11 и 12 октября 2013 года в Московском музыкальном театре «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана в рамках проходящего в эти дни VIII фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку» во всех смыслах царствовал Государственный камерный театр «Санктъ-Петербургъ Опера». Один из самых молодых коллективов северной столицы представил редчайшую гостью отечественной сцены – романтическую фантазию Жоржа Бизе «Иван Грозный» на либретто Франсуа-Ипполита Леруа и Анри Трианона.
Режиссер-постановщик: Юрий Александров (Народный артист России).
Дирижер-постановщик: Александр Гойхман.
Художник-постановщик: Вячеслав Окунев (Народный художник России).
Хормейстер: Игорь Потоцкий.
Балетмейстер: Васил Панайотов.
Художник по свету: Азат Юлбарисов.
Видео-арт: Георгий Савельев.
Режиссер: Татьяна Карпачева.
Ответственный концертмейстер: Мария Чернышева.
В ролях:
Иван Грозный, царь - Владимир Целебровский (Заслуженный артист Республики Карелия, лауреат Международных конкурсов, баритон);
Мария, жена Ивана Грозного - Олеся Гордеева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Ольга, сестра Ивана Грозного – Кристина Метелица (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Юный Булгарин – Лариса Поминова (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Юрлов, боярин – Антон Морозов (лауреат Международных конкурсов, бас);
Дочь Юрлова – Татьяна Краузе (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Мамка – Елена Тихонова (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Офицер - Леонтий Сальенский (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Солдаты – Иосиф Пилиев (лауреат Международных конкурсов, бас), Валерий Каула (лауреат Международных конкурсов, бас);
Темрюк, черкесский князь – Александр Коряков (лауреат Международных конкурсов, бас);
Игорь, его сын – Владислав Мазанкин (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Черкес – Дмитрий Уди (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Тень матери Марии и Игоря – Изабэлла Базина (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Массовые сцены – артисты хора.
«Иван Грозный» - не самая известная опера французского композитора эпохи романтизма Жоржа Бизе (1838-1875). Отечественным меломанам, да и подавляющему большинству представителей мирового околомузыкального сообщества куда более знакомо другое сочинение Маэстро, которому довелось стать едва ли не главным оперным суперхитом всех времен и народов. Правда, обескураживающему успеху легендарного опуса предшествовали месяцы травли, которой композитора подвергло общество Парижа после мировой премьеры «Кармен». Дело закончилось трагедией – Бизе ушел из жизни совсем молодым. Однако, несмотря на короткий век – всего 36 лет, - он успел оставить несколько произведений, каждое из которых заслуживает пристального внимания. Например, достаточно популярный в нашей стране романтический шедевр «Искатели жемчуга», с первых минут очаровывающий по-настоящему красивой, глубоко чувственной и эмоциональной музыкой. Этот труд композитора не был оценен по достоинству – критики не выдавали ярких отзывов, а голоса зрителей тогда еще не были столь звучны, как сейчас.
Итак, «Иван Грозный». Эта опера – редчайший гость на современной театральной сцене. В России театр «Санктъ-Петербургъ Опера» стал первым коллективом, который представил раритет. Мировая премьера полной версии случилась менее года назад – 17 и 18 декабря 2022 года. 11 и 12 октября 2023 коллектив из северной столицы показал постановку в Москве в рамках VIII национального фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку».
Это сочинение – попытка молодого французского композитора осмыслить и осознать уникальную самобытность и своеобразие непостижимого мира восточно-славянских народов. Будучи представителем эпохи романтизма, Бизе хотел показать царя не как жестоко самодура и тирана, а лирического героя, человека сомневающегося, влюбленного, готового на все ради счастья обожаемой красавицы, ставшей в итоге его супругой.
Пересказывать сюжет спектакля не имеет смысла – эту задачу виртуозно решает международная сеть. Скажу лишь, что происходящее – причудливая смесь из исторических фактов, необычных трактовок и художественно-театрального вымысла. Куда же без этого, когда речь идет о творчестве?
На сцене сперва возникает живописно прекрасный Северный Кавказ с его яркой природой, журчащими ручьями, цветущими деревьями и прозрачным воздухом, затем его сменяет Первопрестольная во всей красе ее знаменитых сооружений – Кремля, царских палат, улиц, казематов и др.
Декорации поражают сочетанием масштабности и аскетизма. При всем минимализме у зрителя создается ощущение чего-то по-настоящему грандиозного и величественного. Нельзя не упомянуть и восхитительной красоты костюмы. В глаза бросаются не только роскошные церемониальные одеяния царственных особ из шелков и парчи золотого, белого, черного и пурпурного цветов, но и вполне «будничные» наряды представителей народа. Чего здесь только нет – и кавказские бурки, и русские кокошники, и скипетр, и кинжал, и даже легендарный артефакт – шапка Мономаха, которая гармонирует с образом статного красавца-царя. Именно таким предстал перед зрителями исполнитель титульной партии и заглавной роли Владимир Целебровский. Иван Грозный в его исполнении – подлинный герой-романтик, человек сильный, смелый, благородный, готовый на все ради своей дамы сердца, но не лишенный собственных амбиций, стремлений и твердого характера. Баритон – голос, на мой взгляд, наиболее соответствующий образу царя – величественного, но сентиментального, сурового, но человечного правителя.
Царица Мария (Олеся Гордеева) – дочь черкесского князя Темрюка (Александр Коряков). Она сильная и нежная, одухотворенная и страстная, гордая и независимая, чуткая и глубоко лиричная. Яркий, богатый, насыщенный голос эффектно дополняет заведомо невероятный, но такой интересный образ, навеянный гением французского оперного романтизма.
Еще один интереснейший персонаж – черкесский князь Игорь (Владислав Мазанкин), старший брат Марии, сын князя Темрюка. Этот герой напомнил бушующую, неистовствующую стихию, которая сражает наповал непревзойденной силой своего темперамента. Будучи заложником родовой чести, он поклялся отомстить русскому царю, похитившему его сестру, однако, несмотря ни на что, верх одерживают внутреннее благородство и любовь, живущая в его сердце.
Не стал беспощадно жестоким тираном и сам черкесский князь, глава рода, из которого происходят Мария и Игорь. Удивительное дело, но, одержимый жаждой мести, он не уничтожает тех, кого собирался. Этот персонаж также обретает скорее лирический, нежели брутальный оттенок, даже несмотря на мощный, раскатистый голос, разящий, как кинжал.
А вот кто является безусловным источником зла, так это боярин Юрлов (Антон Морозов), готовый сжить с лица земли всякого, кто мог бы помешать осуществлению его грандиозных планов, от простого крестьянина до могущественного владыки.
На сцене на протяжении почти всего действа находится истинный лучик света – юный Булгарин (Лариса Поминова), мальчик, который, который всегда рядом с Иваном Грозным, верный, преданный, добрый, обаятельный, подвижный, харизматичный и опьяняюще сладкоголосый.
В спектакле есть еще несколько персонажей, заслуживающих внимания. Это сестра царя Ольга (Кристина Метелица), тень матери Игоря и Ольги (Изабэлла Базина), дочь Юрлова (Татьяна Краузе), мамка (Елена Тихонова), солдаты (Иосиф Пилиев и Валерий Каула), черкес (Дмитрий Уди), а также представители народа и бояр (артисты хора). Все упомянутые герои стали важными вехами в развитии сюжета, стремительно приближая к редчайшему для классической оперы варианту развязки.
Музыкальный материал в исполнении симфонического оркестра театра «Санктъ-Петербургъ Опера» под управлением маэстро Александра Гойхмана – это погружение в прекрасный мир восточных славян, такой, каким его увидел Жорж Бизе. Мелодии пропитаны сильными чувствами и яркими эмоциями, наивностью и благородством, лиризмом и драматизмом, хитростью и коварством, лаской и агрессией, печалью и оптимизмом, верой и надеждой, мудростью и жизнелюбием.
В конце спектакля композитор и либреттисты увидели торжество света, любви, верности, чести и преданности, а режиссер Юрий Александров многократно усилил эти ощущения при помощи драматических ходов, чутко переданных артистами. Открытие неизвестного сочинения знаменитого французского романтика стало очень приятным сюрпризом, а темы, поднятые в постановке, свежи, злободневны и никогда не потеряют актуальность.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Страница спектакля на официальной сайте театра
Режиссер-постановщик: Юрий Александров (Народный артист России).
Дирижер-постановщик: Александр Гойхман.
Художник-постановщик: Вячеслав Окунев (Народный художник России).
Хормейстер: Игорь Потоцкий.
Балетмейстер: Васил Панайотов.
Художник по свету: Азат Юлбарисов.
Видео-арт: Георгий Савельев.
Режиссер: Татьяна Карпачева.
Ответственный концертмейстер: Мария Чернышева.
В ролях:
Иван Грозный, царь - Владимир Целебровский (Заслуженный артист Республики Карелия, лауреат Международных конкурсов, баритон);
Мария, жена Ивана Грозного - Олеся Гордеева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Ольга, сестра Ивана Грозного – Кристина Метелица (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Юный Булгарин – Лариса Поминова (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Юрлов, боярин – Антон Морозов (лауреат Международных конкурсов, бас);
Дочь Юрлова – Татьяна Краузе (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Мамка – Елена Тихонова (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Офицер - Леонтий Сальенский (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Солдаты – Иосиф Пилиев (лауреат Международных конкурсов, бас), Валерий Каула (лауреат Международных конкурсов, бас);
Темрюк, черкесский князь – Александр Коряков (лауреат Международных конкурсов, бас);
Игорь, его сын – Владислав Мазанкин (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Черкес – Дмитрий Уди (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Тень матери Марии и Игоря – Изабэлла Базина (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Массовые сцены – артисты хора.
«Иван Грозный» - не самая известная опера французского композитора эпохи романтизма Жоржа Бизе (1838-1875). Отечественным меломанам, да и подавляющему большинству представителей мирового околомузыкального сообщества куда более знакомо другое сочинение Маэстро, которому довелось стать едва ли не главным оперным суперхитом всех времен и народов. Правда, обескураживающему успеху легендарного опуса предшествовали месяцы травли, которой композитора подвергло общество Парижа после мировой премьеры «Кармен». Дело закончилось трагедией – Бизе ушел из жизни совсем молодым. Однако, несмотря на короткий век – всего 36 лет, - он успел оставить несколько произведений, каждое из которых заслуживает пристального внимания. Например, достаточно популярный в нашей стране романтический шедевр «Искатели жемчуга», с первых минут очаровывающий по-настоящему красивой, глубоко чувственной и эмоциональной музыкой. Этот труд композитора не был оценен по достоинству – критики не выдавали ярких отзывов, а голоса зрителей тогда еще не были столь звучны, как сейчас.
Итак, «Иван Грозный». Эта опера – редчайший гость на современной театральной сцене. В России театр «Санктъ-Петербургъ Опера» стал первым коллективом, который представил раритет. Мировая премьера полной версии случилась менее года назад – 17 и 18 декабря 2022 года. 11 и 12 октября 2023 коллектив из северной столицы показал постановку в Москве в рамках VIII национального фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку».
Это сочинение – попытка молодого французского композитора осмыслить и осознать уникальную самобытность и своеобразие непостижимого мира восточно-славянских народов. Будучи представителем эпохи романтизма, Бизе хотел показать царя не как жестоко самодура и тирана, а лирического героя, человека сомневающегося, влюбленного, готового на все ради счастья обожаемой красавицы, ставшей в итоге его супругой.
Пересказывать сюжет спектакля не имеет смысла – эту задачу виртуозно решает международная сеть. Скажу лишь, что происходящее – причудливая смесь из исторических фактов, необычных трактовок и художественно-театрального вымысла. Куда же без этого, когда речь идет о творчестве?
На сцене сперва возникает живописно прекрасный Северный Кавказ с его яркой природой, журчащими ручьями, цветущими деревьями и прозрачным воздухом, затем его сменяет Первопрестольная во всей красе ее знаменитых сооружений – Кремля, царских палат, улиц, казематов и др.
Декорации поражают сочетанием масштабности и аскетизма. При всем минимализме у зрителя создается ощущение чего-то по-настоящему грандиозного и величественного. Нельзя не упомянуть и восхитительной красоты костюмы. В глаза бросаются не только роскошные церемониальные одеяния царственных особ из шелков и парчи золотого, белого, черного и пурпурного цветов, но и вполне «будничные» наряды представителей народа. Чего здесь только нет – и кавказские бурки, и русские кокошники, и скипетр, и кинжал, и даже легендарный артефакт – шапка Мономаха, которая гармонирует с образом статного красавца-царя. Именно таким предстал перед зрителями исполнитель титульной партии и заглавной роли Владимир Целебровский. Иван Грозный в его исполнении – подлинный герой-романтик, человек сильный, смелый, благородный, готовый на все ради своей дамы сердца, но не лишенный собственных амбиций, стремлений и твердого характера. Баритон – голос, на мой взгляд, наиболее соответствующий образу царя – величественного, но сентиментального, сурового, но человечного правителя.
Царица Мария (Олеся Гордеева) – дочь черкесского князя Темрюка (Александр Коряков). Она сильная и нежная, одухотворенная и страстная, гордая и независимая, чуткая и глубоко лиричная. Яркий, богатый, насыщенный голос эффектно дополняет заведомо невероятный, но такой интересный образ, навеянный гением французского оперного романтизма.
Еще один интереснейший персонаж – черкесский князь Игорь (Владислав Мазанкин), старший брат Марии, сын князя Темрюка. Этот герой напомнил бушующую, неистовствующую стихию, которая сражает наповал непревзойденной силой своего темперамента. Будучи заложником родовой чести, он поклялся отомстить русскому царю, похитившему его сестру, однако, несмотря ни на что, верх одерживают внутреннее благородство и любовь, живущая в его сердце.
Не стал беспощадно жестоким тираном и сам черкесский князь, глава рода, из которого происходят Мария и Игорь. Удивительное дело, но, одержимый жаждой мести, он не уничтожает тех, кого собирался. Этот персонаж также обретает скорее лирический, нежели брутальный оттенок, даже несмотря на мощный, раскатистый голос, разящий, как кинжал.
А вот кто является безусловным источником зла, так это боярин Юрлов (Антон Морозов), готовый сжить с лица земли всякого, кто мог бы помешать осуществлению его грандиозных планов, от простого крестьянина до могущественного владыки.
На сцене на протяжении почти всего действа находится истинный лучик света – юный Булгарин (Лариса Поминова), мальчик, который, который всегда рядом с Иваном Грозным, верный, преданный, добрый, обаятельный, подвижный, харизматичный и опьяняюще сладкоголосый.
В спектакле есть еще несколько персонажей, заслуживающих внимания. Это сестра царя Ольга (Кристина Метелица), тень матери Игоря и Ольги (Изабэлла Базина), дочь Юрлова (Татьяна Краузе), мамка (Елена Тихонова), солдаты (Иосиф Пилиев и Валерий Каула), черкес (Дмитрий Уди), а также представители народа и бояр (артисты хора). Все упомянутые герои стали важными вехами в развитии сюжета, стремительно приближая к редчайшему для классической оперы варианту развязки.
Музыкальный материал в исполнении симфонического оркестра театра «Санктъ-Петербургъ Опера» под управлением маэстро Александра Гойхмана – это погружение в прекрасный мир восточных славян, такой, каким его увидел Жорж Бизе. Мелодии пропитаны сильными чувствами и яркими эмоциями, наивностью и благородством, лиризмом и драматизмом, хитростью и коварством, лаской и агрессией, печалью и оптимизмом, верой и надеждой, мудростью и жизнелюбием.
В конце спектакля композитор и либреттисты увидели торжество света, любви, верности, чести и преданности, а режиссер Юрий Александров многократно усилил эти ощущения при помощи драматических ходов, чутко переданных артистами. Открытие неизвестного сочинения знаменитого французского романтика стало очень приятным сюрпризом, а темы, поднятые в постановке, свежи, злободневны и никогда не потеряют актуальность.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Страница спектакля на официальной сайте театра