27 марта 2018 года, в Международный День театра, столичная «Новая Опера» имени Е.В.Колобова подарила своим зрителям очередную незабываемую встречу с одной из своих живых легенд – спектаклем-долгожителем «Евгений Онегин» (опера П.И.Чайковского, основанная на одноименном романе в стихах А.С.Пушкина).
Музыкальная редакция – Евгений Колобов (Народный артист России).
Режиссер – Сергей Арцибашев (Народный артист России, лауреат Государственной премии России).
Сценография – Сергей Бархин (Народный художник России).
Костюмы – Элеонора Маклакова (Народный художник России).
Свет – Сергей Макряшин.
Главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер – Мария Чекръкчиева.
Премьера состоялась 5 октября 1996 года.
Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).
В ролях:
Онегин – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Татьяна – Екатерина Петрова (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Ольга – Виктория Яровая (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано);
Ленский – Алексей Неклюдов (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Ларина – Татьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Няня – Эмма Саркисян (Народная артистка России, меццо-сопрано);
Трике – Максим Остроухов (тенор);
Зарецкий – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас);
Гремин – Алексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, бас);
Крестьяне, крестьянки, офицеры, помещики, помещицы, гости на балу – артисты хора.
Спектакль очень динамичный. Действие не прерывается на антракты, все события следуют друг за другом, без каких-либо пауз. В итоге получается цельный рассказ, где каждый эпизод плотно увязан с последующим и предыдущим. Музыка многократно усиливает это ощущение гармонии. Когда легкий, изящный, кокетливый вальс без какой-либо паузы переходит в трагический, мрачный, торжественный марш, появляется ни с чем несравнимое чувство реальности, ведь в жизни радости и печали зачастую сменяют друг друга мгновенно, незаметно, стремительно.
Русская помещичья деревня и высшее общество столицы, скромный сельский быт и помпезная роскошь придворного бала становятся фоном для развития межличностных коммуникаций. Отношения возникают между близкими (и не очень) родственниками, членами одной семьи, представителями разных социальных слоев, разных стран и культур. Все это находит отклик в насыщенном музыкальном материале. Симфонический оркестр театра под управлением Андрея Лебедева создает живописный фон, на котором раскрываются сложные, самобытные образы героев. Красочными мелодиями рисуются изображения прекрасной природы, жизни дворянской семьи и ее крепостных в сельской глуши, барских и крестьянских будней и праздников, великосветских развлечений.
В семи картинах одной оперы зрители наблюдают за зарождением и развитием историй девяти персонажей, каждый из которых играет важную роль в произведении, двигает сюжет в нужном направлении.
Центральная фигура спектакля – его заглавный персонаж. Евгений Онегин – личность сложная, противоречивая. Мы видим блестящего, утонченного аристократа, яркого представителя высшего света столицы, принятого в лучших домах и салонах, но сильно уставшего от праздной, донельзя однообразной жизни. Как же помочь себе? Развеяться в сельской глуши? Отправиться в далекое путешествие? Смена обстановки помогает многим людям! Но не в этом случае. Увы, Онегину уготована печальная судьба «лишнего» человека, хорошо ему не будет ни с кем, нигде и никогда. В этом его трагедия.
Илья Кузьмин создал образ скучающего, ироничного насмешника, внимательно наблюдающего за всем происходящим со стороны. Он холоден и равнодушен, события развиваются под его бдительным оком. Пробуждение героя происходит лишь в конце спектакля, когда он встречает повзрослевшую и похорошевшую Татьяну. Юная, наивная барышня, выросшая в сельской глуши, герою по вкусу явно не пришлась, тогда как «новая» героиня вызвала целый шквал чувств и эмоций. От надменности и отстраненности не остается и следа. Онегин образца финального эпизода – это самый настоящий вулкан, бурный, горячий, готовый в любую секунду взорваться от переполняющих чувств.
Вселенская тоска уступает место жажде жизни, ледяное равнодушие – испепеляющему жару страсти. На смену суровому взгляду приходит мольба, а холодному голосу нравоучителя и насмешника – «обжигающий» крик пробудившейся и устремившейся навстречу чувствам души.
Татьяна в исполнении Екатерины Петровой – яркая, страстная натура. Сперва она «дика, печальна, молчалива», в сильнейшее волнение ее приводят насыщенные событиями модные французские романы. Появление загадочного красавца-гостя, представителя высшего света столицы, вызывает в этой юной душе настоящий пожар. Глаза девушки горят, голос наполняется удивительным сочетанием страстного огня и трогательной мольбы, внутреннего благородства и почти детской простоты, наивности и чистоты.
Княгиня Гремина – уже совершенно другой человек. Она разумна, рассудительна, мудра, выдержанна и величественна. Однако под маской дамы из высшего общества скрывается все та же девочка из сельской глуши, полюбившая свою мечту. Финальная сцена – борьба двух характеров, живущих внутри одного человека. Здесь все очень просто, разумно и искренне, лирично и драматично.
Судьба преподносит Татьяне «царский» подарок. Ее супругом становится князь Гремин – сильный, надежный человек, благородный воин и защитник. Это герой уже не молод, он прошел через множество суровых испытаний.
Образ, созданный Алексеем Тихомировым, полон внутреннего тепла и доброты. В его глазах – житейская мудрость, человеческая глубина и философское восприятие мира. Это – верный друг и надежный защитник.
В образе чувствуется горячее, искреннее, неравнодушное сердце. Густой, глубокий, насыщенный голос успокоит и согреет, подарит надежду и неиссякаемый источник оптимизма.
Живая, веселая, обаятельная, начисто лишенная мечтательности и романтичности. Таков краткий словесный портрет Ольги (Виктория Яровая). Младшая сестра героини – полная ей противоположность. Это – сгусток энергии, озорница, настоящий лучик солнца, легкий ветерок и журчащий ручеек во плоти. Все эти черты девичьего характера весьма причудливо, интересно и оригинально уживаются с глубоким, низким, пряным голосом, ассоциирующимся, скорее, с образом взрослой дамы, матери семейства.
Свет и мрак, весна и зима, радость и печаль, любовь и ревность, верность и обман, притяжение и отторжение, дружба и предательство наложили отпечаток на судьбу поэта Владимира Ленского (Алексей Неклюдов). Сосед Лариных, друг Онегина и жених Ольги столкнулся с чудовищным непониманием со стороны самых близких и дорогих людей. Излишняя вспыльчивость, юношеский максимализм и несдержанность приводят его к кончине в «нежном» возрасте.
Голос, изначально звонкий, солнечный, принадлежащий счастливому человеку, окрашивается в резкие, холодные, яростно-агрессивные тона, когда персонажем овладевают зло, ярость, боль и тоска.
Помещица Ларина (Татьяна Табачук) – хозяйка дома. Она ловко управляет имением, но не может постичь сложную натуру своей старшей дочери Татьяны. Между тем, судя по воспоминаниям, характер этой героини унаследовали обе ее дочери.
Няня (Эмма Саркисян) – крестьянка, служащая в доме Лариных уже много лет и вырастившая несколько поколений семьи. Ее доброе сердце полно любви и к барыне, и к обеим юным барышням, образ излучает свет и тепло.
Трике (Максим Остроухов) – еще один яркий персонаж. Этот француз появляется совсем ненадолго, но успевает наполнить пространство национальным колоритом, доброжелательностью и особенным шармом.
Зарецкий (Михаил Первушин) – строгий консерватор, педант, любящий, чтобы и на балах, и на дуэлях все было четко по правилам. Он внимательно наблюдает за ходом танцев, светских разговоров и кровавых поединков. При этом и сам не прочь пуститься в пляс, особенно в пестрой компании хорошеньких барышень! Да и барыням заскучать не даст.
Артисты хора вносят дополнительные штрихи в массовые сцены. Они беззаботно веселятся на празднике в честь именин Татьяны, танцуют, внимательно наблюдают за всеми событиями. Настроение гостей стремительно меняется от мажора до минора. Они становятся очевидцами ссоры Онегина и Ленского с последующим вызовом на дуэль.
Гости великосветского бала в доме Гремина – совсем другая публика. Здесь присутствуют, в том числе, иностранные послы и офицеры. Но и это сообщество перешептывается, внимательно наблюдает, обменивается последними новостями. А интересного вокруг происходит немало!
Крестьяне и крестьянки вносят в картины жизни в деревне особый колорит. Их простые, незатейливые песни исполняются не только голосами, но и душой, и сердцем. Вот почему после них всегда становится хорошо, тепло и уютно!
Спектакль «Евгений Онегин» в «Новой Опере» существует более двух десятилетий. За это время в постановку вошло много новых имен. Спектакль 27 марта 2018 года уникален тем, что на сцену вышли исполнители, представляющие разные этапы жизни постановки, от момента появления до новейшей истории. Герои, живущие в эстетике музыки П.И.Чайковского и постановки С.Н.Арцибашева, неустанно развиваются, внося в действо что-то новое и интересное. «Энциклопедия русской» жизни, таким образом, глубоко трогает несколько поколений театралов.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Музыкальная редакция – Евгений Колобов (Народный артист России).
Режиссер – Сергей Арцибашев (Народный артист России, лауреат Государственной премии России).
Сценография – Сергей Бархин (Народный художник России).
Костюмы – Элеонора Маклакова (Народный художник России).
Свет – Сергей Макряшин.
Главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер – Мария Чекръкчиева.
Премьера состоялась 5 октября 1996 года.
Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).
В ролях:
Онегин – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Татьяна – Екатерина Петрова (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Ольга – Виктория Яровая (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано);
Ленский – Алексей Неклюдов (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Ларина – Татьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Няня – Эмма Саркисян (Народная артистка России, меццо-сопрано);
Трике – Максим Остроухов (тенор);
Зарецкий – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас);
Гремин – Алексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, бас);
Крестьяне, крестьянки, офицеры, помещики, помещицы, гости на балу – артисты хора.
Спектакль очень динамичный. Действие не прерывается на антракты, все события следуют друг за другом, без каких-либо пауз. В итоге получается цельный рассказ, где каждый эпизод плотно увязан с последующим и предыдущим. Музыка многократно усиливает это ощущение гармонии. Когда легкий, изящный, кокетливый вальс без какой-либо паузы переходит в трагический, мрачный, торжественный марш, появляется ни с чем несравнимое чувство реальности, ведь в жизни радости и печали зачастую сменяют друг друга мгновенно, незаметно, стремительно.
Русская помещичья деревня и высшее общество столицы, скромный сельский быт и помпезная роскошь придворного бала становятся фоном для развития межличностных коммуникаций. Отношения возникают между близкими (и не очень) родственниками, членами одной семьи, представителями разных социальных слоев, разных стран и культур. Все это находит отклик в насыщенном музыкальном материале. Симфонический оркестр театра под управлением Андрея Лебедева создает живописный фон, на котором раскрываются сложные, самобытные образы героев. Красочными мелодиями рисуются изображения прекрасной природы, жизни дворянской семьи и ее крепостных в сельской глуши, барских и крестьянских будней и праздников, великосветских развлечений.
В семи картинах одной оперы зрители наблюдают за зарождением и развитием историй девяти персонажей, каждый из которых играет важную роль в произведении, двигает сюжет в нужном направлении.
Центральная фигура спектакля – его заглавный персонаж. Евгений Онегин – личность сложная, противоречивая. Мы видим блестящего, утонченного аристократа, яркого представителя высшего света столицы, принятого в лучших домах и салонах, но сильно уставшего от праздной, донельзя однообразной жизни. Как же помочь себе? Развеяться в сельской глуши? Отправиться в далекое путешествие? Смена обстановки помогает многим людям! Но не в этом случае. Увы, Онегину уготована печальная судьба «лишнего» человека, хорошо ему не будет ни с кем, нигде и никогда. В этом его трагедия.
Илья Кузьмин создал образ скучающего, ироничного насмешника, внимательно наблюдающего за всем происходящим со стороны. Он холоден и равнодушен, события развиваются под его бдительным оком. Пробуждение героя происходит лишь в конце спектакля, когда он встречает повзрослевшую и похорошевшую Татьяну. Юная, наивная барышня, выросшая в сельской глуши, герою по вкусу явно не пришлась, тогда как «новая» героиня вызвала целый шквал чувств и эмоций. От надменности и отстраненности не остается и следа. Онегин образца финального эпизода – это самый настоящий вулкан, бурный, горячий, готовый в любую секунду взорваться от переполняющих чувств.
Вселенская тоска уступает место жажде жизни, ледяное равнодушие – испепеляющему жару страсти. На смену суровому взгляду приходит мольба, а холодному голосу нравоучителя и насмешника – «обжигающий» крик пробудившейся и устремившейся навстречу чувствам души.
Татьяна в исполнении Екатерины Петровой – яркая, страстная натура. Сперва она «дика, печальна, молчалива», в сильнейшее волнение ее приводят насыщенные событиями модные французские романы. Появление загадочного красавца-гостя, представителя высшего света столицы, вызывает в этой юной душе настоящий пожар. Глаза девушки горят, голос наполняется удивительным сочетанием страстного огня и трогательной мольбы, внутреннего благородства и почти детской простоты, наивности и чистоты.
Княгиня Гремина – уже совершенно другой человек. Она разумна, рассудительна, мудра, выдержанна и величественна. Однако под маской дамы из высшего общества скрывается все та же девочка из сельской глуши, полюбившая свою мечту. Финальная сцена – борьба двух характеров, живущих внутри одного человека. Здесь все очень просто, разумно и искренне, лирично и драматично.
Судьба преподносит Татьяне «царский» подарок. Ее супругом становится князь Гремин – сильный, надежный человек, благородный воин и защитник. Это герой уже не молод, он прошел через множество суровых испытаний.
Образ, созданный Алексеем Тихомировым, полон внутреннего тепла и доброты. В его глазах – житейская мудрость, человеческая глубина и философское восприятие мира. Это – верный друг и надежный защитник.
В образе чувствуется горячее, искреннее, неравнодушное сердце. Густой, глубокий, насыщенный голос успокоит и согреет, подарит надежду и неиссякаемый источник оптимизма.
Живая, веселая, обаятельная, начисто лишенная мечтательности и романтичности. Таков краткий словесный портрет Ольги (Виктория Яровая). Младшая сестра героини – полная ей противоположность. Это – сгусток энергии, озорница, настоящий лучик солнца, легкий ветерок и журчащий ручеек во плоти. Все эти черты девичьего характера весьма причудливо, интересно и оригинально уживаются с глубоким, низким, пряным голосом, ассоциирующимся, скорее, с образом взрослой дамы, матери семейства.
Свет и мрак, весна и зима, радость и печаль, любовь и ревность, верность и обман, притяжение и отторжение, дружба и предательство наложили отпечаток на судьбу поэта Владимира Ленского (Алексей Неклюдов). Сосед Лариных, друг Онегина и жених Ольги столкнулся с чудовищным непониманием со стороны самых близких и дорогих людей. Излишняя вспыльчивость, юношеский максимализм и несдержанность приводят его к кончине в «нежном» возрасте.
Голос, изначально звонкий, солнечный, принадлежащий счастливому человеку, окрашивается в резкие, холодные, яростно-агрессивные тона, когда персонажем овладевают зло, ярость, боль и тоска.
Помещица Ларина (Татьяна Табачук) – хозяйка дома. Она ловко управляет имением, но не может постичь сложную натуру своей старшей дочери Татьяны. Между тем, судя по воспоминаниям, характер этой героини унаследовали обе ее дочери.
Няня (Эмма Саркисян) – крестьянка, служащая в доме Лариных уже много лет и вырастившая несколько поколений семьи. Ее доброе сердце полно любви и к барыне, и к обеим юным барышням, образ излучает свет и тепло.
Трике (Максим Остроухов) – еще один яркий персонаж. Этот француз появляется совсем ненадолго, но успевает наполнить пространство национальным колоритом, доброжелательностью и особенным шармом.
Зарецкий (Михаил Первушин) – строгий консерватор, педант, любящий, чтобы и на балах, и на дуэлях все было четко по правилам. Он внимательно наблюдает за ходом танцев, светских разговоров и кровавых поединков. При этом и сам не прочь пуститься в пляс, особенно в пестрой компании хорошеньких барышень! Да и барыням заскучать не даст.
Артисты хора вносят дополнительные штрихи в массовые сцены. Они беззаботно веселятся на празднике в честь именин Татьяны, танцуют, внимательно наблюдают за всеми событиями. Настроение гостей стремительно меняется от мажора до минора. Они становятся очевидцами ссоры Онегина и Ленского с последующим вызовом на дуэль.
Гости великосветского бала в доме Гремина – совсем другая публика. Здесь присутствуют, в том числе, иностранные послы и офицеры. Но и это сообщество перешептывается, внимательно наблюдает, обменивается последними новостями. А интересного вокруг происходит немало!
Крестьяне и крестьянки вносят в картины жизни в деревне особый колорит. Их простые, незатейливые песни исполняются не только голосами, но и душой, и сердцем. Вот почему после них всегда становится хорошо, тепло и уютно!
Спектакль «Евгений Онегин» в «Новой Опере» существует более двух десятилетий. За это время в постановку вошло много новых имен. Спектакль 27 марта 2018 года уникален тем, что на сцену вышли исполнители, представляющие разные этапы жизни постановки, от момента появления до новейшей истории. Герои, живущие в эстетике музыки П.И.Чайковского и постановки С.Н.Арцибашева, неустанно развиваются, внося в действо что-то новое и интересное. «Энциклопедия русской» жизни, таким образом, глубоко трогает несколько поколений театралов.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии