Путешествие во времени и пространстве давно уже стало неотъемлемой частью современного театра. В течение действия герои могут совершить несколько перемещений из страны в страну, из года в год, из эпохи в эпоху и так далее. Существует немало постановок, где все это противоречит основной сюжетной канве. Мне же хочется рассказать о спектакле, где все сказочное, необычное, фантастическое – не просто предметы фантазии режиссера, а, прежде всего, важнейшие элементы фабулы.
Речь идет об опере «Фауст» французского композитора эпохи романтизма Ш.Гуно (либретто Ж.Барбье и М.Карре), созданной на основе одноименной трагедии немецкого поэта И.В.Гете. В начале прошлого театрального сезона, 15 сентября 2016 года, это сочинение было поставлено в Москве, на сцене «Новой Оперы». Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»). Режиссер – Екатерина Одегова. Сценография – Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая маска»). Костюмы – Светлана Грищенкова. Свет – Никита Смолов. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Драматург – Михаил Мугинштейн (Заслуженный деятель искусств России).
18 сентября 2017 года спектакль «Фауст» начал свой второй год жизни на сцене театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова.
Дирижер – Ян Латам-Кениг.
В ролях:
Доктор Фауст – Хачатур Бадалян (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Маргарита – Елизавета Соина (сопрано);
Мефистофель – Алексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, бас);
Валентин, солдат, брат Маргариты – Андрей Бреус (баритон);
Зибель, студент – Полина Шамаева (меццо-сопрано);
Марта, соседка Маргариты – Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Вагнер, солдат – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
Клетчатый – Сергей Сатаров;
Паж – Савелий Бреус.
Соло в оркестре:
Татьяна Сотникова (дипломант Международного конкурса, орган);
Маргарита Якунина (орган).
В этом спектакле чудеса случаются на каждом шагу. Волшебное превращение пожилого Фауста, разочаровавшегося в жизни, вере и науке ученого, в молодого, пышущего энергией красавца. Неустанное перемещение персонажей во времени и пространстве: из старой советской коммуналки – на улицу старинного немецкого города, из сказочного сада Маргариты, полного света и благоухающих цветов – в мрачную, темную вотчину Мефистофеля.
Сказочный немецкий городок похож на старинную музыкальную шкатулку, а его жители – на драгоценные механические игрушки, предел мечтаний детей, населявших страны Европы не менее полутора столетий назад.
Действие снимается на камеру-обскуру, и порой очень сложно определить, где пересекаются, а затем расходятся иллюзия и реальность.
Музыкальный материал оперы таит в себе мистику, магию и сильнейшее драматическое начало. Это – не просто фон для развития сюжета, а истинный фундамент, на котором базируется сложная история, красивая сказка, восхитительная, изысканная, незабываемая.
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Яна Латам-Кенига превращается в полноценного участника действа, сильного, динамичного, местами лирически-трепетного, а кое-где – сурово-брутального. Музыка здесь – соучастник всего, что происходит на сцене. Ярко, живописно иллюстрируют мелодии характер и настроение персонажей, помогают максимально глубоко проникнуть в их внутренний мир, изучить душу.
Каждый герой – сильная личность со своими особенностями. В сердцах некоторых из них бушует настоящий ураган. Мощная стихия вырывается наружу, выдавая такие эмоциональные монологи, диалоги и ансамбли, от которых захватывает дух.
Фауст – натура сложная. Заглавный персонаж мечется между Светом и Тьмой, Добром и Злом, Наукой и Магией. Истинный герой эпохи Романтизма, он не может обрести гармонию со своим внутренним миром. Этому человеку не комфортно наедине с собой. И даже прекрасное чувство любви к юной Маргарите не может помочь ему, тем более, что нужный эффект был достигнут при помощи Мефистофеля - повелителя Темных Сил.
Хачатур Бадалян создал образ мрачного, сурового человека, мыслителя и созерцателя. Порой он оказывается во власти эмоций, что вынуждает его совершать необдуманные поступки. В начале спектакля герой-старик выпивает омолаживающее зелье, которое до конца так и не подействовало. Преображение случилось лишь внешнее, внутри же он так и остался пожилым человеком. Молодецкая порывистость контрастирует с ворчанием и агрессией, характерными, скорее, для людей почтенного возраста.
Легкая походка и «солнечный» оттенок голоса удивительным образом сочетаются с выражением лица, отнюдь не свойственным влюбленному юноше.
Маргарита – главный источник Света и Добра в этой истории. Героиня в исполнении Елизаветы Соиной – сказочное сочетание эфемерной прозрачности облика и невероятной силы духа, свойственной, скорее, бойцу, чем юной девушке. Доброта, искренность и нежность пересекаются с невероятной глубиной внутреннего мира. Скромная, аскетичная внешняя оболочка скрывает за собой целую бурю чувств и сильный темперамент.
Эта героиня – настоящий борец. Ей приходится делать выбор, в каком направлении двигаться дольше – в сторону Добра или Зла.
Один из самых ярких, незабываемых персонажей не только в этом спектакле, но и во всей оперной классике – Мефистофель. Князь Тьмы, владыка Сил Зла в исполнении Алексея Тихомирова – ярчайшее явление, сгусток неукротимой силы, мощной харизмы и безграничного обаяния. Каждый жест, шаг или взгляд его неслучаен. Любое действие выразительно и приобретает огромное значение.
Особенно мне бы хотелось выделить дьявольский, леденяще-ироничный, издевательски-саркастический смех во время исполнения Серенады. Этот фрагмент очень четко очерчивает специфику натуры Мефистофеля – насмешника, наблюдающего за людьми и поражающего словом (и действием!) в самые слабые места.
Андрей Бреус воплотил образ Валентина – солдата, бравого вояки, любителя весело провести время в компании друзей и спасовавшего в ходе выпавшего на его долю испытания.
Светлая лирика при мыслях о сестре в начале спектакля сменяется темным, злобным драматизмом в конце истории. Это – следствие воздействия Темных Сил, активизировавшихся, как только герой сбрасывает с себя священный медальон сестры – защиту от всех напастей.
Еще один источник света в этом произведении – студент Зибель, безответно влюбленный в Маргариту.
Мягкий, «теплый» голос Полины Шамаевой наполняет образ юноши искренностью, добротой, незапятнанной чистотой души и безграничной преданностью любимому человеку.
Очень яркой, незабываемой женщиной, способной вскружить голову кому угодно, даже Князю Тьмы, предстает соседка главной героини Марта (Ирина Ромишевская) – кокетка, напоминающая немолодых опереточных героинь.
Вагнер (Дмитрий Орлов) – главный заводила среди солдат, людей, любящих вкусно поесть и сладко выпить в перерывах между бесчисленными войнами. Этот герой – очень похож на оловянного солдатика из сказок Андерсена и Гофмана.
Солдаты, горожане, женщины, студенты, духи и иные персонажи в исполнении артистов хора – бодрые, неунывающие люди, могущие и веселиться, и воевать, и чувствовать, и отдыхать, и расслабляться, и так далее.
Мощные басы – олицетворение силы и отваги солдат, отправляющихся на войну. Более «легкие», «хрустальные» тенора символизируют беспечную юность студентов и спокойную, мирную атмосферу небольшого европейского городка. Сопрано и альты напоминают мне о светлой радости, вносимой в жизнь верующих праздником Пасхи (наступление которого ставит точку в душевных терзаниях Маргариты, а также завершает ее жизненный путь и весь спектакль).
Музыкально-драматическая основа оперы «Фауст» имеет франко-германские корни. Екатерина Одегова добавила в эту волшебную сказку для взрослых несколько «советских», «булгаковских» ноток. В постановке имеется несколько параллелей с сюжетом романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Так, в начале истории мы видим на столе в кабинете заглавного персонажа огромного кота, похожего на Бегемота. А еще в спектакле существует оригинальный герой – Клетчатый (Сергей Сатаров). За три с половиной часа он не скажет ни одного слова, но его практически постоянное присутствие вносит несколько интересных ноток в легендарный сюжет. Гибкий, пластичный, энергичный человек успевает побыть и монтировщиком, и реквизитором, и оператором, и бесценным помощником Князя Тьмы.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Речь идет об опере «Фауст» французского композитора эпохи романтизма Ш.Гуно (либретто Ж.Барбье и М.Карре), созданной на основе одноименной трагедии немецкого поэта И.В.Гете. В начале прошлого театрального сезона, 15 сентября 2016 года, это сочинение было поставлено в Москве, на сцене «Новой Оперы». Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»). Режиссер – Екатерина Одегова. Сценография – Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая маска»). Костюмы – Светлана Грищенкова. Свет – Никита Смолов. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Драматург – Михаил Мугинштейн (Заслуженный деятель искусств России).
18 сентября 2017 года спектакль «Фауст» начал свой второй год жизни на сцене театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова.
Дирижер – Ян Латам-Кениг.
В ролях:
Доктор Фауст – Хачатур Бадалян (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Маргарита – Елизавета Соина (сопрано);
Мефистофель – Алексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, бас);
Валентин, солдат, брат Маргариты – Андрей Бреус (баритон);
Зибель, студент – Полина Шамаева (меццо-сопрано);
Марта, соседка Маргариты – Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Вагнер, солдат – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
Клетчатый – Сергей Сатаров;
Паж – Савелий Бреус.
Соло в оркестре:
Татьяна Сотникова (дипломант Международного конкурса, орган);
Маргарита Якунина (орган).
В этом спектакле чудеса случаются на каждом шагу. Волшебное превращение пожилого Фауста, разочаровавшегося в жизни, вере и науке ученого, в молодого, пышущего энергией красавца. Неустанное перемещение персонажей во времени и пространстве: из старой советской коммуналки – на улицу старинного немецкого города, из сказочного сада Маргариты, полного света и благоухающих цветов – в мрачную, темную вотчину Мефистофеля.
Сказочный немецкий городок похож на старинную музыкальную шкатулку, а его жители – на драгоценные механические игрушки, предел мечтаний детей, населявших страны Европы не менее полутора столетий назад.
Действие снимается на камеру-обскуру, и порой очень сложно определить, где пересекаются, а затем расходятся иллюзия и реальность.
Музыкальный материал оперы таит в себе мистику, магию и сильнейшее драматическое начало. Это – не просто фон для развития сюжета, а истинный фундамент, на котором базируется сложная история, красивая сказка, восхитительная, изысканная, незабываемая.
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Яна Латам-Кенига превращается в полноценного участника действа, сильного, динамичного, местами лирически-трепетного, а кое-где – сурово-брутального. Музыка здесь – соучастник всего, что происходит на сцене. Ярко, живописно иллюстрируют мелодии характер и настроение персонажей, помогают максимально глубоко проникнуть в их внутренний мир, изучить душу.
Каждый герой – сильная личность со своими особенностями. В сердцах некоторых из них бушует настоящий ураган. Мощная стихия вырывается наружу, выдавая такие эмоциональные монологи, диалоги и ансамбли, от которых захватывает дух.
Фауст – натура сложная. Заглавный персонаж мечется между Светом и Тьмой, Добром и Злом, Наукой и Магией. Истинный герой эпохи Романтизма, он не может обрести гармонию со своим внутренним миром. Этому человеку не комфортно наедине с собой. И даже прекрасное чувство любви к юной Маргарите не может помочь ему, тем более, что нужный эффект был достигнут при помощи Мефистофеля - повелителя Темных Сил.
Хачатур Бадалян создал образ мрачного, сурового человека, мыслителя и созерцателя. Порой он оказывается во власти эмоций, что вынуждает его совершать необдуманные поступки. В начале спектакля герой-старик выпивает омолаживающее зелье, которое до конца так и не подействовало. Преображение случилось лишь внешнее, внутри же он так и остался пожилым человеком. Молодецкая порывистость контрастирует с ворчанием и агрессией, характерными, скорее, для людей почтенного возраста.
Легкая походка и «солнечный» оттенок голоса удивительным образом сочетаются с выражением лица, отнюдь не свойственным влюбленному юноше.
Маргарита – главный источник Света и Добра в этой истории. Героиня в исполнении Елизаветы Соиной – сказочное сочетание эфемерной прозрачности облика и невероятной силы духа, свойственной, скорее, бойцу, чем юной девушке. Доброта, искренность и нежность пересекаются с невероятной глубиной внутреннего мира. Скромная, аскетичная внешняя оболочка скрывает за собой целую бурю чувств и сильный темперамент.
Эта героиня – настоящий борец. Ей приходится делать выбор, в каком направлении двигаться дольше – в сторону Добра или Зла.
Один из самых ярких, незабываемых персонажей не только в этом спектакле, но и во всей оперной классике – Мефистофель. Князь Тьмы, владыка Сил Зла в исполнении Алексея Тихомирова – ярчайшее явление, сгусток неукротимой силы, мощной харизмы и безграничного обаяния. Каждый жест, шаг или взгляд его неслучаен. Любое действие выразительно и приобретает огромное значение.
Особенно мне бы хотелось выделить дьявольский, леденяще-ироничный, издевательски-саркастический смех во время исполнения Серенады. Этот фрагмент очень четко очерчивает специфику натуры Мефистофеля – насмешника, наблюдающего за людьми и поражающего словом (и действием!) в самые слабые места.
Андрей Бреус воплотил образ Валентина – солдата, бравого вояки, любителя весело провести время в компании друзей и спасовавшего в ходе выпавшего на его долю испытания.
Светлая лирика при мыслях о сестре в начале спектакля сменяется темным, злобным драматизмом в конце истории. Это – следствие воздействия Темных Сил, активизировавшихся, как только герой сбрасывает с себя священный медальон сестры – защиту от всех напастей.
Еще один источник света в этом произведении – студент Зибель, безответно влюбленный в Маргариту.
Мягкий, «теплый» голос Полины Шамаевой наполняет образ юноши искренностью, добротой, незапятнанной чистотой души и безграничной преданностью любимому человеку.
Очень яркой, незабываемой женщиной, способной вскружить голову кому угодно, даже Князю Тьмы, предстает соседка главной героини Марта (Ирина Ромишевская) – кокетка, напоминающая немолодых опереточных героинь.
Вагнер (Дмитрий Орлов) – главный заводила среди солдат, людей, любящих вкусно поесть и сладко выпить в перерывах между бесчисленными войнами. Этот герой – очень похож на оловянного солдатика из сказок Андерсена и Гофмана.
Солдаты, горожане, женщины, студенты, духи и иные персонажи в исполнении артистов хора – бодрые, неунывающие люди, могущие и веселиться, и воевать, и чувствовать, и отдыхать, и расслабляться, и так далее.
Мощные басы – олицетворение силы и отваги солдат, отправляющихся на войну. Более «легкие», «хрустальные» тенора символизируют беспечную юность студентов и спокойную, мирную атмосферу небольшого европейского городка. Сопрано и альты напоминают мне о светлой радости, вносимой в жизнь верующих праздником Пасхи (наступление которого ставит точку в душевных терзаниях Маргариты, а также завершает ее жизненный путь и весь спектакль).
Музыкально-драматическая основа оперы «Фауст» имеет франко-германские корни. Екатерина Одегова добавила в эту волшебную сказку для взрослых несколько «советских», «булгаковских» ноток. В постановке имеется несколько параллелей с сюжетом романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Так, в начале истории мы видим на столе в кабинете заглавного персонажа огромного кота, похожего на Бегемота. А еще в спектакле существует оригинальный герой – Клетчатый (Сергей Сатаров). За три с половиной часа он не скажет ни одного слова, но его практически постоянное присутствие вносит несколько интересных ноток в легендарный сюжет. Гибкий, пластичный, энергичный человек успевает побыть и монтировщиком, и реквизитором, и оператором, и бесценным помощником Князя Тьмы.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии