Опера М.П.Мусоргского «Борис Годунов» (либретто композитора, литературная основа – одноименная трагедия А.С.Пушкина и фрагменты «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина) – масштабное историческое произведение, эпическое полотно в восьми картинах, повествующее о годах правления царя Бориса (1598 – 1605), известных как Смутные времена.
Одной из ключевых сюжетных линий оперы М.П.Мусоргский называл привлекавшую его возможность выражения в музыкально-драматическом материале непростых взаимоотношений царя-самодержца и его народа. Внутренний мир владыки вступает в противоборство с людьми, страдающими из-за стихийных бедствий, падающего уровня жизни, серьезных проблем с продовольствием и так далее. Стремительно развивающийся конфликт приводит к тому, что правитель угасает буквально на глазах.
Существуют две авторские редакции оперы «Борис Годунов». Первая увидела свет в 1869 году, вторая – в 1872-м. В настоящее время наибольшей популярностью пользуется более поздняя версия: для своих постановок ее использует большинство отечественных театров.
В столичной «Новой Опере» имени Е.В.Колобова можно увидеть «Бориса Годунова» в начальной, первой авторской редакции М.П.Мусоргского. Музыкальный руководитель – Дмитрий Волосников (лауреат премии «Золотая маска»). Режиссер – Валерий Белякович (Народный артист России). Сценография – Эдуард Кочергин (Народный художник России). Костюмы – Инна Габай. Художник по свету – Глеб Фильштинский. Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России), Андрей Лазарев. Премьера состоялась 20 сентября 1998 года.
23 ноября 2017 года в «Новой Опере» вновь зазвучали колокола, возвещающие о грядущей коронации царя-самодержца Бориса Годунова. Но нет радости на лице заглавного персонажа. Душа его неспокойна, на сердце давит тяжкий груз. Будущего правителя терзают мрачные предчувствия, однако он взойдет на трон, несмотря ни на что.
Дирижер – Дмитрий Волосников.
В ролях:
Борис Годунов – Алексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, бас);
Федор, сын Бориса – Мария Патрушева (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Ксения, дочь Бориса – Виктория Шевцова (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Мамка Ксении – Эмма Саркисян (Народная артистка России, меццо-сопрано);
Князь Василий Шуйский – Александр Скварко (лауреат Международного конкурса, тенор);
Андрей Щелкалов, думный дьяк – Сергей Шеремет (Заслуженный артист Украины, баритон);
Пимен, летописец-отшельник – Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Григорий Отрепьев – Дмитрий Бобров (тенор);
Варлаам, бродячий монах – Сергей Тарасов (бас);
Мисаил, бродячий монах – Антон Бочкарев (тенор);
Хозяйка корчмы – Татьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Юродивый – Александр Богданов (лауреат Международного конкурса, тенор);
Пристав – Олег Шагоцкий (лауреат Международного конкурса, баритон);
Митюха – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас);
Ближний боярин – Александр Попов (баритон).
Смутное время – один из наиболее мрачных эпизодов истории Государства Российского. Народ угнетен, сотрясаемый бесчисленными ударами стихии и постоянными налетами вражеских захватчиков. Отсутствие яркого, сильного, харизматичного лидера, крепко держащего в руках все нити власти, привело к раздробленности и междоусобным войнам. Непроходящее беспокойство, неослабевающее напряжение, тоска и печаль заполнили пространство. Такие ассоциации приходят на ум уже с первых аккордов увертюры.
Блеск и роскошь царского двора контрастирует с нищетой русского народа. Красочные, богатые наряды бояр и простые, скромные одеяния «простых» людей – символы совершенно разных условий жизни двух противоположных социальных слоев. Возникает вопрос: возможен ли честный, откровенный диалог между представителями власти и населения страны? Ответ более, чем очевиден!
В спектакле присутствуют и реальные исторические личности, и вымышленные персонажи. Каждый герой – индивидуальность с собственным внутренним миром, особенными целями и желаниями.
Борис Годунов – царь-самодержец, его коронации предшествует цепь кровавых событий, не могущих пройти бесследно. Расплата за тяжкие грехи оказывается максимально высокой.
В исполнении Алексея Тихомирова правитель земель русских предстает очень глубоким человеком, постоянно помнящим о своих злодеяниях, не забывающим о них ни на минуту. Душа героя томится, сотрясается от мрачных предчувствий. Будучи отцом, этот человек обрек самое дорогое, что у него есть – своих детей – на вечные страдания. Кармический закон суров: отвечать за грехи родителей должны их дочери и сыновья.
Неспокойна душа царя Бориса. Воспоминания о содеянном причиняют ему острую боль. Когда он находится наедине со своими мыслями (а в иной ситуации правитель не может показать своего внутреннего состояния!), его лицо выражает одновременно тревогу, страх, печаль, скорбь, ужас и многое другое. При общении с детьми черты лица смягчаются, в глазах появляются тепло, свет, мягкость и надежда.
Голос певца меняется в зависимости от обстоятельств: в нем могут звучать как ласка и нежность, так и тоска, и страдание, он может быть как бархатисто-теплым, так и леденяще-холодным, как «добрым», так и «злым», но всегда сильным, величественным и благородным.
Борис Годунов – царь, вступивший на престол в результате кровавого переворота. Убив прямого малолетнего наследника трона, он обрек на вечные страдания своих собственных детей.
Дочь Ксения (Виктория Шевцова), едва став царевной, потеряла горячо любимого жениха. Мелодичный, нежный, «хрустальный» голос передает невероятную боль, заполнившую душу молодой девушки. И даже добрая, ласковая нянюшка – мамка (Эмма Саркисян) не может отвлечь свою любимицу от печальных мыслей.
Сын Федор (Мария Патрушева, дебют в партии) – любознательный, эрудированный, целеустремленный мальчик. Едва став царевичем, он начал прилежно изучать науки, ведь знания необходимы будущему царю! Это – единственный источник света в мрачной жизни Бориса Годунова.
Наследник престола – лихая смесь из мальчишеского задора и девичьего лукавства, обаяния юности и драматической глубины.
Самый загадочный и таинственный персонаж с элементами мистики - монах-отшельник Пимен (Владимир Кудашев). Этот человек прошел длинный жизненный путь, много всего повидал и испытал. В начале перед нами возникает рассказчик, повествующий о «делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой», в конце старец превращается в глас с неба (или из Преисподней?), вершителя судеб, твердым, металлически холодным голосом рассказывающего о том, что произошло много лет назад. Этот голос гипнотизирует и завораживает, заставляя услышать и воспринять каждое сказанное слово.
Еще один монах – Григорий Отрепьев (Дмитрий Бобров, дебют в партии) – совершено другой человек. Этот молодец погружен в свои мысли, что-то тщательно анализирует, готовится к важному шагу. Он очень вдумчив, но эмоционален, сосредоточен, но рассеян, прямолинеен, но хитер.
Парад исторических личностей, наряду с центральным персонажем, возглавляет князь Василий Шуйский (Александр Скварко), по сути, теневой лидер Руси времен царствования Бориса Годунова. Это очень гибкий, изворотливый человек, прекрасно понимающий, что, где, как и когда говорить и умело использующий свои умения в собственных интересах.
Общаясь с царем, князь выдает сладкие речи, ласкающие слух, но лицо его выражает холодное пренебрежение к правителю.
Страдания и унижение русского народа воплотились в образе Юродивого (Александр Богданов) – нищего, стоящего на паперти и постоянно становящегося объектом насмешек многочисленных детей. Но в этом слабом, охваченном недугами человеке заключена невероятная сила. В истории известно немало случаев, когда подобные персонажи становились инициаторами и идейными вдохновителями восстаний и различного рода вооруженных конфликтов.
Три ярких пятна на общем мрачном фоне произведения – два бродящих монаха Варлаам (Сергей Тарасов) и Мисаил (Антон Бочкарев), а также хозяйка корчмы (Татьяна Табачук). Эти персонажи, несмотря на солидный возраст – воплощение молодецкого задора, неуемной энергии и безграничного обаяния. Такие люди даже в смутные времена не теряют присутствие духа и не впадают в уныние!
Завершающим «штрихом» на этом масштабном музыкально-историческом «полотне» стали небольшие, но очень яркие персонажи: лихой, энергичный крестьянин Митюха, напоминающий былинного богатыря (Михаил Первушин); жесткий, суровый пристав (Олег Шагоцкий), неустанно помыкающий людьми; благородный думный дьяк Андрей Щелкалов (Сергей Шеремет) и ближний боярин (Александр Попов).
Артисты хора сыграли роли бояр, детей, стрельцов, крестьян, приставов, представителей народа и т.д. Роскошные массово-многоголосные сцены рисовали контрастные портреты населения Руси, картины яркого, живописного быта бояр и мрачного, беспросветного - угнетенного народа. А ведь смутные времена накрыли всех – и палачей, и жертв!
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова под управлением Дмитрия Волосникова не только погрузил нас в атмосферу Смутного времени, но и помог максимально глубоко проникнуть в души персонажей и попытаться понять, что же происходило во внутреннем мире тех, кто управлял нашей страной несколько столетий назад и тех, кто оказался под их гнетом.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Одной из ключевых сюжетных линий оперы М.П.Мусоргский называл привлекавшую его возможность выражения в музыкально-драматическом материале непростых взаимоотношений царя-самодержца и его народа. Внутренний мир владыки вступает в противоборство с людьми, страдающими из-за стихийных бедствий, падающего уровня жизни, серьезных проблем с продовольствием и так далее. Стремительно развивающийся конфликт приводит к тому, что правитель угасает буквально на глазах.
Существуют две авторские редакции оперы «Борис Годунов». Первая увидела свет в 1869 году, вторая – в 1872-м. В настоящее время наибольшей популярностью пользуется более поздняя версия: для своих постановок ее использует большинство отечественных театров.
В столичной «Новой Опере» имени Е.В.Колобова можно увидеть «Бориса Годунова» в начальной, первой авторской редакции М.П.Мусоргского. Музыкальный руководитель – Дмитрий Волосников (лауреат премии «Золотая маска»). Режиссер – Валерий Белякович (Народный артист России). Сценография – Эдуард Кочергин (Народный художник России). Костюмы – Инна Габай. Художник по свету – Глеб Фильштинский. Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России), Андрей Лазарев. Премьера состоялась 20 сентября 1998 года.
23 ноября 2017 года в «Новой Опере» вновь зазвучали колокола, возвещающие о грядущей коронации царя-самодержца Бориса Годунова. Но нет радости на лице заглавного персонажа. Душа его неспокойна, на сердце давит тяжкий груз. Будущего правителя терзают мрачные предчувствия, однако он взойдет на трон, несмотря ни на что.
Дирижер – Дмитрий Волосников.
В ролях:
Борис Годунов – Алексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, бас);
Федор, сын Бориса – Мария Патрушева (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Ксения, дочь Бориса – Виктория Шевцова (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Мамка Ксении – Эмма Саркисян (Народная артистка России, меццо-сопрано);
Князь Василий Шуйский – Александр Скварко (лауреат Международного конкурса, тенор);
Андрей Щелкалов, думный дьяк – Сергей Шеремет (Заслуженный артист Украины, баритон);
Пимен, летописец-отшельник – Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас);
Григорий Отрепьев – Дмитрий Бобров (тенор);
Варлаам, бродячий монах – Сергей Тарасов (бас);
Мисаил, бродячий монах – Антон Бочкарев (тенор);
Хозяйка корчмы – Татьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Юродивый – Александр Богданов (лауреат Международного конкурса, тенор);
Пристав – Олег Шагоцкий (лауреат Международного конкурса, баритон);
Митюха – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас);
Ближний боярин – Александр Попов (баритон).
Смутное время – один из наиболее мрачных эпизодов истории Государства Российского. Народ угнетен, сотрясаемый бесчисленными ударами стихии и постоянными налетами вражеских захватчиков. Отсутствие яркого, сильного, харизматичного лидера, крепко держащего в руках все нити власти, привело к раздробленности и междоусобным войнам. Непроходящее беспокойство, неослабевающее напряжение, тоска и печаль заполнили пространство. Такие ассоциации приходят на ум уже с первых аккордов увертюры.
Блеск и роскошь царского двора контрастирует с нищетой русского народа. Красочные, богатые наряды бояр и простые, скромные одеяния «простых» людей – символы совершенно разных условий жизни двух противоположных социальных слоев. Возникает вопрос: возможен ли честный, откровенный диалог между представителями власти и населения страны? Ответ более, чем очевиден!
В спектакле присутствуют и реальные исторические личности, и вымышленные персонажи. Каждый герой – индивидуальность с собственным внутренним миром, особенными целями и желаниями.
Борис Годунов – царь-самодержец, его коронации предшествует цепь кровавых событий, не могущих пройти бесследно. Расплата за тяжкие грехи оказывается максимально высокой.
В исполнении Алексея Тихомирова правитель земель русских предстает очень глубоким человеком, постоянно помнящим о своих злодеяниях, не забывающим о них ни на минуту. Душа героя томится, сотрясается от мрачных предчувствий. Будучи отцом, этот человек обрек самое дорогое, что у него есть – своих детей – на вечные страдания. Кармический закон суров: отвечать за грехи родителей должны их дочери и сыновья.
Неспокойна душа царя Бориса. Воспоминания о содеянном причиняют ему острую боль. Когда он находится наедине со своими мыслями (а в иной ситуации правитель не может показать своего внутреннего состояния!), его лицо выражает одновременно тревогу, страх, печаль, скорбь, ужас и многое другое. При общении с детьми черты лица смягчаются, в глазах появляются тепло, свет, мягкость и надежда.
Голос певца меняется в зависимости от обстоятельств: в нем могут звучать как ласка и нежность, так и тоска, и страдание, он может быть как бархатисто-теплым, так и леденяще-холодным, как «добрым», так и «злым», но всегда сильным, величественным и благородным.
Борис Годунов – царь, вступивший на престол в результате кровавого переворота. Убив прямого малолетнего наследника трона, он обрек на вечные страдания своих собственных детей.
Дочь Ксения (Виктория Шевцова), едва став царевной, потеряла горячо любимого жениха. Мелодичный, нежный, «хрустальный» голос передает невероятную боль, заполнившую душу молодой девушки. И даже добрая, ласковая нянюшка – мамка (Эмма Саркисян) не может отвлечь свою любимицу от печальных мыслей.
Сын Федор (Мария Патрушева, дебют в партии) – любознательный, эрудированный, целеустремленный мальчик. Едва став царевичем, он начал прилежно изучать науки, ведь знания необходимы будущему царю! Это – единственный источник света в мрачной жизни Бориса Годунова.
Наследник престола – лихая смесь из мальчишеского задора и девичьего лукавства, обаяния юности и драматической глубины.
Самый загадочный и таинственный персонаж с элементами мистики - монах-отшельник Пимен (Владимир Кудашев). Этот человек прошел длинный жизненный путь, много всего повидал и испытал. В начале перед нами возникает рассказчик, повествующий о «делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой», в конце старец превращается в глас с неба (или из Преисподней?), вершителя судеб, твердым, металлически холодным голосом рассказывающего о том, что произошло много лет назад. Этот голос гипнотизирует и завораживает, заставляя услышать и воспринять каждое сказанное слово.
Еще один монах – Григорий Отрепьев (Дмитрий Бобров, дебют в партии) – совершено другой человек. Этот молодец погружен в свои мысли, что-то тщательно анализирует, готовится к важному шагу. Он очень вдумчив, но эмоционален, сосредоточен, но рассеян, прямолинеен, но хитер.
Парад исторических личностей, наряду с центральным персонажем, возглавляет князь Василий Шуйский (Александр Скварко), по сути, теневой лидер Руси времен царствования Бориса Годунова. Это очень гибкий, изворотливый человек, прекрасно понимающий, что, где, как и когда говорить и умело использующий свои умения в собственных интересах.
Общаясь с царем, князь выдает сладкие речи, ласкающие слух, но лицо его выражает холодное пренебрежение к правителю.
Страдания и унижение русского народа воплотились в образе Юродивого (Александр Богданов) – нищего, стоящего на паперти и постоянно становящегося объектом насмешек многочисленных детей. Но в этом слабом, охваченном недугами человеке заключена невероятная сила. В истории известно немало случаев, когда подобные персонажи становились инициаторами и идейными вдохновителями восстаний и различного рода вооруженных конфликтов.
Три ярких пятна на общем мрачном фоне произведения – два бродящих монаха Варлаам (Сергей Тарасов) и Мисаил (Антон Бочкарев), а также хозяйка корчмы (Татьяна Табачук). Эти персонажи, несмотря на солидный возраст – воплощение молодецкого задора, неуемной энергии и безграничного обаяния. Такие люди даже в смутные времена не теряют присутствие духа и не впадают в уныние!
Завершающим «штрихом» на этом масштабном музыкально-историческом «полотне» стали небольшие, но очень яркие персонажи: лихой, энергичный крестьянин Митюха, напоминающий былинного богатыря (Михаил Первушин); жесткий, суровый пристав (Олег Шагоцкий), неустанно помыкающий людьми; благородный думный дьяк Андрей Щелкалов (Сергей Шеремет) и ближний боярин (Александр Попов).
Артисты хора сыграли роли бояр, детей, стрельцов, крестьян, приставов, представителей народа и т.д. Роскошные массово-многоголосные сцены рисовали контрастные портреты населения Руси, картины яркого, живописного быта бояр и мрачного, беспросветного - угнетенного народа. А ведь смутные времена накрыли всех – и палачей, и жертв!
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова под управлением Дмитрия Волосникова не только погрузил нас в атмосферу Смутного времени, но и помог максимально глубоко проникнуть в души персонажей и попытаться понять, что же происходило во внутреннем мире тех, кто управлял нашей страной несколько столетий назад и тех, кто оказался под их гнетом.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии