интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Сила власти и любви, верность и гордость в опере Бородина "Князь Игорь"

 
 
 

Сила власти и любви, верность и гордость в опере Бородина "Князь Игорь"

Автор: Ольга Пурчинская от 6-05-2017, 05:42, посмотрело: 2158

«Ни сна, ни отдыха измученной душе…
О дайте, дайте мне свободу,
Я свой позор сумею искупить…»
Ария Игоря Святославича


Идеальный правитель – какой он? Царь-батюшка, добрый друг и надежный защитник каждому подданному своего государства. Владыка, могущий решать разнообразные задачи – от важнейших глобальных военных кампаний до неприятностей, постигших отдельно взятую семью или человека. Честный, справедливый, отважный, решительный, - список эпитетов может (и должен) быть чрезвычайно длинным и содержательным.

Всемирная история на протяжении многих веков неустанно переписывается. Каждое новое поколение рода человеческого получает обновленную, изрядно «подкорректированную» версию известных событий, в том числе давних. Образы королей, царей, князей, императоров и представителей их ближайшего окружения всякий раз раскрываются так, как это нужно «вершителям судеб человеческих».

Наиболее верное представление о том, что происходило на протяжении нескольких веков, помогают составить памятники культуры и искусства. Безусловно, представители власти вмешивались в творческий процесс, но, несмотря на многочисленные правки, доходящие порой до абсурда, у ценителей Прекрасного всегда появлялась (и существует до сих пор) прекрасная возможность получить информацию, ловко зашифрованную автором и написанную «между строк».

Шедевры мировой литературы, музыки, театра, живописи, скульптуры и т.д. руками своих создателей искусно рисуют нам грандиозные полотна знаменитых войн, эпидемий, придворных балов, быта аристократов, духовенства, крестьян и представителей иных социальных слоев.

Художественные произведения хороши тем, что автор не обязан четко следовать летописной хронологии, он может немного приукрасить действительность, сделать запорошенные прахом былых времен образы более четкими и ясными, раскрасить жизнь своих персонажей яркими красками.

Авторы именно таких сочинений столетиями «рисовали» портреты правителей. Результатом кропотливого труда зачастую становились прекрасные цари, короли, императоры и князья, отважные, добрые, честные, справедливые, самоотверженно охраняющие жизни своих верноподданных. Наверное, именно таких владык все мы и хотели бы видеть.

Неизвестному автору «Слова о полку Игореве» удалось создать образы Ярославны (княгини Ольги) и Игоря Святославича (правивших представителей рода Рюриковичей) очень живыми, человечными, царственно-благородными. А ведь легендарный памятник средневековой древнерусской литературы писался на основе официальных летописей – Повести временных лет!

«Слово…» послужило А.П.Бородину (1833 – 1887) основой для написания оперы «Князь Игорь». Впервые это масштабное эпически-героическое сочинение прозвучало в Мариинском театре 23 октября 1890 года, уже после смерти композитора. В настоящее время произведение пользуется популярностью и часто появляется на афишах многих отечественных подмостков.

16 апреля 2011 года «Князь Игорь» А.П.Бородина вошел в репертуар московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Музыкальный руководитель – Евгений Самойлов (Заслуженный артист России). Режиссер – Юрий Александров (Народный артист России). Сценография и костюмы – Вячеслав Окунев (Народный художник России). Хормейстеры – Наталья Попович (Народная артистка России), Марина Василькова. Художник по свету – Ирина Вторникова.
Эта постановка, очень сильная, грандиозная, масштабная, полная скрытых глубоких смыслов и внутренних подтекстов, неизменно оказывается потрясением и откровением, вызывает чувство восхищения правителями из рода Рюриковичей и надежды, что князья Ольга (Ярославна) и Игорь Святославич были хотя бы немного похожи на свой литературно-музыкальный прототип.
Настоящие строки рождаются под впечатлением от спектакля, состоявшегося 4 мая 2017 года.
Сила власти и любви, верность и гордость в опере Бородина "Князь Игорь"Дирижер – Василий Валитов (Заслуженный артист Республики Татарстан).
В ролях: Игорь Святославич, князь СеверскийАнджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон); Ярославна, жена Игоря во втором бракеИрина Морева (лауреат Международных конкурсов, сопрано); Владимир Игоревич, сын Игоря в первом бракеДмитрий Бобров (тенор); князь Галицкий, брат ЯрославныДмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас); Кончак, половецкий ханВладимир Кудашев (Заслуженный артист России, бас); Кончаковна, его дочьАнна Викторова (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано); Овлур, крещенный половчанинАнтон Бочкарев (тенор); Ерошка, гудошникМаксим Остроухов (тенор); Скула, гудошникСергей Тарасов (бас); половецкая девушкаОльга Ионова (лауреат Международного конкурса, сопрано); няня ЯрославныЕкатерина Кичигина (сопрано).

В этом спектакле взору зрителей предстают два мира – древнего города Путивля и половецкого поселения.
Первый – роскошный образец русского зодчества, очень похожий на отреставрированные недавно постройки Крутицкого Патриаршего Подворья (это место буквально дышит стариной, попав туда, человек уже не замечает света, шума и бешеного ритма жизни современного мегаполиса) с их архитектурными формами, золочеными фресками и изразцами.
Второй представляет собой богатые шатры предводителя агрессивного кочевого племени и его ближайшего окружения. Здесь все кричаще дорого, ярко, бурно, вычурно. В таком мире тонкая русская душа, скорее всего, никогда не найдет себе тишины и покоя, не обретет важнейшее состояние уюта и внутренней гармонии.

Именно здесь, в этой просторной экзотической «золотой клетке» томится «русская птица» - князь Игорь Святославич – сильный, смелый, отважный предводитель огромного войска, потерпевший сокрушительное поражение и плененный неприятелем.
Гордый, благородный, обладающий чувством собственного достоинства, честолюбивый, справедливый, относящийся с уважением к родной земле и любящий не только близких людей, но и свой народ, - вот далеко не полный список личностных достоинств правителя земель русских. Идеальный портрет, на котором почти не видно изъянов, не правда ли?
Анджей Белецкий создал образ глубокого, вдумчивого правителя, всегда принимающего тщательно взвешенные, разумные решения. Всего лишь раз он пошел на поводу у собственной интуиции, не обращая внимания на зловещие предзнаменования и плохие приметы, отправившись в роковой поход. Мощный голос, казалось, заполнил пространство зала, излучая свет и уверенность в себе, дружине и своих силах.
Совсем другим предстал его Игорь в половецких шатрах. Находясь в одиночестве, князь может дать волю своим эмоциями и переживаниям, какие прилюдно не выдаются никогда. Яркий драматический талант артиста в течение одной арии нарисовал сложнейший, многогранный портрет поверженного лидера, с его внутренними томлениями и страданиями. Светлая, нежная лирика появилась в момент, когда взгляд героя на мгновение остановился на медальоне с изображением его жены – княгини Ярославны.
Но крик истомившейся, истерзанной души тонет в бешеном ритме темпераментных половецких плясок.

Центральный женский образ спектакля – Ярославна (Ольга), мать, жена, княгиня. Очень теплый, красивый голос Ирины Моревой имеет ярко выраженную благородную окраску и сочетается с глубоким драматическим талантом. Эта замечательная «смесь» позволила певице создать образ Царицы, исполняющей свои обязанности даже в самые тяжелые минуты, когда ее душу рвет на куски невыносимая боль, а сердце замерло, сжатое предчувствиями беды. Верная своим подданным, княгиня приходит им на помощь, ни на секунду не выдавая своего состояния. А заодно и брата-грубияна на место ставит.

Светом, мягкостью, нежностью и безграничным обаянием юности насыщены образы молодых героев, Владимира Игоревича и Кончаковны.
Молодой князь в исполнении Дмитрия Боброва (дебют в партии) – изысканный, элегантный щеголь, одетый по последнему слову древнерусской моды, безгранично предан своему отцу. Лишь одна мимолетная встреча с дочерью врага меняет его отношение к половцам. Теперь он верен совсем другому человеку. «Солнечный» голос, порывистость и бесконечно влюбленный взгляд искренни и прекрасны.
Теплый, «пряно-медовый» голос Анны Викторой, изящество и особая «восточная» пластика помогли певице перевоплотиться в половецкую красавицу, гипнотически прекрасную, очаровательную, завораживающую.

Подобно тому, как противопоставлены темы Путивля и половецкой орды, отличаются друг от друга образы князя Игоря Святославича и хана Кончака.
Владимир Кудашев наполнил облик воинственного угнетателя неукротимой энергией и харизмой, снабдил его острым взглядом и безграничной силой. Густой, насыщенный, «бархатный» голос дополнил образ лидера, от которого невозможно скрыться. С таким ханом шутки плохи!

Дмитрий Орлов в роли князя Владимира Галицкого раскрылся с новой стороны. Он достоверно показал грубого, наглого беспринципного героя, но несколько вульгарные манеры, излишняя самоуверенность и дерзость не лишили брата Ярославны особого изысканного шарма, а в голосе звучали мягкие, приятные ноты.

Живым воплощением неукротимой энергии и молодецкой удали стали два гудошникаСкула (Сергей Тарасов) и Ерошка (Максим Остроухов). Выразительная мимика и выверенные жесты обоих артистов надолго приковали взгляд к этим персонажам – специфическим вариациям на тему русского характера.

Восточной пластикой и гибкостью в сочетании с опьяняюще красивыми голосами запомнились еще два обитателя лагеря – тонкая, нежная, изысканная половецкая девушка (Ольга Ионова) и стройный, изящный Овлур (Антон Бочкарев), побывавший когда-то в плену у русского князя и принявший христианство.

В этом спектакле героями многих сцен становятся артисты хора. Среди их персонажей – русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, русские ратники, девушки, представители народа, обитатели половецекого ханства, невольницы Кончака, подруги и рабыни Кончаковны, пленники, охрана и т.д.
Народные гулянья, скорбь, празднества, торжества, пляски и вакханалии проходили на фоне чудесной полифонии. Голоса звучали то торжественно, то светло, то мрачно, весело, то бодро, то скорбно, то мистически. В общем, за время действия нам удалось услышать и почувствовать почти все виды эмоционального состояния человека.

Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Василия Валитова создал музыкальные образы двух миров – Запада и Востока, каждый из которых неповторим, загадочен и по-своему прекрасен. Мелодический рисунок сделал портреты героев максимально живыми и реалистичными, позволил заглянуть в самые закрытые уголки их душ и сердец.

Любовь и война, чувство и долг, совесть и власть, душа и сила, - все смешалось в опере «Князь Игорь». В результате получилось произведение, не только наполненное глубоким внутренним драматизмом, но и пропитанное живыми, настоящими эмоциями. Возможно, такие сочинения – одна из наиболее удобных возможностей как можно скорее понять, кто же он такой – русский человек.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр