интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Новые имена и блистательный ансамбль в спектакле-легенде "Новой Оперы" "Евгений Онегин"

 
 
 

Новые имена и блистательный ансамбль в спектакле-легенде "Новой Оперы" "Евгений Онегин"

Автор: Ольга Пурчинская от 20-10-2017, 05:36, посмотрело: 2240

Существуют спектакли-легенды, которые играются на подмостках по несколько сезонов и в какой-то момент становятся самым настоящим символом театра. Пример постановки такого рода – опера П.И.Чайковского «Евгений Онегин» в музыкальной редакции Евгения Колобова (Народный артист России), живущая и неустанно развивающаяся на сцене московской «Новой Оперы» более двух десятилетий. Режиссер – Сергей Арцибашев (Народный артист России, лауреат Государственной премии России). Сценография – Сергей Бархин (Народный художник России). Костюмы – Элеонора Маклакова (Народный художник России). Свет – Сергей Макряшин. Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России), Андрей Лазарев. Премьера состоялась 5 октября 1996 года.

Годы идут, семь лирических сцен сменяют одна другую, как ноты в гамме. Легкомысленные, кокетливые, элегантные вальсы, котильоны, экосезы переходят в мрачно-торжественный марш. Лето уступает место зиме, праздность – деятельности, тоска – странствиям. Юность превращается в зрелость, влюбленность – в мудрость, хладнокровие – в горячность.

Новые имена и блистательный ансамбль в спектакле-легенде "Новой Оперы" "Евгений Онегин"Спектакль постоянно «обновляется»: в афише регулярно появляются новые имена. 18 октября 2017 года «Евгений Онегин» в «Новой Опере» ознаменовался двумя яркими дебютами в центральных женских партиях.
Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»).
В ролях:
ОнегинИлья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
ТатьянаЕкатерина Петрова (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
ОльгаАнастасия Лепешинская (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
ЛенскийАлексей Неклюдов (лауреат Международных конкурсов, тенор);
ЛаринаТатьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
НяняАлександра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртии, меццо-сопрано);
ТрикеМаксим Остроухов (тенор);
ЗарецкийМихаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас);
ГреминАлексей Антонов (бас).

Одно из центральных событий вечера – дебют Екатерины Петровой в партии Татьяны. Героиня покорила сочетанием нежности и силы, свежести и глубины, лиричности и драматизма.
Сперва она «дика, печальна, молчалива». Кажется, барышня живет на страницах своих любимых французских романов, а все «реальное» ее совершенно не интересует, более того, она ничего не замечает вокруг. Теплый, ласковый голос рисует легкий, прозрачный образ молодой мечтательницы.
В конце мы видим прекрасно сформировавшуюся «зрелую» личность, сильную, величественную, мудрую. Татьяна по-прежнему остается тонким, деликатным, ранимым человеком, но на смену девичьим пылкости и горячности пришли светлый ум и «холодная» голова. Голос же, напротив, становится все более страстным и горячим.

Не менее ярким получился еще один дебют. Анастасия Лепешинская впервые исполнила партию Ольги. Младшая из сестер Лариных предстала обворожительной, безгранично обаятельной и юной. Живая, веселая, озорная, она прекрасно умеет пользоваться своей очаровательной улыбкой. Настоящая девушка-огонь, проказница и шалунья. А в глазах пляшут озорные чертики. Подвижная мимика мгновенно реагирует на колебания настроения.
Глубокий, «пряный», завораживающий, пьянящий голос очень интересно оттеняет образ легкомысленной девочки, а в кульминационный момент придает ему цельный, гармоничный, завершенный вид.

«Лишний человек», социопат, возмутитель общественного спокойствия, блестящий аристократ, денди, франт и щеголь. Пожалуй, это самый лаконичный словесный портрет заглавного персонажа – Евгения Онегина. Это герой, которому везде скучно, чувство счастья и гармонию со своим внутренним миром он не обретет никогда.
Илья Кузьмин создал образ поначалу холодного, отстраненного человека, наблюдающего за всем происходящим как бы со стороны. Внешне он совершенно спокоен и равнодушен. На лице – только легкая полуулыбка, переходящая в ироническую усмешку. Герой таинственный и загадочный. Кажется, мысли его находятся где-то очень далеко. Персонаж эпохи романтизма, он просто не может находиться «здесь и сейчас». Вот потому и не создан он, по собственному признанию, для семейной жизни! Судьба Онегина и ему подобных – вечное странствие, попытка найти место, где найдутся, наконец, спокойствие, гармония и счастье.
Но куда же девается маска пренебрежения и равнодушия, когда герой встречает «новую» Татьяну? Вселенская тоска уступает место жажде жизни, а холодная отстраненность – испепеляющему жару страсти. Вместо иронической полуулыбки появляется горящий взор, на смену суровому взгляду приходит мольба, а «ледяному» голосу нравоучителя и насмешника – «обжигающий» крик пробудившейся и устремившейся навстречу чувствам души.

Непростой путь взросления вынужден пройти Владимир Ленский. К сожалению, не до конца: дорога жизни оказалась куда короче. Алексей Неклюдов в начале спектакля предстает светлым, безгранично счастливым юношей. Любовь к прекрасной даме окрыляет его, дарит безграничные творческие силы, вносит в его будни приятное разнообразие.
Неприятный сюрприз на балу переворачивает его внутренний мир с ног на голову. На смену свету, нежности и одухотворенности приходят ярость, агрессия и легкое помутнение рассудка. В состоянии аффекта молодой человек сперва ссорится с другом, а затем подписывает себе смертельный приговор.
Голос, звонкий, солнечный, нежный в моменты счастья, преображается до неузнаваемости, когда персонажем овладевают зло, ярость, боль и тоска.

Совершенно не похож на молодых героев князь Гремин. Алексей Антонов создал образ сильного, глубокого, мудрого человека, не потерявшего способности влюбляться, как мальчишка. На смену тяжелым ранениям и бесконечным военным действиям пришли спокойствие, мир и возможность наслаждаться обретенным счастьем с горячо, безумно любимой молодой женой.

Помещица Ларина в исполнении Татьяны Табачук как бы нашла «золотую середину» в характерах своих дочерей. Татьяна унаследовала от матери глубину, задумчивость и любовь к французским романам, а Ольга – веселость, беззаботность и беспечность. Мать выросла, усвоила все те уроки, что преподала ей жизнь и стала главой семейства. Была ли она счастлива? Скорее всего, нет, ведь, как известно, «привычка свыше нам дана, замена счастию она».

Воплощением доброты, искренней заботы и безграничной любви к нескольким поколениям воспитанниц – членов одной семьи – предстает няня Александры Саульской-Шулятьевой.

Максим Остроухов создал образ трогательного, очаровательного Трике, покорившего всех присутствующих куплетом-тостом во французском стиле. Искренность пожеланий, сделанных с выразительным иностранным акцентом, придает эпизоду ни с чем не сравнимый шарм.

Зарецкий Михаила Первушина – персонаж «два в одном»: галантный кавалер на балу, офицер и педантичный, консервативный блюститель дуэльного кодекса. С таким секундантом можно быть уверенным: любой бой пройдет с четким соблюдением всех правил, формальностей и с должным вниманием к нюансам. И в танцах этот герой – самый лучший специалист, и в структуре и концепции танцевального вечера.

«Евгений Онегин» - это спектакль, где каждый персонаж – яркая личность. Но опера сильна не только индивидуальностями, но и ансамблями. Дуэты, квартеты и массовые сцены с участием солистов и хора – торжество виртуозного вокала, яркой хореографии и выразительного актерского мастерства. Накал страстей здесь доходит до высшей точки. Зрелищные эпизоды перемежаются с сильными, проникающими глубоко в душу сольными номерами. Очень сильно с психологической точки зрения!

Страстно и искренне, горячо и темпераментно выражают герои свои чувства. А «фоном» для этого служат картины из жизни русской деревни и блестящего великосветского Петербурга, которые очень жизненно изображает симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Андрея Лебедева.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр