«Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей.
Это – моя задача. Я попытаюсь решить ее в опере»
М.П.Мусоргский
Это – моя задача. Я попытаюсь решить ее в опере»
М.П.Мусоргский
Непростые взаимоотношения правителя и его поданных… Эта сложная, по-настоящему глубокая, многогранная тема на протяжении многих столетий волновала (и продолжает волновать) деятелей искусства. В плодах своего творчества – памятниках литературы, живописи, музыки, архитектуры, скульптуры и т.д. – они старались показать сложнейшую мелодраму при помощи ярчайших средств выразительности своего профессионального языка, открывающих практически безграничный простор для разгула фантазии.
М.П.Мусоргский заинтересовался кратким, но непростым эпизодом отечественной истории – эпохой правления царя Бориса Годунова (1598 – 1605). Недолгое пребывание этого правителя на троне ознаменовало начало Смутного времени – сильнейшего политического и экономического кризиса. В 1869 году появилась первая редакция оперы «Борис Годунов». Либретто композитор написал на основе одноименной трагедии А.С.Пушкина и соответствующих фрагментов «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина. Он загорелся идеей при помощи музыкального языка проиллюстрировать отношения самодержца со своим угнетенным народом. Чуть позже, в 1872 году, появилась вторая авторская редакция сочинения.
Опера М.П.Мусоргского «Борис Годунов» - частая гостья на отечественных и зарубежных подмостках, причем регулярно попадаются оригинальные версии знаменитого опуса, специально создаваемые отдельно взятыми постановщиками. В московских театрах идут спектакли, созданные на основе редакций композитора. Например, «Новая Опера» обратилась к первой «версии». Музыкальный руководитель и режиссер – Дмитрий Волосников. Режиссер – Валерий Белякович (Народный артист России). Сценография – Эдуард Кочергин (Народный художник России). Костюмы – Инна Габай. Художник по свету – Глеб Фильштинский. Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России), Андрей Лазарев. Премьера состоялась 20 сентября 1998 года. Эти строки рождаются под впечатлением от спектакля 22 апреля 2017 года.
В ролях: Борис Годунов – Алексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, бас); Федор, сын Бориса – Полина Шамаева (меццо-сопрано); Ксения, дочь Бориса – Виктория Шевцова (лауреат Международного конкурса, сопрано); мамка Ксении – Эмма Саркисян (Народная артистка России, меццо-сопрано); князь Василий Шуйский – Сергей Поляков (тенор); Андрей Щелкалов, думный дьяк – Андрей Бреус (баритон); Пимен, летописец-отшельник – Андрей Фетисов (бас); Григорий Отрепьев, самозванец – Александр Скварко (лауреат Международного конкурса, тенор); Варлаам, бродячий монах – Сергей Тарасов (бас); Мисаил, бродячий монах – Максим Остроухов (тенор); хозяйка корчмы – Татьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано); Юродивый – Александр Богданов (лауреат Международного конкурса, тенор); пристав – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас); Митюха, крестьянин – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас); ближний боярин – Александр Попов (баритон).
Время действия спектакля – одна из самых мрачных страниц в истории нашей страны. Пятнадцать лет смуты – период тяжелейшего политического и экономического кризиса. Но не только. В 1598 – 1613 годах Государство Российское сотрясали многочисленные стихийные бедствия, эпидемии и катаклизмы. Кажется, сама природа опротестовывала происходящие события. Отсутствие сильного лидера усугубляло и без того непростую ситуацию.
Все, что происходит на сцене, окрашено в темные, холодные, мрачные тона, начиная от декораций и костюмов и заканчивая настроением всех персонажей – представителей деспотичной Власти и многострадального Народа.
С тяжелым сердцем вступает в должность царя Борис Годунов. Торжественной коронации предшествовал кровавый переворот, в результате которого был уничтожен малолетний наследник трона. Призрак 10-летнего мальчика никогда не перестанет преследовать нового владыку земель русских, не позволит обрести необходимое спокойствие. Уже в момент венчания на престол будущего правителя терзают предчувствия неотвратимо надвигающейся беды. За недолгое время своего царствования он так и не сумел стать для своего народа «отцом»: несмотря на благие дела и намерения, люди его воспринимали исключительно как убийцу юного царевича.
Алексей Тихомиров (дебют в партии) явил заглавного персонажа человеком глубоким, думающим, неустанно анализирующим ситуацию. Такой царь никогда не даст волю своим чувствам в обществе. «Самим собой» он может быть лишь у себя в покоях, находясь в одиночестве или в компании своих детей.
На лице артиста отражается постоянно меняющееся состояние души его героя. То мы видим следы глубокой, печальной задумчивости и светлой грусти, то ужас, панику и страх, то решительность, то безграничную теплоту и доброту. Имея собственный яркий, выразительный характер, Борис – Алексей моментами напоминает не менее известного самодержца – Иоанна Грозного. Пройдет совсем немного времени, не более минуты, - и перед нами уже, кажется, возникает совершенно иной правитель – благородный и справедливый Ричард Львиное Сердце.
В этот вечер в «Новой Опере» царил идеальный владыка - сдержанный, сильный, чувствующий, щедрый, справедливый, харизматичный. Предел мечтаний народа! Мощный голос, стать, величественная осанка, драматический талант, четкие, выверенные до мелочей жесты, обаяние и внутренняя теплота, свойственные Алексею Тихомирову, - неотъемлемые черты образа того самого «царя-батюшки», какого всегда ждут его подданные.
Путь Бориса Годунова на трон не был усеян лепестками роз. Напротив, он навек испачкал руки самодержца в крови. Вся его дальнейшая жизнь погружается в глубокий мрак. Тем не менее, два источника света здесь все же есть, и это – дети. Но могут ли они быть счастливы, учитывая страшные грехи своего отца?
Царевна Ксения (Виктория Шевцова) находится в глубоком трауре: она оплакивает недавно погибшего жениха. Нежный, «хрустальный» голос пропитан невыносимой болью, сковавшей сердце юной барышни. И даже верная, ласковая мамка (Эмма Саркисян), несмотря ни на какие усилия, не может облегчить страдания своей подопечной.
Царевич Федор (Полина Шамаева) – воплощение молодецкой удали, обаяния и неукротимой энергии. При этом перед нами – человек вдумчивый, интеллектуально обогащенный. Будучи законным наследником престола, он прилежно, старательно изучает географию своей огромной страны.
Разительная перемена происходит с беззаботным мальчиком в момент смерти отца. Он вынужденно вырастает, ведь теперь, несмотря на «нежный» возраст, именно ему предстоит взойти на трон.
В течение спектакля изменялось выражение лица царевича, особенно глаза. В начале в них сияло озорство, в конце – смесь скорби и отчаянной решимости. Юный мальчик буквально за несколько минут преобразовался в сильного, умного правителя, которому, как известно, не был уготован долгий век.
У кровавого восшествия царя Бориса на престол было немало свидетелей. Среди них – летописец-отшельник Пимен. Старый монах в исполнении Андрея Фетисова предстает суровым, спокойным и вальяжным. Спешить ему, по сути, уже некуда, главное – успеть закончить очередную главу официальных хроник своего времени. Будучи непосредственным свидетелем множества разнообразных событий, этот персонаж может рассказать потомкам немало разнообразных историй, от леденящих душу до забавных.
Глубокий, насыщенный голос с четкими интонациями звучит торжественно, гипнотически, пробуждая живой интерес к каждому слову.
Совсем иное впечатление производит его собеседник, юноша по имени Григорий Отрепьев (Александр Скварко) – человек невыдержанный, порывистый, излишне пылкий, не слишком честный и благородный. Речи мудрого старца о подлинной истории восшествия Годунова на трон открывают его фантазии обширный простор для полета. Будучи ровесником убитого царевича, он уже готов объявить себя единственным законным претендентом на престол. Так на наших глазах рождается самозанец.
Один из ярчайших и сильнейших образов в спектакле – Василий Шуйский (Сергей Поляков), наиболее приближенный к царю боярин. Он услаждает державный слух льстивыми речами, в которые ловко вплетает необходимые для достижения своих личных целей фразы. Свои челобитные князь дополняет как бы случайными напоминаниями, какие события предшествовали восхождению Бориса Годунова на престол.
Сладкоголосые речи, ублажающие царский слух, сопровождаются не совсем соответствующим выражением лица. В глазах явно читается истинное отношение к самодержцу.
Интересны ярко выраженные характерные герои – Юродивый (Александр Богданов), потрясающий гибкостью, пластикой, подвижной мимикой и плачем, перерастающим в подстрекательства к конфликтам; Мисаил (Максим Остроухов) и Варлаам (Сергей Тарасов), два бродячих монаха, отдыхающих после долгой дороги и распевающих бодрые, харизматичные песни; хозяйка корчмы (Татьяна Табачук) – яркая, энергичная, хлебосольная женщина, истинная душа компании.
Завершающим «штрихом» на этом музыкально-историческом «полотне» стали небольшие, но очень яркие персонажи: лихой, энергичный крестьянин Митюха, напоминающий былинного богатыря (Михаил Первушин); жесткий, суровый пристав (Дмитрий Орлов), благородный думный дьяк Андрей Щелкалов (Андрей Бреус) и ближний боярин (Александр Попов).
Артисты хора сыграли роли бояр, боярских детей, стрельцов, крестьян, приставов, представителей народа и т.д. Роскошные массово-многоголосные сцены рисовали живописный, но мрачный портрет угнетенного народа. А ведь смутные времена накрыли всех – и угнетенных, и угнетателей.
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Дмитрия Волосникова отправил нас в один из самых непростых периодов отечественной истории – на рубеж XVI – XVII веков. В тяжелых, глубоких, окрашенных в «темные» тона мелодиях заключены образы как целого народа, так и отдельно взятых личностей, уставших от вечной неразберихи внутри страны, вызванной финансово-экономическими проблемами, природными катаклизмами и отсутствием яркого, сильного лидера, способного на эффективное руководство огромным государством.
М.П.Мусоргский представлял народ как «великую личность». Действительно, в опере «Борис Годунов» этот образ не менее силен и устойчив, чем отдельно взятые персоналии, что отражено и в музыкальном материале, и в драматургии произведения.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии