интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Концерт "Синестетика" дал старт фестивалю хоровой музыки "Иное.4"

 
 
 

Концерт "Синестетика" дал старт фестивалю хоровой музыки "Иное.4"

Автор: Ольга Пурчинская от 16-05-2019, 04:46, посмотрело: 1337

Концерт "Синестетика" дал старт фестивалю хоровой музыки "Иное.4"С 14 по 22 мая 2019 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова уже в 4-й раз проходит фестиваль хоровой музыки «Иное». Первый концерт марафона получил название «Синестетика». В программе – редко звучащие произведения кантатно-ораториального репертуара для солистов, смешанного хора и оркестра: Месса Gloria Ф.Пуленка, Stabat Mater К.Шимановского и «Поэма огня» («Прометей») А.Н.Скрябина.

Дирижер – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»).
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Режиссер – Алексей Вэйро.

«Синестетика» - концерт в одном отделении. Программа вечера составлена таким образом, что все происходящее воспринимается как единое целое, несмотря на самобытность и уникальность каждого сочинения, узнаваемость творческого почерка автора.

В основе композиции концерта лежит уникальное явление, специфическая форма аудиовизуального восприятия на стыке Разума и Чувства, Интеллекта и Эмоции. Говоря о синестетике, мы вспоминаем ставшие уже легендарными плоды творчества советского кино- и театрального режиссера С.М.Эйзенштейна, экспериментатора, находившегося в неустанном поиске новых средств выразительности и доступности экранного языка, обостряющих все органы чувств зрителей.

Синестезия – нейрологический феномен, особое состояние, при котором у человека раздражение слуха, зрения, обоняния или осязания сопровождается ощущениями, характерными для других органов чувств. Благодаря ей мы можем «видеть» ушами, «слышать» носами, «дышать» глазами и т.д.

Для создания у публики определенных ощущений все три произведения на концерте звучали в сопровождении световой партитуры – завораживающего, гипнотизирующего видеоряда. Такая «декорация» - действенный способ сосредоточиться, на время очистить сознание и с головой окунуться в волшебную, неземную музыку, раствориться в ее звуках и забыть обо всех своих проблемах и переживаниях на полтора часа.

К.Шимановский (1882 – 1937). Stabat Mater, ор.53 для солистов, смешанного хора и оркестра.
1. Stala Matka bolejaca (Stabat mater dolorosa) – Стояла Мать скорбящая / Возле креста, исполненная слез, / Где распят Сын;
2. I kloz widzial tak cierpiaca (Quis est homo qui non fleret) – Какой же человек останется равнодушным, / Видя мать Христа / В таком унижении?;
3. O Matko Zrodlo Wszechmilosci (O, Ela, Mater, fons amoris) – О, Мать, источник любви! / Дай мне почувствовать силу скорби, / Чтобы я мог плакать с Тобой;
4. Spraw niech placze z Toba razem (Fas me fecum pie flere) – Позволь мне искренне плакать с Тобою, / Сострадая Распятому, / Пока я буду жив;
5. Panno slodka racz mozolem (Virgo virginum praeclara) – Дева дев пречистая, / Не будь ко мне столь сурова, / Дай мне рыдать с Тобою;
6. Chrystus niech mi bedzie grodem (Christe, cum sit hinc exire) – Христос, когда я покину этот мир, / Дозволь мне молитвами Матери прийти к победной вершине.

Солисты:
СопраноЕкатерина Петрова (лауреат Международных конкурсов);
КонтральтоМария Патрушева (лауреат Международных конкурсов);
БаритонАртем Гарнов.

Соло в оркестре:
СкрипкаМаксим Гусев (лауреат Международного конкурса).

Stabat Mater – памятник европейской культуры эпохи Средневековья, католическая секвенция (жанр богослужения западных христиан, а также вид текстомузыкальной формы). В исполнении солистов, артистов смешанного хора и симфонического оркестра театра прозвучало кантатно-ораториальное сочинение польского композитора К.Шимановского на его родном языке.

Музыка этого произведения наполнена мотивами светлой грусти и тяжелой, гнетущей скорби, торжества возносящейся души и невыносимых страданий оставшихся на земле людей. Мелодии суровы и аскетичны, яркие краски добавляет стройное звучание голосов солистов и хора. Сопрано несут в себе неземную, ангельскую чистоту, альты и солистка контральто – силу и нежность, ласку и любовь, слезы и отчаяние матери, оплакивающей свое умершее дитя, солист баритон, а также тенора и басы – покорность силе судьбы, провидению, божественной воле.

Видеопроекция демонстрировала изысканную статую матери, баюкающей на коленях младенца. Сопровождавший такое произведение, визуальный ряд вызвал множество чувств, от грусти и печали до отчаянного крика надломанной души.

Ф.Пуленк (1899 – 1963). Месса Gloria для сопрано, смешанного хора и оркестра.
1. Gloria«Слава»;
2. Laudamus te«Хвалим Тебя»;
3. Domine Deus«Господи Боже»;
4. Domine Fill unigenite«Господь Бог, Сын Единородный»;
5. Domine Deus, Agnus Dei«Господи Боже», «Агнец божий». СолоВладимир Федоткин (лауреат Международных конкурсов, тенор);
6. Qui sedes ad dexteram Patris«Сидящий одесную Отца».

СолисткаАнастасия Белукова (лауреат Международного конкурса, сопрано).

Месса – торжественное католическое богослужение, прославление Отца, Сына и Святого Духа. Ф.Пуленк определяет свою Gloria как большой симфонический хорал. Это произведение, состоящее из шести частей, впечатляет целостностью композиции, каждый эпизод неразрывно связан со всеми остальными. Каждый следующий фрагмент вытекает из предыдущего и определяет развитие следующего.

Произведение грандиозное, масштабное, торжественное. Смешанный четырехголосный хор прославляет Отца Небесного. Это торжество безграничной веры, несгибаемого характера и силы духа, дающей человеку возможность выдержать самые тяжелые, суровые испытания. Солирующий голос сопрано (Анастасия Белукова) очень нежный, мелодичный, хрустально-серебристый. Есть в нем что-то неземное, ангельское, умиротворяющее и одухотворяющее.

А.Н.Скрябин (1872 – 1915). «Прометей» («Поэма огня»), ор.60 для оркестра, фортепиано, хора и партии света (Luce).

СолистИлья Чирсков (лауреат Международного конкурса, фортепиано).

Симфоническая поэма – особенный жанр музыкального произведения. Работая в нем, композитор создает яркое, живописное полотно, слушая которое, меломан может увидеть картины, образы, сюжет. Автор зашифровывает в мелодиях послание, докопаться до самой сути которого – логичное желание интеллектуальной публики.

А.Н.Скрябин ввел в исполнительский состав своей симфонической поэмы «Прометей» необычного участника – световую партитуру, но не прописал ее в точности. А на концерте в «Новой Опере» партия света была доверена уже упомянутой выше видеопроекции. Пока звучала музыка, на трех экранах непрерывно развивалось действо. Огонь возникал из ниоткуда, освещал дорогу, а затем поглощал все, что возникало на его пути.

И вновь синестезия проявила себя во всей красе, заставила работать ассоциативный ряд. Жаркий поток, сметающий все на своем пути, напомнил мне знаменитое полотно К.П.Брюллова «Последний день Помпеи», многочисленные столкновения времен Средневековья и Ренессанса на религиозной почве, Революции и недавний пожар в памятнике католической архитектуры – Соборе Парижской Богоматери.

Огонь – стихия. Если использовать ее исключительно в мирных целях – будет тепло и свет. Но сколько бед человечеству принесли люди, мечтающие подчинить силу природы себе! Если разозлить огонь, он не пощадит никого и ничто, уничтожит любое препятствие на своем пути. Такие картины нарисовало мое воображение в минуты звучания симфонической поэмы «Прометей».

Музыкальный язык очень богат и разнообразен. Прозвучавшие на концерте «Синестетика» сочинения открыли фантазии поистине безграничный простор. Вокалисты-виртуозы раскрасили симфонические полотна кантатно-ораториальных сочинений композиторов ХХ века яркими красками. Синтез искусств вновь вдохновил и открыл бескрайние просторы для размышлений.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр