интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » "Саломея" Р.Штрауса: история о семье, чудовище и голове

 
 
 

"Саломея" Р.Штрауса: история о семье, чудовище и голове

Автор: Ольга Пурчинская от 2-02-2016, 04:23, посмотрело: 1648

«Принесите мне на серебряном блюде голову Иоканаана!»… Только это – и ничего больше! - нужно прекрасной принцессе Саломее после того, как ее ласки отверг такой загадочный, отрешенный и потому будоражащий царственное воображение пророк. Заглавная героиня пьесы (1891) О.Уайльда и оперы (1904 – 1905) Р.Штрауса требует высочайшую награду у своего отчима Ирода (тетрарха Иудеи) после того, как станцевала для него.

Небольшое (всего 1 час 40 минут) одноактное сочинение Р.Штрауса, основанное на тексте одноименной драмы О.Уайльда, переведенной на немецкий язык Х.Лахманом – крайне редкий гость на отечественных подмостках. В начале текущего сезона это произведение впервые за долгое время было исполнено в Москве. 14 сентября 2015 года (спустя 90 лет со дня первой «встречи» российской публики с этим опусом) в столичном театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова состоялась премьера «Саломеи». Режиссер – Екатерина Одегова. Музыкальный руководитель и дирижер – Ян Латам-Кениг. Сценография и костюмы – Этель Иошпа. Свет – Сергей Скорнецкий. Консультант по драматургии – Михаил Мугинштейн. С первой ноты, с начального такта, с самого начала действа спектакль полюбился публике, желающей смотреть его снова и снова.

"Саломея" Р.Штрауса: история о семье, чудовище и голове31 января 2016 года у столичных меломанов вновь появилась прекрасная возможность увидеть эту яркую, динамичную, страстную, стильную постановку, выдержанную в трех цветах – черном, белом и желтом. На сей раз спектакль игрался в рамках традиционного Крещенского фестиваля, проходящего под заголовком «Диалоги и двойники» и исследующего произведения, написанные разными композиторами на один и тот же литературный сюжет. В данном случае «собеседником» становится опера Ж.Массне «Иродиада», а общей основой является библейская новозаветная легенда о Саломее, ее матери Иродиаде, отчиме Ироде и пророке Иоканаане (Иоанне).

Итак, 31 января. В зале «Новой Оперы» нет ни одного свободного места. Отечественная и иностранная публика с нетерпением ждем момента, когда отодвинется черный занавес и начнется это завораживающее действо, которое лучше хотя бы один раз увидеть, чем сто раз услышать о нем или прочитать.

Музыкальный руководитель постановки Ян Латам-Кениг использовал вторую авторскую редакцию Р.Штрауса, в которой задействовано около 80 музыкантов. Такая «облегченная» версия партитуры создавалась специально для небольших театров, не имеющих в своем распоряжении огромных оркестров.

Как уже было сказано выше, визуальный ряд спектакля выдержан в трех цветах – черном, белом и желтом, что проявляется и в декорациях, и в костюмах. Яркое, стильное оформление не отвлекает внимания от самого главного – от завораживающего, действа, всецело поглощающего внимание. Напротив, сценография подчеркивает роскошь обстановки, оттеняя ее и придавая дополнительный объем уместных визуальных эффектов.

Важнейшая характеристика любого спектакля, как драматического, так и музыкального – образы, создаваемые артистами. Солисты «Новой Оперы» превратили знаменитых библейских героев в живых людей, коим не чужды обыкновенные и прекрасно знакомые каждому человеку чувства, эмоции и переживания.

Принцесса Саломея в исполнении Таисии Ермолаевой (лауреат Международных конкурсов, сопрано) – натура яркая, страстная, увлекающаяся. В ее лексиконе попросту отсутствует слово «нет», когда дело касается исполнения очередного желания. Гибкая, пластичная, изящная, она извивается, словно змея (кстати, именно змеиный клубок, очень плотно скрученный, напоминает прическа героини).
Голос, в зависимости от обстоятельств, звучит то мягко, завораживающе, почти гипнотически, то резко, жестко, агрессивно. В течение действия героиня из коварной обольстительницы превращается в жестокую мстительницу.
Возмездие за отвергнутые чувства будет весьма суровым! И никакого сожаления о содеянном! Дочь, не получившая в детстве должного материнского внимания, за свою совсем недолгую жизнь превратилась в настоящее чудовище.

Царица Иродиада (Заслуженная артистка Удмуртии Александра Саульская-Шулятьева, меццо-сопрано) – сильная, величественная, воинственно настроенная дама. Ввиду создавшихся обстоятельств ею овладели злоба, ненависть и агрессия по отношению не только к мужу, но и к собственной дочери, на которую еще совсем недавно практически не обращала внимания. Она – одиночка, почти все время проводит в некотором отдалении от общества.
Жестокая, не привыкшая к каким-либо компромиссам и всегда точно знающая, чего хочет, Иродиада, тем не менее, так и не смогла найти заветный ключ к сердцу Саломеи (скорее всего, это было не слишком важно для царицы). В результате – полная потеря взаимопонимания и отсутствие родственных (и вообще человеческих) чувств между матерью и дочерью.
Каков же итог? Осознание, что породила чудовище, представляющее серьезную опасность для всех. От такой наследницы нужно непременно избавиться! А в глазах –ужас, тревога и сожаление.

Тетрарх Галилеи Ирод (Дмитрий Пьянов, тенор) – не менее жестокий и агрессивный человек, чем его жена и падчерица. На это также есть свои причины: правитель, привыкший всегда руководить и чувствовать себя хозяином положения в любой ситуации, вдруг потерял контроль над народом. Как результат – его практически парализовал панический страх. В глазах читается леденящий душу ужас. Он же слышится и в голосе. Но панику эту разбавляет совсем другое чувство – невероятная страсть, которую он испытывает к красавице Саломее, настолько сильная, что ради ее благосклонности царь готов на все.

Кто же главный «виновник» панического настроя тетрарха? Пророк Иоканаан (Артем Гарнов, баритон), арестованный, сидящий в глубоком подземелье и оттуда предрекающий будущее грешникам, населяющим Землю.
При взгляде на этого загадочного, глубокого, сосредоточенного человека складывается ощущение, будто он находится в трансе и не замечает ничего, происходящего вокруг. Особенно впечатляют глаза – зеркало кристально чистой души. Однако так ли внешность соответствует внутреннему содержанию персонажа, способного извергать проклятья и порочащие слова?
Порой складывалось ощущение, что мощный, густой, насыщенный голос доносится откуда-то сверху, словно откровение свыше.

Трогательны и обаятельны приближенные к своим господам слуги, связанные узами крепкой дружбы и предчувствующие неотвратимо приближающуюся беду паж Иродиады (Анна Синицына, меццо-сопрано) и начальник стражи Нарработ (лауреат Международного конкурса Александр Скварко, тенор). Влюбленность молодого сирийца в принцессу не сулит ему ничего хорошего. Одержимый сильным чувством, он становится изысканным поэтом, что особенно эффектно сочетается с мужественным образом.

Небольшие партии иудеев, назареян, солдат, а также палача, раба и каппадокийца исполнили как солисты театра, так и артисты хора.

Симфонический оркестр «Новой Оперы» под управлением Яна Латам-Кенига на 1 час 40 минут погрузил зрителей в мир высоких чувств и низменных страстей, соблазнительных танцев и расшатанных нервов, прекрасных пейзажей и роскошных интерьеров, разнообразных яств и драгоценных вин, в общем, всего, чем богата древняя Иудея (Галилея) в драматургическом представлении О.Уайльда и музыкальной интерпретации Р.Штрауса. Мелодии звучали тонко, чувственно, обаятельно, страстно, завораживающе, угрожающе, расслабляюще, возбуждающе, провоцирующе и так далее.

Действие оперы «Саломея» происходит на заре Новой эры, но характер межличностных коммуникаций и взаимоотношений внутри различных коллективов мало отличается от того, что мы видим и испытываем сейчас, в начале XXI века. Но радует то, что в наши дни в цивилизованном обществе вряд ли возможна такая жестокая расправа над человеком, не ответившим взаимностью на чувство.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр