интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Новые детали в спектакле Арно Бернара "Ромео и Джульетта"

 
 
 

Новые детали в спектакле Арно Бернара "Ромео и Джульетта"

Автор: Ольга Пурчинская от 15-06-2017, 06:45, посмотрело: 1671

Наблюдение за творческой жизнью и непрерывной эволюцией спектакля – очень увлекательное занятие. Каждый новый просмотр приносит очередную порцию открытий, всякий раз можно увидеть в режиме реального времени появление некоей новой детали, делающей образ и/или сюжетную линию еще более правдоподобной.

Одним из примеров такого спектаклей для меня является оперный шедевр французского романтизма – «Ромео и Джульетта» Ш.Гуно (либретто Ж.Барбье и М.Карре по мотивам одноименной трагедии У.Шекспира), уже три сезона царящий на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Музыкальный руководитель – Фабио Мастранджело. Режиссура, сценография, костюмы и свет – Арно Бернар. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Премьера состоялась 29 ноября 2014 года.

Основа этой оперы – блестящий музыкальный материал. Две сюжетные линии – заглавные персонажи и «все остальные». Основные темы – любовь и ненависть. Нежные, «ажурные», пылкие, страстные, ангельски чистые мотивы героев показывают их живущими в своем собственном маленьком мирке, обособленными от всего, что происходит вокруг. В результате вся сокрушающая сила враждебных настроений их родственников не отравляет прекрасные юные души, только познающие этот мир и, к сожалению, пришедшие в него совсем ненадолго.

Но музыка – это еще не все. Не менее сильное впечатление производит драматургическая составляющая. Некоторые изменения, внесенные в шекспировский сюжет либреттистами, отнюдь не искажают представлений о повести, «печальнее которой нет на свете».

Роскошные бархатные костюмы отправляют нас в средневековую Верону, город, где царили два родовитых семейства – Капулетти и Монтекки, - строившие межклановые взаимоотношения, не считаясь с представителями Власти. Здесь все очень пышно и богато, с учетом царивших много столетий назад модных тенденций.

Любовь и Вражда живут в одном месте, но развиваются отдельно, не пересекаясь друг с другом. Холодная ярость и жгучая ненависть не мешают проникновению в сердца Ромео и Джульетты теплого солнца, легкого ветерка и журчащих звонких ручейков, переливающихся множеством светлых, нежных красок.

Каждое новое посещение спектакля открывает множество новых деталей, мелочей, развивающих образы и делающих легендарных шекспировских (и не только!) героев все больше похожими на реальных людей, имеющих как достоинства, так и недостатки. Такие нюансы делают все более тонкой грань между «положительными» и «отрицательными» персонажами. Ведь любой из нас может быть «хорошим» и «плохим» одновременно. Личность корректируется теми обстоятельствами, в какие мы оказываемся вовлечены.

Новые детали в спектакле Арно Бернара "Ромео и Джульетта"Массу открытий подарил спектакль «Ромео и Джульетта», прошедший в театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова 13 июня 2017 года.
Дирижер – Юрий Медяник.
В ролях: ДжульеттаЕкатерина Миронычева (сопрано); РомеоАлексей Татаринцев (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премий «Золотая маска» и «Онегин», тенор); отец Лоренцо, монахВиталий Ефанов (лауреат Международных конкурсов, бас); Меркуцио, друг РомеоИлья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон); Стефано, паж РомеоАнна Синицына (меццо-сопрано); граф Капулетти, отец ДжульеттыДмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас); Тибальд, племянник КапулеттиАлександр Скварко (лауреат Международного конкурса, тенор); Гертруда, кормилица ДжульеттыИрина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано); Эскал, герцог веронскийМихаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас); граф Парис, друг Тибальда, жених ДжульеттыСергей Шеремет (Заслуженный артист Украины, баритон); Грегорио, слуга КапулеттиАлександр Попов (баритон).

Действо очень динамичное, проходит в высоком темпе. При этом не возникает ощущения какой-либо суетливости. Напротив – кажется, что все проходит на одном дыхании. Каждая секунда несет в себе перипетию. Вот нежная Джульетта, легкая, как бабочка, буквально впархивает на свой праздник. Проходит совсем немного времени – и ее захватывает чувство к красивому незнакомому юноше, тайно проникшему в дом графа Капулетти. Сын врагов – Ромео – является на торжество в компании друзей, естественно, без приглашения. Мимолетная встреча, случайное прикосновение мгновенно меняют атмосферу. Теперь эти два молодых человека одни во всей Вселенной, никто им больше не нужно, ничто не интересно. Любовь наполняет заглавных героев, в одночасье становится главным смыслом их жизней.

Екатерина Миронычева и Алексей Татаринцев создали образы двух юных сердец, бьющихся в унисон. Кажется, они чувствуют друг друга каждой клеточкой тела. Взаимоотношения их персонажей развиваются сами собой, порой, вопреки здравому смыслу.
Кокетливые взгляды, которыми Джульетта обменивается с Ромео при первой встрече, легкое озорство, нежность и внутренний свет рисуют состояние первой влюбленности, ассоциирующееся с детством.
В течение спектакля (а действие развивается по законам классицизма и охватывает небольшой промежуток времени) заглавные герои успевают как бы прожить целую жизнь – быстро повзрослеть, приобрести опыт и даже, возможно, мудрость. Тайный брак, заключенный при помощи союзников – Гертруды и отца Лоренцо, - окрылил и воодушевил молодых людей.

Следующая далее цепь трагических событий, на несколько минут резко выключающая свет в душе героя, преображает обоих персонажей. Страдания добавляют их нежным, «хрустально-серебристым», звонким голосам глубину, а характерам – решительность, порывистость и способность принимать быстрые (но не всегда верные) решения.

Трагическая развязка – диалог Ромео и Джульетты – полна борьбы Жизни со Смертью, Дня с Ночью, Холода с Жаром, Порывистости с Расчетом. Удивительно, откуда столько новых сил для финального объяснения в своих чувствах находят два человека, один из которых принял яд, а другой всадил кинжал себе в сердце.

Блестящий кавалер, аристократ, задира, весельчак, отчаянный дуэлянт и борец за справедливость. Все это – штрихи к портрету Меркуцио. Лучший друг Ромео – любитель праздников, особенно карнавалов, ведь маска помогает пройти куда угодно, даже в дом врага, и остаться неузнанным. Этот персонаж – лидер, не только провоцирующий своих приятелей, но и всегда готовый первым поднять шпагу, чтобы отстоять их честь и достоинство.
Илья Кузьмин создает образ ироничного насмешника, легкого и быстрого, способного проникнуть куда угодно.

Агрессивный, коварный, экспрессивный, - таким предстает в спектакле Тибальд (Александр Скварко). Но при этом, кузен Джульетты не лишен харизмы и обаяния.

Один из самых зрелищных моментов постановки – поединок между Меркуцио и Тибальдом. В этом эпизоде добела раскаляются не только клинки, но и сама атмосфера. Высокий темп, ярость, кровь и предсмертные стоны – все напоминает самое лучшее сражение далеких исторических времен.

Интереснейший персонаж – паж главного героя Стефано. В исполнении Анны Синицыной на сцене появляется самый настоящий мальчик, бойкий шалун, выдающий, несмотря на юность, сложнейшие пассажи, от которых захватывает дух. Кошачьи повадки, несколько угловатые движения, чисто детская улыбка и озорные «чертики» в глазах – неотъемлемые черты портрета персоны травести.

Совершенно иной образ создает еще одна артистка меццо-сопрано. Речь идет о Гертруде, кормилице Джульетты. В исполнении Ирины Ромишевской она предстает, с одной стороны, мягкой, доброй, заботливой няней, а с другой – немолодой женщиной с сильным, решительным характером и острым, метким языком, коего побаиваются все обитатели дома Капулетти.

Три ярчайшие «страницы» в летопись каждого представления вносят исполнители трех басовых партий – мудрого, ученого монаха Лоренцо (Виталий Ефанов), щедрого, хлебосольного хозяина богатого дома графа Капулетти (Дмитрий Орлов) и гордого, величественного герцога Эскала (Михаил Первушин). Эти образы формируют различные характеры и обстоятельства.
Граф Капулетти потерял единственную, горячо любимую дочь, а вместе с ней – веру, которая материализуется в огромный крест, а крушение – в падение религиозного атрибута. То, как отец Джульетты бросает его, становится, пожалуй, одним из сильнейших эпизодов этой версии знаменитой трагедии.
Эскал остается, несмотря на трагические события, произошедшие в городе, сильным, мудрым руководителем, уверенным в собственной правоте. Он способен мгновенно оценить ситуацию и принять решение очень быстро.
Лоренцо попытался помочь Ромео и Джульетте в их непростой ситуации, но не смог вовремя предупредить героя о подлинном положении дел.

Всегда очень интересно наблюдать не только за центральными фигурами – «двигателями» сюжета, но и за исполнителями небольших партий: дерзким, задиристым Грегорио (Александр Попов), очень легко выходящим из себя слугой Капулетти, и лиричным графом Парисом (Сергей Шеремет), женихом Джульетты, обреченным на несчастье.

Артисты хора вышли на сцену в образах обитателей домов Монтекки и Капулетти, представителей свиты Эскала, а также гостей на балу в честь дня рождения Джульетты и на ее же так и не состоявшейся свадьбе. В начале мы видим только сторонних наблюдателей, комментирующих происходящее (как в античной драматургии). Постепенно они становятся активными участниками действия: танцуют, общаются и беззаботно веселятся на празднике, а затем внезапно сходятся друг с другом в зрелищных фехтовальных поединках. В итоге мы наблюдаем весьма печальную картину превращения беззаботного, счастливого праздника, объявленного торжеством молодости, красоты и счастья, в массовое побоище, в карнавал на крови.

Третий сезон «Ромео и Джульетты» в «Новой Опере» завершен. Он подарил немало прекрасных впечатлений. Каждое представление было полно интересных нюансов, творческих находок, делающих знаменитых персонажей максимально человечными. Спектакль живет, постоянно развивается, становится все более ярким и динамичным, оставаясь все таким же красивым и интересным. История в лучших традициях французского музыкального романтизма!

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр