Крещенский фестиваль в «Новой Опере» - прекрасная возможность не только насладиться любимыми спектаклями, но и услышать редко исполняемые в России шедевры европейского музыкального театра. В этом году публика попала на парад «Итальянских оперных вечеров». Программа насыщена хитами, созданными в разные эпохи: бельканто, романтизм, веризм. Впечатляет и жанровое разнообразие представленных произведений.
2 февраля 2018 года в рамках Крещенского фестиваля в «Новой Опере» впервые за 115 лет на территории России прозвучала романтико-комическая опера «Марта, или Ричмондская ярмарка» (1847) немецкого композитора Ф.фон Флотова (1812 – 1883). Либретто В.Фридриха.
Дирижер – Феликс Коробов (Заслуженный артист России, Заслуженный артист Республики Абхазия, лауреат премии «Золотая маска», лауреат премии города Москвы).
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Ответственный концертмейстер – Юлия Банькова (лауреат Международных конкурсов).
Оператор субтитров – Мария Тихомирова.
В ролях:
Леди Гарриет Дюрам, фрейлина королевы Анны – Елена Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Нэнси, фрейлина леди Гарриет – Анна Синицына (меццо-сопрано);
Плюмкетт, молодой фермер – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Лионель, молодой фермер – Георгий Фараджев (лауреат премии города Москвы, лауреат Международного конкурса, тенор);
Лорд Тристан Майклфорд, кузен леди Гарриет – Алексей Антонов (бас);
Судья – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас);
Фермеры, служанки, крестьяне, знатные дамы, пажи – Сергей Каныгин, Наталья Кириллова, Татьяна Метлина, Кирилл Троицкий, Владимир Федоткин, Елена Хорошенина, артисты хора.
Соло в оркестре:
Алексей Карпов (лауреат Международных конкурсов, кларнет);
Сергей Лушин (виолончель).
Концертное исполнение оперы не перегружает внимание, как это иногда случается, излишне вычурными визуальными эффектами. В результате можно полностью сосредоточиться непосредственно на музыкально-драматической канве крайне интересного сочинения.
Сюжет легкий, искристый, ненавязчивый. Леди Гарриет, фрейлина королевы, устала от роскошной великосветской жизни и от окружающего ее там контингента. Собственные служанки и фрейлины не могут развеять тоску молодой госпожи. Не удается это и лорду Тристану, ее кузену, явно рассчитывающему на нечто большее, чем дружеское расположение высокопоставленной родственницы.
Что же делать? Чем и как развлечься? Леди Гарриет вместе со своей фрейлиной и ближайшей подругой Нэнси и навязчивым родственником решает отправиться на ярмарку и разыграть шуточное представление. Девушки выдают себя за крестьянок и нанимаются на работу к двум молодым фермерам – Леонелю и Плюмкетту. Но не все так просто. Героини получили реальный задаток, и теперь должны работать на нанимателей год.
Как же быть юной леди? Ведь теперь дело приняло весьма серьезный оборот! Репутация фрейлины при дворе оказывается под угрозой. Да еще и «работодатель» не выходит у нее из головы, хотя вместе при таком разном социальном положении им быть не суждено!
Препятствий и испытаний героям предстоит немало, но все они будут вознаграждены по заслугам!
Музыкальный материал оперы произвел самое сильное впечатление. Симфонический оркестр театра под управлением Феликса Коробова погрузил зрителей в атмосферу Англии начала XVIII века. Насыщенные, глубокие мелодии рисовали живописные полотна грандиозной ярмарки, богатой фермы, роскошных покоев великосветской дамы и сельского трактира. Каждая новая сцена мгновенно настраивала именно на то место, где происходит действие. Краски музыки весьма четко направляли нас, предоставляя возможность четко ориентироваться в сюжетных линиях.
Мелодические штрихи позволили не только представить себе место действия, но и как можно глубже проникнуть в характеры героев, понять их взаимоотношения.
Небольшой парадокс произведения: действие происходит в Англии, исполняется опера на немецком языке, а впечатление создается такое, будто звучит итальянское сочинение. Этот дисбаланс не влияет на общее восприятие легкой, изысканной и изящной комедии.
Солисты «Новой Оперы» выдали плеяду блистательных персонажей. Каждый артист – это яркая индивидуальность и гармоничный участник виртуозного ансамбля. Пять основных героев – пять типов голосов – пять темпераментов.
Нежная, легкая, воздушная Леди Гарриет – Елена Терентьева, - заворожила парящей легкостью, с которой звучали сложнейшие пассажи. Хрустально-серебристый голос творил чудеса в режиме реального времени. Казалось, еще немного – и эта юная барышня упорхнет в заоблачные дали, где будет недосягаема для своих друзей и знакомых.
Нэнси – Анна Синицына, - подруга и фрейлина героини, покорила безграничным обаянием и теплотой. Эта девушка умна, хитра и находчива, а также обладает той самой «изюминкой», которая надолго приковывает к ней внимание. «Пряный», насыщенный, завораживающий голос – важнейший штрих к портрету очаровательной субретки.
Молодой фермер Леонель (Георгий Фараджев) – лирический герой, напоминающий поэта-менестреля. Этот человек может покорить сладкоголосыми трелями чудесного «медового» оттенка. Страдания меняют юношу. На смену «теплому» звуку приходит стальной холод, а романтическое настроение заменяет агрессия.
Еще один молодой фермер, Плюмкетт (Илья Кузьмин) – находчивый человек, весельчак, любитель хорошеньких женщин, верный и надежный друг. Мягкий, бархатистый голос теплого, благородного оттенка и застольные песни исполняет, и в любви Прекрасной Даме объясняется, и товарища поддерживает. А ведь еще совсем недавно насмешник пытался заставить двух новых «служанок» заниматься работой по дому!
Наконец, лорд Тристан Майклфорд (Алексей Антонов) – энергичный, брутальный, несколько грубоватый родственник главной героини. Он пытается ухаживать за леди Гарриет, но делает это слишком навязчиво и скучно. Затея априори обречена на провал. Именно этот персонаж сопровождает девушек на ярмарку, он же потом спасает их от последствий неудачной забавы.
Есть еще один персонаж, судья (Михаил Первушин) – представитель власти, зорко наблюдающий за соблюдением правил ярмарочной торговли. Мощный, насыщенный голос – олицетворение Закона, который невозможно провести никакими играми, маскарадами, карнавалами и переодеваниями.
Артисты хора создали живописную атмосферу огромной ярмарки, места массового скопления людей, народных гуляний, игр, развлечений и бойкой торговли. Восхитительная, ласкающая слух полифония на несколько мгновений превратилась в какофонию, неизбежную на бескрайних просторах ярмарки служанок.
Отдельно мне бы хотелось остановиться на упомянутых выше ансамблевых эпизодах. Дуэты, терцет, квартеты и квинтет – потрясающее слияние голосов! Здесь понятно каждое слово и каждое движение. Торжество гармонии и красоты, индивидуальности и команды в чистом виде!
Комическая опера – это всегда праздник. Потрясающая музыка в исполнении музыкантов-виртуозов, легкий, незатейливый сюжет и неизменно счастливый конец могут раскрасить яркими красками даже самый серый и унылый зимний день.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
2 февраля 2018 года в рамках Крещенского фестиваля в «Новой Опере» впервые за 115 лет на территории России прозвучала романтико-комическая опера «Марта, или Ричмондская ярмарка» (1847) немецкого композитора Ф.фон Флотова (1812 – 1883). Либретто В.Фридриха.
Дирижер – Феликс Коробов (Заслуженный артист России, Заслуженный артист Республики Абхазия, лауреат премии «Золотая маска», лауреат премии города Москвы).
Хормейстер – Юлия Сенюкова.
Ответственный концертмейстер – Юлия Банькова (лауреат Международных конкурсов).
Оператор субтитров – Мария Тихомирова.
В ролях:
Леди Гарриет Дюрам, фрейлина королевы Анны – Елена Терентьева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Нэнси, фрейлина леди Гарриет – Анна Синицына (меццо-сопрано);
Плюмкетт, молодой фермер – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Лионель, молодой фермер – Георгий Фараджев (лауреат премии города Москвы, лауреат Международного конкурса, тенор);
Лорд Тристан Майклфорд, кузен леди Гарриет – Алексей Антонов (бас);
Судья – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас);
Фермеры, служанки, крестьяне, знатные дамы, пажи – Сергей Каныгин, Наталья Кириллова, Татьяна Метлина, Кирилл Троицкий, Владимир Федоткин, Елена Хорошенина, артисты хора.
Соло в оркестре:
Алексей Карпов (лауреат Международных конкурсов, кларнет);
Сергей Лушин (виолончель).
Концертное исполнение оперы не перегружает внимание, как это иногда случается, излишне вычурными визуальными эффектами. В результате можно полностью сосредоточиться непосредственно на музыкально-драматической канве крайне интересного сочинения.
Сюжет легкий, искристый, ненавязчивый. Леди Гарриет, фрейлина королевы, устала от роскошной великосветской жизни и от окружающего ее там контингента. Собственные служанки и фрейлины не могут развеять тоску молодой госпожи. Не удается это и лорду Тристану, ее кузену, явно рассчитывающему на нечто большее, чем дружеское расположение высокопоставленной родственницы.
Что же делать? Чем и как развлечься? Леди Гарриет вместе со своей фрейлиной и ближайшей подругой Нэнси и навязчивым родственником решает отправиться на ярмарку и разыграть шуточное представление. Девушки выдают себя за крестьянок и нанимаются на работу к двум молодым фермерам – Леонелю и Плюмкетту. Но не все так просто. Героини получили реальный задаток, и теперь должны работать на нанимателей год.
Как же быть юной леди? Ведь теперь дело приняло весьма серьезный оборот! Репутация фрейлины при дворе оказывается под угрозой. Да еще и «работодатель» не выходит у нее из головы, хотя вместе при таком разном социальном положении им быть не суждено!
Препятствий и испытаний героям предстоит немало, но все они будут вознаграждены по заслугам!
Музыкальный материал оперы произвел самое сильное впечатление. Симфонический оркестр театра под управлением Феликса Коробова погрузил зрителей в атмосферу Англии начала XVIII века. Насыщенные, глубокие мелодии рисовали живописные полотна грандиозной ярмарки, богатой фермы, роскошных покоев великосветской дамы и сельского трактира. Каждая новая сцена мгновенно настраивала именно на то место, где происходит действие. Краски музыки весьма четко направляли нас, предоставляя возможность четко ориентироваться в сюжетных линиях.
Мелодические штрихи позволили не только представить себе место действия, но и как можно глубже проникнуть в характеры героев, понять их взаимоотношения.
Небольшой парадокс произведения: действие происходит в Англии, исполняется опера на немецком языке, а впечатление создается такое, будто звучит итальянское сочинение. Этот дисбаланс не влияет на общее восприятие легкой, изысканной и изящной комедии.
Солисты «Новой Оперы» выдали плеяду блистательных персонажей. Каждый артист – это яркая индивидуальность и гармоничный участник виртуозного ансамбля. Пять основных героев – пять типов голосов – пять темпераментов.
Нежная, легкая, воздушная Леди Гарриет – Елена Терентьева, - заворожила парящей легкостью, с которой звучали сложнейшие пассажи. Хрустально-серебристый голос творил чудеса в режиме реального времени. Казалось, еще немного – и эта юная барышня упорхнет в заоблачные дали, где будет недосягаема для своих друзей и знакомых.
Нэнси – Анна Синицына, - подруга и фрейлина героини, покорила безграничным обаянием и теплотой. Эта девушка умна, хитра и находчива, а также обладает той самой «изюминкой», которая надолго приковывает к ней внимание. «Пряный», насыщенный, завораживающий голос – важнейший штрих к портрету очаровательной субретки.
Молодой фермер Леонель (Георгий Фараджев) – лирический герой, напоминающий поэта-менестреля. Этот человек может покорить сладкоголосыми трелями чудесного «медового» оттенка. Страдания меняют юношу. На смену «теплому» звуку приходит стальной холод, а романтическое настроение заменяет агрессия.
Еще один молодой фермер, Плюмкетт (Илья Кузьмин) – находчивый человек, весельчак, любитель хорошеньких женщин, верный и надежный друг. Мягкий, бархатистый голос теплого, благородного оттенка и застольные песни исполняет, и в любви Прекрасной Даме объясняется, и товарища поддерживает. А ведь еще совсем недавно насмешник пытался заставить двух новых «служанок» заниматься работой по дому!
Наконец, лорд Тристан Майклфорд (Алексей Антонов) – энергичный, брутальный, несколько грубоватый родственник главной героини. Он пытается ухаживать за леди Гарриет, но делает это слишком навязчиво и скучно. Затея априори обречена на провал. Именно этот персонаж сопровождает девушек на ярмарку, он же потом спасает их от последствий неудачной забавы.
Есть еще один персонаж, судья (Михаил Первушин) – представитель власти, зорко наблюдающий за соблюдением правил ярмарочной торговли. Мощный, насыщенный голос – олицетворение Закона, который невозможно провести никакими играми, маскарадами, карнавалами и переодеваниями.
Артисты хора создали живописную атмосферу огромной ярмарки, места массового скопления людей, народных гуляний, игр, развлечений и бойкой торговли. Восхитительная, ласкающая слух полифония на несколько мгновений превратилась в какофонию, неизбежную на бескрайних просторах ярмарки служанок.
Отдельно мне бы хотелось остановиться на упомянутых выше ансамблевых эпизодах. Дуэты, терцет, квартеты и квинтет – потрясающее слияние голосов! Здесь понятно каждое слово и каждое движение. Торжество гармонии и красоты, индивидуальности и команды в чистом виде!
Комическая опера – это всегда праздник. Потрясающая музыка в исполнении музыкантов-виртуозов, легкий, незатейливый сюжет и неизменно счастливый конец могут раскрасить яркими красками даже самый серый и унылый зимний день.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии