интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Оратория Генделя «Мессия» и легендарный хор "Аллилуйя" завершили фестиваль хоровой музыки "Иное.2"

 
 
 

Оратория Генделя «Мессия» и легендарный хор "Аллилуйя" завершили фестиваль хоровой музыки "Иное.2"

Автор: Ольга Пурчинская от 26-06-2017, 04:10, посмотрело: 3137

В московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова завершился фестиваль хоровой музыки «Иное.2». В течение четырех июньских вечеров на основной (сцена) и камерной (Зеркальное фойе) площадках звучали таинственные, загадочные сочинения композиторов различных стран и эпох - от Испании до России, от барокко до современности. Четыре века, четыре эпохи, четыре страны (Испания, Россия, Франция и Великобритания), многочисленные языки и стили, светские и духовные произведения – такое творческое наследие оставит в памяти меломанов этот уникальный марафон.

Оратория Генделя «Мессия» и легендарный хор "Аллилуйя" завершили фестиваль хоровой музыки "Иное.2"Финальным «аккордом» фестиваля стал один из самых знаменитых, эпохальных представителей кантатно-ораториального жанра. 24 июня 2017 года прозвучала оратория Георга Фридриха Генделя (1685 – 1759) «Мессия» для солистов, хора и оркестра. Дирижер – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»). Хормейстер – Юлия Сенюкова. Режиссер – Алексей Вэйро.
Солисты: Ольга Ионова (лауреат Международного конкурса, сопрано), Артем Крутько (лауреат Международного конкурса, контратенор), Ярослав Абаимов (лауреат Международного конкурса, тенор), Алексей Антонов (бас).
Соло в оркестре: Анастасия Птицына (скрипка), Иван Субботкин (лауреат Международных конкурсов, скрипка), Сергей Лушин (виолончель), Валерий Конов (лауреат Международного конкурса, труба). Ответственный концертмейстер – Татьяна Сотникова (дипломант Международного конкурса).
Хор и симфонический оркестр театра «Новая Опера».

Оратория «Мессия» была создана Г.Ф.Генделем в 1741 году в рекордные сроки: крупная трехчастная форма (продолжительность исполнения – более двух часов) вышла из-под пера композитора за 24 дня. Либретто основано на текстах Ветхого Завета. Также есть несколько фрагментов Евангелий от Матфея, Марка и Луки и из Нового Завета. Произведение состоит из трех частей:

I. Часть первая:
1. Пророчество Исайи о спасении;
2. Пророчество о Судном дне;
3. Пророчество о рождении Христа;
4. Явление ангелов пастухам;
5. Чудеса Христовы на земле;

II. Часть вторая:
1. Принесение в жертву, бичевание и крестные муки;
2. Смерть и воскресение Христово;
3. Мир отвергает Евангелие;
4. Триумф Господа;

III. Часть третья:
1. Обещание вечной жизни;
2. Судный день;
3. Прославление Иисуса Христа.

Программа вечера была составлена таким образом, что первая, «рождественская» часть оратории звучала в первом отделении, а вторая и третья - «пасхальные» - были исполнены после перерыва. Грандиозное произведение эпохи барокко заворожило с первых секунд звучания увертюры и не «отпускало» до финального аккорда.

Ощущения, возникающие при прослушивании оратории «Мессия», очень сложно описать словами. Это нечто, похожее на состояние полета, когда на сердце необычайно легко. Кажется, все остроактуальные проблемы разом исчезают (или, как минимум, отходят на второй план). Душа парит, обогащается и становится светлой и чистой. Хочется торжества доброты и той особой красоты, идущей изнутри.

Крупное произведение кантатно-ораториального репертуара – результат слаженной, гармоничной работы огромного коллектива – солистов, хора и симфонического оркестра. Во главе этого многоликого сообщества – маэстро Ян Латам-Кениг, который твердой, уверенной рукой, но очень тонко и деликатно ведет участников творческого процесса по бескрайним просторам шедевра Г.Ф.Генделя.
Каждый участник здесь – не только яркая индивидуальность, но и важнейшая составная часть единого целого. Мощный, объемный звук заполняет пространство зала, наполняет его глубокими духовными смыслами и созерцательно-философскими подтекстами.

Все пророчества, входящие в состав «Мессии», звучат подобно голосу с неба. Это нежное, ангельски-чистое, светлое пение запоминается не менее эффективно, чем «громоподобные» монологи земных царей и иных властелинов.

Главные герои этого вечера - пять типов голосов, принадлежащих солистам и артистам хора. Каждый тембр наполняет музыкальную канву определенным смыслом, добавляет глубину и четко формирует зашифрованные композитором образы.
Сопрано для меня – символ света, непорочной чистоты, ангельской сути, кротости, хрупкости и нежности.
Наполненный теплом и мягкостью альт ассоциируется с добротой и любовью, какие мать дарит своим детям. Перед глазами возникает образ сильной, решительной женщины, готовой яростно защищать свое дорогое дитя от всех возможных напастей, бед и несчастий.
Самый «неземной» типа голоса для меня – это контратенор. Всегда представляется, что он доносится откуда-то сверху, и принадлежит не человеку, а ангелу-хранителю, путеводной звезде, помогающей найти правильную дорогу в жизни.
«Хрустальная» прозрачность и «эфемерное» звучание порой свойственно также тенорам. Но это – только иногда. Гораздо чаще они внушают оптимизм именно «земным» характером пения.
Бас… Голос, который гипнотизирует. Все, что он произнесет, будет прочно усвоено и больше никогда не забудется. Образы, создаваемые им, напоминают об одиночестве, изгнании, душевных томлениях, муках и исканиях.

Кульминационный момент оратории «Мессия» - хор «Аллилуйя», исполняемый во славу Господа. Пожалуй, это – самый знаменитый фрагмент сочинения Г.Ф.Генделя, который хотя бы раз в жизни слышал едва ли не каждый ныне живущий человек. Сильное, мощное, празднично-торжественное звучание 32-х голосов хора наполняет все вокруг светом, душу – радостью, сознание – оптимизмом. Неудивительно, что во время первого исполнения произведения в 1741 году публика слушала важнейший эпизод стоя. Ситуация повторялась и в дальнейшем. 24 июня 2017 года гости «Новой Оперы» также встали.

Гимническая торжественность и легкие нотки светлого, чистого, прекрасного праздника, торжества внутреннего мира над внешними обстоятельствами, - главные, на мой взгляд, отличительные признаки хора «Аллилуйя». Эмоциональное состояние после этого фрагмента оратории близко к эйфории, но это тот самый подъем, который не возбуждает нервную систему, напротив, успокаивает ее.

Оратория Георга Фридриха Генделя «Мессия» поставила красивую точку в фестивале хоровой музыки «Иное.2», показавшего грандиозный, поистине безграничный творческий потенциал великолепного хора и камерного хора московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. В финале вечера вновь прозвучала «Аллилуйя», вызвавшая бурный восторг у зрителей – представителей нескольких поколений.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр