В московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова в июне 2017 года (под занавес 26-го сезона) проходит фестиваль хоровой музыки «Иное.2». Во второй день марафона, 15 июня, в Зеркальном фойе прошел второй концерт камерного хора под названием «Пуленк-хронотоп». Хормейстер – Юлия Сенюкова. Режиссер – Алексей Вэйро.
Исполнители:
Сопрано: Екатерина Большунова, Татьяна Гуляева, Татьяна Малиновская, Любовь Петрова, Елена Хорошенина, Юлия Журавлева, Мария Кондратюк.
Альты: Наталья Кириллова, Татьяна Метлина, Ольга Пухальская, Людмила Козлова, Дарья Михайлова.
Тенора: Юрий Воробьев, Алексей Горбунов, Владимир Федоткин, Анатолий Иванов, Алексей Ломакин, Евгений Моисеев, Павел Саморуков.
Басы: Владимир Банковский, Сергей Каныгин, Алмаз Сунгатуллин, Кирилл Троицкий, Данил Литвинов, Иван Петров, Василий Фунтиков.
В программе концерта – светские и духовные хоровые сочинения Франсиса Пуленка:
1. Ave Verum Corpus – «Здравствуй, благое Тело» для трех женских голосов, FP 154.
2. Четыре маленькие молитвы Святого Франциска Асизского для мужского хора, FP 142:
I. Salut, Dame Sainte – «Слава тебе, Святая Богоматерь»;
II. Tout puissant, tres saint, tres haut et souverain Dieu – «Всемогущий, всесвятый, всевышний и вседержавный Господь»;
III. Seigneur, je vous en prie – «Господи, молю Тебя»;
IV. O mes tres chers freres – «О мои дражайшие братья».
Солист – Юрий Воробьев (тенор).
3. Четыре покаянных мотета для смешанного хора, FP 97:
I. Timor et tremor – «Страх и трепет»;
II. Vinea mea electa – «Лоза благородная»;
III. Tenebrae factae sunt – «Тьма была по всей земле»;
IV. Tristisest anima mia – «Душа моя скорбит смертельно».
Солистка – Елена Хорошенина (сопрано).
4. Восемь французских песен на старинные народные тексты для смешанного хора, FP 130:
I. C’est la petite’fill’du prince – «Вот герцогская внучка»;
II. Clic, clac, dansez sabots – «Чок-чок, каблучок»;
III. Margoton va t’a l’iau – «Маргоша идет по воду»;
IV. La Belle se sied au pied de la tour – «Красавица села у подножия башни»;
V. Pilons l’orge – «Сушим жито»;
VI. La Belle si nous etions – «Красавица, если бы мы были…»;
VII. Ah! Mon beau laboureur – «Ах! Мой прекрасный пахарь»;
VIII. Les tisserands – «Ткачи».
5. Четыре рождественских мотета для смешанного хора, FP 152:
I. O magnum mysterium – «О великая тайна»;
II. Quem vidistis pastores dicite – «Что видели пастухи, расскажите»;
III. Videntes Stellam – «Увидев звезду»;
IV. Hodie Christus natus est – «Сегодня Христос рожден».
Полифонические сочинения Ф.Пуленка – сочетание канонических традиций григорианского хорала и старинной французской светской народной музыки с оригинальными (но уже давно привычными представителям последующих поколений) хоровыми тенденциями, получившими широкое распространение в ХХ веке. Все духовные мотеты созданы в соответствии со строгими требованиями этого академического жанра, но дополнены некоторыми современными «элементами».
Каждый мотет представляет собой произведение для четырех голосов (сопрано, альт, тенор, бас) и исполняется a capella. Между тем, строгое академическое исполнение «расцветает», играет яркими красками чувств, обретает глубину, силу и драматургическое начало. В результате мы можем не просто слушать концерт духовной музыки, а представлять насыщенное действо в миниатюре.
Камерное пространство Зеркального фойе театра «Новая Опера» позволяет каждому зрителю проникнуть в самую суть звучащей там музыки и попытаться разгадать все, что хотел сообщить потомкам композитор. Несмотря на исполнение a capella, к концу вечера мне показалось, что, помимо хора, в зале незримо присутствует симфонический оркестр, настолько мощным, глубоким, разноплановым и эмоционально насыщенным было звучание четырех видов певческих голосов.
Творческо-просветительный «диалог» между артистами и зрителями был окрашен в тона Света и Тьмы, Веры и Надежды, Добра и Зла, Страданий и Боли, Молитвы и Покаяния и так далее. Щедрая «порция» драматизма придала вечеру характер спектакля, насыщенного перипетиями и сюжетными линиями, очень динамичного и интересного, не «отпускающего» до самой последней ноты.
Духовный академизм «разбавили» французские песни, написанные Ф.Пуленком на старинные тексты его народа. В основе каждой миниатюры – бытовая сценка. Эти сочинения настолько живописны, что перед глазами мгновенно возникает «живая картинка» из жизни европейцев эпохи Средневековья и/или Возрождения. Тонкие, изящные мелодии эффектно сочетаются с «острыми» текстами. В результате получается произведение, полное авторского мастерства и безгранично обаятельных образов людей, населявших Францию несколько столетий назад.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Исполнители:
Сопрано: Екатерина Большунова, Татьяна Гуляева, Татьяна Малиновская, Любовь Петрова, Елена Хорошенина, Юлия Журавлева, Мария Кондратюк.
Альты: Наталья Кириллова, Татьяна Метлина, Ольга Пухальская, Людмила Козлова, Дарья Михайлова.
Тенора: Юрий Воробьев, Алексей Горбунов, Владимир Федоткин, Анатолий Иванов, Алексей Ломакин, Евгений Моисеев, Павел Саморуков.
Басы: Владимир Банковский, Сергей Каныгин, Алмаз Сунгатуллин, Кирилл Троицкий, Данил Литвинов, Иван Петров, Василий Фунтиков.
В программе концерта – светские и духовные хоровые сочинения Франсиса Пуленка:
1. Ave Verum Corpus – «Здравствуй, благое Тело» для трех женских голосов, FP 154.
2. Четыре маленькие молитвы Святого Франциска Асизского для мужского хора, FP 142:
I. Salut, Dame Sainte – «Слава тебе, Святая Богоматерь»;
II. Tout puissant, tres saint, tres haut et souverain Dieu – «Всемогущий, всесвятый, всевышний и вседержавный Господь»;
III. Seigneur, je vous en prie – «Господи, молю Тебя»;
IV. O mes tres chers freres – «О мои дражайшие братья».
Солист – Юрий Воробьев (тенор).
3. Четыре покаянных мотета для смешанного хора, FP 97:
I. Timor et tremor – «Страх и трепет»;
II. Vinea mea electa – «Лоза благородная»;
III. Tenebrae factae sunt – «Тьма была по всей земле»;
IV. Tristisest anima mia – «Душа моя скорбит смертельно».
Солистка – Елена Хорошенина (сопрано).
4. Восемь французских песен на старинные народные тексты для смешанного хора, FP 130:
I. C’est la petite’fill’du prince – «Вот герцогская внучка»;
II. Clic, clac, dansez sabots – «Чок-чок, каблучок»;
III. Margoton va t’a l’iau – «Маргоша идет по воду»;
IV. La Belle se sied au pied de la tour – «Красавица села у подножия башни»;
V. Pilons l’orge – «Сушим жито»;
VI. La Belle si nous etions – «Красавица, если бы мы были…»;
VII. Ah! Mon beau laboureur – «Ах! Мой прекрасный пахарь»;
VIII. Les tisserands – «Ткачи».
5. Четыре рождественских мотета для смешанного хора, FP 152:
I. O magnum mysterium – «О великая тайна»;
II. Quem vidistis pastores dicite – «Что видели пастухи, расскажите»;
III. Videntes Stellam – «Увидев звезду»;
IV. Hodie Christus natus est – «Сегодня Христос рожден».
Полифонические сочинения Ф.Пуленка – сочетание канонических традиций григорианского хорала и старинной французской светской народной музыки с оригинальными (но уже давно привычными представителям последующих поколений) хоровыми тенденциями, получившими широкое распространение в ХХ веке. Все духовные мотеты созданы в соответствии со строгими требованиями этого академического жанра, но дополнены некоторыми современными «элементами».
Каждый мотет представляет собой произведение для четырех голосов (сопрано, альт, тенор, бас) и исполняется a capella. Между тем, строгое академическое исполнение «расцветает», играет яркими красками чувств, обретает глубину, силу и драматургическое начало. В результате мы можем не просто слушать концерт духовной музыки, а представлять насыщенное действо в миниатюре.
Камерное пространство Зеркального фойе театра «Новая Опера» позволяет каждому зрителю проникнуть в самую суть звучащей там музыки и попытаться разгадать все, что хотел сообщить потомкам композитор. Несмотря на исполнение a capella, к концу вечера мне показалось, что, помимо хора, в зале незримо присутствует симфонический оркестр, настолько мощным, глубоким, разноплановым и эмоционально насыщенным было звучание четырех видов певческих голосов.
Творческо-просветительный «диалог» между артистами и зрителями был окрашен в тона Света и Тьмы, Веры и Надежды, Добра и Зла, Страданий и Боли, Молитвы и Покаяния и так далее. Щедрая «порция» драматизма придала вечеру характер спектакля, насыщенного перипетиями и сюжетными линиями, очень динамичного и интересного, не «отпускающего» до самой последней ноты.
Духовный академизм «разбавили» французские песни, написанные Ф.Пуленком на старинные тексты его народа. В основе каждой миниатюры – бытовая сценка. Эти сочинения настолько живописны, что перед глазами мгновенно возникает «живая картинка» из жизни европейцев эпохи Средневековья и/или Возрождения. Тонкие, изящные мелодии эффектно сочетаются с «острыми» текстами. В результате получается произведение, полное авторского мастерства и безгранично обаятельных образов людей, населявших Францию несколько столетий назад.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии