13 мая 2019 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова прошло 24-е представление спектакля «Фауст». Сочинение Ш.Гуно (либретто Ж.Барбье и М.Карре по мотивам одноименной трагедии И.В.Гете) – шедевр французского музыкально-театрального искусства эпохи Романтизма.
Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»).
Режиссер – Екатерина Одегова.
Сценография – Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая маска»).
Костюмы – Светлана Грищенкова.
Свет – Никита Смолов.
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Постановщик пластики – Сергей Сатаров.
Драматург – Михаил Мугинштейн (Заслуженный деятель искусств России).
Премьера состоялась 15 сентября 2016 года.
Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).
В ролях:
Доктор Фауст – Хачатур Бадалян (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Маргарита – Елизавета Соина (сопрано);
Мефистофель – Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, лауреат премии «Золотая маска», бас);
Валентин, брат Маргариты – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Зибель, студент – Анна Синицына (меццо-сопрано);
Марта, соседка Маргариты – Татьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Вагнер, солдат – Борис Жуков (бас);
Клетчатый – Сергей Сатаров;
Паж – Василий Петров-Жеребченко;
Студенты, солдаты, горожане, девушки, женщины, духи – артисты хора.
Соло в оркестре:
Орган – Татьяна Сотникова (дипломант Международного конкурса);
Орган – Маргарита Якунина.
Семь нот, поэзия и драматургия – основные «инструменты», без которых просто невозможно создать оперу. Легенда о старом ученом-алхимике, разочарованном в науке и пожелавшем вновь ощутить все прелести и почти безграничные возможности юности при помощи нечистой силы, в XIX столетии обретает несколько воплощений – литературное, музыкальное и театральное. Немало иллюстраций этого сюжета подарило нам изобразительное искусство – существуют и картины, и рисунки, и скульптурные композиции на заявленную тему.
Опера Ш.Гуно – грандиозное сочинение в пяти действиях. Едва ли не каждый номер – хит, знакомый даже меломанам, далеким от музыкального театра. Каватины Фауста и Валентина, баллада и ария Маргариты, куплеты и серенада Мефистофеля, куплеты Зибеля, восхитительные ансамбли и массовые эпизоды мы слышали в детстве, возможно, не слишком грамотно переведенные на русский язык. Но мелодии-то остаются неизменными! Можно изменить либретто, музыкальный же материал – фундамент, всегда остающийся константой.
Екатерина Одегова и Этель Иошпа создали красивую во всех смыслах постановку. Декорации, изображающие средневековый немецкий городок и сад дома, где живет Маргарита, погружают зрителей в атмосферу волшебной сказки. В спектакле присутствует ощущение иллюзии: великий выдумщик, фокусник, насмешник и искуситель Мефистофель создает свою собственную историю на глазах у нескольких сотен человек. Разумеется, в реализацию его идеи вовлечены, сами того не желая, все герои и персонажи спектакля.
Трагедия И.В.Гете – произведение крупной формы, наполненное глубоким внутренним психологизмом и философскими подтекстами. Для оперного либретто взята лишь небольшая часть сюжета. Спектакль основывается на взаимоотношениях героев, развитии их личностей, мыслей и чувств.
В опере семь персонажей. Как тут не вспомнить о гамме? Герои развиваются как самостоятельно, так и при взаимодействии друг с другом. Каждый следующий эпизод невозможен без предыдущего. Все взаимосвязано и музыкально, и драматически, и визуально, и логически.
Доктор Фауст в исполнении Хачатура Бадаляна всегда впечатляет силой характера и глубиной личности своего персонажа. Обретя юное тело, его герой внутри остается взрослым человеком, умудренным колоссальным жизненным опытом. В общении с Маргаритой его отличают галантность и обходительность. Горячие страсти сначала бушуют где-то внутри, но постепенно вырываются наружу.
Голос позволяет проследить все метаморфозы, происходящие с персонажем – перерождение солидного, почтенного старца в горячего, нетерпеливого юнца, превращение лирического героя в человека, одержимого дьяволом.
Мефистофель – ироничный, насмешливый, острый на язык созерцатель. Он зорко наблюдает за всем, что происходит, внимательно изучает людей, их привычки, страхи, чувства и инстинкты. Эта школа человечества занимала его не одну сотню лет. Результаты долгих наблюдений позволяют Темному Властелину управлять всем и всеми.
Тонкий психолог, Евгений Ставинский с ювелирной точностью создает образ насмешника, не уходя в сторону клоунады. Герой отличается острым взглядом, хладнокровием, леденящим душу смехом, глубоким интеллектом и богатым внутренним миром. Это совершенно иное прочтение знакомого по русской классической литературе «лишнего человека», выделяющегося из общей массы, на много шагов обходящего своих современников.
Валентин – герой, благодаря колдовству преображающийся до неузнаваемости. Илья Кузьмин предстает в образе доброго брата, верного и надежного защитника Маргариты. Мягкий, бархатный голос, благородная осанка и элегантные манеры – неотъемлемые штрихи портрета лирического персонажа.
Под воздействием злых чар Валентин преображается до неузнаваемости. Теплый, ласковый голос приобретает ледяной, стальной оттенок, взгляд испепеляет. В сцене смерти солдат-герой одержим злыми силами, это уже острохарактерный персонаж, мечущий громовые молнии, холодный, жестокий, отстраненный.
Воплощение доброты и света, юная и чистая душа, лирик и романтик. Таким предстает студент Зибель в исполнении Анны Синицыной. Несчастная безответная любовь не делает этого персонажа озлобленным, не вызывает жажду мести. Теплый голос несет щедрую порцию тепла и доброты. Несмотря на поэтическое направление, этот персонаж не лишен и мальчишеского задора, может искренне, беззаботно, весело смеяться.
Маргарита – девушка замкнутая, находящаяся в себе. Она одинока, немногословна и печальна. Несмотря на юные годы, героиня уже испытала много горя: смерть матери, младшей сестренки, отца. Уход брата на войну также не внушает оптимизма.
Образ, созданный Елизаветой Соиной, раскрывается в ярких музыкальных фрагментах. Внешне ее Маргарита остается равнодушной, как бы отстраненной. Пока в душе бушует ураган, лицо остается спокойным, безмятежным.
Образы соседки героини Марта (Татьяна Табачук) и солдата Вагнера (Борис Жуков) – важные элементы ансамблей, обостряющих тайные мысли и чувства ключевых персонажей, помогающих как можно глубже проникнуть в суть важнейших черт сложных, многогранных характеров.
В спектакле есть еще два интересных персонажа, которые отсутствуют в либретто. Это ассистент Князя Тьмы Клетчатый (Сергей Сатаров), совмещающий выполнение поручений патрона с эффектными хореографическими зарисовками, и юный паж (Василий Петров-Жеребченко), проводник в обитель Сатаны.
Артисты хора показывают сцены из жизни небольшого городка, в котором обитают штатские и военные, маленькие и большие, богатые и бедные, веселые и грустные, добрые и злые люди. Они немного напоминают обитателей огромного кукольного дома или сладкого королевства. Они – сторонние наблюдатели, сочувствующие происходящему, гуляющие, общающиеся, шутящие, обсуждающие, осуждающие, но не могущие повлиять на ход истории.
Самый важный, ключевой герой оперы – это, конечно же, музыка Ш.Гуно. В исполнении симфонического оркестра театра под управлением Андрея Лебедева она приобретает особую глубину, наполняется драматизмом и сокровенными смыслами. Слушая знаменитые мелодии, можно сразу увидеть образы, не дожидаясь, пока поднимется занавес.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»).
Режиссер – Екатерина Одегова.
Сценография – Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая маска»).
Костюмы – Светлана Грищенкова.
Свет – Никита Смолов.
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Постановщик пластики – Сергей Сатаров.
Драматург – Михаил Мугинштейн (Заслуженный деятель искусств России).
Премьера состоялась 15 сентября 2016 года.
Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).
В ролях:
Доктор Фауст – Хачатур Бадалян (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Маргарита – Елизавета Соина (сопрано);
Мефистофель – Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, лауреат премии «Золотая маска», бас);
Валентин, брат Маргариты – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Зибель, студент – Анна Синицына (меццо-сопрано);
Марта, соседка Маргариты – Татьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Вагнер, солдат – Борис Жуков (бас);
Клетчатый – Сергей Сатаров;
Паж – Василий Петров-Жеребченко;
Студенты, солдаты, горожане, девушки, женщины, духи – артисты хора.
Соло в оркестре:
Орган – Татьяна Сотникова (дипломант Международного конкурса);
Орган – Маргарита Якунина.
Семь нот, поэзия и драматургия – основные «инструменты», без которых просто невозможно создать оперу. Легенда о старом ученом-алхимике, разочарованном в науке и пожелавшем вновь ощутить все прелести и почти безграничные возможности юности при помощи нечистой силы, в XIX столетии обретает несколько воплощений – литературное, музыкальное и театральное. Немало иллюстраций этого сюжета подарило нам изобразительное искусство – существуют и картины, и рисунки, и скульптурные композиции на заявленную тему.
Опера Ш.Гуно – грандиозное сочинение в пяти действиях. Едва ли не каждый номер – хит, знакомый даже меломанам, далеким от музыкального театра. Каватины Фауста и Валентина, баллада и ария Маргариты, куплеты и серенада Мефистофеля, куплеты Зибеля, восхитительные ансамбли и массовые эпизоды мы слышали в детстве, возможно, не слишком грамотно переведенные на русский язык. Но мелодии-то остаются неизменными! Можно изменить либретто, музыкальный же материал – фундамент, всегда остающийся константой.
Екатерина Одегова и Этель Иошпа создали красивую во всех смыслах постановку. Декорации, изображающие средневековый немецкий городок и сад дома, где живет Маргарита, погружают зрителей в атмосферу волшебной сказки. В спектакле присутствует ощущение иллюзии: великий выдумщик, фокусник, насмешник и искуситель Мефистофель создает свою собственную историю на глазах у нескольких сотен человек. Разумеется, в реализацию его идеи вовлечены, сами того не желая, все герои и персонажи спектакля.
Трагедия И.В.Гете – произведение крупной формы, наполненное глубоким внутренним психологизмом и философскими подтекстами. Для оперного либретто взята лишь небольшая часть сюжета. Спектакль основывается на взаимоотношениях героев, развитии их личностей, мыслей и чувств.
В опере семь персонажей. Как тут не вспомнить о гамме? Герои развиваются как самостоятельно, так и при взаимодействии друг с другом. Каждый следующий эпизод невозможен без предыдущего. Все взаимосвязано и музыкально, и драматически, и визуально, и логически.
Доктор Фауст в исполнении Хачатура Бадаляна всегда впечатляет силой характера и глубиной личности своего персонажа. Обретя юное тело, его герой внутри остается взрослым человеком, умудренным колоссальным жизненным опытом. В общении с Маргаритой его отличают галантность и обходительность. Горячие страсти сначала бушуют где-то внутри, но постепенно вырываются наружу.
Голос позволяет проследить все метаморфозы, происходящие с персонажем – перерождение солидного, почтенного старца в горячего, нетерпеливого юнца, превращение лирического героя в человека, одержимого дьяволом.
Мефистофель – ироничный, насмешливый, острый на язык созерцатель. Он зорко наблюдает за всем, что происходит, внимательно изучает людей, их привычки, страхи, чувства и инстинкты. Эта школа человечества занимала его не одну сотню лет. Результаты долгих наблюдений позволяют Темному Властелину управлять всем и всеми.
Тонкий психолог, Евгений Ставинский с ювелирной точностью создает образ насмешника, не уходя в сторону клоунады. Герой отличается острым взглядом, хладнокровием, леденящим душу смехом, глубоким интеллектом и богатым внутренним миром. Это совершенно иное прочтение знакомого по русской классической литературе «лишнего человека», выделяющегося из общей массы, на много шагов обходящего своих современников.
Валентин – герой, благодаря колдовству преображающийся до неузнаваемости. Илья Кузьмин предстает в образе доброго брата, верного и надежного защитника Маргариты. Мягкий, бархатный голос, благородная осанка и элегантные манеры – неотъемлемые штрихи портрета лирического персонажа.
Под воздействием злых чар Валентин преображается до неузнаваемости. Теплый, ласковый голос приобретает ледяной, стальной оттенок, взгляд испепеляет. В сцене смерти солдат-герой одержим злыми силами, это уже острохарактерный персонаж, мечущий громовые молнии, холодный, жестокий, отстраненный.
Воплощение доброты и света, юная и чистая душа, лирик и романтик. Таким предстает студент Зибель в исполнении Анны Синицыной. Несчастная безответная любовь не делает этого персонажа озлобленным, не вызывает жажду мести. Теплый голос несет щедрую порцию тепла и доброты. Несмотря на поэтическое направление, этот персонаж не лишен и мальчишеского задора, может искренне, беззаботно, весело смеяться.
Маргарита – девушка замкнутая, находящаяся в себе. Она одинока, немногословна и печальна. Несмотря на юные годы, героиня уже испытала много горя: смерть матери, младшей сестренки, отца. Уход брата на войну также не внушает оптимизма.
Образ, созданный Елизаветой Соиной, раскрывается в ярких музыкальных фрагментах. Внешне ее Маргарита остается равнодушной, как бы отстраненной. Пока в душе бушует ураган, лицо остается спокойным, безмятежным.
Образы соседки героини Марта (Татьяна Табачук) и солдата Вагнера (Борис Жуков) – важные элементы ансамблей, обостряющих тайные мысли и чувства ключевых персонажей, помогающих как можно глубже проникнуть в суть важнейших черт сложных, многогранных характеров.
В спектакле есть еще два интересных персонажа, которые отсутствуют в либретто. Это ассистент Князя Тьмы Клетчатый (Сергей Сатаров), совмещающий выполнение поручений патрона с эффектными хореографическими зарисовками, и юный паж (Василий Петров-Жеребченко), проводник в обитель Сатаны.
Артисты хора показывают сцены из жизни небольшого городка, в котором обитают штатские и военные, маленькие и большие, богатые и бедные, веселые и грустные, добрые и злые люди. Они немного напоминают обитателей огромного кукольного дома или сладкого королевства. Они – сторонние наблюдатели, сочувствующие происходящему, гуляющие, общающиеся, шутящие, обсуждающие, осуждающие, но не могущие повлиять на ход истории.
Самый важный, ключевой герой оперы – это, конечно же, музыка Ш.Гуно. В исполнении симфонического оркестра театра под управлением Андрея Лебедева она приобретает особую глубину, наполняется драматизмом и сокровенными смыслами. Слушая знаменитые мелодии, можно сразу увидеть образы, не дожидаясь, пока поднимется занавес.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии