интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Пасхальные чудеса на театральных подмостках в опере Шарля Гуно "Фауст"

 
 
 

Пасхальные чудеса на театральных подмостках в опере Шарля Гуно "Фауст"

Автор: Ольга Пурчинская от 9-04-2021, 06:24, посмотрело: 656

7 апреля 2021 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошло представление музыкально-драматического шедевра эпохи романтизма - «Фауста» Ш.Гуно (либретто Ж.Барбье и М.Карре, литературная основа - одноименная трагедия И.В.Гете).

Музыкальный руководитель: Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая Маска»).
Режиссер: Екатерина Одегова.
Сценография: Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая Маска»).
Костюмы: Светлана Грищенкова.
Свет: Никита Смолов.
Хормейстер: Юлия Сенюкова.
Постановщик пластики: Сергей Сатаров.
Драматург: Михаил Мугинштейн (Заслуженный деятель искусств России).
Премьера состоялась 15 сентября 2016 года.

Дирижер: Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая Маска»).

Пасхальные чудеса на театральных подмостках в опере Шарля Гуно "Фауст"В ролях:
Доктор Фауст: Георгий Васильев (тенор);
Мефистофель: Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, лауреат премии «Золотая Маска», бас);
Валентин: Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Вагнер: Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
Маргарита: Екатерина Петрова (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Зибель: Екатерина Мирзоянц (сопрано, дебют в партии);
Марта: Татьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Клетчатый: Сергей Сатаров;
Солдаты, горожане, девушки, женщины, студенты, духи: артисты хора.

Соло в оркестре:
Орган: Татьяна Сотникова (дипломант Международного конкурса);
Орган: Маргарита Якунина.

«Фауст» - яркий пример чувственного, динамичного, эмоционального французского оперного романтизма, основанного на глубоко философском поэтическом памятнике немецкой романтической литературы. На пересечении самобытных культур двух европейских стран возникло сочинение, которое полностью овладевает вниманием зрителя и не отпускает на протяжении трех актов. Музыкальный материал настолько насыщенный, интересный, проникающий глубоко в душу, что просто невозможно не вникать в суть происходящего на сцене, не сопереживать героям, не восхищаться красотой голосов, темпераментом и выразительным драматическим талантом исполнителей.

Постановка Екатерины Одеговой оригинальна. Режиссер попыталась объединить на сцене два совершенно разных по сюжету, но схожих в мистико-фантастическом плане произведения: немецкую трагедию «Фауст» и советский роман «Мастер и Маргарита». Такая параллель не случайна: М.А.Булгаков очень любил оперу Ш.Гуно, неоднократно ее пересматривал.

Обратимся к постановочной группе. Михаил Мугинштейн, драматург:
«Новая Опера играет «Фауста в неожиданном преломлении. Немецко-французская матрица предстанет в диалоге с фаустианством Булгакова (он смотрел любимую оперу десятки раз и не расставался с клавиром!).
Культурология «Мастера и Маргариты» во многом определена проекцией Гете и Гуно на московскую почву…»
.

Екатерина Одегова, режиссер:
«Играя Маргаритой и Фаустом, - светом и тьмой, - Мефистофель представляет диалектику добра и зла, доводит эти силы до абсолюта и наблюдает. Дьявольский источник энергии жизни и смерти - вечно изменчивое, разрушительное, но и неудержимо манящее начало. Это наркотик для мятущегося Фауста. Подписание договора с Мефистофелем - не более, чем условность, фокус. Душу Фауста Мефистофель получит де-юре, как то, чем он владеет де-факто. Еще до призыва сатаны Фауст проклинает веру и Бога. Для него Dieu (Бог) тождественно Rien (ничего). Бог есть нечто постоянное, цельное - идеальное. Олицетворение божественного на земле - женщина романтика, Маргарита. Но идеальной для романтика в итоге может быть только мертвая женщина. Только гибнущая идеальность является для него доказательством ее феномена. Поэтому Фауст для Мефистофеля - даже не цель, а средство ее достижения в борьбе за душу девы, которую Маргарита спасает светом веры и цельности. Измученная, выстраданная душа Маргариты заслужила свет. Странствия Фауста-романтика окончены. В Маргарите он увидел Бога. Но Фауст не заслужил свет, как не заслужил и покой…».

Спектакль представляет собой увлекательное путешествие во времени и пространстве. Под глубоко поэтичную, изысканную, романтическую, чувственную, рисующую живописные полотна музыку Шарля Гуно в исполнении симфонического оркестра театра под управлением Андрея Лебедева Фауст (Георгий Васильев) и Мефистофель (Евгений Ставинский) перемещаются из крошечной московской квартирки в небольшой странный немецкий городок, где живут Маргарита (Екатерина Петрова), ее брат Валентин (Илья Кузьмин), студент Зибель (Екатерина Мирзоянц), солдат Вагнер (Дмитрий Орлов), а также многочисленные горожане и горожанки. Затем ученый и дух отправляются в сад удивительной красоты, где в маленьком домике скромно живет героиня. Здесь очень светлая, нежная, одухотворенная обстановка. Следующая остановка путешественников - снова город, а логичный финальный этап пути - царство Мефистофеля, вотчина повелителя тьмы.

Мефистофель Евгения Ставинского представляет собой ироничного, вальяжного, никуда никогда не спешащего наблюдателя. Подобно драматургу и режиссеру, определяющему ход событий на сцене, он смотрит со стороны, провоцирует других персонажей, сталкивает их. Его холодный, насмешливый взгляд и мощный, раскатистый, громоподобный голос при внешнем спокойствии и отстраненности воспринимаются как колдовство.

В отличие от Мефистофеля, Фауст Георгия Васильева - горячий, страстный, эмоциональный, темпераментный, пылкий персонаж. В начале спектакля доктор предстает сгорбленным стариком, встречающим зарю своего последнего дня. Отвергнув Бога и пойдя на сделку с дьяволом, он, в обмен на свою душу, получает возможность вновь испытать удовольствия, доступные лишь в молодости. Герой преображается, становится привлекательным для юных девушек. Его голос обретает теплые, солнечные краски, которыми может «рисовать» влюбленный кавалер.
Мефистофель - хитрец, молодость возвращается к Фаусту ненадолго, и с каждым следующим эпизодом доктор, кажется, становится все старше, резче, агрессивнее, а в голосе появляются несвойственные влюбленному молодцу холодные краски.

Маргарита Екатерины Петровой - воплощение юности, простоты, девичьей скромности. В ее образе сочетаются скромность и кокетство, набожность и мечтательность, девичья наивность и безграничная сила духа. Звонкий, нежный, красивый голос рисует сильную натуру бойца, который при внешней хрупкости может противостоять неведомому, коварному сопернику.

Валентин - герой, на которого очень сильно действуют чары Мефистофеля, в результате чего он меняется до неузнаваемости. Илья Кузьмин предстает в образе доброго брата, верного и надежного защитника Маргариты. Мягкий, бархатный голос, благородная осанка и элегантные манеры - неотъемлемые штрихи портрета лирического персонажа.
Под воздействием злых чар теплый, ласковый голос приобретает ледяной, стальной оттенок, взгляд испепеляет. В сцене смерти солдат-герой одержим злыми силами, это уже острохарактерный персонаж, холодный, жестокий, отстраненный.

Роль Зибеля впервые исполнила Екатерина Мирзоянц. В ее исполнении студент, влюбленный в Маргариту, получился светлым, добрым, по-юношески наивным. Голос лирического героя полон солнечного тепла, а образ - чистоты, душевности и безграничного обаяния. Несмотря на безответную любовь и колдовство, молодой человек не становится озлобленным и агрессивным. Этот персонаж не лишен и мальчишеского задора, может искренне, беззаботно, весело смеяться.

Образы соседки героини Марты (Татьяна Табачук) и солдата Вагнера (Дмитрий Орлов) - важные элементы ансамблей, обостряющих тайные мысли и чувства ключевых персонажей, помогающих как можно глубже проникнуть в суть важнейших черт сложных, многогранных характеров.

Артисты хора проживают эпизоды из жизни небольшого городка, в котором обитают штатские и военные, маленькие и большие, богатые и бедные, веселые и грустные, добрые и злые люди. Они немного напоминают обитателей огромного кукольного дома или сладкого королевства. Это - сторонние наблюдатели, сочувствующие происходящему, гуляющие, общающиеся, шутящие, обсуждающие, осуждающие, но не могущие повлиять на ход истории.

В музыкальной палитре мне особенно хочется выделить орган. Этот инструмент, солируя, несет в себе полярные драматические заряды. Когда он звучит в сцене, следующей за свиданием Фауста и Маргариты, где Мефистофель пытается завладеть душой героини, звук угнетает, подавляет все ее существо, вызывает головную боль. В самом конце спектакля именно орган сопровождает хор, возвещающий о наступлении праздника Пасхи и о том, что Маргарита прощена и ее душа отошла на небо.

События в старинном европейском городке разворачиваются незадолго до Пасхи. Все говорит о том, что горожане готовятся к празднику: у них в руках разнообразная дичь и крашеные яйца. Развязка наступает в ночь светлого Христова Воскресенья. Это настоящее пасхальное чудо.

Ольга Пурчинская

Фотография автора

Фотографии Марины Айриянц

Категория: Театр » Музыкальный театр