатным голосом, внушающим доверие и заставляющим внимать каждому слову. Глава правящего политического сообщества легко и быстро доносит важнейшую государственную информацию и до возглавляемых им бояр, и до простого народа, собравшегося на центральной площади.
Одна из самых загадочных личностей спектакля – старый монах-летописец Пимен (Евгений Ставинский). В глазах его – мудрость, в душе – строгость и неприступность, в голосе – величие. Чего только не повидал почтенный старец за свою долгую жизнь, был свидетелем трагических, кровавых событий, много молился, долго странствовал.
Григорий Отрепьев (Александр Скварко) – молодой монах, обитатель кельи в Чудовом монастыре, человек замкнутый, нервный, агрессивный, коварный. Этому человеку суждено было войти в историю под именем Лжедмитрия I.
Спектакль мрачный, глубоко драматический, но есть в нем один веселый, зажигательный эпизод – сцена в корчме. Ее участники – хозяйка корчмы (Маргарита Некрасова), а также два монаха-бродяги, Варлаам (Борис Жуков, дебют в партии) и Мисаил (Максим Остроухов). Их песни в народном стиле и энергичные пляски – по-русски беззаботное, искреннее развлечение, напоминание о том, что и в смутные времена можно найти свой источник радости.
Жалобно, но жестоко звучат монологи юродивого (Александр Богданов) – нищего человека, блаженного, инвалида. Такие персонажи умеют воздействовать на толпу, подстрекать к бунтам и восстаниям. Власти всегда относятся к ним с особым трепетом, и Годунов – не исключение.
Действие оперы разворачивается в Смутные времена, когда страну поразил глобальный финансово-экономический кризис. Тем значительнее контраст во внешнем виде богачей-бояр и бедняков-крестьян в исполнении артистов хора. Представители разных социальных слоев, они все слаженным многоголосным коллективом славят царя, вступающего на престол.
«Борис Годунов» - опера, рожденная на перекрестке творчества двух авторов, каждый из которых внес весомый вклад в русскую национальную культурную традицию. Самая крупная, исторически достоверная драма А.С.Пушкина легла в основу либретто к сочинению М.П.Мусоргского. Музыкальный материал выигрышно, эффектно оттеняет яркие образы, прорисованные в трагедии.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии