С 27 по 31 марта 2019 года в Московском музыкальном театре «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана проходит серия премьерных показов спектакля «Орландо, Орландо». 26 марта постановку показали журналистам. Уникальное произведение родилось на стыке жанров и эпох. Авторы музыки – мастер эпохи барокко Георг-Фридрих Гендель и наш современник Габриэль Прокофьев (внук С.С.Прокофьева). Либретто К.С.Капече. Литературный источник – поэма «Неистовый Роланд» - была создана Л.Ариосто в Средние века.
Музыкальная редакция – Эндрю Лоуренс-Кинг, Георгий Исаакян. Композиция составлена из мелодий оперы «Орландо» и оратории «Израиль в Египте» Г.Ф.Генделя с вкраплениями сочинения Г.Прокофьева.
Режиссер-постановщик – Георгий Исаакян.
Дирижер-постановщик – Эндрю Лоуренс-Кинг (Великобритания).
Художник-постановщик – Хартмут Шоргхоффер (Австрия).
Хормейстер – Евгений Ильин.
Художник по свету – Алексей Николаев.
В ролях:
Орландо – Рустам Яваев (контратенор);
Анжелика – Юлия Щербакова (сопрано);
Медоро – Ирина Рейнард (меццо-сопрано);
Доринда – Елена Семенова (сопрано);
Зороастро – Александр Киселев (бас);
Диджей – Сергей Костюк;
Молодежь в клубе, полицейские, последователи Орландо, студенты, съемочная группа – артисты хора.
Спектакль рождается на стыке классической барочной оперы-seria и современной социальной трагедии. Уникальный сюжет родился у Георгия Исаакяна под впечатлением от имевшего место 12 июня 2016 года массового убийства в одном из ночных клубов американского города Орландо (штат Флорида, Майами). Молодой человек застрелил 49 человек, еще 53 получили ранения.
Заглавный герой оперы «Орландо, Орландо» - юноша с непростой судьбой. Он не находит взаимопонимания с родителями, не пользуется успехом у девушек, не имеет друзей, не хватает звезд с неба в учебе. Рустам Яваев предстает в образе молодого человека с изломанной душой. Персонаж постоянно мечется, у него случаются галлюцинации. Голос его богат разнообразными красками и постоянно меняет оттенок, от легкого, невесомого, светлого, небесно-чистого, хрустального, до грубого, мощного, яростно-агрессивного, мрачного, плотного, тяжелого.
Орландо – волк-одиночка, его душа при земной жизни не может обрести покой. В течение действия мы видим, как каждое новое событие постепенно разрушает его идеалы, устои и, в конечном итоге, внутренний мир. Отчаявшийся, не имеющий какой-либо поддержки со стороны близких, герой полностью теряет себя и, охваченный ревностью, хватается за огнестрельное оружие.
Юлия Щербакова предстала в образе роковой красавицы Анжелики. Эта героиня в спектакле представлена богатой девушкой, светской львицей, яркой, модной, притягивающей восхищенные взгляды молодых людей. Она чуть капризна и слегка надменна. Гордая, независимая барышня ни в чем себе не отказывает и весьма избирательна в выборе окружения. Нежный, ласковый, певучий голос завораживает красотой и чистотой.
Ирина Рейнард мастерски воплотила образ травести – возлюбленного героини Медоро. На сцене появляется стройный, изящный, галантный, изысканный кавалер. В облике соединились легкое кокетство и мужественность, а в теплом, насыщенном, обволакивающим, медовом голосе – лирическая поэтичность и драматическая глубина.
Светлой, чистой, благородной, нежной, прелестно-женственной, чувственной, несмотря на простой наряд и мусульманский платок, получилась Доринда в исполнении Елены Семеновой. В ее голосе есть свет и теплота, благородство и красота. Богатство красок и музыкальность – мощный фундамент для яркого, интересного образа, получившего усилиями постановщиков не самую эффектную оболочку.
У любого сценического действа есть режиссер. В этом спектакле он на протяжении практически всего действия присутствует на сцене. Это Зороастро, который в течение двух актов несколько раз меняет имидж. Сперва он предстает в виде телевизионной знаменитости, затем перевоплощается в отца главного героя, священнослужителя и политика, способствуя с каждым разом все большему разрушению внутреннего мира Орландо, в конце концов, это приводит к трагедии.
Александр Киселев органичен в каждой из четырех «масок» своего персонажа – истинной звезды экрана, агрессивного, непонимающего свое чадо родителя, зомбирующего юношу с неокрепшей психикой клирика и энергичного, харизматичного политика.
Классическая опера-seria «Орландо» знакомит нас с совершенно другими персонажами. Заглавный герой представляет собой рыцаря, который мечется между воинской славой и любовной горячкой. Прекрасная дама Анжелика в первоисточнике – принцесса, ее возлюбленный Медоро – принц, Доринда – прелестная пастушка, а Зороастро – мудрейший маг, волшебник и философ. Современная версия, подведенная под обстоятельства недавнего прошлого, очень гармонично совмещается с барочным сюжетом.
Музыкальный материал спектакля уникальный и самобытный. Георгию Исаакяну, Эндрю Лоуренс-Кингу и Габриэлю Прокофьеву удалось сделать практически невозможное – они создали гармоничное звуковое полотно из старинных и современных мелодий. Произведение диджея совпало с легкой, изысканной, элегантной, благородной, салонно-камерной эстетикой эпохи барокко. Симфонический оркестр театра «Геликон-Опера» под чутким, мудрым управлением маэстро Лоуренс-Кинга мягко, плавно, аккуратно, незаметно ведет зрителей по просторам сложного внутреннего мира Орландо, его стремительно разрушающейся, мрачнеющей души.
В опере Г.Ф.Генделя партия хора отсутствует. Массовые сцены взяты из оратории «Израиль в Египте» - сочинения того же автора. Многоголосный персонаж становится как бы сторонним наблюдателем, комментирующим все происходящее. Здесь можно уловить мотивы света и тьмы, веры и надежды, созидания и разрушения.
Изысканной элегантностью, неповторимым стилем, совершенной гармонией и завораживающей красотой наполнены ансамбли – дуэты и терцеты. Слияние женского и мужского или трех женских голосов таит в себе много красок музыки и драмы, позволяет максимально глубоко проникнуть в суть характеров, понять мельчайшие тонкости взаимоотношений разных персонажей.
Отдельно хочется рассказать о визуальном ряде постановки. Сценография представляет собой американский ночной клуб, обыкновенную квартиру, улицу и т.д. Особенно эффектно смотрится финальная сцена, где яркое лазерное шоу по своему ритму совпадает с музыкой. Мне увиденное представляется иллюстрацией внутреннего мира Орландо, кульминацией разрушения его души. Такая игра света характерна для ночного клуба, это заставляет вновь и вновь возвращаться к трагедии вечера 12 июня 2016 года, во Флориде.
Современные технические возможности и верность классическим традициям высокого академического искусства позволили театру «Геликон-Опера» поставить уникальный, сложный, интересный, яркий, красочный спектакль. Здесь можно получить эстетическое удовольствие от виртуозного исполнения барочных арий и богатую пищу для ума. Такие постановки требуют полного погружения, детального проникновения в самую суть замысла режиссера.
Главный вывод, который можно сделать после премьеры: на стыке жанров и эпох порой рождаются уникальные, самобытные произведения, которые хочется видеть, слышать и рекомендовать друзьям-меломанам и театралам.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Музыкальная редакция – Эндрю Лоуренс-Кинг, Георгий Исаакян. Композиция составлена из мелодий оперы «Орландо» и оратории «Израиль в Египте» Г.Ф.Генделя с вкраплениями сочинения Г.Прокофьева.
Режиссер-постановщик – Георгий Исаакян.
Дирижер-постановщик – Эндрю Лоуренс-Кинг (Великобритания).
Художник-постановщик – Хартмут Шоргхоффер (Австрия).
Хормейстер – Евгений Ильин.
Художник по свету – Алексей Николаев.
В ролях:
Орландо – Рустам Яваев (контратенор);
Анжелика – Юлия Щербакова (сопрано);
Медоро – Ирина Рейнард (меццо-сопрано);
Доринда – Елена Семенова (сопрано);
Зороастро – Александр Киселев (бас);
Диджей – Сергей Костюк;
Молодежь в клубе, полицейские, последователи Орландо, студенты, съемочная группа – артисты хора.
Спектакль рождается на стыке классической барочной оперы-seria и современной социальной трагедии. Уникальный сюжет родился у Георгия Исаакяна под впечатлением от имевшего место 12 июня 2016 года массового убийства в одном из ночных клубов американского города Орландо (штат Флорида, Майами). Молодой человек застрелил 49 человек, еще 53 получили ранения.
Заглавный герой оперы «Орландо, Орландо» - юноша с непростой судьбой. Он не находит взаимопонимания с родителями, не пользуется успехом у девушек, не имеет друзей, не хватает звезд с неба в учебе. Рустам Яваев предстает в образе молодого человека с изломанной душой. Персонаж постоянно мечется, у него случаются галлюцинации. Голос его богат разнообразными красками и постоянно меняет оттенок, от легкого, невесомого, светлого, небесно-чистого, хрустального, до грубого, мощного, яростно-агрессивного, мрачного, плотного, тяжелого.
Орландо – волк-одиночка, его душа при земной жизни не может обрести покой. В течение действия мы видим, как каждое новое событие постепенно разрушает его идеалы, устои и, в конечном итоге, внутренний мир. Отчаявшийся, не имеющий какой-либо поддержки со стороны близких, герой полностью теряет себя и, охваченный ревностью, хватается за огнестрельное оружие.
Юлия Щербакова предстала в образе роковой красавицы Анжелики. Эта героиня в спектакле представлена богатой девушкой, светской львицей, яркой, модной, притягивающей восхищенные взгляды молодых людей. Она чуть капризна и слегка надменна. Гордая, независимая барышня ни в чем себе не отказывает и весьма избирательна в выборе окружения. Нежный, ласковый, певучий голос завораживает красотой и чистотой.
Ирина Рейнард мастерски воплотила образ травести – возлюбленного героини Медоро. На сцене появляется стройный, изящный, галантный, изысканный кавалер. В облике соединились легкое кокетство и мужественность, а в теплом, насыщенном, обволакивающим, медовом голосе – лирическая поэтичность и драматическая глубина.
Светлой, чистой, благородной, нежной, прелестно-женственной, чувственной, несмотря на простой наряд и мусульманский платок, получилась Доринда в исполнении Елены Семеновой. В ее голосе есть свет и теплота, благородство и красота. Богатство красок и музыкальность – мощный фундамент для яркого, интересного образа, получившего усилиями постановщиков не самую эффектную оболочку.
У любого сценического действа есть режиссер. В этом спектакле он на протяжении практически всего действия присутствует на сцене. Это Зороастро, который в течение двух актов несколько раз меняет имидж. Сперва он предстает в виде телевизионной знаменитости, затем перевоплощается в отца главного героя, священнослужителя и политика, способствуя с каждым разом все большему разрушению внутреннего мира Орландо, в конце концов, это приводит к трагедии.
Александр Киселев органичен в каждой из четырех «масок» своего персонажа – истинной звезды экрана, агрессивного, непонимающего свое чадо родителя, зомбирующего юношу с неокрепшей психикой клирика и энергичного, харизматичного политика.
Классическая опера-seria «Орландо» знакомит нас с совершенно другими персонажами. Заглавный герой представляет собой рыцаря, который мечется между воинской славой и любовной горячкой. Прекрасная дама Анжелика в первоисточнике – принцесса, ее возлюбленный Медоро – принц, Доринда – прелестная пастушка, а Зороастро – мудрейший маг, волшебник и философ. Современная версия, подведенная под обстоятельства недавнего прошлого, очень гармонично совмещается с барочным сюжетом.
Музыкальный материал спектакля уникальный и самобытный. Георгию Исаакяну, Эндрю Лоуренс-Кингу и Габриэлю Прокофьеву удалось сделать практически невозможное – они создали гармоничное звуковое полотно из старинных и современных мелодий. Произведение диджея совпало с легкой, изысканной, элегантной, благородной, салонно-камерной эстетикой эпохи барокко. Симфонический оркестр театра «Геликон-Опера» под чутким, мудрым управлением маэстро Лоуренс-Кинга мягко, плавно, аккуратно, незаметно ведет зрителей по просторам сложного внутреннего мира Орландо, его стремительно разрушающейся, мрачнеющей души.
В опере Г.Ф.Генделя партия хора отсутствует. Массовые сцены взяты из оратории «Израиль в Египте» - сочинения того же автора. Многоголосный персонаж становится как бы сторонним наблюдателем, комментирующим все происходящее. Здесь можно уловить мотивы света и тьмы, веры и надежды, созидания и разрушения.
Изысканной элегантностью, неповторимым стилем, совершенной гармонией и завораживающей красотой наполнены ансамбли – дуэты и терцеты. Слияние женского и мужского или трех женских голосов таит в себе много красок музыки и драмы, позволяет максимально глубоко проникнуть в суть характеров, понять мельчайшие тонкости взаимоотношений разных персонажей.
Отдельно хочется рассказать о визуальном ряде постановки. Сценография представляет собой американский ночной клуб, обыкновенную квартиру, улицу и т.д. Особенно эффектно смотрится финальная сцена, где яркое лазерное шоу по своему ритму совпадает с музыкой. Мне увиденное представляется иллюстрацией внутреннего мира Орландо, кульминацией разрушения его души. Такая игра света характерна для ночного клуба, это заставляет вновь и вновь возвращаться к трагедии вечера 12 июня 2016 года, во Флориде.
Современные технические возможности и верность классическим традициям высокого академического искусства позволили театру «Геликон-Опера» поставить уникальный, сложный, интересный, яркий, красочный спектакль. Здесь можно получить эстетическое удовольствие от виртуозного исполнения барочных арий и богатую пищу для ума. Такие постановки требуют полного погружения, детального проникновения в самую суть замысла режиссера.
Главный вывод, который можно сделать после премьеры: на стыке жанров и эпох порой рождаются уникальные, самобытные произведения, которые хочется видеть, слышать и рекомендовать друзьям-меломанам и театралам.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии