интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Эстетика, жестокость и разрушение души в спектакле Екатерины Одеговой "Саломея"

 
 
 

Эстетика, жестокость и разрушение души в спектакле Екатерины Одеговой "Саломея"

Автор: Ольга Пурчинская от 12-12-2017, 05:14, посмотрело: 1836

9 декабря 2017 года сцена московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова окрасилась в четыре цвета – черный, белый, золотой и серебряный. В этой роскошной, богатой палитре стремительно развиваются и спешат к своей кровавой кульминации события музыкальной драмы Рихарда Штрауса «Саломея» (литературная основа – одноименная пьеса Оскара Уайльда, переведенная на немецкий язык Хедвиг Лахман). Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»). Режиссер – Екатерина Одегова. Сценография и костюмы – Этель Иошпа (лауреат премии «Золотая маска»). Свет – Сергей Скорнецкий. Консультант по драматургии – Михаил Мугинштейн (Заслуженный деятель искусств России). Премьера состоялась 14 сентября 2015 года.

Эстетика, жестокость и разрушение души в спектакле Екатерины Одеговой "Саломея"Дирижер – Ян Латам-Кениг.
В ролях:
Ирод, тетрарх ИудеиДмитрий Пьянов (тенор);
Иродиада, его женаМаргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано);
Саломея, дочь ИродиадыНаталья Креслина (лауреат премии города Москвы, сопрано);
Иоканаан, пророк (Иоанн Креститель) – Артем Гарнов (баритон);
Нарработ, начальник стражиГеоргий Фараджев (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор);
Паж ИродиадыВалерия Пфистер (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано);
Первый иудейАнтон Бочкарев (тенор);
Второй иудейВладимир Федоткин (тенор);
Третий иудейАндрей Стебеньков (тенор);
Четвертый иудейЯрослав Абаимов (лауреат Международного конкурса, тенор);
Пятый иудейЭдуард Бабий (бас);
Первый назареянинМихаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас);
Второй назареянинМаксим Остроухов (тенор);
Первый солдатДмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас);
Второй солдатКирилл Троицкий (бас);
КаппадокиецИван Петров (бас);
РабДмитрий Бобров (тенор);
ПалачАлмаз Сунгатулин.

Соло в оркестре:
Максим Гусев (лауреат Международного конкурса, скрипка);
Павел Безинский (лауреат Международного конкурса, альт);
Сергей Лушин (виолончель);
Георгий Петров (лауреат Международных конкурсов, флейта);
Тарас Золотько (гобой);
Алексей Русанов (фагот);
Виктор Денисенко (контрафагот).

События в спектакле развиваются стремительно. Душная, но прекрасная южная ночь накрыла Галилею (Иудею). Небо освещает огромная Луна, серебряная, мерцающая, завораживающая. На черном бархате горизонта рассыпались многочисленные «алмазы» - звезды. Но красота пейзажа не доставляет удовольствия, напротив, всеми, кто его созерцает (солдатами, воинами, слугами и так далее), овладели мрачные предчувствия.

Если человек чего-то сильно боится, его страхи зачастую материализуются. Вот и накликал юный паж царицы Иродиады большую беду, сам того не ожидая. Ночная вакханалия во дворце тетрарха Ирода из шумного пира перевоплотится в арену, на которой произойдут кровавые события, поражающие своей первобытной жестокостью.

Душна и живописно прекрасна южная ночь. А в доме правителя Иудеи, где он пирует вместе со своей женой, ее дочерью и многочисленными высокопоставленными гостями (иудеями, назареянами, каппадокийцами и так далее) атмосфера накалена до предела. Здесь становится по-настоящему жарко, находиться в помещении больше не представляется возможным. Вот и покинула юная принцесса Саломея праздник, чтобы вдохнуть немного свежего воздуха и полюбоваться красотой ночного неба.

Воистину прекрасна падчерица тетрарха! Так хороша, что молодой воин, начальник стражи Нарработ не может оторвать от нее восхищенного, влюбленного взгляда. Сила чувств его так велика, что он готов исполнить любой приказ, произнесенный своей повелительницей, даже если ради этого придется нарушить строжайший приказ.

Что же так сильно заинтересовало Саломею? Ради чего она заставит главного стражника рискнуть своей жизнью? Принцесса слышит голос, низкий, глубокий, бархатный, властный, мощный, заполняющий все вокруг и проникающий в глубины души. Кому же принадлежит это чудо? Пленнику, заточенному в подземелье. Пророку Иоканаану (Артем Гарнов). Покоренная услышанным (даже несмотря на то, ЧТО ИМЕННО говорил восхитительный голос), девушка теперь хочет лишь одного – увидеть того, кто позволил себе настолько смелые высказывание в адрес царицы и ее дочери. Увиденное тело производит на заглавную героиню еще большее сильное впечатление. Теперь все ее мысли, чувства и желания направлены только в одну сторону. Саломея воспылала страстью!

А что же предмет вожделения венценосной особы? Пророк Иоканаан – пленник, заточенный в подземелье. Однако, несмотря на то, что тело его оковано кандалами, душа остается безгранично свободной. В этих условиях голос и харизма этого человека обретают неслыханную силу. Каждое произнесенное им слово беспокоит и тревожит обитателей дворца тетрарха Иудеи и, одновременно, ободряют угнетенный народ, дарят им веру и надежду. Несмотря на арест, этот герой оказывает почти мистическое влияние на людей, чем очень сильно пугает правителя.

Необычайно хороша Саломея в исполнении Натальи Креслиной. Яркая, страстная, экспрессивная, властная, она также полна обаяния юности и окружена ореолом загадочности. Ее «знойная» красота завораживает, но не согревает. Легкие, плавные движения, «кошачья» грация, роскошные волосы и выразительные глаза делают героиню «лакомым кусочком» для тетрарха. И не только!
Стремление к достижению цели делает ее гибкой, хитрой, в голосе и повадках появляется нечто гипнотическое. Женщина, не удовлетворившая своих желаний, преображается в коварную, по-настоящему опасную личность. Вот и обозлившаяся юная королевна становится жестокой и беспощадной, сметающей все на своем пути, точно песчаная буря. Внешне она спокойна и сдержана, в голосе слышится сковывающий холод, обжигающий сильнее огня.

Принцесса слушала голос пророка, покоренная его глубиной и красотой. Но слышала она только звук, слова же до венценосных ушей не долетели. Между тем, в речах Иоканаана заключены не только проклятия и недобрые предзнаменования. Есть там, кроме того, немало сведений из далекого прошлого, прежде всего, относительно царицы Иродиады (Маргарита Некрасова). Из его уст выходили фразы, порочащие имя этой величественной дамы. При взгляде на правительницу кажется, что она живет отдельно от всех, сама по себе, выделяясь из общей массы. Такой и должна быть владычица! Но пророк называл ее «блудницей», погрязшей в разврате, не имеющей ничего святого в душе. Такая женщина для достижения своих глобальных целей не побрезгует никакими средствами, а в жертву собственным амбициям готова принести самых родных и близких людей.

Тетрарх Ирод (Дмитрий Пьянов) – жестокий властитель, образом своим напомнивший некоего кровавого диктатора, правившего в ХХ веке. Это очень эмоциональный человек, нервный и напряженный. Он подвержен разным суевериям и страхам, боится, в том числе, бунта и народного восстания (что, учитывая влияние пророка, представляется ему вполне возможным).
Венценосную особу сжигают изнутри не только предчувствия беды. Прежде всего, он сгорает от той страсти, какую испытывает по отношению к Саломее. Отсюда и судорожно дрожащие руки, и прошибающий холодный пот, и постоянные колебания настроения от расслабленно-вальяжного до панически-истерического. Страх и страсть одолевают нутро Ирода с разных фронтов.

А что же слуги, которым нет доступа на роскошный королевский пир? Они находятся на улице и созерцают неописуемую красоту южной ночи. А заодно терзаются мрачными предчувствиями и невеселыми мыслями. Несмотря на печальное, «темное» настроение, в этом спектакле есть минимум два источника света. Речь идет о начальнике стражи Нарработе (Георгий Фараджев) и юном паже Иродиады (Валерия Пфистер). Их мягкие, теплые, «солнечные» голоса – настоящие проводники веры и надежды на лучшее будущее.

На пиру у тетрарха Ирода собралось немало гостей-представителей различных народов древнего мира. Кого только нет в этой пестрой толпе – и пять иудеев (Антон Бочкарев, Владимир Федоткин, Андрей Стебеньков, Ярослав Абаимов, Эдуард Бабий), горячо и темпераментно спорящих об актуальных проблемах прошлого и будущего, и два назареянина (Михаил Первушин, Максим Остроухов), щедро угощающихся на роскошном банкете и тихонько прихватывающих с собой вкуснейшие яства и напитки, и ученый каппадокиец (Иван Петров), и многие другие. Солдаты (Дмитрий Орлов, Кирилл Троицкий), слуги и рабы, прислуживающие за столом, - люди подневольные. Все, что происходит вокруг, не может не волновать и не пугать их. Но их участь – всегда выполнять волю господ, любой каприз, несмотря ни на что.

Симфонический оркестр театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова под управлением Яна Латам-Кенига погрузил зрителей в чарующую атмосферу южной ночи. Музыкальный материал буквально пропитан образами прекрасных, ярких, страстных женщин с разрушающимися на глазах душами, загадочных странников, чужеземцев и жестоких правителей. Визуальные красота и эстетика здесь движутся параллельно завуалированному декадансу – уничтожению внутренних миров персонажей, их моральных устоев и позиций.

«Танец семи покрывал» - самый знаменитый симфонический фрагмент произведения. Это – кульминация спектакля. Здесь каждую секунду становится все жарче. Тетрарх Ирод получает то, чего давно хотел. Красивейшая сцена! После такого «горячего» общения с падчерицей правитель просто обязан сделать то, что она хочет! Еще бы – поклялся же! А желание Саломеи страшно. Это – апофеоз человеческой жестокости и эгоизма. После такого разум покидает принцессу. Красавица оказывается самым настоящим чудовищем.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр