«Христос Воскрес!
Христос возродился!
Мир и радость
Ученикам Христа!»
Ш.Гуно. «Фауст»
Христос возродился!
Мир и радость
Ученикам Христа!»
Ш.Гуно. «Фауст»
12 апреля 2018 года на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова в очередной раз произошло гармоничное слияние двух совершенно разных произведений, имеющих, однако, много общего: романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» и трагедии И.В.Гете «Фауст». Уникальный симбиоз литературных шедевров, созданных на разных этапах развития общества и искусства, случился в спектакле «Фауст» (опера Ш.Гуно в пяти действиях на либретто Ж.Барбье и М.Карре).
Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска).
Режиссер – Екатерина Одегова.
Сценография – Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая маска»).
Костюмы – Светлана Грищенкова.
Свет – Никита Смолов.
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Постановщик пластики – Сергей Сатаров.
Драматург – Михаил Мугинштейн (Заслуженный деятель искусств России).
Премьера состоялась 15 сентября 2016 года.
Дирижер – Ян Латам-Кениг.
В ролях:
Доктор Фауст – Хачатур Бадалян (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Маргарита – Елизавета Соина (сопрано);
Мефистофель – Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, бас);
Валентин, брат Маргариты – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Зибель, студент – Анна Синицына (меццо-сопрано);
Марта, соседка Маргариты – Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Вагнер, солдат – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
Студенты, солдаты, горожане, девушки, женщины, духи – артисты хора.
Показ спектакля прошел в рамках фестиваля «Золотая маска». Постановка номинирована на одноименную театральную премию в семи категориях:
1. Опера / Спектакль;
2. Опера / Работа дирижера – Ян Латам-Кениг;
3. Опера / Работа режиссера – Екатерина Одегова;
4. Опера / Женская роль – Елизавета Соина;
5. Опера / Мужская роль – Хачатур Бадалян;
6. Опера / Мужская роль – Евгений Ставинский;
7. Работа художника в музыкальном театре – Этель Иошпа.
Музыка Ш.Гуно преобразовала глубокое, философски наполненное, обогащенное смыслами и подтекстами сочинение И.В.Гете. Композитор и либреттисты сосредоточились на небольшом эпизоде, сделали его стилистически цельным и романтически прекрасным. Исполнение на французском языке, на мой взгляд, придает произведению особую эстетику.
Структура спектакля необычна и интересна. Режиссерская концепция Екатерины Одеговой превратила историю ученого-алхимика, связавшегося с темными силами, получившего на закате жизни возможность насладиться юностью, любовью и разнообразными удовольствиями, а затем тяжко за это расплатившегося, в нескончаемое путешествие во времени и пространстве.
Доктор Фауст и Мефистофель, этот вечный насмешник, созерцатель и провокатор, на протяжении всего действа (классическая структура романтической трагедии и романтической оперы тяготеет к пяти актам, в спектакле три действия с двумя антрактами) перемещаются из Москвы времен М.А.Булгакова в некий средневековый немецкий городок, затем – в волшебный сад Маргариты, этот оазис вечно юной, свежей, чистой, прекрасной души. Именно эта непорочная, сильная, цельная натура заботит князя тьмы сильнее, чем кто-либо другой. Она – одна из немногих людей, чье поведение в той или иной ситуации самый темный персонаж предсказать не может. Сразиться с такой соперницей азартному игроку ой как интересно!
Чудесный сад – пристанище души героини – не финальная остановка доктора и дьявола. Задержавшись там ненадолго, они вновь отправляются в эпоху Средневековья, а оттуда – прямиком в вотчину князя тьмы, в ад. Но и это место им придется ненадолго покинуть. Этот вояж мне представляется несколько условным: выхода оттуда не существует («…оставь надежду всяк, сюда входящий…»). Прежде, чем окончательно осесть в обители сил зла, Мефистофель при помощи Фауста предпримет еще одну попытку заполучить чистую, прекрасную, загадочную душу Маргариты.
Владыка темного королевства не учел одну очень важную вещь. Параллельно с отмечающейся в его вотчине Вальпургиевой ночью люди встречают светлый праздник Пасхи. В день Воскресенья Христова они ожидают настоящего Чуда, в которое верят искренне, беззаветно, безгранично. И оно действительно происходит, разгромив в пух и прах все планы Сатаны. Добро побеждает зло, солнечные лучи пробивают, а затем попросту поглощают царящий на Земле мрак.
Три доминирующие темы спектакля развиваются вокруг сложных, самобытных миров Фауста, Мефистофеля и Маргариты. Сперва эти сюжетные линии развиваются самостоятельно, независимо друг за другом, затем все более тесно переплетаются. Сложный процесс находит отражение и в драматургии образов, и в музыкальном материале.
Симфонический оркестр театра под управлением Яна Латам-Кенига тонко, деликатно вырисовывает самые мельчайшие нюансы тех условий, в каких живут герои, различных препятствий, возникающих на их пути. Восхитительно красивые мелодии горячо, жарко, страстно обрамляют вечный, как сама жизнь, конфликт добра со злом, света с тьмой, красоты с уродством, иллюзии с реальностью.
В спектакле есть видеопроекции, камера-обскура, волшебный фонарь и воспоминания, проносящиеся со скоростью 24 кадра в минуту. На пленку, находящуюся внутри кинопроектора снята целая жизнь, которая проживается персонажами и зрителями за три с половиной часа. Все, что случается на сцене, оказывается обыкновенной иллюзией, картиной, за производством которой мы внимательно наблюдаем.
Классический сюжет «Фауста», дополненный элементами «Мастера и Маргариты» (кот-бегемот на столе в доме старого доктора Фауста, немой, но очень важный уникальный персонаж – Клетчатый, неустанно создающий и поддерживающий настроение), не только не выбивается из режиссерской концепции, но и гармонично живет и развивается в ней. Также, как и персонажи.
Все, что происходит на сцене, представляется мне как череда иллюзий, «монтаж аттракционов», демонстрирующихся при помощи специального проектора. Кажется, зрители становятся свидетелями создания фантастического фильма, фрагменты которого демонстрируются на сцене.
У всех стремительно развивающихся событий есть свой идейный вдохновитель, автор сценария и режиссер-постановщик. В указанных трех лицах един властелин темных сил – Мефистофель. В исполнении Евгения Ставинского этот ярчайший персонаж представляет собой сочетание удивительного спокойствия, философской меланхолии и неусыпного внимания с бурным темпераментом и стихийной энергетикой. Персонаж уже много лет наблюдает за человечеством, он может предугадать реакцию людей на те или иные обстоятельства.
Внешне герой спокоен, его зоркий глаз неустанно следит за всем, что происходит вокруг. Величественное лицо периодически озаряется тонкой, иронической улыбкой, переходящей в сардоническую усмешку. Холодно-отстраненный, вкрадчиво-бархатистый голос околдовывает – хочется слушать, запоминать и усваивать каждое слово, предложение, фразу.
В аду этот изысканный джентльмен – полноправный единоличный хозяин. Кажется, в своей обители он не излучает энергию, а поглощает ее. Здесь нет места мягким, вкрадчивым интонациям – короли таким образом не выражаются.
Потерпев поражение в вечном противостоянии света с тьмой, Мефистофель выпускает в атмосферу огромные порции нечеловеческой агрессии. Вальпургиева ночь не принесла повелителю сил зла должного удовлетворения.
Главная соперница и потенциальная жертва Дьявола – Маргарита, девушка со светлым сердцем, чистой душой и невероятной внутренней силой. Безграничная вера в Бога не дает тьме поглотить ее, однако для того, чтобы отстоять свое право на рай после жизни, героиня должна пройти сквозь череду суровых испытаний.
Маргарита Елизаветы Соиной наполнена добром. Верная, преданная, любящая, она буквально светится изнутри. Но есть в этой хрупкой девушке и какая-то мистическая темная сила, преображающая ее до неузнаваемости на несколько секунд, во время примерки роскошных драгоценностей из шкатулки – подарка Мефистофеля. Мягкий, теплый, нежный голос обретает в эти мгновения уникальную краску. Героиня, до сего момента ангельски красивая, становится демонически прекрасной.
Влюбленная Маргарита расцветает, как свежая майская роза, но ненадолго. Дальше юную душу начинают терзать силы зла. Вот где происходит настоящая борьба света и тьмы! Голос, еще недавно нежный и теплый, обретает стальные, ледяные нотки, а также невероятную силу. Кажется, еще немного – и эта тонкая, хрупкая девушка превратится в цунами или извергающийся вулкан.
Вечный, как сама жизнь конфликт добра со злом происходит и в душе заглавного персонажа – доктора Фауста. Уже в самом начале спектакля он отвергает свет, пренебрегает верой и переходит на сторону темных сил. Бесценный дар юности – подарок весьма условный, ведь за него придется уплатить непомерно высокую цену – навсегда попасть в распоряжение властелина ада.
В спектакле Фауст предстает в двух образах – старого доктора, разочаровавшегося в жизни, науке и вере, и влюбленного молодца, на первый взгляд, лирического героя. Хачатур Бадалян представляет этих, казалось бы, совершенно разных людей двумя полюсами одной планеты. Каждая личина главного героя находит в себе черты второй. Так, юноша иногда ворчит, временами прихрамывает, а старик не утратил еще духа авантюризма, стремления к новым ощущениям.
Волшебные преображения происходят не только с внешностью персонажа, но и с его голосом: в начале он носит мрачный, темный, холодный оттенок, после преображения окрашивается в теплые, солнечные, звонкие, журчащие тона. Обреченность в образе сменяется оптимизмом, апатия – активностью, депрессия – эйфорией, счастье – отчаянием, смех – слезами, свобода – рабством.
Верный друг и надежный защитник Маргариты – ее брат Валентин. Бравый солдат, он готовится отправиться в очередной военный поход. Вернется герой оттуда или нет – никто не знает. Но у него есть сильнейший амулет – медальон, подаренный сестрой, наполненный безграничной силы ее веры. На долю этого персонажа также выпало непростое испытание, посланное коварным князем тьмы, которое он не выдержал.
Илья Кузьмин создает образ сильного, смелого воина, мужественно принимающего необходимость ввязаться в очередной боевой поход. Судьба сестры беспокоит его не меньше собственной. Заботливый, добрый, неравнодушный, смелый солдат – истинный герой, цельный и благородный. Такие особенности личности персонажа прекрасно «ложатся» на особый мягкий, бархатистый, теплый оттенок голоса. После ряда музыкально-драматических метаморфоз в конце спектакля появляются совершенно иные оттенки – ярость, презрение, пренебрежение и леденящий душу холод.
Добром, светом, безграничной верой, преданностью, искренностью и любовью наполнен образ студента Зибеля в исполнении Анны Синицыной. Мягкий, теплый, немного пряный голос гармонично дополняет портрет юноши, ни на секунду не подавшегося темным чарам Мефистофеля.
Обаятельная улыбка, модный бархатный костюм щеголя, девичья грация и изящество эффектно дополняют портрет героя травести.
Воплощенное кокетство, женский магнетизм, легкая буффонада, очарование и неукротимая энергия. Все эти черты сошлись в одном персонаже – соседке главной героини Марте (Ирина Ромишевская). Она похожа на опытного охотника, зорким глазом высматривающего очередную жертву. От навязчивого внимания такой дамы отделаться совсем не просто!
Солдат Вагнер (Дмитрий Орлов) – яркий во всех смыслах, харизматичный лидер, первый среди любителей веселых застолий. Увы, этому персонажу не суждено вернуться с войны. Мимолетная встреча с Мефистофелем внесла трагические коррективы в его судьбу.
Артисты хора – жители небольшого средневекового городка, участники и свидетели многочисленных событий спектакля. Крестьяне и солдаты живут своей обычной жизнью: работают, едят, пьют, отдыхают, воюют. Ни одно происшествие в их селении не остается без внимания. Хлебосольные, гостеприимные люди по-хорошему любопытны и отзывчивы. Бравые воины дружно маршируют, штатские разливают вино. И все это – под звуки вальса, от которых ноги готовы пуститься в пляс в любую секунду. Восхитительное многоголосие сопровождает зрителей в реальном и иллюзорном мирах, несут радость и смятение, свет и мрак, мир и войну.
Финальный эпизод спектакля подчеркнут чудесной иллюстрацией на тему конфликта тьмы со светом. Мефистофель возвещает о наступлении Вальпургиевой ночи, затем хор торжественно объявляет: «Христос Воскрес!». Праздник Пасхи, таким образом, вытесняет с авансцены пляски нечистой силы.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Через несколько часов в Большом театре состоится вручение национальной театральной премии «Золотая маска». Пожелаем удачи спектаклю, представленному в семи номинациях.