6 июня – особая дата в истории отечественной культуры. В этот день (26 мая по старому стилю) в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837) – ярчайшее явление не только в российском, но и мировом искусстве. Его богатейшее творческое наследие включает в себя все виды литературных произведений – от стихотворений и поэм до повестей и драм (главным образом трагедий).
Сочинение А.С.Пушкина стали основой для многих театральных постановок, как драматических, так и музыкальных. Мировая художественная культура насчитывает немало шедевров, созданных по произведениям классика отечественной литературы, представителя «Золотого века» русской поэзии (первой половины XIX века). В настоящее время в репертуарах многих театров существует как минимум одна «пушкинская» постановка.
Российские композиторы второй половины XIX века (П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, А.С.Даргомыжский) создали прекрасные оперы, помогающие погрузиться в глубины русской души, почувствовать единение с героями, их мыслями и чувствами, виртуозно описанными А.С.Пушкиным в его великих текстах.
6 июня, в день рождения поэта (прозаика, драматурга, теоретика и критика литературы и т.д.) во многих «храмах искусства» - театрах, концертных залах, библиотеках, – а также на улицах и площадях городов России по традиции проводились многочисленные мероприятия, делающие великие произведения, знакомые всем нам со школьной скамьи, очень близкими и родными. Это и коллективное чтение стихов и отрывков из прозы, и инсценировки пушкинской драматургии, и, само собой, спектакли и концерты – украшения репертуара ведущих театров страны.
Как обычно, 6 июня москвичи сталкиваются с непростым выбором, ведь хочется попасть на самое интересное мероприятие, а волшебной палочки, помогающей находиться в нескольких местах одновременно, ни у кого из нас нет.
В этом году я решила провести день рождения А.С.Пушкина в театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова, приурочившем к знаковой дате 214 показ своего спектакля-долгожителя «Евгений Онегин», сценическая жизнь которого насчитывает уже без малого 20 лет. Либретто – П.И.Чайковский и К.С.Шиловский, по одноименному роману в стихах А.С.Пушкина. Музыкальная редакция – Евгений Колобов (Народный артист России). Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»). Режиссер-постановщик – Сергей Арцибашев (Народный артист России). Сценография – Сергей Бархин (Народный художник России). Костюмы – Элеонора Маклакова (Народный художник России). Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России) и Андрей Лазарев. Свет – Сергей Макряшин. В ролях: Ларина – Татьяна Смирнова (сопрано), Татьяна – Галина Бадиковская (сопрано), Ольга – Юлия Меннибаева (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано), няня – Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртии, меццо-сопрано), Онегин – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон), Ленский – Сергей Романовский (лауреат Международных конкурсов, тенор), Гремин – Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас), Зарецкий – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас), Трике – Антон Бочкарев (тенор).
Спектакль не перегружен громоздкими декорациями и вычурными спецэффектами. Все довольно просто и лаконично: черный матовый «фон» сцены с зеленым «ковром» превращается то в деревенский сад, то в банкетный зал загородного имения, то в площадку для дуэли, то в роскошный княжеский дворец – место встреч «высшей знати». Точки дислокации меняются также стремительно, как и семь знаменитых оперных картин («У Лариных», «Письмо Татьяны», «Объяснение с Онегиным», «Бал у Лариных», «Дуэль», «Бал», «Последняя встреча»), идущих одна за другой, без пауз, без антракта. Герои переходят из одного эпизода в другой, унося с собой весь тот шквал эмоций, который полностью овладевает ими в конце сцены.
Татьяна пишет свое письмо. Она влюблена и вся горит. Речь получается жаркой и яркой, простой и искренней. Именно такая, пылающая и трепещущая, она предстает перед виновником этого состояния.
Жизнь Ленского в одночасье переменилась: на балу он предан любимой невестой и ближайшим другом. Естественно, им овладели боль, злость, страдание и полная внутренняя опустошенность. Как дальше жить? Стоит ли? Возможно, именно эти мысли посетили юношу перед дуэлью, исход которой всем известен, а мог бы быть иным.
Онегин, застреливший друга, не смог спокойно жить в деревне, где его постоянно преследовал «призраки прошлого». Но и перемена мест не пошла герою на пользу, не смогла развеять скуку. Не помогло и возвращение в Петербург. Но столица готовит новое потрясение. Неожиданная встреча в доме родственника и друга вызывает в его душе самую настоящую бурю, которая не покинет Евгения до самого конца.
Помимо великой музыки П.И.Чайковского и гениальных текстов А.С.Пушкина, в этой постановке есть еще один важный элемент, который можно назвать «визитной карточкой» «Новой Оперы» - яркие образы и выразительные характеры, созданные артистами театра. Каждый персонаж – индивидуальность, броским пятном выделяющаяся на черном фоне декораций.
Заглавный герой в исполнении Ильи Кузьмина в начале не просто холоден и отрешен от всего и всех. Скорее, он – сторонний наблюдатель. Легкая улыбка, внимательный, но мимолетный взгляд, возникший было интерес, который мгновенно угасает. А вместо него – вселенская тоска и безысходность. «И здесь мне скучно!» - восклицает Онегин везде, где бы ни появился, и это случается практически сразу. Неизменно.
Совсем иным – горячим, страстным, влюбленным по уши, готовым практически на все для достижения новой цели – предстает он в момент появления в его жизни «новой», прекрасной, величественной Татьяны.
Онегин – не самый простой персонаж, чьи поступки, мысли и чувства можно легко и быстро понять и принять без разговоров. Но, воплощенный красивым, мягким, элегантным баритоном, он представляется скорее благородным человеком, просто запутавшимся, не способным на какую-то подлость. В общем, на странника, пытающегося найти место, где его душа обретет гармонию с окружающим миром.
Татьяна Галины Бадиковской – юная барышня, романтичная мечтательница, с головой погруженная в омут богатейшей фантазии французских писателей. Каждый новый роман вносит в ее душу смятение, девушка забывает покой и сон. Попадая в мир литературных персонажей, героиня преображается: на ее бледных щеках загорается румянец, глаза блестят, губы трогает загадочная, обаятельная улыбка.
И вот, в один прекрасный день Татьяна сама становится похожей на одну из тех девушек, о которых много читала. И пройти ей пришлось через весьма непростые для еще совсем юной души испытания. Трудности закалили ее, и на смену невыносимой боли пришла мудрость, которая просто не позволит чувствам взять верх над разумом.
Нежный, трепетный голос мастерски передает все, что затаено в глубоком внутреннем мире героини, в этой сложной, непостижимой русской душе.
Ольга – полная противоположность сестре. В исполнении Юлии Меннибаевой она предстает веселой, беззаботной, харизматичной, спешащей получить от жизни все самое прекрасное, и как можно больше. Мечты, книги, одиночество – все это не для нее.
Низкий, глубокий, мягкий, насыщенный голос в сочетании с легкостью и изяществом движений и неукротимой энергией создает образ человека-праздника, истинного воплощения юности и счастья, увы, хрупкого и недолговечного.
Очень яркий, сильный образ Ленского воплотил Сергей Романовский. Светлая, чистая, пылкая, счастливая юность этого героя в одночасье сменяется отчаянием, сильным эмоциональным надрывом, вызванным предательством двух близких людей.
Такой поэт всю силу своих чувств выдаст скорее не устно, а в творчестве. А все, что сказано и сделано в состоянии аффекта, когда эмоции громят в пух и прах самые веские доводы разума, приводит к известным трагическим последствиям.
Голос певца вначале наполнен невыразимым счастьем и теплотой, он искренен и естественен, как чувства героя. Затем там появятся ярость и агрессия. А чуть позже – переполняющие душу невыносимая боль, страдание и предчувствие неотвратимо надвигающейся беды.
Князь Гремин Владимира Кудашева – человек, которому пришлось пережить очень многое. Но, несмотря на суровые испытания, в том числе тяжелые ранения и увечья, он сохранил молодую душу и, наконец, обрел долгожданное и заслуженное счастье. Ведь, как известно, «Любви все возрасты покорны», а сильное чувство способно творить чудеса.
Ларина – давно уже овдовевшая помещица. В исполнении Татьяны Смирновой мать Татьяны и Ольги предстает дамой мечтательной, ей по-прежнему близки «кумиры» юности – герои французских романов. В какой-то миг становится понятно, откуда унаследовала свой внутренний мир старшая дочь.
Между тем, Ларина – хлебосольная хозяйка, очень общительная. Она и дом ведет твердой рукой, и четко соблюдает все правила, предписанные этикетом. И за молодым поколением внимательно следит.
Няня Александры Саульской-Шулятьевой – добрая женщина, вырастившая уже не одно поколение воспитанниц. Она ухаживает за своими подопечными искренне, нежно, ненавязчиво.
Несмотря на солидный возраст, эта героиня не утратила обаяния и даже легкого кокетства. Рассказывая о своей далекой юности, она молодеет буквально на глазах. Увы, лишь на несколько минут.
Трике Антона Бочкарева – яркий персонаж, наполнивший зал элегантными, галантными куплетами во французском стиле, с изяществом и очаровательной непринужденностью. От его наивного выступления на балу у Лариных веет добротой и светом.
Офицер Зарецкий в исполнении Михаила Первушина – эффектное сочетание галантного кавалера, мастерски выступающего в любом бальном танце, и строгого, консервативного вояки, невероятно внимательно следящий за надлежащим исполнением всех мельчайших нюансов дуэльного кодекса.
Атмосферу уютной, спокойной сельской жизни и шумного, суетного великосветского Петербурга передали артисты хора, воплотившие образы гостей на балах у Лариных и Гремина, а также крестьян, крестьянок, офицеров, помещиков и помещиц.
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Андрея Лебедева средствами музыкальной выразительности «рисовал» живописные «полотна» российской деревни, светского Петербурга, будней и праздников придворных, знати и крестьян, богатый внутренний мир пушкинских героев, их мыслей, чувств, взаимоотношений и конфликтов.
В музыкальной редакции Е.В.Колобова опера превращается в трагедию. В какой-то момент у меня возникла мысль: может быть, все, что происходило – это воспоминания героя? Ведь говорят же, что перед смертью перед глазами человека мгновенно пролетает вся его жизнь, во всяком случае, самые ее важные фрагменты…
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Сочинение А.С.Пушкина стали основой для многих театральных постановок, как драматических, так и музыкальных. Мировая художественная культура насчитывает немало шедевров, созданных по произведениям классика отечественной литературы, представителя «Золотого века» русской поэзии (первой половины XIX века). В настоящее время в репертуарах многих театров существует как минимум одна «пушкинская» постановка.
Российские композиторы второй половины XIX века (П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, А.С.Даргомыжский) создали прекрасные оперы, помогающие погрузиться в глубины русской души, почувствовать единение с героями, их мыслями и чувствами, виртуозно описанными А.С.Пушкиным в его великих текстах.
6 июня, в день рождения поэта (прозаика, драматурга, теоретика и критика литературы и т.д.) во многих «храмах искусства» - театрах, концертных залах, библиотеках, – а также на улицах и площадях городов России по традиции проводились многочисленные мероприятия, делающие великие произведения, знакомые всем нам со школьной скамьи, очень близкими и родными. Это и коллективное чтение стихов и отрывков из прозы, и инсценировки пушкинской драматургии, и, само собой, спектакли и концерты – украшения репертуара ведущих театров страны.
Как обычно, 6 июня москвичи сталкиваются с непростым выбором, ведь хочется попасть на самое интересное мероприятие, а волшебной палочки, помогающей находиться в нескольких местах одновременно, ни у кого из нас нет.
В этом году я решила провести день рождения А.С.Пушкина в театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова, приурочившем к знаковой дате 214 показ своего спектакля-долгожителя «Евгений Онегин», сценическая жизнь которого насчитывает уже без малого 20 лет. Либретто – П.И.Чайковский и К.С.Шиловский, по одноименному роману в стихах А.С.Пушкина. Музыкальная редакция – Евгений Колобов (Народный артист России). Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»). Режиссер-постановщик – Сергей Арцибашев (Народный артист России). Сценография – Сергей Бархин (Народный художник России). Костюмы – Элеонора Маклакова (Народный художник России). Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России) и Андрей Лазарев. Свет – Сергей Макряшин. В ролях: Ларина – Татьяна Смирнова (сопрано), Татьяна – Галина Бадиковская (сопрано), Ольга – Юлия Меннибаева (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано), няня – Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртии, меццо-сопрано), Онегин – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон), Ленский – Сергей Романовский (лауреат Международных конкурсов, тенор), Гремин – Владимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас), Зарецкий – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас), Трике – Антон Бочкарев (тенор).
Спектакль не перегружен громоздкими декорациями и вычурными спецэффектами. Все довольно просто и лаконично: черный матовый «фон» сцены с зеленым «ковром» превращается то в деревенский сад, то в банкетный зал загородного имения, то в площадку для дуэли, то в роскошный княжеский дворец – место встреч «высшей знати». Точки дислокации меняются также стремительно, как и семь знаменитых оперных картин («У Лариных», «Письмо Татьяны», «Объяснение с Онегиным», «Бал у Лариных», «Дуэль», «Бал», «Последняя встреча»), идущих одна за другой, без пауз, без антракта. Герои переходят из одного эпизода в другой, унося с собой весь тот шквал эмоций, который полностью овладевает ими в конце сцены.
Татьяна пишет свое письмо. Она влюблена и вся горит. Речь получается жаркой и яркой, простой и искренней. Именно такая, пылающая и трепещущая, она предстает перед виновником этого состояния.
Жизнь Ленского в одночасье переменилась: на балу он предан любимой невестой и ближайшим другом. Естественно, им овладели боль, злость, страдание и полная внутренняя опустошенность. Как дальше жить? Стоит ли? Возможно, именно эти мысли посетили юношу перед дуэлью, исход которой всем известен, а мог бы быть иным.
Онегин, застреливший друга, не смог спокойно жить в деревне, где его постоянно преследовал «призраки прошлого». Но и перемена мест не пошла герою на пользу, не смогла развеять скуку. Не помогло и возвращение в Петербург. Но столица готовит новое потрясение. Неожиданная встреча в доме родственника и друга вызывает в его душе самую настоящую бурю, которая не покинет Евгения до самого конца.
Помимо великой музыки П.И.Чайковского и гениальных текстов А.С.Пушкина, в этой постановке есть еще один важный элемент, который можно назвать «визитной карточкой» «Новой Оперы» - яркие образы и выразительные характеры, созданные артистами театра. Каждый персонаж – индивидуальность, броским пятном выделяющаяся на черном фоне декораций.
Заглавный герой в исполнении Ильи Кузьмина в начале не просто холоден и отрешен от всего и всех. Скорее, он – сторонний наблюдатель. Легкая улыбка, внимательный, но мимолетный взгляд, возникший было интерес, который мгновенно угасает. А вместо него – вселенская тоска и безысходность. «И здесь мне скучно!» - восклицает Онегин везде, где бы ни появился, и это случается практически сразу. Неизменно.
Совсем иным – горячим, страстным, влюбленным по уши, готовым практически на все для достижения новой цели – предстает он в момент появления в его жизни «новой», прекрасной, величественной Татьяны.
Онегин – не самый простой персонаж, чьи поступки, мысли и чувства можно легко и быстро понять и принять без разговоров. Но, воплощенный красивым, мягким, элегантным баритоном, он представляется скорее благородным человеком, просто запутавшимся, не способным на какую-то подлость. В общем, на странника, пытающегося найти место, где его душа обретет гармонию с окружающим миром.
Татьяна Галины Бадиковской – юная барышня, романтичная мечтательница, с головой погруженная в омут богатейшей фантазии французских писателей. Каждый новый роман вносит в ее душу смятение, девушка забывает покой и сон. Попадая в мир литературных персонажей, героиня преображается: на ее бледных щеках загорается румянец, глаза блестят, губы трогает загадочная, обаятельная улыбка.
И вот, в один прекрасный день Татьяна сама становится похожей на одну из тех девушек, о которых много читала. И пройти ей пришлось через весьма непростые для еще совсем юной души испытания. Трудности закалили ее, и на смену невыносимой боли пришла мудрость, которая просто не позволит чувствам взять верх над разумом.
Нежный, трепетный голос мастерски передает все, что затаено в глубоком внутреннем мире героини, в этой сложной, непостижимой русской душе.
Ольга – полная противоположность сестре. В исполнении Юлии Меннибаевой она предстает веселой, беззаботной, харизматичной, спешащей получить от жизни все самое прекрасное, и как можно больше. Мечты, книги, одиночество – все это не для нее.
Низкий, глубокий, мягкий, насыщенный голос в сочетании с легкостью и изяществом движений и неукротимой энергией создает образ человека-праздника, истинного воплощения юности и счастья, увы, хрупкого и недолговечного.
Очень яркий, сильный образ Ленского воплотил Сергей Романовский. Светлая, чистая, пылкая, счастливая юность этого героя в одночасье сменяется отчаянием, сильным эмоциональным надрывом, вызванным предательством двух близких людей.
Такой поэт всю силу своих чувств выдаст скорее не устно, а в творчестве. А все, что сказано и сделано в состоянии аффекта, когда эмоции громят в пух и прах самые веские доводы разума, приводит к известным трагическим последствиям.
Голос певца вначале наполнен невыразимым счастьем и теплотой, он искренен и естественен, как чувства героя. Затем там появятся ярость и агрессия. А чуть позже – переполняющие душу невыносимая боль, страдание и предчувствие неотвратимо надвигающейся беды.
Князь Гремин Владимира Кудашева – человек, которому пришлось пережить очень многое. Но, несмотря на суровые испытания, в том числе тяжелые ранения и увечья, он сохранил молодую душу и, наконец, обрел долгожданное и заслуженное счастье. Ведь, как известно, «Любви все возрасты покорны», а сильное чувство способно творить чудеса.
Ларина – давно уже овдовевшая помещица. В исполнении Татьяны Смирновой мать Татьяны и Ольги предстает дамой мечтательной, ей по-прежнему близки «кумиры» юности – герои французских романов. В какой-то миг становится понятно, откуда унаследовала свой внутренний мир старшая дочь.
Между тем, Ларина – хлебосольная хозяйка, очень общительная. Она и дом ведет твердой рукой, и четко соблюдает все правила, предписанные этикетом. И за молодым поколением внимательно следит.
Няня Александры Саульской-Шулятьевой – добрая женщина, вырастившая уже не одно поколение воспитанниц. Она ухаживает за своими подопечными искренне, нежно, ненавязчиво.
Несмотря на солидный возраст, эта героиня не утратила обаяния и даже легкого кокетства. Рассказывая о своей далекой юности, она молодеет буквально на глазах. Увы, лишь на несколько минут.
Трике Антона Бочкарева – яркий персонаж, наполнивший зал элегантными, галантными куплетами во французском стиле, с изяществом и очаровательной непринужденностью. От его наивного выступления на балу у Лариных веет добротой и светом.
Офицер Зарецкий в исполнении Михаила Первушина – эффектное сочетание галантного кавалера, мастерски выступающего в любом бальном танце, и строгого, консервативного вояки, невероятно внимательно следящий за надлежащим исполнением всех мельчайших нюансов дуэльного кодекса.
Атмосферу уютной, спокойной сельской жизни и шумного, суетного великосветского Петербурга передали артисты хора, воплотившие образы гостей на балах у Лариных и Гремина, а также крестьян, крестьянок, офицеров, помещиков и помещиц.
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Андрея Лебедева средствами музыкальной выразительности «рисовал» живописные «полотна» российской деревни, светского Петербурга, будней и праздников придворных, знати и крестьян, богатый внутренний мир пушкинских героев, их мыслей, чувств, взаимоотношений и конфликтов.
В музыкальной редакции Е.В.Колобова опера превращается в трагедию. В какой-то момент у меня возникла мысль: может быть, все, что происходило – это воспоминания героя? Ведь говорят же, что перед смертью перед глазами человека мгновенно пролетает вся его жизнь, во всяком случае, самые ее важные фрагменты…
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии