23 марта 2018 года на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова свершилось «второе пришествие» спектакля «Лючия ди Ламмермур» (опера Г.Доницетти, либретто С.Камарано по мотивам романа В.Скотта «Ламмермурская невеста»).
Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»).
Режиссер – Ханс-Йоахим Фрай.
Сценография и костюмы – Петр Окунев.
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Свет – Айвар Салихов.
Премьера состоялась 18 января 2018 года.
Дирижер - Ян Латам-Кениг.
В ролях:
Лорд Энрико Эштон – Анджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон);
Лючия, его сестра – Ирина Костина (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Эдгардо Равенсвуд – Георгий Васильев (тенор);
Лорд Артуро Бэклоу – Дмитрий Пьянов (тенор);
Раймондо, священник, наставник Лючии – Виталий Ефанов (лауреат Международных конкурсов, бас);
Алиса, компаньонка Лючии – Светлана Скрипкина (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Норманно, начальник стражи – Антон Бочкарев (тенор);
Дамы, кавалеры, воины, пажи, слуги – артисты хора.
Сейчас, когда остались позади премьерные волнения, спектакль начал обретать глубину, заметнее становятся скрытые в сюжете и музыкальном материале смыслы. История начинает жить собственной жизнью, освобождаясь от специфических, несколько недодуманных решений постановщика.
Многие сцены стали значительно более понятными, логически выверенными, тщательно продуманными до мелочей (которые крайне важны в театральном искусстве).
Во время своей первой сценической встречи влюбленные Лючия и Эдгардо то расходятся (в момент разговоров о вражде), то сходятся (во время помолвки). Раньше самые важные слова юная пара говорила друг другу, находясь на противоположных концах сцены.
В начале второго действия лорд Энрико приходит в дом Эдгардо и вызывает его на дуэль. Оригинальное режиссерское решение наполнило важнейший эпизод спектакля излишней суетой. Сейчас движения стало значительно меньше, зато эмоциональный накал увеличился, а у зрителей появилась возможность обратить внимание на такие театральные приемы, как игра мимики и жестов. Порой такое, казалось бы, незначительное действие повышает психологический «градус» куда сильнее, чем самые жаркие, ожесточенные бои.
Финальная сцена, красивая, трогательная, романтичная, обрела дополнительную силу и глубину. Мистика и реальность следуют здесь параллельно, идут рука об руку. Тонкая, едва заметная грань между Небом и Землей, Жизнью и Смертью становится очевидной.
Изменений по отношению к премьерным показам внесено немало, они делают спектакль красивым, логичным, стильным и гармоничным. Визуальная составляющая теперь не оттягивает внимание на себя, а служит эффектным фоном для самого главного – великой музыки Г.Доницетти, виртуозного бельканто, живых образов и искренних чувств, без которых невозможно представить себе оперу. В результате мы можем наслаждаться чарующим пением и погружаться в бескрайний, безграничный мир итальянских (несмотря на то, что действие происходит в Шотландии) страстей. Динамика сюжета высока, события развиваются стремительно. Свет вступает в противоборство с тьмой, иллюзия – с реальностью, добро - со злом, любовь – с ненавистью, верность – с предательством, а жизнь – со смертью.
Юна, прелестна, очаровательна заглавная героиня спектакля в исполнении Ирины Костиной. Она очень органична и выразительна в образе молодой аристократки.
Влюбленная Лючия полна внутреннего света и той особенной красоты, которую воспевали в своих сочинениях легендарные творцы, деятели литературы, культуры и искусства. Однако перед нами – не классическая лирическая героиня, сияющая от переполняющего ее безграничного счастья. Центральный образ оперы отягощен внутренними страхами, предчувствием беды. Она любит и любима, но это приносит не только радость, но и терзания и тревогу.
Натура героини подчеркивается нежным, певучим, обволакивающим голосом теплого, живого оттенка, тускнеющим периодически из-за давящих знаков, символов и суеверий.
Совершенно иной характер мы видим в важнейшей, трагической сцене сумасшествия. Изменения касаются не только платья: в какой-то момент начинает казаться, что перед нами – совсем другой человек. Нежность в голосе обретает хрустальный, прозрачно-холодный оттенок, а взгляд становится особенным, мечтательно-неземным. Красивейшая ария - фон, на котором во внутреннем мире Лючии происходит борьба реальности и иллюзии, разума и чувства, жизни и смерти.
Эдгардо Равенсвуд в исполнении Георгия Васильева – натура горячая, страстная. Этот герой ничего не может делать вполсилы, чувства овладевают им полностью, поглощают. Величественная осанка выдает образ аристократа, гордого, благородного, верного своему слову, ревностного охранителя чести своего древнего рода.
Яркий, красивый голос с особенным звоном рисует портрет сложной, многогранной личности. В образе Эдгардо сошлись добро и зло, чувство и долг, любовь и вражда, холодная ярость и горячая кровь. В нем гармонично уживаются светлая, теплая Вселенная лирического героя и мрачный, холодный, сотрясаемый яростью и агрессией мир потомка древнего благородного рода, одержимого неукротимой жаждой мести.
Главный злодей оперы? Многие, не задумываясь, ответят: лорд Энрико Эштон! Верно! Однако, если внимательно присмотреться в образу, мастерски созданному Анджеем Белецким, уверенность эта значительно ослабнет. Безусловно, перед нами – интриган, главный виновник беды Лючии. Он обманом заставляет сестру отказаться от клятвы, данной любимому человеку и сочетаться браком с другим.
Мы видим роскошного, блестящего, уверенного в себе лорда, аристократа, привыкшего всегда быть «на коне». Но сейчас это – только иллюзия: политические предпочтения грозят его свободе и жизни. Брак ближайшей родственницы с лордом Артуро Бэклоу сулит благополучное решение серьезной проблемы. Но какой ценой будет достигнута эта победа?
Сильный, мощный, всепоглощающий голос рисует потрет жестокого тирана, хитрого, коварного интригана. Добившись подписания брачного контракта и видя, чего это стоило Лючии, лорд Энрико почти раскаивается. Голос становится более мягким, деликатным, в нем появляются мистические «потусторонние» ноты, словно герой говорит не с живым человеком, а общается с неземными, небесными существами.
Навязанный извне жених героини, лорд Артуро Бэклоу (Дмитрий Пьянов) – изящный, напористый, благородный, франтоватый, самоуверенный человек, четко знающий, чего хочет и как доиться желаемого. Однако, он просчитался: тактика, безотказно действующая на политической «арене», в делах сердечных давно уже признана неэффективной.
Виталий Ефанов воплотил образ священника Раймондо, наставника Лючии, глубокого, вдумчивого, внимательного человека. Прекрасно образованный философ-наблюдатель, кажется, живет в своем собственном мире, созерцает и изучает происходящее вокруг. Внешне он предельно спокоен и сосредоточен. Кажется, ничто не может вывести героя из этого состояния. Однако, присмотревшись внимательно, можно увидеть сильнейшие переживания, запрятанные под маской мнимой вальяжности и расслабленности. Судьба подопечной очень волнует Раймондо, но он умеет ловко маскироваться.
Спокойствие и невозмутимость изменяют наставнику Лючии лишь однажды, когда она уничтожает своего супруга. В критический момент мы видим уже обычного человека с естественным для такого события набором чувств и эмоций. В голосе появляется леденящий душу ужас, спокойствие и умиротворение исчезают как по мановению волшебной палочки.
Добротой, мягкостью, искренней заботой, жизненным опытом, мудростью, светом и теплом пропитан образ Алисы. В роли компаньонки главной героини впервые выступила Светлана Скрипкина.
Антон Бочкарев исполнил партию начальника стражи Ламмермурского замка Норманно. Этот персонаж отличается ловкостью, наблюдательностью и бесценной способностью всегда оказываться в нужном месте, в самое подходящее время. От такого человека не ускользнет ни один секрет! Покров любой тайны будет сброшен мгновенно!
По-настоящему роскошны, красивы, баснословно богаты массовые сцены с участием хора! Кавалеры, дамы, пажи, воины и слуги – активные участники грандиозного действа, а также сторонние наблюдатели, внимательные, сочувствующие, эмоциональные. Вроде бы, мы присутствуем на потрясающем празднике, пышном, элегантном, восхитительном. Однако вскоре этот фантастический пир становится карнавалом на крови. Беззаботное веселье, остроумные и стильные шутки сменяются давящим горем, глубокой печалью и скорбью.
Симфонический оркестр под управлением Яна Латам-Кенига погрузил зрителей в чарующий, безграничный мир бельканто. Нежными, изящными и кружевными в спектакле предстают не только костюмы и элементы сценографии, но и отдельные музыкальные фрагменты. Мы с удовольствием отправились в царство лирики, мелодики, виртуозного вокала, чудесных инструментальных номеров (вступительное соло арфы перед второй картиной первого акта) и дуэтов голоса и инструмента («беседа» голоса и флейты в сцене сумасшествия Лючии).
Спектакль не только обрел четкие, завершенные формы. Еще более важно, что теперь, когда отлажен баланс между силой звука оркестра и вокалистов, прекрасно слышны все арии, дуэты, ансамбли и массовые сцены. Таким образом, зритель может наслаждаться великой оперой в исполнении истинных виртуозов. Ничто не мешает свободному течению праздника искусства бельканто.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»).
Режиссер – Ханс-Йоахим Фрай.
Сценография и костюмы – Петр Окунев.
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Свет – Айвар Салихов.
Премьера состоялась 18 января 2018 года.
Дирижер - Ян Латам-Кениг.
В ролях:
Лорд Энрико Эштон – Анджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон);
Лючия, его сестра – Ирина Костина (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Эдгардо Равенсвуд – Георгий Васильев (тенор);
Лорд Артуро Бэклоу – Дмитрий Пьянов (тенор);
Раймондо, священник, наставник Лючии – Виталий Ефанов (лауреат Международных конкурсов, бас);
Алиса, компаньонка Лючии – Светлана Скрипкина (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Норманно, начальник стражи – Антон Бочкарев (тенор);
Дамы, кавалеры, воины, пажи, слуги – артисты хора.
Сейчас, когда остались позади премьерные волнения, спектакль начал обретать глубину, заметнее становятся скрытые в сюжете и музыкальном материале смыслы. История начинает жить собственной жизнью, освобождаясь от специфических, несколько недодуманных решений постановщика.
Многие сцены стали значительно более понятными, логически выверенными, тщательно продуманными до мелочей (которые крайне важны в театральном искусстве).
Во время своей первой сценической встречи влюбленные Лючия и Эдгардо то расходятся (в момент разговоров о вражде), то сходятся (во время помолвки). Раньше самые важные слова юная пара говорила друг другу, находясь на противоположных концах сцены.
В начале второго действия лорд Энрико приходит в дом Эдгардо и вызывает его на дуэль. Оригинальное режиссерское решение наполнило важнейший эпизод спектакля излишней суетой. Сейчас движения стало значительно меньше, зато эмоциональный накал увеличился, а у зрителей появилась возможность обратить внимание на такие театральные приемы, как игра мимики и жестов. Порой такое, казалось бы, незначительное действие повышает психологический «градус» куда сильнее, чем самые жаркие, ожесточенные бои.
Финальная сцена, красивая, трогательная, романтичная, обрела дополнительную силу и глубину. Мистика и реальность следуют здесь параллельно, идут рука об руку. Тонкая, едва заметная грань между Небом и Землей, Жизнью и Смертью становится очевидной.
Изменений по отношению к премьерным показам внесено немало, они делают спектакль красивым, логичным, стильным и гармоничным. Визуальная составляющая теперь не оттягивает внимание на себя, а служит эффектным фоном для самого главного – великой музыки Г.Доницетти, виртуозного бельканто, живых образов и искренних чувств, без которых невозможно представить себе оперу. В результате мы можем наслаждаться чарующим пением и погружаться в бескрайний, безграничный мир итальянских (несмотря на то, что действие происходит в Шотландии) страстей. Динамика сюжета высока, события развиваются стремительно. Свет вступает в противоборство с тьмой, иллюзия – с реальностью, добро - со злом, любовь – с ненавистью, верность – с предательством, а жизнь – со смертью.
Юна, прелестна, очаровательна заглавная героиня спектакля в исполнении Ирины Костиной. Она очень органична и выразительна в образе молодой аристократки.
Влюбленная Лючия полна внутреннего света и той особенной красоты, которую воспевали в своих сочинениях легендарные творцы, деятели литературы, культуры и искусства. Однако перед нами – не классическая лирическая героиня, сияющая от переполняющего ее безграничного счастья. Центральный образ оперы отягощен внутренними страхами, предчувствием беды. Она любит и любима, но это приносит не только радость, но и терзания и тревогу.
Натура героини подчеркивается нежным, певучим, обволакивающим голосом теплого, живого оттенка, тускнеющим периодически из-за давящих знаков, символов и суеверий.
Совершенно иной характер мы видим в важнейшей, трагической сцене сумасшествия. Изменения касаются не только платья: в какой-то момент начинает казаться, что перед нами – совсем другой человек. Нежность в голосе обретает хрустальный, прозрачно-холодный оттенок, а взгляд становится особенным, мечтательно-неземным. Красивейшая ария - фон, на котором во внутреннем мире Лючии происходит борьба реальности и иллюзии, разума и чувства, жизни и смерти.
Эдгардо Равенсвуд в исполнении Георгия Васильева – натура горячая, страстная. Этот герой ничего не может делать вполсилы, чувства овладевают им полностью, поглощают. Величественная осанка выдает образ аристократа, гордого, благородного, верного своему слову, ревностного охранителя чести своего древнего рода.
Яркий, красивый голос с особенным звоном рисует портрет сложной, многогранной личности. В образе Эдгардо сошлись добро и зло, чувство и долг, любовь и вражда, холодная ярость и горячая кровь. В нем гармонично уживаются светлая, теплая Вселенная лирического героя и мрачный, холодный, сотрясаемый яростью и агрессией мир потомка древнего благородного рода, одержимого неукротимой жаждой мести.
Главный злодей оперы? Многие, не задумываясь, ответят: лорд Энрико Эштон! Верно! Однако, если внимательно присмотреться в образу, мастерски созданному Анджеем Белецким, уверенность эта значительно ослабнет. Безусловно, перед нами – интриган, главный виновник беды Лючии. Он обманом заставляет сестру отказаться от клятвы, данной любимому человеку и сочетаться браком с другим.
Мы видим роскошного, блестящего, уверенного в себе лорда, аристократа, привыкшего всегда быть «на коне». Но сейчас это – только иллюзия: политические предпочтения грозят его свободе и жизни. Брак ближайшей родственницы с лордом Артуро Бэклоу сулит благополучное решение серьезной проблемы. Но какой ценой будет достигнута эта победа?
Сильный, мощный, всепоглощающий голос рисует потрет жестокого тирана, хитрого, коварного интригана. Добившись подписания брачного контракта и видя, чего это стоило Лючии, лорд Энрико почти раскаивается. Голос становится более мягким, деликатным, в нем появляются мистические «потусторонние» ноты, словно герой говорит не с живым человеком, а общается с неземными, небесными существами.
Навязанный извне жених героини, лорд Артуро Бэклоу (Дмитрий Пьянов) – изящный, напористый, благородный, франтоватый, самоуверенный человек, четко знающий, чего хочет и как доиться желаемого. Однако, он просчитался: тактика, безотказно действующая на политической «арене», в делах сердечных давно уже признана неэффективной.
Виталий Ефанов воплотил образ священника Раймондо, наставника Лючии, глубокого, вдумчивого, внимательного человека. Прекрасно образованный философ-наблюдатель, кажется, живет в своем собственном мире, созерцает и изучает происходящее вокруг. Внешне он предельно спокоен и сосредоточен. Кажется, ничто не может вывести героя из этого состояния. Однако, присмотревшись внимательно, можно увидеть сильнейшие переживания, запрятанные под маской мнимой вальяжности и расслабленности. Судьба подопечной очень волнует Раймондо, но он умеет ловко маскироваться.
Спокойствие и невозмутимость изменяют наставнику Лючии лишь однажды, когда она уничтожает своего супруга. В критический момент мы видим уже обычного человека с естественным для такого события набором чувств и эмоций. В голосе появляется леденящий душу ужас, спокойствие и умиротворение исчезают как по мановению волшебной палочки.
Добротой, мягкостью, искренней заботой, жизненным опытом, мудростью, светом и теплом пропитан образ Алисы. В роли компаньонки главной героини впервые выступила Светлана Скрипкина.
Антон Бочкарев исполнил партию начальника стражи Ламмермурского замка Норманно. Этот персонаж отличается ловкостью, наблюдательностью и бесценной способностью всегда оказываться в нужном месте, в самое подходящее время. От такого человека не ускользнет ни один секрет! Покров любой тайны будет сброшен мгновенно!
По-настоящему роскошны, красивы, баснословно богаты массовые сцены с участием хора! Кавалеры, дамы, пажи, воины и слуги – активные участники грандиозного действа, а также сторонние наблюдатели, внимательные, сочувствующие, эмоциональные. Вроде бы, мы присутствуем на потрясающем празднике, пышном, элегантном, восхитительном. Однако вскоре этот фантастический пир становится карнавалом на крови. Беззаботное веселье, остроумные и стильные шутки сменяются давящим горем, глубокой печалью и скорбью.
Симфонический оркестр под управлением Яна Латам-Кенига погрузил зрителей в чарующий, безграничный мир бельканто. Нежными, изящными и кружевными в спектакле предстают не только костюмы и элементы сценографии, но и отдельные музыкальные фрагменты. Мы с удовольствием отправились в царство лирики, мелодики, виртуозного вокала, чудесных инструментальных номеров (вступительное соло арфы перед второй картиной первого акта) и дуэтов голоса и инструмента («беседа» голоса и флейты в сцене сумасшествия Лючии).
Спектакль не только обрел четкие, завершенные формы. Еще более важно, что теперь, когда отлажен баланс между силой звука оркестра и вокалистов, прекрасно слышны все арии, дуэты, ансамбли и массовые сцены. Таким образом, зритель может наслаждаться великой оперой в исполнении истинных виртуозов. Ничто не мешает свободному течению праздника искусства бельканто.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии