интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Имя А.С.Пушкина засияло на небосклоне музыкального театра

 
 
 

Имя А.С.Пушкина засияло на небосклоне музыкального театра

Автор: Ольга Пурчинская от 9-06-2019, 03:59, посмотрело: 1469

С 6 по 9 июня 2019 года в саду «Эрмитаж» проходит фестиваль под названием «Пушкин-ФЕСТ». Мероприятие приурочено к празднованию 220-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина (1799 – 1837).

Имя А.С.Пушкина засияло на небосклоне музыкального театраВторой день театрально-концертного марафона, 7 июня, подарил столичным театралам российскую премьеру оперы Константина Боярского «Пушкин» на либретто Мариты Филлипс. Событие прошло в самом сердце сада «Эрмитаж», в театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Теперь имя поэта, прозаика, драматурга, основоположника современного русского языка как личности появилось в музыкальном спектакле.

Дирижер-постановщик – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»).
Режиссер – Игорь Ушаков.
Сценография – Тимофей Ермолин.
Художник по костюмам – Светлана Грищенкова.
Хормейстер – Юлия Сенюкова.

В ролях:
ПушкинСтанислав Мостовой (лауреат Международного конкурса, тенор);
Царь Николай IАртем Гарнов (баритон);
Наталья, жена ПушкинаДжульетта Аванесян (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Екатерина, старшая сестра Натальи, будущая жена ДантесаИрина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Александра, старшая сестра НатальиАнна Синицына (меццо-сопрано);
Барон Геккерн, голландский посолВасилий Гурылев (тенор);
Жорж Дантес, приемный сын баронаАнтон Бочкарев (тенор);
ЦыганкаГаяне Бабаджанян (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Иванов, друг ПушкинаВладимир Федоткин (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Лобанов, друг ПушкинаАндрей Стебеньков (тенор);
БлудовПавел Пфистер (бас);
КрыловСергей Каныгин (бас);
Данзас, секундант ПушкинаКирилл Троицкий (бас).

Соло в оркестре:
СкрипкиМаксим Гусев (лауреат Международного конкурса), Анастасия Птицына;
ВиолончельАнна Балан;
ФортепианоНаталья Казакова (лауреат Международных конкурсов).

В либретто использованы фрагменты произведений поэта, среди которых ода «Вольность» (1817), «Элегия» (1830), поэма «Медный всадник» (1833), стихотворения «Я вас любил…» (1829) и «Памятник» (1836).

Автор либретто оперы Марита Филлипс – подданная Британского королевства, потомок А.С.Пушкина, Н.Н.Гончаровой и императора Николая I. Создавая свою пьесу, она стремилась показать русского поэта не грандиозным гением-небожителем, а живым, настоящим, обыкновенным человеком, заложником проблем, пороков, возможно, излишней эмоциональности и чрезвычайно горячего темперамента. Центральная тема сочинения – конфликт творчества и власти, свободы и долга, мига и вечности, величия и ничтожности.

Два года назад «Новая Опера» уже обращалась к «Пушкину» К.Боярского. В феврале 2017 года сочинение прозвучало в концертном исполнении на традиционном Крещенском фестивале. 7 июня 2019 произведение приобрело форму спектакля. Декорации и костюмы с первых секунд создают изысканную, элегантную, стильную атмосферу первой половины XIX века. Пышные юбки, кринолины, капоры, военные и гражданские костюмы и аксессуары – наглядное приобщение к галантному «Золотому веку русской поэзии», одним из ярчайших представителей которого считается А.С.Пушкин.

Музыкальный материал оперы – сложная, яркая, богатая палитра, самыми разными красками рисующая внутренний мир великого Гения. Творческая личность стремится к свободе и самовыражению. Мастеру слова всегда есть, что сказать, в каждой строчке знаменитой лирики скрыто гораздо больше, чем кажется на первый поверхностный взгляд. Симфонический оркестр театра под управлением Яна Латам-Кенига оживляет мелодии Константина Боярского. Меломаны могут чуть ли не физически ощутить бурю в душе поэта, порабощенного императором. Свободолюбивая личность вместо того, чтобы летать на воле, попадает в мрачную темницу, закованная в тиски. В итоге поэт не может любить, творить, дружить и, в конечном итоге, жить. Партитура трактуется как крик души отчаявшегося Гения, тонкого, чуткого, разумного, чрезвычайно эмоционального.

Режиссерское решение Игоря Ушакова создало спектакль, в котором максимально завуалированы специфические представления автора либретто о русском поэте и его современниках – знаменитых исторических личностях. Каждый персонаж спектакля – важная для сюжета фигура, а режиссерские находки–нюансы оживляют их и тонко раскрывают действо.

Ключевой, он же заглавный герой оперы – Александр Сергеевич Пушкин. Станислав Мостовой предстал в образе творческого Гения, человека с подвижной психикой, вдумчивого, страстного, эмоционального, талантливого. Это цельная личность, никогда ничего не делающая вполсилы. И творчеству, и любви, и дружбе он отдает себя целиком, без остатка. Голос его звенит, показывая высочайшую степень психического перенапряжения. Артист мастерски балансирует на грани творческой возбужденности и нервного срыва.
Герой замкнут в своем внутреннем мире, отсутствие свободы творческой и физической, унижение и насмешки со стороны сильных мира сего уничтожают его изнутри, разрушают яркую личность, тонкую и хрупкую душу.

Император Николай I в исполнении Артема Гарнова – надменный, гордый самодур. Правитель, ничем не прославившийся за годы своего царствования, становится заложником своих чувств и настроений. Он хочет народной любви, славы и уважения, для чего заказывает поэту произведение. Что же в итоге? Меняется ли отношение подданных? Они восхищены! Но отнюдь не Его Величеством, а гениальным Пушкиным, чье сочинение «Медный всадник» получилось пронзительным, незабываемым, потрясающим.
Артист показал холодного, отстраненного императора, смотрящего на мир свысока. В его осанке – стать, в голосе – мощь, в жестах – сила. А где же тепло, душевность, искренность, благородный бархатный романтизм? Все это появляется при общении с Натальей. Да, красавица-жена поэта зажгла искру чувств в царском сердце! Вот и примерил он на несколько минут лирический образ странствующего музыканта.

Нежные, прекрасные, изысканные образы сестер Гончаровых создали Джульетта Аванесян (Наталья), Ирина Ромишевская (Екатерина) и Анна Синицына (Александра). Две героини влюблены в великого поэта, но в жены ему сватают самую младшую – красавицу Наталью, гордость, надежду и опору родителей. Каждая девушка любит героя по-своему, сильно и искренне, но Александра готова для него на все, а супруга Гения, понимая, что после конфликта с императором ему грозит очередная ссылка, не представляет, настолько ли сильны ее чувства, чтобы, подобно женам декабристов, последовать за мужем в места бессрочного изгнания.

Екатерина, мечтавшая об офицере, который увезет ее далеко, позднее станет женой Жоржа Дантеса (Антон Бочкарев), коварного француза, завидующего таланту Пушкина и положившего глаз на красавицу Наталью. Неприятные черты характера молодого человека – следствие дурного характера и воспитания. Все это культивировалось приемным отцом, голландским послом Геккерном (Василий Гурылев), усыновившим мальчика с уже сформировавшимися взглядами. Этот персонаж – хитрый провокатор, действующий тихо, мягко, осторожно. А как красиво, лирично, одухотворенно звучит в его исполнении романс «Я вас любил»

«Ты войдешь в историю лишь как царь, который был во времена Пушкина!». Жестокое пророчество для императора. Автор – цыганка (Гаяне Бабаджанян), трогательно, прочувствованно поющая и страстно, зажигательно танцующая в одном из ресторанов Петербурга. И она попала под безграничное обаяние поэта. А предсказание-то оказалось пророческим, также как и фраза о трагической участи всего Дома Романовых.

Пушкин – яркая, неординарная личность. Под стать ему – коллектив друзей: Иванов (Владимир Федоткин), Лобанов (Андрей Стебеньков), Блудов (Павел Пфистер) и Крылов (Сергей Каныгин). Это пестрая, харизматичная толпа шутников, весельчаков, балагуров не прочь составить приятелю компанию в кабаке, коллективно развлечься. А что они делают, когда на поэта обрушивается буря в виде немилости императора? Разумеется, исчезают.

Дуэль Пушкина и Дантеса – кульминация спектакля, эпизод, предшествующий известной каждому трагической развязке. Эта сцена – восхитительный ансамбль, торжество полифонии, красоты и гармонии. Мощь, сила, лавинообразные потоки музыки и голосов, возглавляемых секундантом поэта Данзасом (Кирилл Троицкий) подобны удару стихии, в мгновение ока прекращающей земную жизнь Гения для последующего увековечивания его имени в мировом культурном наследии.

Артисты хора – дворяне, аристократы, одетые по последнему крику моды первой половины XIX века, цыгане, горожане. Это сторонние наблюдатели происходящего, живо и эмоционально реагирующие на разворачивающиеся события. Радость, торжество, ужас, печаль, скорбь и многое другое определяет настроение современников поэта.

Особый шарм спектаклю придают стихотворения А.С.Пушкина, исполняемые на языке оригинала. Русская душа раскрывается максимально полно в тех словах, основы которых немногим менее двух столетий назад заложил великий деятель культуры, писатель, поэт и драматург, которого в народе называют «наше все».

Имя А.С.Пушкина вновь заиграло яркими красками, теперь – на сцене оперного театра. Личности поэта и его знаменитых современников, представленные сквозь призму восприятия автора либретто Мариты Филлипс, имеет несколько специфический оттенок. Тем не менее, благодаря грандиозному музыкальному материалу, интересной постановке и виртуозным работам артистов получился очень интересный спектакль, погружающий в эпоху «Золотого века» русской поэзии.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр