интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Семь "китов" оперы "Лючия ди Ламмермур"

 
 
 

Семь "китов" оперы "Лючия ди Ламмермур"

Автор: Ольга Пурчинская от 13-03-2022, 05:58, посмотрело: 676

11 марта 2022 года на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова в двадцатый раз была пережита история любви, страсти и безумия в ярком, красочном шедевре бельканто – опере Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» в постановке Ханса-Йоахима Фрая (интерпретация романа Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста», либретто Сальваторе Каммарано).

Музыкальный руководитель: Дмитрий Волосников (лауреат премии «Золотая Маска»).
Режиссер: Ханс-Йоахим Фрай.
Сценография и костюмы: Петр Окунев.
Хормейстер: Юлия Сенюкова.
Свет: Айвар Салихов.
Премьера состоялась 18 января 2018 года.

Дирижер: Дмитрий Волосников.

В ролях:
Лорд Энрико Эштон: Анджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон);
Лючия, его сестра: Ирина Костина (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Эдгардо Равенсвуд: Георгий Васильев (тенор);
Лорд Артуро Бэклоу: Александр Скварко (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор);
Раймондо, священник, наставник Лючии: Отар Кунчулиа (бас);
Алиса, компаньонка Лючии: Светлана Скрипкина (лауреат Международного конкурса, сопрано);
Норманно, начальник стражи: Максим Остроухов (тенор);
Дамы и кавалеры, воины, пажи, слуги: артисты хора.

Власть, вражда, любовь, страсть, война, политика, жажда мести и крови – вот киты, на которых держится европейское искусство нескольких столетий. На основе этих понятий родилось немало шедевров мировой музыки, литературы, живописи и театра. Рассказывая о грандиозных событиях, имевших судьбоносное значение для многих стран и народов, невозможно обойти междоусобицы, межклановые столкновения, стремительно развивающуюся вражду между соседними поселениями и так далее.

«Ламмермурская невеста» Вальтера Скотта, послужившая основой для либретто оперы «Лючия ди Ламмермур», - роман исторический. Это сочинение, впервые опубликованное в 1819 году, описывает события, имевшие место в Шотландии в годы правления королевы Анны (1701-1714), последней представительницы династии Стюартов. В романе прослеживается политическая линия, которая становится причиной трагедии главной героини: ее отец, поддерживавший предыдущего монарха, после его смерти оказывается в смертельной опасности. Помочь ему может лишь родство с представителем окружения нового правителя. Единственный способ спастись – женить дочь на этом человеке. Но героиня уже поклялась в вечной любви и верности другому, по иронии судьбы, - последнему представителю клана давних врагов своего древнего рода. Тонкая душа девушки не выдерживает психологического давления, и она теряет рассудок, а затем в первую брачную ночь сводит счеты с супругом, принесшим с собой сплошные беды и несчастья. В опере отец становится братом, дочь – сестрой. Главный источник зла в романе – мать героини. В спектакле она умерла.

Мрачный сюжет Вальтера Скотта, адаптированный под оперу автором либретто Сальваторе Каммарано, играет совершенно невероятными, нежными, поэтичными, одухотворенными, вдохновляющими красками в музыкально-драматической палитре Гаэтано Доницетти. Даже самые грозные, агрессивные, воинственные мотивы обретают изысканное, элегантное звучание. Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Дмитрия Волосникова не только очень чутко и деликатно, но и предельно четко и ясно прорисовывает каждого персонажа и представляемую им сюжетную линию.

Центральные персонажи оперы – Лючия Эштон (Ирина Костина) и Эдгардо Равенсвуд (Георгий Васильев), самые молодые представители двух воинственно настроенных по отношению друг к другу старинных британских родов. Тонкая, нежная, трепетная, хрупкая душа Лючии сливается в совершенной гармонии с сильным, мужественным, благородным, воинственным, но все же окрашенным в светлый оттенок внутренним миром героя. В дуэтах сердца героев соединились и казалось, что они связаны неразрывно. Невероятно яркая, страстная, горячая, темпераментная история любви, внезапно возникшей на фоне ненависти и вражды, обрамленная филигранным мастерством в исполнении сложнейших вокальных партий и актерской органикой, поражает в самое сердце и остается в памяти надолго.

Особым театральным удовольствием становится наблюдение на протяжении нескольких сезонов за развитием образа Лючии в исполнении Ирины Костиной. Героиня в ее исполнении – нежный цветок, хрустальная статуэтка, тонкая, хрупкая, ранимая. Короткую, трагически обрывающуюся в юном возрасте жизнь своего персонажа актриса и певица проживает, предельно искренно и выразительно передавая все, что происходит в надломленной, израненной душе. На протяжении спектакля ее глаза выражают свет и надежду, горе и отчаяние, страх и раскаяние, смирение и обреченность. Гармоничный образ дополняет теплый, медовый, обволакивающий, звонкий голос, обретающий все больше красок. Сцена сумасшествия Лючии – один из самых интересных номеров оперы, как в музыкальном, так и в драматическом плане. В числе наиболее эффектных фрагментов арии – дуэт голоса и флейты. Два мастера-виртуоза, певица и музыкант, выдают красивые, кристально чистые фразы. Победителями в этой дуэли неизменно становятся меломаны.

Не менее сильное впечатление производит Эдгардо в исполнении Георгия Васильева. Герой, несмотря на молодость, предстал зрелым воином благородного происхождения с сильным характером и горячим темпераментом, человеком, закаленным в боях и уже пережившим не одну трагедию. На могиле своего отца он поклялся прервать род заклятого врага. Многое в его жизни изменилось, как только он влюбился в Лючию, члена ненавистного семейства Эштон. В их отношения вмешивается не только межклановая вражда, но и политические вопросы. Всегда очень интересно наблюдать за выразительными, тщательно продуманными жестами и движениями артиста, каждый взмах руки и поворот головы которого неслучайны и несут серьезную драматическую нагрузку. В них есть сила и мужество, благородство и преданность, боль и отчаяние, надежда и разочарование, драма и трагедия. Богатый, мощный, насыщенный яркими красками голос углубляет центральный образ оперы.

В роли главного «злодея» спектакля, лорда Энрико Эштона, нуждающегося в поддержке родной сестры, предстал Анджей Белецкий. Образ мудрого священника Раймондо, наставника Лючии, воплотил Отар Кунчулиа. Партию жениха и жертвы героини, лорда Артуро Бэклоу, исполнился Александр Скварко. Ее компаньонку и старшую подругу Алису сыграла Светлана Скрипкина. В роли начальника стражи, хитрого и коварного Норманно, на сцену вышел Максим Остроухов.

Артисты хора предстали в образах дам и господ благородного происхождения, а также воинов, пажей и слуг. Огромный коллектив в красно-черных одеждах с восторгом принимает участие в свадебном торжестве, затем становится свидетелем трагедии Лючии, с ужасом наблюдая сцену ее сумасшествия.

Власть, вражда, любовь, страсть, война, политика, жажда мести и крови – не просто семь «китов», на которых базируется сюжет оперы «Лючия ди Ламмермур». В музыкальном мире число 7 имеет определяющее, фундаментальное значение. Подобно звукоряду, формирующему гамму, эти явления создают мощную, цепляющую, заставляющую о многом задуматься литературно-драматическую основу. Когда музыка и драма существуют на сцене в гармонии и единении, зрители получают тот самый катарсис (очищение души через страдание), за которым ходят в театр.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц

Категория: Театр » Музыкальный театр