Концертные исполнения опер – пожалуй, самый лучший для театрала способ поближе познакомиться как с неизвестными спектаклями, так и с признанными шедеврами. Отсутствующие режиссерские концепции и авторские нововведения постановщика не отвлекают внимание меломана от богатейшей музыкально-драматической канвы, заложенной композитором и либреттистом. Артисты в таком случае могут показать собственное видение образов без оглядки на определяющее мнение режиссера.
Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова регулярно предоставляет своим зрителям прекрасную возможность услышать признанные шедевры именно в концертном исполнении. Произведение в таком случае звучит полностью, без каких-либо сокращений и иных изменений, порой вносимых режиссерами-постановщиками. Происходящее на сцене целиком и полностью соответствует классическому либретто.
18 апреля 2017 года в «Новой Опере» была исполнена концертная версия оперы Дж.Пуччини (1858 – 1924) «Тоска» (1900). Либретто Л.Иллики и Дж.Джакозы, литературная основа – одноименная драма В.Сарду. Этот вечер – результат совместной творческой деятельности театра и Юношеского симфонического оркестра России имени Л.В.Николаева. Дирижер – Василий Валитов (Заслуженный артист Республики Татарстан). Хормейстер – Андрей Лазарев. Режиссер – Марианна Автандилова.
В ролях: Тоска, знаменитая певица – Ирина Морева (лауреат Международных конкурсов, сопрано); Каварадосси, художник – Эдуардо Аладрен (тенор); Скарпиа, шеф полиции Рима – Борис Стаценко (лауреат Международных конкурсов, баритон); Анджелотти, бывший консул Римской республики – Отар Кунчулиа (бас); ризничий – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас); Сполетта, полицейский агент – Максим Остроухов (тенор); Скьяроне, полицейский агент – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас); тюремщик – Станислав Черненков (лауреат Международных конкурсов, бас); пастух – Савелий Бреус (дискант).
В основе сюжета оперы – классический любовный треугольник. Знаменитая певица Флория Тоска влюблена в художника Марио Каварадосси. Чувства двух ярких, талантливых творческих личностей взаимны, сильны и искренни. Их счастье в одночасье разрывает начальник римской полиции – барон Скарпиа, - также плененный красотой артистки. Но перед нами – не просто мелодрама, а самый настоящий криминальный триллер, имеющий под собой, в том числе, политический фундамент. События развиваются стремительно во времена борьбы Италии за независимость – в период серьезных военных конфликтов между Венецианской республикой и наполеоновской Францией.
Каварадосси прячет у себя в доме беглого республиканца Анджелотти. Шеф полиции, влюбленный в Тоску, собирается одним выстрелом решить две проблемы – наказать преступника и избавиться от серьезного препятствия на пути к сердцу Прекрасной Дамы. Коварный злодей приговаривает художника к расстрелу. Чтобы его освободить и покинуть Рим, певица должна хотя бы на мгновение «полюбить» ненавистного тирана. В этом случае казнь может стать фиктивной и, разыграв небольшое представление, молодые люди (по словам барона) избавятся от преследования и покинут город.
Концертное исполнение оперы освобождает сцену от декораций, в течение трех актов по центру площадки находятся лишь статичные изображения: в первом акте – прекрасной Мадонны, во втором – интерьера роскошного палаццо (кабинет барона Скарпиа), в третьем – тюремных решеток.
Каждый артист создал яркий, эмоционально обогащенный и драматически насыщенный образ, не скорректированный оригинальным видением режиссера (часто очень интересными) и иными особенностями, так или иначе проявляющимися в спектаклях.
Флория Тоска в исполнении Ирины Моревой – страстная, харизматичная героиня, женственная и прекрасная. Знаменитая певица – творческая натура, всецело отдающаяся тому, что она делает. Любовь и Искусство для нее – две неотъемлемые составляющие жизни, одинаково важные, в равной степени значимые.
В свое творчество, а затем и в бездну чувств Флория погружается полностью, «с головой». Любовь окрыляет героиню, ревность обескураживает, ненависть побуждает к серьезным действиям.
В жизни героини есть две важнейших составляющих – Любовь и Музыка. Это ее мир, воздух, вселенная. Два начала одного человека. Когда-то все это стремительно ворвалось в жизнь Флории Тоски и сделало ее необычной, прекрасной и разнообразной. Девушка находится во власти не сиюминутных увлечений, а самых настоящих таинств, заключающих в себе коды Бытия.
Партию художника Марио Каварадосси исполнил приглашенный солист Эдуардо Аладрен. Артист не просто спел, за два с половиной часа он буквально прожил непростой период жизни своего персонажа: создавал прекрасные изображения, обожал восхитительную звезду – национального кумира, пытался спасти друга-революционера, выдерживал жестокий допрос с пристрастием и… продолжал любить.
Целый шквал эмоциональных потрясений, обрушившихся на героя, не смог уничтожить в его сердце любовь к Светлому, Чистому и Прекрасному.
Голос артиста передал все состояния персонажа – волнение и спокойствие, любовь и ненависть, страсть и увлечение.
Барон Скарпиа – жестокий, коварный человек, представитель Власти и Закона. В исполнении Бориса Стаценко один из главных злодеев мировой оперы предстает гордым, сильным, грозным аристократом, не привыкшим отказывать себе в чем-либо. Прежде всего, перед нами – свободный мужчина, постоянно идущий на поводу у собственных инстинктов и желаний. Его личные интересы гармонично уживаются с профессиональным долгом: желание хотя бы временно овладеть Тоской становится в один ряд с поимкой сбежавшего опасного преступника. Барон хитер и умен, он четко знает, на какие «болевые точки» нужно надавить, чтобы подчинить жертву своей воле. Впрочем, характер Флории он так до конца и не понял, не сумел предугадать дальнейший ход событий.
Так случилось, что три центральных персонажа в этот вечер были похожи на три стихии – огонь, воду и воздух. Чего только не произошло на сцене в течение трех актов – зал «Новой Оперы» по очереди потрясали то раскаты грома, то порывы ветра, то вспышки молний. Раскаленная добела атмосфера охлаждалась потоками ледяной воды.
Под стать трем мощнейшим темпераментам вышли и характеры второстепенных персонажей.
«Гениальный сыщик» Сполетта (Максим Остроухов) настолько быстр и энергичен, что, кажется, может найти иголку в стоге сена, затратив на это минимум времени.
Величественный, жестокий, несгибаемый, немного вальяжный Скьяроне (Михаил Первушин) – бесценное «оружие» Власти. Выполняя приказ, этот персонаж может вести допрос с пристрастием, не отвлекаясь на лишние в таких делах сантименты.
Ризничий (Дмитрий Орлов) – служитель храма, верный своему делу. Для этого человека главное – порядок во всем, очень важно соблюдение всех правил и канонов веры.
Беглый преступник Анджелотти (Отар Кунчулиа) измучен физически, но не сломлен морально. Такой человек будет бороться до самого конца, чего бы это ему ни стоило!
Тюремщик (Станислав Черненков) – персонаж, по возможности исполняющий последние желания узников, приговоренных к смертной казни.
Юный пастух (Савелий Бреус) со своим звонким, чистым голосом, казалось, обращается к нам откуда-то сверху.
Артисты хора исполнили партии солдат, стражников, кавалеров, дам, полицейских и представителей народа. В чудесном многоголосии в этот раз сошлись воедино пышность католического богослужения и помпезность патриотических настроений.
Юношеский симфонический оркестр России имени Л.В.Николаева под управлением Василия Валитова создал потрясающую атмосферу итальянской веристской оперы с характерными для нее сильными переживаниями и глубокой внутренней психологией. Каждая мелодия – яркий характер, предельно насыщенный чувствами и открытыми эмоциями. Бурные мелодии соединились с непростыми личностями героев.
Совместный проект театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова и Юношеского симфонического оркестра России имени Л.В.Николаева подарил московским меломанам незабываемую встречу со знаменитым произведением. Подводя итог вечеру 18 апреля 2017 года, я хочу сравнить его с кометой. Небесное светило проносится стремительно, но после него остается яркий, глубокий след. «Хвост» горит потом еще очень долго, не позволяя забыть об уникальном событии. Точно также нам запомнится эта «Тоска», поразившая силой музыкального и драматического таланта исполнителей-виртуозов.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова регулярно предоставляет своим зрителям прекрасную возможность услышать признанные шедевры именно в концертном исполнении. Произведение в таком случае звучит полностью, без каких-либо сокращений и иных изменений, порой вносимых режиссерами-постановщиками. Происходящее на сцене целиком и полностью соответствует классическому либретто.
18 апреля 2017 года в «Новой Опере» была исполнена концертная версия оперы Дж.Пуччини (1858 – 1924) «Тоска» (1900). Либретто Л.Иллики и Дж.Джакозы, литературная основа – одноименная драма В.Сарду. Этот вечер – результат совместной творческой деятельности театра и Юношеского симфонического оркестра России имени Л.В.Николаева. Дирижер – Василий Валитов (Заслуженный артист Республики Татарстан). Хормейстер – Андрей Лазарев. Режиссер – Марианна Автандилова.
В ролях: Тоска, знаменитая певица – Ирина Морева (лауреат Международных конкурсов, сопрано); Каварадосси, художник – Эдуардо Аладрен (тенор); Скарпиа, шеф полиции Рима – Борис Стаценко (лауреат Международных конкурсов, баритон); Анджелотти, бывший консул Римской республики – Отар Кунчулиа (бас); ризничий – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас); Сполетта, полицейский агент – Максим Остроухов (тенор); Скьяроне, полицейский агент – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас); тюремщик – Станислав Черненков (лауреат Международных конкурсов, бас); пастух – Савелий Бреус (дискант).
В основе сюжета оперы – классический любовный треугольник. Знаменитая певица Флория Тоска влюблена в художника Марио Каварадосси. Чувства двух ярких, талантливых творческих личностей взаимны, сильны и искренни. Их счастье в одночасье разрывает начальник римской полиции – барон Скарпиа, - также плененный красотой артистки. Но перед нами – не просто мелодрама, а самый настоящий криминальный триллер, имеющий под собой, в том числе, политический фундамент. События развиваются стремительно во времена борьбы Италии за независимость – в период серьезных военных конфликтов между Венецианской республикой и наполеоновской Францией.
Каварадосси прячет у себя в доме беглого республиканца Анджелотти. Шеф полиции, влюбленный в Тоску, собирается одним выстрелом решить две проблемы – наказать преступника и избавиться от серьезного препятствия на пути к сердцу Прекрасной Дамы. Коварный злодей приговаривает художника к расстрелу. Чтобы его освободить и покинуть Рим, певица должна хотя бы на мгновение «полюбить» ненавистного тирана. В этом случае казнь может стать фиктивной и, разыграв небольшое представление, молодые люди (по словам барона) избавятся от преследования и покинут город.
Концертное исполнение оперы освобождает сцену от декораций, в течение трех актов по центру площадки находятся лишь статичные изображения: в первом акте – прекрасной Мадонны, во втором – интерьера роскошного палаццо (кабинет барона Скарпиа), в третьем – тюремных решеток.
Каждый артист создал яркий, эмоционально обогащенный и драматически насыщенный образ, не скорректированный оригинальным видением режиссера (часто очень интересными) и иными особенностями, так или иначе проявляющимися в спектаклях.
Флория Тоска в исполнении Ирины Моревой – страстная, харизматичная героиня, женственная и прекрасная. Знаменитая певица – творческая натура, всецело отдающаяся тому, что она делает. Любовь и Искусство для нее – две неотъемлемые составляющие жизни, одинаково важные, в равной степени значимые.
В свое творчество, а затем и в бездну чувств Флория погружается полностью, «с головой». Любовь окрыляет героиню, ревность обескураживает, ненависть побуждает к серьезным действиям.
В жизни героини есть две важнейших составляющих – Любовь и Музыка. Это ее мир, воздух, вселенная. Два начала одного человека. Когда-то все это стремительно ворвалось в жизнь Флории Тоски и сделало ее необычной, прекрасной и разнообразной. Девушка находится во власти не сиюминутных увлечений, а самых настоящих таинств, заключающих в себе коды Бытия.
Партию художника Марио Каварадосси исполнил приглашенный солист Эдуардо Аладрен. Артист не просто спел, за два с половиной часа он буквально прожил непростой период жизни своего персонажа: создавал прекрасные изображения, обожал восхитительную звезду – национального кумира, пытался спасти друга-революционера, выдерживал жестокий допрос с пристрастием и… продолжал любить.
Целый шквал эмоциональных потрясений, обрушившихся на героя, не смог уничтожить в его сердце любовь к Светлому, Чистому и Прекрасному.
Голос артиста передал все состояния персонажа – волнение и спокойствие, любовь и ненависть, страсть и увлечение.
Барон Скарпиа – жестокий, коварный человек, представитель Власти и Закона. В исполнении Бориса Стаценко один из главных злодеев мировой оперы предстает гордым, сильным, грозным аристократом, не привыкшим отказывать себе в чем-либо. Прежде всего, перед нами – свободный мужчина, постоянно идущий на поводу у собственных инстинктов и желаний. Его личные интересы гармонично уживаются с профессиональным долгом: желание хотя бы временно овладеть Тоской становится в один ряд с поимкой сбежавшего опасного преступника. Барон хитер и умен, он четко знает, на какие «болевые точки» нужно надавить, чтобы подчинить жертву своей воле. Впрочем, характер Флории он так до конца и не понял, не сумел предугадать дальнейший ход событий.
Так случилось, что три центральных персонажа в этот вечер были похожи на три стихии – огонь, воду и воздух. Чего только не произошло на сцене в течение трех актов – зал «Новой Оперы» по очереди потрясали то раскаты грома, то порывы ветра, то вспышки молний. Раскаленная добела атмосфера охлаждалась потоками ледяной воды.
Под стать трем мощнейшим темпераментам вышли и характеры второстепенных персонажей.
«Гениальный сыщик» Сполетта (Максим Остроухов) настолько быстр и энергичен, что, кажется, может найти иголку в стоге сена, затратив на это минимум времени.
Величественный, жестокий, несгибаемый, немного вальяжный Скьяроне (Михаил Первушин) – бесценное «оружие» Власти. Выполняя приказ, этот персонаж может вести допрос с пристрастием, не отвлекаясь на лишние в таких делах сантименты.
Ризничий (Дмитрий Орлов) – служитель храма, верный своему делу. Для этого человека главное – порядок во всем, очень важно соблюдение всех правил и канонов веры.
Беглый преступник Анджелотти (Отар Кунчулиа) измучен физически, но не сломлен морально. Такой человек будет бороться до самого конца, чего бы это ему ни стоило!
Тюремщик (Станислав Черненков) – персонаж, по возможности исполняющий последние желания узников, приговоренных к смертной казни.
Юный пастух (Савелий Бреус) со своим звонким, чистым голосом, казалось, обращается к нам откуда-то сверху.
Артисты хора исполнили партии солдат, стражников, кавалеров, дам, полицейских и представителей народа. В чудесном многоголосии в этот раз сошлись воедино пышность католического богослужения и помпезность патриотических настроений.
Юношеский симфонический оркестр России имени Л.В.Николаева под управлением Василия Валитова создал потрясающую атмосферу итальянской веристской оперы с характерными для нее сильными переживаниями и глубокой внутренней психологией. Каждая мелодия – яркий характер, предельно насыщенный чувствами и открытыми эмоциями. Бурные мелодии соединились с непростыми личностями героев.
Совместный проект театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова и Юношеского симфонического оркестра России имени Л.В.Николаева подарил московским меломанам незабываемую встречу со знаменитым произведением. Подводя итог вечеру 18 апреля 2017 года, я хочу сравнить его с кометой. Небесное светило проносится стремительно, но после него остается яркий, глубокий след. «Хвост» горит потом еще очень долго, не позволяя забыть об уникальном событии. Точно также нам запомнится эта «Тоска», поразившая силой музыкального и драматического таланта исполнителей-виртуозов.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии