интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Психология, Вера, Революция и Гильотина в спектакле Дмитрия Бертмана "Диалоги кармелиток"

 
 
 

Психология, Вера, Революция и Гильотина в спектакле Дмитрия Бертмана "Диалоги кармелиток"

Автор: Ольга Пурчинская от 26-04-2017, 06:33, посмотрело: 1802

Кто такие кармелитки? Так звались представительницы женских монашеских католических орденов (религиозных сообществ, члены которых живут, строго соблюдая и оберегая устав места постоянного обитания – монастыря) и конгрегаций (альянсов монастырей, живущих по единому утвержденному уставу; члены такого сообщества приносят исключительно простые обеты, в то время как монахи дают в основном торжественные), жившие по правилам и духовным канонам, установленным монахами-отшельниками с горы Кармель. Их история берет свое начало в эпоху Средневековья. Первые упоминания о священнослужительницах такого рода относятся ко второй половине XIII века. В настоящее время известно более сорока конгрегаций.

Многовековая история этого ордена насчитывает множество разнообразных событий, в том числе трагических, кровавых. Так, 17 июня 1794 года французские революционеры в Париже казнили группу из шестнадцати кармелиток – обитательниц монастыря городка Компьене. Этот случай нашел множественные отклики деятелей искусства, например, стал основой для сюжета новеллы Г.Ле Форт «Последняя на эшафоте». Через некоторое время французский композитор Ф.Пуленк создал оперу «Диалоги кармелиток» (1957) по одноименной пьесе Ж.Бернаноса для театра «ЛаСкала» (основанной на новелле Ле Форт). Сочинение быстро полюбилось взыскательной публике и вскоре стало хитом в репертуаре многих подмостков Старого Света.

Московский музыкальный театр «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана первым в России обратился к опере Ф.Пуленка «Диалоги кармелиток». Премьера состоялась 28 апреля 2004 года и стала одним из ярчайших событий сезона 2003-04. Режиссер-постановщик – Дмитрий Бертман (Народный артист России). Дирижер-постановщик – Владимир Понькин (Народный артист России). Художники-постановщики – Игорь Нежный (Заслуженный художник России), Татьяна Тулубьева (Заслуженный художник России).
Психология, Вера, Революция и Гильотина в спектакле Дмитрия Бертмана "Диалоги кармелиток"Эти строки рождаются под впечатлением от спектакля, увиденного 23 апреля 2017 года на сцене большого зала «Стравинский».
В ролях: БланшНаталья Загоринская (Народная артистка России, сопрано); маркиз де ла Форс, отец Бланш Михаил Никаноров (баритон); шевалье де ла Форс, брат БланшДмитрий Хромов (тенор); мадам де КруассиЛариса Костюк (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано); мадам ЛидуанАлиса Гицба (Заслуженная артистка России, сопрано); мать Мария Воплощения Екатерина Облезова (Заслуженная артистка России, сопрано); сестра КонстанцияАнна Гречишкина (Заслуженная артистка России, сопрано); мать Жанна младенца ИисусаОльга Спицына (меццо-сопрано); сестра МатильдаОльга Давыдова; священникДмитрий Пономарев (тенор); 1-й комиссарДмитрий Янковский (баритон); 2-й комиссар / офицерАндрей Паламарчук (тенор); мать ЖеральдЕлизавета Серышева; сестра КлэрЕлена Буйнова; сестра АнтуанНаталья Фаттахова; сестра КатеринаАнастасия Богатырева; сестра ФелиситеТатьяна Башмакова; сестра ГертрудаОксана Осадчая; сестра АлисаПолина Вылегжанина; сестра ВалентинаУльяна Ильина; сестра Анна крестаСветлана Тихомирова; сестра МартаЕкатерина Мязина; сестра святого КарлаОлеся Огнева; ТьерриДмитрий Коротков; господин ЖавлиноАндрей Орехов.

«Диалоги кармелиток», как и многие другие постановки Дмитрия Бертмана, имеет много скрытых смыслов и подтекстов. Здесь нет ни одного движения, сделанного «просто так», каждый взмах руки или поворот головы приобретает сюжетную значимость. Мелочи и нюансы позволяют Мастеру сказать все, что написано в музыкальном и драматическом материале, от очевидного до доступного лишь тем зрителям, кто умеет смотреть в самую суть, читать «между строк». Мне кажется, основная идея спектакля заключена в остром конфликте между Личностью и Системой, Верой и Революцией, Свободой и Убеждениями.

Оригинальная сценография позволяет за несколько секунд превратить дом маркиза в монастырь. При помощи света святая обитель окрашивается в «защитные» цвета военных. Скромные кельи мгновенно преобразуются в казармы и полигоны.
Сестры, находящиеся на территории монастыря, чувствуют себя защищенными от многих внешних бед и напастей. В самом центре декорации - огромный крест. Едва на «святую землю» ступают военные, он обретает совершенно иные очертания: символ веры превращается в кинжал, в оружие, которое может и защитить, и уничтожить.

Центральная героиня спектакля, Бланш (Наталья Загоринская) отправляется в монастырь добровольно. Юная дочь маркиза (Михаил Никаноров) несчастна в доме своего отца. Ее терзают приступы панического страха, кроме того, девушку тяготят отношения с братом, блестящим, изысканным шевалье (Дмитрий Хромов).

В монастыре живет шестнадцать сестер, каждая из них – индивидуальность с сильным темпераментом и выразительным характером. Все монахини – совершенно разные люди. Что может быть общего у молоденькой сестры Констанции (Анна Гречишкина) с ее солнечной улыбкой и хрустально-серебристым, почти ангельски голосом, и у пожилой, хромой матери Жанны (Ольга Спицына) – мрачной, сильно уставшей женщины, обладающей сильным духом и несгибаемой волей? Общая вера и одно большое дело, в одночасье ставшее смыслом их жизней. Все кармелитки - натуры мыслящие, глубокие, одухотворенные.

Одна из самых ярких личностей – мадам Лидуан. Алиса Гицба создает образ истинной матери, глубоко переживающей несчастья, обрушившиеся на головы ее детей, и всеми силами пытающейся укрепить их веру и смиренно принимать все тяготы непростой жизни. Она как бы излучает свет, тепло и доброту.

Сильнейшее впечатление производит настоятельница монастыря – мать Генриетта Иисуса (Лариса Костюк).
Игуменья посвятила служению Господу тридцать лет своей жизни. Теперь она тяжело больна, находится при смерти. В этот момент ее одолевают мрачные предчувствия, посещают страшные видения. Лихорадочный блеск глаз и стихийно сильный, мощный голос Ларисы Костюк придают образу умирающей монахини мистические черты. Каждое слово напоминает бурю, стремительно накрывающую небольшой населенный пункт.

Еще один яркий образ – мать Мария Воплощения (Екатерина Облезова). Обладая даром убеждения, эта героиня очень быстро находит нужные слова, заставляющие всех монахинь принять, по сути, судьбоносное решение. После разговора с ней сестры дают обет мученичества, и, по иронии судьбы, она единственная остается в живых. Впрочем, может, это для нее еще более страшное испытание, несмотря на помощь, обещанную Священником (Дмитрий Пономарев), которого обитель не смогла защитить от травли.

Очень тяжело приходится в монастыре сестра Бланш. В течение всего спектакля она борется со своими внутренними страхами, пытается разбить многочисленные преграды. Иногда ей кажется, что паника оставила ее, в душе воцарилось такое желанное спокойствие. Но это – всего лишь иллюзия. Пребывание за закрытыми стенами не помогло юной героине обрести гармонию со своим внутренним «Я».
Наталья Загоринская воплотила образ молодой девушки с постоянно мечущейся душой. На лице артистки отражалась борьба, на протяжении всего действия терзавшая внутренний мир героини. Юная дочь маркиза пыталась обрести внутреннюю свободу, но, по сути, еще сильнее затянула вокруг себя невидимые цепи.

Жизнь в монастыре проходит в молитвах и тяжелом труде. Однако, сестры также успевают разговаривать. Каждый диалог (а основная форма ансамбля соответствует названию оперы) позволяет глубоко проникнуть во внутренний мир персонажей и понять, какие мысли тревожили людей, живших в эпоху Великой французской революции.

Матери и сестры, ставшие узницами, преображаются до неузнаваемости. Волосы их теперь коротко подстрижены, а монашеские одеяния заменяют длинные свободные рубашки. В таком виде шестнадцать девушек, выслушав приговор, отправляются на эшафот.

Сцена казни – кульминация постановки. И получилась она очень сильной, пробирающей чуть ли не до костей. После грандиозного зрелища еще очень долго гуляет мороз по коже. Психологизм этого эпизода представляется в нескольких плоскостях: визуальной, музыкальной и драматической. Трехмерное воздействие заставляет вновь заставляет задуматься о вечном конфликте Личности и Системы.

Музыкальный материал спектакля очень интересен и разнообразен. Симфонический оркестр театра «Геликон-Опера» под управлением Владимира Понькина рассказывает трагическую историю шестнадцати монахинь-кармелиток. Чего здесь только нет: и фрагменты католической церковной музыки, и жизненные образы героев, и выразительные столкновения Религии и Политики, и многое другое. Свет и мрак, чувства и эмоции, вера и надежда, мир и революция, гармония и хаос, мистика и обыденность – все смешалось в богатых мелодиях Ф.Пуленка.

Дмитрий Бертман – тонкий психолог, мастер нюансов и, на первый взгляд, незначительных деталей. В его постановках интересна каждая мелочь, дающая порой действию сюжетно важный поворот. Каждый его спектакль полон, вроде бы, неожиданностей. Однако, стоит только посмотреть предельно внимательно и сосредоточенно, как станет ясно, что режиссер показывает нам очевидные вещи. И как мы только не замечали этого раньше?

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр