«Станцуй для меня, Саломея, и я дам тебе все, что пожелаешь!... Клянусь». На первый взгляд, перед нами – банальное обещание, данное Иродом, тетрархом Иудеи, в момент, когда мысли его были просто далеки от трезвого расчета. Однако любой человек, читавший (или слышавший) легенду о царе-тиране, возжелавшем свою прекрасную падчерицу и готовом ради достижения цели пойти абсолютно на все, прекрасно знает, к каким тяжким последствиям привела его неукротимая страсть.
История о роковой красавице королевских кровей, дочери царицы Иудеи и падчерице тетрарха (состоящего в родстве с ее матерью и, тем не менее, имеющего низкое происхождение), жестоко отомстившая пророку, наотрез отказавшемуся исполнить ее каприз, на протяжении многих веков вдохновляла деятелей искусства на создание шедевров живописи, литературы, музыкального театра и т.д.
На рубеже XIX и ХХ столетий, когда в Западной Европе стремительно набирало силу новое течение – декаданс, английский писатель, драматург, поэт и философ Оскар Уайльд создал одноактную трагедию «Саломея» (1891). Этим произведением вскоре вдохновился немецкий композитор Рихард Штраус, написавший в 1904 – 1905 гг.одноименную оперу, не слишком часто попадающую в репертуар театров на протяжении всей своей жизни.
14 сентября 2015 года, спустя 90 лет с момента первой московской премьеры, «Саломея» Рихарда Штрауса вернулась на столичные подмостки. Яркая, зрелищная, эффектная постановка вошла в репертуар театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. 23 мая 2016 спектакль был сыгран последний раз в текущем 25-м сезоне. Музыкальный руководитель и дирижер – Ян Латам-Кениг. Режиссер – Екатерина Одегова. Сценография и костюмы – Этель Иошпа. Свет – Сергей Скорнецкий. Консультант по драматургии – Михаил Мугинштейн. В ролях: Ирод – Дмитрий Пьянов (тенор), Иродиада – Маргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), Саломея – Наталья Креслина (лауреат Премии города Москвы, сопрано), Иоканаан – Борис Стаценко (лауреат Международных конкурсов, баритон), Нарработ – Александр Скварко (лауреат Международного конкурса, тенор), первый иудей, раб – Антон Бочкарев (тенор), второй иудей – Андрей Балыбердин (тенор), третий иудей – Дмитрий Бобров (тенор), четвертый иудей – Ярослав Абаимов (лауреат Международных конкурсов, тенор), пятый иудей – Эдуард Бабий (бас), первый назареянин – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас), второй назареянин – Марат Гареев (Заслуженный артист России, тенор), первый солдат – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас), второй солдат – Кирилл Троицкий (бас), каппадокиец – Иван Петров (бас), паж Иродиады – Анна Синицына (меццо-сопрано).
И трагедия О.Уайльда, и опера Р.Штрауса создавались на рубеже XIX и ХХ веков. В это время, как уже было сказано выше, в искусстве России и Западной Европы возникло особое течение – декаданс, направление, которому свойственен ярко выраженный индивидуализм, основанный на категорическом нежелании быть «как все». Творческие деятели, создатели и поклонники новой страницы в искусстве хотели выделяться из толпы, пропагандировали особый, прекрасно узнаваемый стиль поведения и манеру держаться в обществе.
Рассмотрев этимологические истоки термина «декаданс», мы вскоре обнаружим, что в переводе в французского языка он буквально означает «упадок». Внимательно изучив содержание либретто оперы «Саломея», я в какой-то момент обнаружила, что все, происходящее на сцене, есть не что иное, как разрушение. На глазах публики происходит самое настоящее уничтожение мира четырех главных героев.
Тетрарх Ирод, одержимый всепоглощающим желанием, готов пойти на все для достижения своей цели.
Юная красавица-принцесса Саломея, встретившая на своем пути непроходимое препятствие, все-таки добилась своего. Но метод оказался крайне жестоким, и прекрасная молодая девушка превратилась в настоящее чудовище.
Царица Иродиада, занятая только собой, похоже, не слишком много внимания уделяла своей дочери. Как оказалось, натура Саломеи совсем не знакома ее матери, и стремительно вырвавшийся наружу из юного сердца жестокий монстр сражает наповал царственную особу, уже много всего повидавшую на своем веку.
Пророк Иоканаан всегда был просветленным человеком, чуждым каких-либо земных страстей и не подвергал себя сильным чувствам. Появление в его жизни горячей, страстной молодой женщины «разбудило» его тело и «уничтожило» душу. И если после первого общения с Саломеей он сумел выстоять, то никто не знает, как бы сложилась судьба святого человека, не вызови его отказ именно такой реакции.
Трое из четырех центральных персонажей – сильные мира сего, люди королевских кровей, правители Иудеи. А это значит, что мир рушится не только вокруг них. Каждый человек, населяющий древнюю страну, также становится жертвой трагических обстоятельств.
Молодой сириец, начальник стражи Нарработ, влюбленный в принцессу и предупреждающий любое ее желание, порой рискуя собственной жизнью, не выдерживает сурового испытания и вонзает в свое сердце кинжал.
Паж Иродиады, совсем еще мальчик, верен не только своей госпоже, но и другу-сирийцу. Ночное небо и нервная обстановка на пиру у тетрарха вызывают у юноши мрачные мысли. Он предчувствует беду, увы, не заставившую себя ждать. Мир вокруг него начинает рушиться в момент созерцания распростертого тела Нарработа. Как дальше жить? К чему быть готовым? Эти вопросы так и останутся без ответа.
Гости на празднике у тетрарха – иудеи, назареяне и каппадокиец – сперва беззаботно веселятся на роскошном пиру. Затем они начинают чувствовать настроение хозяина дома, в результате кто-то затевает драку, а кто-то с невозмутимым спокойствием прячет роскошные яства и напитки в очень кстати прихваченный портфель.
Офицеры, слуги и рабы, прислуживающие за столом, - люди подневольные. Все, что происходит вокруг, не может не волновать и не пугать их. Но их участь – всегда выполнять волю господ, любой каприз, несмотря ни на что.
Музыка Рихарда Штрауса – самая настоящая палитра. Это то самое средство, при помощи которого симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Яна Латам-Кенига рисует в воображении зрителей фантастически живописные полотна прекрасных садов в огромном, роскошном дворце тетрарха Иудеи. В завораживающих, увлекающих, похожих на волшебную сказку из «Тысяча и одной ночи» мелодиях зашифрованы сложные, многогранные характеры персонажей, за полтора часа мастерски воплощенные артистами.
Принцесса Саломея в исполнении Натальи Креслиной – натура яркая, харизматичная, юная и легкая. Она прекрасна и загадочна, словно южная ночь. Желая достичь определенной цели, заглавная героиня становится гибкой, хитрой, в голосе и повадках появляется нечто гипнотическое.
Женщина, не удовлетворившая своих желаний, преображается в коварную, по-настоящему опасную личность. Вот и обозлившаяся юная королевна становится жестокой и беспощадной, сметающей все на своем пути, точно песчаная буря. Внешне она спокойна и сдержана, в голосе слышится сковывающий холод, обжигающий сильнее огня.
Пророк Иоканаан (Иоанн Креститель) Бориса Стаценко – личность сложная, противоречивая. Мощный голос, горячий, как жаркое летнее солнце, очень гармонично сочетается с аскетичностью и отрешенностью святого человека, для которого не существует никаких земных чувств и страстей.
Порой казалось, что голос, доносящийся из подвала, на самом деле звучит откуда-то сверху, а произносимые им слова – откровения, к которым следует отнестись как можно внимательнее.
Иродиада в исполнении Маргариты Некрасовой – величественная, царственная особа. Кажется, что она – самобытная личность, живущая отдельно от всех, сама по себе. Возможно, именно она управляет государством, пока венценосный супруг занят делами иного рода. Она не привыкла, чтобы что-то происходило вопреки ее воле, и всегда добивается того, чего хочет. Чаще всего - при помощи других людей.
Тетрарх Ирод Дмитрий Пьянова – жестокий, безжалостный человек. Образом своим он сильно напоминает одного из кровавых диктаторов прошлого века. И, подобно любому из этих деспотичных лидеров, много и часто нервничает. Его отличает невероятной силы вера в знаки, символы и приметы.
Спокойствию деспотичного правителя не способствует, как минимум, два факта: безответная страсть, коей он воспылал по отношению к Саломее, и та сила, с которой народ верит всему, что говорит пророк. Таким образом, сила и власть тетрарха значительно ослабли. В итоге его практически парализовал панический страх. В глазах читается леденящий душу ужас. Он же слышится и в голосе, и заметен в дрожащих руках.
Визуальный ряд спектакля решен в черно-бело-желтой цветовой гамме. Ночь, мрак, тьма, луна, золото, шелка, бархат, драгоценности, люди, деревья, змеи, - все сошлось в прекрасной симфонии и создало единую канву, доступную и понятную зрителям любого возраста.
Библейская легенда, рассказанная в эстетике декаданса. Действие происходит несколько тысяч лет назад. А межличностные коммуникации, наблюдаемые на сцене, не слишком отличаются от того, что происходит здесь и сейчас. Конечно, нравы и обычаи с течением времени претерпевают значительные изменения, но виды человеческих связей и отношений остаются практически на том же уровне, что и на заре цивилизаций.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
История о роковой красавице королевских кровей, дочери царицы Иудеи и падчерице тетрарха (состоящего в родстве с ее матерью и, тем не менее, имеющего низкое происхождение), жестоко отомстившая пророку, наотрез отказавшемуся исполнить ее каприз, на протяжении многих веков вдохновляла деятелей искусства на создание шедевров живописи, литературы, музыкального театра и т.д.
На рубеже XIX и ХХ столетий, когда в Западной Европе стремительно набирало силу новое течение – декаданс, английский писатель, драматург, поэт и философ Оскар Уайльд создал одноактную трагедию «Саломея» (1891). Этим произведением вскоре вдохновился немецкий композитор Рихард Штраус, написавший в 1904 – 1905 гг.одноименную оперу, не слишком часто попадающую в репертуар театров на протяжении всей своей жизни.
14 сентября 2015 года, спустя 90 лет с момента первой московской премьеры, «Саломея» Рихарда Штрауса вернулась на столичные подмостки. Яркая, зрелищная, эффектная постановка вошла в репертуар театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. 23 мая 2016 спектакль был сыгран последний раз в текущем 25-м сезоне. Музыкальный руководитель и дирижер – Ян Латам-Кениг. Режиссер – Екатерина Одегова. Сценография и костюмы – Этель Иошпа. Свет – Сергей Скорнецкий. Консультант по драматургии – Михаил Мугинштейн. В ролях: Ирод – Дмитрий Пьянов (тенор), Иродиада – Маргарита Некрасова (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), Саломея – Наталья Креслина (лауреат Премии города Москвы, сопрано), Иоканаан – Борис Стаценко (лауреат Международных конкурсов, баритон), Нарработ – Александр Скварко (лауреат Международного конкурса, тенор), первый иудей, раб – Антон Бочкарев (тенор), второй иудей – Андрей Балыбердин (тенор), третий иудей – Дмитрий Бобров (тенор), четвертый иудей – Ярослав Абаимов (лауреат Международных конкурсов, тенор), пятый иудей – Эдуард Бабий (бас), первый назареянин – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас), второй назареянин – Марат Гареев (Заслуженный артист России, тенор), первый солдат – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас), второй солдат – Кирилл Троицкий (бас), каппадокиец – Иван Петров (бас), паж Иродиады – Анна Синицына (меццо-сопрано).
И трагедия О.Уайльда, и опера Р.Штрауса создавались на рубеже XIX и ХХ веков. В это время, как уже было сказано выше, в искусстве России и Западной Европы возникло особое течение – декаданс, направление, которому свойственен ярко выраженный индивидуализм, основанный на категорическом нежелании быть «как все». Творческие деятели, создатели и поклонники новой страницы в искусстве хотели выделяться из толпы, пропагандировали особый, прекрасно узнаваемый стиль поведения и манеру держаться в обществе.
Рассмотрев этимологические истоки термина «декаданс», мы вскоре обнаружим, что в переводе в французского языка он буквально означает «упадок». Внимательно изучив содержание либретто оперы «Саломея», я в какой-то момент обнаружила, что все, происходящее на сцене, есть не что иное, как разрушение. На глазах публики происходит самое настоящее уничтожение мира четырех главных героев.
Тетрарх Ирод, одержимый всепоглощающим желанием, готов пойти на все для достижения своей цели.
Юная красавица-принцесса Саломея, встретившая на своем пути непроходимое препятствие, все-таки добилась своего. Но метод оказался крайне жестоким, и прекрасная молодая девушка превратилась в настоящее чудовище.
Царица Иродиада, занятая только собой, похоже, не слишком много внимания уделяла своей дочери. Как оказалось, натура Саломеи совсем не знакома ее матери, и стремительно вырвавшийся наружу из юного сердца жестокий монстр сражает наповал царственную особу, уже много всего повидавшую на своем веку.
Пророк Иоканаан всегда был просветленным человеком, чуждым каких-либо земных страстей и не подвергал себя сильным чувствам. Появление в его жизни горячей, страстной молодой женщины «разбудило» его тело и «уничтожило» душу. И если после первого общения с Саломеей он сумел выстоять, то никто не знает, как бы сложилась судьба святого человека, не вызови его отказ именно такой реакции.
Трое из четырех центральных персонажей – сильные мира сего, люди королевских кровей, правители Иудеи. А это значит, что мир рушится не только вокруг них. Каждый человек, населяющий древнюю страну, также становится жертвой трагических обстоятельств.
Молодой сириец, начальник стражи Нарработ, влюбленный в принцессу и предупреждающий любое ее желание, порой рискуя собственной жизнью, не выдерживает сурового испытания и вонзает в свое сердце кинжал.
Паж Иродиады, совсем еще мальчик, верен не только своей госпоже, но и другу-сирийцу. Ночное небо и нервная обстановка на пиру у тетрарха вызывают у юноши мрачные мысли. Он предчувствует беду, увы, не заставившую себя ждать. Мир вокруг него начинает рушиться в момент созерцания распростертого тела Нарработа. Как дальше жить? К чему быть готовым? Эти вопросы так и останутся без ответа.
Гости на празднике у тетрарха – иудеи, назареяне и каппадокиец – сперва беззаботно веселятся на роскошном пиру. Затем они начинают чувствовать настроение хозяина дома, в результате кто-то затевает драку, а кто-то с невозмутимым спокойствием прячет роскошные яства и напитки в очень кстати прихваченный портфель.
Офицеры, слуги и рабы, прислуживающие за столом, - люди подневольные. Все, что происходит вокруг, не может не волновать и не пугать их. Но их участь – всегда выполнять волю господ, любой каприз, несмотря ни на что.
Музыка Рихарда Штрауса – самая настоящая палитра. Это то самое средство, при помощи которого симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Яна Латам-Кенига рисует в воображении зрителей фантастически живописные полотна прекрасных садов в огромном, роскошном дворце тетрарха Иудеи. В завораживающих, увлекающих, похожих на волшебную сказку из «Тысяча и одной ночи» мелодиях зашифрованы сложные, многогранные характеры персонажей, за полтора часа мастерски воплощенные артистами.
Принцесса Саломея в исполнении Натальи Креслиной – натура яркая, харизматичная, юная и легкая. Она прекрасна и загадочна, словно южная ночь. Желая достичь определенной цели, заглавная героиня становится гибкой, хитрой, в голосе и повадках появляется нечто гипнотическое.
Женщина, не удовлетворившая своих желаний, преображается в коварную, по-настоящему опасную личность. Вот и обозлившаяся юная королевна становится жестокой и беспощадной, сметающей все на своем пути, точно песчаная буря. Внешне она спокойна и сдержана, в голосе слышится сковывающий холод, обжигающий сильнее огня.
Пророк Иоканаан (Иоанн Креститель) Бориса Стаценко – личность сложная, противоречивая. Мощный голос, горячий, как жаркое летнее солнце, очень гармонично сочетается с аскетичностью и отрешенностью святого человека, для которого не существует никаких земных чувств и страстей.
Порой казалось, что голос, доносящийся из подвала, на самом деле звучит откуда-то сверху, а произносимые им слова – откровения, к которым следует отнестись как можно внимательнее.
Иродиада в исполнении Маргариты Некрасовой – величественная, царственная особа. Кажется, что она – самобытная личность, живущая отдельно от всех, сама по себе. Возможно, именно она управляет государством, пока венценосный супруг занят делами иного рода. Она не привыкла, чтобы что-то происходило вопреки ее воле, и всегда добивается того, чего хочет. Чаще всего - при помощи других людей.
Тетрарх Ирод Дмитрий Пьянова – жестокий, безжалостный человек. Образом своим он сильно напоминает одного из кровавых диктаторов прошлого века. И, подобно любому из этих деспотичных лидеров, много и часто нервничает. Его отличает невероятной силы вера в знаки, символы и приметы.
Спокойствию деспотичного правителя не способствует, как минимум, два факта: безответная страсть, коей он воспылал по отношению к Саломее, и та сила, с которой народ верит всему, что говорит пророк. Таким образом, сила и власть тетрарха значительно ослабли. В итоге его практически парализовал панический страх. В глазах читается леденящий душу ужас. Он же слышится и в голосе, и заметен в дрожащих руках.
Визуальный ряд спектакля решен в черно-бело-желтой цветовой гамме. Ночь, мрак, тьма, луна, золото, шелка, бархат, драгоценности, люди, деревья, змеи, - все сошлось в прекрасной симфонии и создало единую канву, доступную и понятную зрителям любого возраста.
Библейская легенда, рассказанная в эстетике декаданса. Действие происходит несколько тысяч лет назад. А межличностные коммуникации, наблюдаемые на сцене, не слишком отличаются от того, что происходит здесь и сейчас. Конечно, нравы и обычаи с течением времени претерпевают значительные изменения, но виды человеческих связей и отношений остаются практически на том же уровне, что и на заре цивилизаций.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии