13 октября 2021 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова в 33-й раз прозвучало одно из самых насыщенных хитами сочинений - «Фауст» Ш.Гуно (либретто Ж.Барбье и М.Карре по мотивам одноименной трагедии И.В.Гёте). Яркий, красивый, концептуально интересный спектакль появился в репертуаре пять лет назад.
Музыкальный руководитель: Ян Латам-Кёниг (лауреат премии «Золотая Маска»).
Режиссер: Екатерина Одегова.
Сценография: Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая Маска»).
Костюмы: Светлана Грищенкова.
Свет: Никита Смолов.
Хормейстер: Юлия Сенюкова.
Постановщик пластики: Сергей Сатаров.
Драматург: Михаил Мугинштейн (Заслуженный деятель искусств России).
Премьера состоялась 15 сентября 2016 года.
Дирижер: Ян Латам-Кёниг.
В ролях:
Доктор Фауст: Георгий Васильев (тенор);
Мефистофель: Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, лауреат премии «Золотая Маска», бас);
Валентин: Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Вагнер: Борис Жуков (бас);
Маргарита: Екатерина Петрова (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Зибель: Гаяне Бабаджанян (лауреат Международных конкурсов, лауреат премии «Онегин», меццо-сопрано);
Марта: Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Клетчатый: Сергей Сатаров;
Студенты, горожане, солдаты, девушки, женщины, духи: артисты хора.
Соло в оркестре:
Юлия Банькова (лауреат Международных конкурсов, орган);
Маргарита Якунина (орган).
«Фауст» - история философская и чувственная, созерцательная и авантюрная, мрачная и светлая, вальяжная и динамичная, фантастическая и завораживающая, пугающая и окрыляющая. Все это отражено в ярком, разнообразном, насыщенном музыкальном материале. Вся опера - грандиозное полотно, на котором развивается знаменитый сюжет эпохи Романтизма, значительно упрощенный тандемом либреттистов для шедевра музыкального театра. Несмотря на композиционное совершенство всего сочинения целиком, каждый отдельно взятый номер без каких-либо преувеличений можно назвать спектаклем внутри спектакля. Все сольные арии, каватины, куплеты, а также дуэты, ансамбли и массовые сцены представляют собой драматически завершенные, совершенные истории в миниатюре. Однако композиция выстроена таким образом, что следующая сцена плавно вытекает из предыдущей, все они тесно связаны между собой. Симфонический оркестр театра под руководством Яна Латам-Кёнига внимательно, чутко проводит зрителей сквозь все перипетии сюжета.
Драматическая концепция постановки оригинальна и интересна. Екатерина Одегова предлагает рассмотреть французскую романтическую оперу сквозь призму романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Действительно, кое-какие параллели в сюжетах и персонажах этих сочинений можно уловить: Мефистофель немного напоминает Воланда, кое-что общее проскальзывает в образах Маргариты и Гретхен, безмолвный персонаж Клетчатый ассоциируется с Фаготом. История получается живая, яркая, красивая, драматически реалистичная и музыкально виртуозная. Все, что происходит на сцене, близко зрителям разного возраста. Эта работа талантливого творческого коллектива всегда уместна и актуальна.
Контрасты преследуют зрителей повсюду, начиная с увертюры. Симфонические фрагменты попеременно погружают публику во мрак и зажигают слабый луч надежды, запугивают и вселяют уверенность, раскрашивают мир яркими красками и настраивают на нескончаемую борьбу Света и Тьмы, Добра и Зла.
Сценография также располагает к контрастам. Грандиозное путешествие, в которое отправляются доктор Фауст и Мефистофель, начинается в мрачной каморке, где доживает свой долгий век заглавный персонаж. Следующая остановка героев - старинная европейская деревушка с маленькими, аккуратными кукольными домиками; третий «шаг» персонажей - нежный, живописный, светлый, красивый сад Маргариты; далее они вновь возвращаются во вторую локацию, но под воздействием черных чар Мефистофеля городок становится мрачным, неприветливым; наконец, финальная точка на карте их маршрута - кромешная тьма обители повелителя сил зла.
Персонажи находятся в постоянном взаимодействии, сюжетные линии причудливо переплетаются на протяжении всех пяти актов. У грандиозного музыкально-драматического действа есть драматург и режиссер-постановщик в одном лице - Мефистофель. Князь Тьмы в исполнении Евгения Ставинского предстает холодным, вальяжным, насмешливым, ироничным наблюдателем, хозяином положения, крепко держащим в руках все сюжетные линии. Он провоцирует героев, пытается руководить их действиями, управлять жизнями и вершить судьбы. Очень яркий, харизматичный персонаж привлекает к себе внимание, завораживает. Сложный, многогранный образ включает в себя высокую интеллектуальность и интеллигентность, хитрость и коварство, неусыпное внимание и насмешки, невероятный магнетизм и отталкивающий холод. «Голос из Преисподней» обладает вкрадчивыми, интимными, доверительными интонациями, усыпляет бдительность бархатными обертонами, привлекает леденящим душу смехом.
Доктор Фауст Георгия Васильева - сложная, многогранная личность, персонаж, который находится в постоянном развитии. Музыкально и визуально он волшебным образом превращается из уставшего от жизни, разочарованного в науке пожилого ученого в горячего, страстного молодого человека, жаждущего любви. Тело его становится юным и гибким, душа по-прежнему принадлежит старику. Не потому ли в гладких, свежих, сладкоголосых речах юноши периодически возникают брутальные, драматические, ворчливые нотки?
Образ влюбленного Фауста полон солнечного обаяния, но солнце это скорее осеннее, чем весеннее: оно освещает, но не греет, раскрашивает все вокруг яркими красками, но не может стать «путеводной звездой».
Символический «контракт» между Фаустом и Мефистофелем - сон, фантазия, иллюзия сбывшейся мечты. Доктор даже на секунду не молодеет внутри, а с каждой новой сценой он и внешне становится все старше, что проявляется в осанке, походке, движениях. Богатый, красивый, яркий, солнечный голос так и не сможет согреть душу и сердце героини своим теплом.
Маргарита Екатерины Петровой - простая, скромная девушка. В ее образе гармонично уживаются контрасты: скромность и кокетство, набожность и мечтательность, наивное обаяние юности и сильный характер. Звонкий, нежный, красивый голос рисует сильную натуру бойца, внешне хрупкого и нежного, но могущего успешно противостоять неведомому, опасному сопернику, обладающему сверхъестественными возможностями.
Любовь и ненависть, мягкость и агрессия, свет и мрак, верность и предательство, теплота и холод сочетаются в образе Валентина в исполнении Ильи Кузьмина. Брат Маргариты уходит на войну и беспокоится о судьбе остающейся в одиночестве юной девушки. Вернувшись домой и сорвав с шеи подаренный сестрою медальон, он мгновенно попадает во власть темных сил, сражается с Фаустом, проклинает обесчещенную Маргариту и погибает. Богатый вокальный диапазон, яркие тембровые краски и глубокий внутренний драматизм - фундамент этого сложного образа.
Самый светлый, добрый, положительный персонаж спектакля - студент Зибель, влюбленный в Маргариту. В исполнении Гаяне Бабаджанян молодой человек обретает светлое обаяние юности, трогательный лиризм, душевную теплоту и яркий, сильный темперамент в обрамлении сочного, пряного голоса насыщенного оттенка.
Образы соседки героини Марты (Ирина Ромишевская) и солдата Вагнера (Борис Жуков) - важные элементы ансамблей, обостряющих тайные мысли и чувства центральных персонажей. Они помогают проникнуть в самую суть важнейших черт сложных, многогранных характеров.
Объемное, торжественное, красивое многоголосие хора в спектакле музыкально и визуально «оформляет» сценки из жизни небольшого европейского городка. Сначала местное население провожает своих героев на войну, затем готовится к светлому празднику Пасхи. При этом они наблюдают цепь известных событий: приезд Мефистофеля, знакомство Маргариты с Фаустом, смерть Валентина. Очень интересно многоголосное звучание бесплотных духов.
Контрастов в спектакле очень много, они существуют и в музыке, и в сюжете, и в сценографии, и - самое интересное - в образах. Каждый артист проживает век своего героя, вкладывая в него частицу себя, поэтому каждое представление становится откровением, позволяет сделать немало любопытных открытий. Постановка живет, растет, развивается, меняется, оставаясь маняще красивой, виртуозной, талантливой.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
Еще фотографии
Музыкальный руководитель: Ян Латам-Кёниг (лауреат премии «Золотая Маска»).
Режиссер: Екатерина Одегова.
Сценография: Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая Маска»).
Костюмы: Светлана Грищенкова.
Свет: Никита Смолов.
Хормейстер: Юлия Сенюкова.
Постановщик пластики: Сергей Сатаров.
Драматург: Михаил Мугинштейн (Заслуженный деятель искусств России).
Премьера состоялась 15 сентября 2016 года.
Дирижер: Ян Латам-Кёниг.
В ролях:
Доктор Фауст: Георгий Васильев (тенор);
Мефистофель: Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, лауреат премии «Золотая Маска», бас);
Валентин: Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Вагнер: Борис Жуков (бас);
Маргарита: Екатерина Петрова (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Зибель: Гаяне Бабаджанян (лауреат Международных конкурсов, лауреат премии «Онегин», меццо-сопрано);
Марта: Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Клетчатый: Сергей Сатаров;
Студенты, горожане, солдаты, девушки, женщины, духи: артисты хора.
Соло в оркестре:
Юлия Банькова (лауреат Международных конкурсов, орган);
Маргарита Якунина (орган).
«Фауст» - история философская и чувственная, созерцательная и авантюрная, мрачная и светлая, вальяжная и динамичная, фантастическая и завораживающая, пугающая и окрыляющая. Все это отражено в ярком, разнообразном, насыщенном музыкальном материале. Вся опера - грандиозное полотно, на котором развивается знаменитый сюжет эпохи Романтизма, значительно упрощенный тандемом либреттистов для шедевра музыкального театра. Несмотря на композиционное совершенство всего сочинения целиком, каждый отдельно взятый номер без каких-либо преувеличений можно назвать спектаклем внутри спектакля. Все сольные арии, каватины, куплеты, а также дуэты, ансамбли и массовые сцены представляют собой драматически завершенные, совершенные истории в миниатюре. Однако композиция выстроена таким образом, что следующая сцена плавно вытекает из предыдущей, все они тесно связаны между собой. Симфонический оркестр театра под руководством Яна Латам-Кёнига внимательно, чутко проводит зрителей сквозь все перипетии сюжета.
Драматическая концепция постановки оригинальна и интересна. Екатерина Одегова предлагает рассмотреть французскую романтическую оперу сквозь призму романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Действительно, кое-какие параллели в сюжетах и персонажах этих сочинений можно уловить: Мефистофель немного напоминает Воланда, кое-что общее проскальзывает в образах Маргариты и Гретхен, безмолвный персонаж Клетчатый ассоциируется с Фаготом. История получается живая, яркая, красивая, драматически реалистичная и музыкально виртуозная. Все, что происходит на сцене, близко зрителям разного возраста. Эта работа талантливого творческого коллектива всегда уместна и актуальна.
Контрасты преследуют зрителей повсюду, начиная с увертюры. Симфонические фрагменты попеременно погружают публику во мрак и зажигают слабый луч надежды, запугивают и вселяют уверенность, раскрашивают мир яркими красками и настраивают на нескончаемую борьбу Света и Тьмы, Добра и Зла.
Сценография также располагает к контрастам. Грандиозное путешествие, в которое отправляются доктор Фауст и Мефистофель, начинается в мрачной каморке, где доживает свой долгий век заглавный персонаж. Следующая остановка героев - старинная европейская деревушка с маленькими, аккуратными кукольными домиками; третий «шаг» персонажей - нежный, живописный, светлый, красивый сад Маргариты; далее они вновь возвращаются во вторую локацию, но под воздействием черных чар Мефистофеля городок становится мрачным, неприветливым; наконец, финальная точка на карте их маршрута - кромешная тьма обители повелителя сил зла.
Персонажи находятся в постоянном взаимодействии, сюжетные линии причудливо переплетаются на протяжении всех пяти актов. У грандиозного музыкально-драматического действа есть драматург и режиссер-постановщик в одном лице - Мефистофель. Князь Тьмы в исполнении Евгения Ставинского предстает холодным, вальяжным, насмешливым, ироничным наблюдателем, хозяином положения, крепко держащим в руках все сюжетные линии. Он провоцирует героев, пытается руководить их действиями, управлять жизнями и вершить судьбы. Очень яркий, харизматичный персонаж привлекает к себе внимание, завораживает. Сложный, многогранный образ включает в себя высокую интеллектуальность и интеллигентность, хитрость и коварство, неусыпное внимание и насмешки, невероятный магнетизм и отталкивающий холод. «Голос из Преисподней» обладает вкрадчивыми, интимными, доверительными интонациями, усыпляет бдительность бархатными обертонами, привлекает леденящим душу смехом.
Доктор Фауст Георгия Васильева - сложная, многогранная личность, персонаж, который находится в постоянном развитии. Музыкально и визуально он волшебным образом превращается из уставшего от жизни, разочарованного в науке пожилого ученого в горячего, страстного молодого человека, жаждущего любви. Тело его становится юным и гибким, душа по-прежнему принадлежит старику. Не потому ли в гладких, свежих, сладкоголосых речах юноши периодически возникают брутальные, драматические, ворчливые нотки?
Образ влюбленного Фауста полон солнечного обаяния, но солнце это скорее осеннее, чем весеннее: оно освещает, но не греет, раскрашивает все вокруг яркими красками, но не может стать «путеводной звездой».
Символический «контракт» между Фаустом и Мефистофелем - сон, фантазия, иллюзия сбывшейся мечты. Доктор даже на секунду не молодеет внутри, а с каждой новой сценой он и внешне становится все старше, что проявляется в осанке, походке, движениях. Богатый, красивый, яркий, солнечный голос так и не сможет согреть душу и сердце героини своим теплом.
Маргарита Екатерины Петровой - простая, скромная девушка. В ее образе гармонично уживаются контрасты: скромность и кокетство, набожность и мечтательность, наивное обаяние юности и сильный характер. Звонкий, нежный, красивый голос рисует сильную натуру бойца, внешне хрупкого и нежного, но могущего успешно противостоять неведомому, опасному сопернику, обладающему сверхъестественными возможностями.
Любовь и ненависть, мягкость и агрессия, свет и мрак, верность и предательство, теплота и холод сочетаются в образе Валентина в исполнении Ильи Кузьмина. Брат Маргариты уходит на войну и беспокоится о судьбе остающейся в одиночестве юной девушки. Вернувшись домой и сорвав с шеи подаренный сестрою медальон, он мгновенно попадает во власть темных сил, сражается с Фаустом, проклинает обесчещенную Маргариту и погибает. Богатый вокальный диапазон, яркие тембровые краски и глубокий внутренний драматизм - фундамент этого сложного образа.
Самый светлый, добрый, положительный персонаж спектакля - студент Зибель, влюбленный в Маргариту. В исполнении Гаяне Бабаджанян молодой человек обретает светлое обаяние юности, трогательный лиризм, душевную теплоту и яркий, сильный темперамент в обрамлении сочного, пряного голоса насыщенного оттенка.
Образы соседки героини Марты (Ирина Ромишевская) и солдата Вагнера (Борис Жуков) - важные элементы ансамблей, обостряющих тайные мысли и чувства центральных персонажей. Они помогают проникнуть в самую суть важнейших черт сложных, многогранных характеров.
Объемное, торжественное, красивое многоголосие хора в спектакле музыкально и визуально «оформляет» сценки из жизни небольшого европейского городка. Сначала местное население провожает своих героев на войну, затем готовится к светлому празднику Пасхи. При этом они наблюдают цепь известных событий: приезд Мефистофеля, знакомство Маргариты с Фаустом, смерть Валентина. Очень интересно многоголосное звучание бесплотных духов.
Контрастов в спектакле очень много, они существуют и в музыке, и в сюжете, и в сценографии, и - самое интересное - в образах. Каждый артист проживает век своего героя, вкладывая в него частицу себя, поэтому каждое представление становится откровением, позволяет сделать немало любопытных открытий. Постановка живет, растет, развивается, меняется, оставаясь маняще красивой, виртуозной, талантливой.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
Еще фотографии