Что такое юбилей? Повод испортить настроение себе и окружающим? Уныние или начинающаяся депрессия? Подобные невеселые картины, увы, периодически наблюдаются среди людей, жизнь которых не отличается обилием позитивных эмоций: личные дела не устроены или работа не доставляет удовольствие. Или, может быть, эти факторы объединяются, и тогда «красивая дата» явно не доставит радости.
У людей, чья деятельность, да что там – вся жизнь! – тесно связана с творчеством, проще говоря, артистов (актеров, певцов, музыкантов, художников и т.д.) приятные моменты случаются гораздо чаще. Для них юбилей – это возможность продемонстрировать наиболее яркие достижения в своей карьере, поделиться самыми интересными результатами кропотливого труда, которые доставляют созерцателям колоссальное удовольствие.
12 сентября Борис Стаценко, приглашенный солист московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова отметил 55-летие большим сольным концертом с оригинальным названием «5:5 в пользу баритона». Роскошное действо в двух отделениях (режиссер – Марианна Автандилова) отразило важнейшие вехи в карьере певца. Не заблудиться в этих жемчужинах европейской оперной классики и собрать их в драгоценное ожерелье зрителям помогал ведущий Михаил Сегельман.
Началось музыкальное путешествие по этапам творчества Бориса Стаценко с увертюры к опере В.А.Моцарта «Свадьба Фигаро» («La nozze di Figaro», 1786) в исполнении симфонического оркестра театра «Новая Опера» под управлением лауреата Международного конкурса Василия Валитова. Это очень яркое, энергичное, невероятно живое и стремительное произведение. Оно оставляет яркое, глубокое впечатление, проносится, словно комета, оставляющая после себя ощущение радости и счастья. А чего еще хочется ожидать от свадьбы?
Итак, после увертюры Борис Стаценко исполнил арию графа Альмавивы (эту партию певец впервые исполнил еще будучи студентом первого курса в оперной студии Московской Консерватории) «Hai gia vinta la causa… Vedro mentr’io sospiro» («Дело выиграть хочет? Что я слышу!...»).
Господин, еще минуту назад мечтавший о сладостном миге тайного свидания со служанкой, понял, что потерпел фиаско. Что же делать? Конечно, отомстить! И месть графа может быть непредсказуемой! А ведь он – хозяин, и привык всегда быть на коне, выходить победителем из любой ситуации, наконец, создавать правила и заставлять им следовать всех своих подчиненных. И вдруг этот самоуверенный самодур становится жертвой обмана. Как такое вообще возможно?
Веха вторая – первая работа на профессиональной сцене. Ею стала заглавная партия в опере «Дон Жуан» («Don Giovanni», 1787), исполненная в Камерном музыкальном театре имени Б.Покровского. В юбилейном концерте прозвучала ария «Fin ch’han dal vino», известная также под названием «Ария с шампанским». Легендарный персонаж, хитрый, коварный обольститель, он покорил немало женских сердец. И все их затем разбил. И нет пределов его активности! Герой и сейчас обдумывает дальнейшие пути получения заветных ключиков к сердцам новых прекрасных дам. Свой список побед на «деликатном» фронте Дон Жуан намеривается расширить на следующий день на грандиозном празднике («…Пусть будет весело девушкам этим, все мы наметим, там угощенье, здесь развлеченье, - нашим гостям…»).
Яркая, мажорная, радостная ария, буквально искрящаяся оптимизмом. Создается ощущение, что вместе с волшебным коктейлем из музыки Моцарта и глубокого, насыщенного, бархатистого баритона слушатель выпивает бокал самого своего любимого сорта игристого вина.
От венских классиков – к мелодиям более поздней эпохи романтизма. От В.А.Моцарта к Р.Вагнеру, Дж.Верди, Ж.Бизе. Эволюция в мире музыки приводит к постепенному расширению состава симфонического оркестра. А это значит, что на сцене театра «Новая Опера» музыкантов становится все больше и больше.
Веха третья – начало международной карьеры, и первая партия, которую Борис Стаценко исполнил в Европе – Вольфрам фон Эшенбах в опере Р.Вагнера «Тангейзер» («Tannhäuser», 1845). В концерте прозвучал романс «O, du mein holder Abendstern» («О ты, вечерняя звезда») из третьего действия. Нежная мелодия, в которой голос сплетается воедино с чарующими звуками арфы и обращается вечерней звезде с призывом поприветствовать душу, которая готова скоро улететь («…Приветствуй ты ее, звезда, от сердца, верного всегда…»).
Веха четвертая – следующий этап карьеры Бориса Стаценко в Германии связан с оперой Ж.Бизе «Кармен» («Carmen», 1875). Один из самых ярких эпизодов не только этого произведения, а, наверное, вообще всего репертуара для баритона – куплеты тореадора Эскамильо «Votre toast, je peux le rendre» («Ваш тост, друзья, я принимаю»). Портрет смелого, отважного героя корриды, отправляющегося на бой с быком подобно солдату, которому предстоит судьбоносное сражение, рисует мелодия марша, буквально пропитанного силой и энергетикой настоящего мужчины. А что в конце? Успех! И заслуженная награда – любовь («…И ждет тебя любовь, тореадор, и ждет тебя любовь…»).
Дальше Маэстро Василий Валитов «взял курс» на творчество Дж.Верди. Оркестр театра «Новая Опера» исполнил увертюру из первого произведения великого композитора – «Оберто, граф ди Сан-Бонифаччо» («Oberto, Conte di San Bonifacio», 1839). Обозначенная жанром «симфония» (то есть музыкальное произведение для оркестра), она состоит из нескольких основных тем, которые затем получат развитие в течение произведения: хор гостей из первого действия (D-dur – Ре-мажор), прелюдия к выходной арии заглавного героя во втором акте (A-dur – Ля-мажор). Третья тема возвращается тональностью к первому фрагменту и представляет собой лейтмотив хорового сопровождения каватины Рикардо.
Веха пятая – победа в Международном конкурсе имени П.И.Чайковского. Тогда (а заодно и на юбилейном концерте) Борис Стаценко исполнил арию Ренато «Eri tu che macchiavi quell' anima» («Это ты отравил душу ядом») из оперы Дж.Верди «Бал-маскарад» («Un ballo in maschera», 1859). Еще недавно верный и преданный своему другу Ричарду, Ренато, не могущий простить предателя, собирается жестоко отомстить ему в лучших традициях итальянской романтической оперы. Человек, одержимый жаждой мести, становится поистине страшным, поскольку она одерживает верх над всеми остальными чувствами – болью, страданиями, переживаниями. Ничто не способно его разжалобить. Ничто не может его остановить.
Один из самых праздничных, торжественных номеров концерта – эпиталама (то есть античная свадебная песня) Виндекса «Пою тебе, бог Гименея» из оперы А.Г.Рубинштейна «Нерон» (1879). Широкая, яркая мелодия и текст, сильно напоминающий оду, роднит эту арию с гимном, прославляющим бога-покровителя всех новобрачных («…Ты, кто соединяешь невесту с женихом, ты любовь благословляешь, пою тебе, бог новобрачных, бог Гименея!...»). Соло на виолончели – лауреат Международного конкурса Ирина Шевцова.
Кто на новенького? Опера А.Г.Тихомирова «Дракула» (2006), мировая премьера которой (в концертном исполнении) пройдет в конце нынешнего театрального сезона в «Новой Опере». А пока Борис Стаценко исполнил серенаду Влада «Лунный кораблик». Влюбленный граф описывает невероятную, почти мистическую красоту ночи («Лунный кораблик в бархатном небе плыл навстречу земле…»). Но не стоит забывать, что этот герой – вампир, потому так и любит темное время суток («…Ночь коротка, не медли, малютка, поспеши ко мне…»). И взгляд такой пугающий, и одновременно завораживающий. Загадка, таинственность, граничащие с леденящим ужасом. Одним словом, уже сейчас очевидно, что это произведение нужно увидеть и услышать целиком.
Вы любите классическую оперетту? Тогда, конечно же, вам знаком бессмертный шедевр И.Кальмана «Принцесса цирка» (1925), в некоторых постановках - «Мистер Икс». Первое отделение своего сольного концерта Борис Стаценко завершил исполнением выходной арии главного героя «Снова туда, где много огней». Вот уже четверть века в нашей стране оперы исполняются на языке оригинала, оперетты же до сих пор многим зрителям больше нравится слушать по-русски. Ведь что, как не «великий и могучий», глубже всего может передать весь спектр невеселых дум, несчастий и одиночества циркового акробата с тяжелой судьбой? Только яркий драматический талант певца, в каждой арии преображающегося в человека, совершенно непохожего на того, кто стоял на сцене всего 2 минуты назад.
Сочетание мощного голоса и невероятного актерского темперамента превращает каждую арию в маленький спектакль и позволяет даже по такому короткому фрагменту понять все, что происходит в душе героя и, может быть, даже найти оправдания его дальнейшим действиям, которые, как известно, далеко не всегда отличаются внутренним благородством.
Второе отделение концерта представляло собой полный второй акт оперы Дж.Пуччини «Тоска» («Tosca», 1900). Центральный персонаж здесь – барон Скарпиа, шеф полиции (Борис Стаценко). В своем кабинете в одиночестве грозный аристократ предается размышлениям о прошедшем дне, насыщенном событиями. В центре его внимания – знаменитая певица Флория Тоска (лауреат Международных конкурсов Ольга Терентьева, сопрано) и ее возлюбленный, художник Марио Каварадосси (лауреат Международного конкурса Александр Скварко, тенор), а также – политический преступник Чезаро Анджелотти (который, по агентурным данным, находится в доме Каварадосси). Барон может попробовать доказать, что художник прячет у себя беглого преступника, и тогда обоих ждет казнь. Тоска в этом случае достанется ему.
Сыщик Сполетта (Дмитрий Бобров, тенор) не нашел следов Анджелотти, но взял под арест подозреваемого Каварадосси, допрос которого не принес никаких результатов. Такое «общение» прерывает появление Тоски. Ее возлюбленного детектив и жандарм Скьяроне (лауреат Международного конкурса Михаил Первушин, бас) уводят в камеру пыток. Героиня хладнокровно отвечает на вопросы Скарпиа, но, как только слышит стоны Марио, как эмоции берут верх, и певица выдает место, где прячется преступник.
Что же ждет героев впереди – казнь или вожделенная свобода? Теперь все зависит только от Тоски, от ее решения. Сладостный миг свидания, подаренный барону, продлит жизнь ее возлюбленного. После продолжительных волнений и душевных колебаний девушка соглашается.
Теперь, приказав казнить Каварадосси, Скарпиа отдает необходимые распоряжения. А затем… выписывает влюбленным пропуска, с которыми они смогут выехать из Рима.
Что же дальше? А дальше Тоска вонзает кинжал в самое сердце повернувшегося к ней врага. Сладостный миг любви для начальника полиции так и остался мигом.
Концертное исполнение оперы не изобилует большим количеством реквизита и характерными мизансценами, но драматический талант исполнителей позволяет при минимуме постановочных средств создать волшебный эффект полноценного спектакля.
Заглавная героиня в исполнении Ольги Терентьевой – натура творческая, яркая, эмоциональная. Она любит всем сердцем и готова на все во имя того, кому отдала свою душу. Точнее, ПОЧТИ на все. Ведь не смогла же она себя заставить отдаться тому единственному, кто мог помочь им обоим. Прекрасна ария «Vissi d’arte, vissi d’amore» («Только пела, только любила») в ее исполнении. Тоска обращается к любви и музыке – тем двум стихиям, которые когда-то захватили ее, и им она посвятила свою жизнь. Страстный крик неспокойной души! И именно он привел ее к судьбоносному решению.
Как не похожи друг на друга два мужчины, один из которых навсегда забрал себе ее сердце и душу, а второй попытался овладеть ее телом, собираясь оплатить свое удовольствие свободой влюбленной пары.
Барон Скарпиа в исполнении Бориса Стаценко – сильный, грозный представитель Власти. При этом он – аристократ, которому ничто благородное не чуждо, и за свои удовольствия он привык платить. Человек, верный своему слову, он сразу выписывает пропуска, дающие свободу Тоске и ее возлюбленному. Таким образом, личное желание у него ставится превыше служебного долго. И это лишний раз доказывает, что даже представители Закона – обыкновенные люди, которые живут, руководствуясь чувствами, рефлексами и инстинктами. Возможно, для достижения поставленной цели достаточно просто грамотно этим воспользоваться?
Каварадосси Александра Скварко появился в концерте совсем ненадолго. Обессиленный суровым допросом и последующими жестокими пытками, он теряет мужество, и ему изменяет сила духа. Ощущение, что любимая предала, не добавляет радости. Но ведь это – слишком далеко зашедшие выводы, которые в дальнейшем приведут к, мягко говоря, не самым приятным последствиям для всех.
Что же было лучше? Кого выбрать – любимого художника или начальника полиции? Простого человека или величественного аристократа? Можно ли оправдать человека, который, желая любви, готов нарушить ради нее закон? Сцена или любовь? Как же быть ей – женщине и певице? Правильно ли она поступила? Эти и многие другие вопросы волнуют зрителя на протяжении многих часов после масштабного оперного действа, каждую секунду поражающего драматизмом и почти белым накалом нешуточных страстей.
Особенно хочу отметить сцену убийства барона Скарпиа. Плечи Тоски в течение практически всего акта покрывает алый палантин. Всаживая кинжал в сердце ненавистного барона, она прячет его в огромном шелковом полотне. В результате создается фантастический эффект целого фонтана крови. Такой спектакль мог бы составить достойную конкуренцию сводкам криминальной хроники любого города, любой страны, любого века.
…Большой юбилейный концерт Бориса Стаценко прошел на одном дыхании. Невероятное путешествие по необъятному миру творчества дивного баритона в один вечер уместить невозможно, ведь в его репертуаре насчитывается около 80 партий. Хочется пожелать певцу здоровья, творческого долголетия, новых интересных партий, в том числе на сцене театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова.
Ольга Пурчинская
Интервью с Борисом Стаценко
У людей, чья деятельность, да что там – вся жизнь! – тесно связана с творчеством, проще говоря, артистов (актеров, певцов, музыкантов, художников и т.д.) приятные моменты случаются гораздо чаще. Для них юбилей – это возможность продемонстрировать наиболее яркие достижения в своей карьере, поделиться самыми интересными результатами кропотливого труда, которые доставляют созерцателям колоссальное удовольствие.
12 сентября Борис Стаценко, приглашенный солист московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова отметил 55-летие большим сольным концертом с оригинальным названием «5:5 в пользу баритона». Роскошное действо в двух отделениях (режиссер – Марианна Автандилова) отразило важнейшие вехи в карьере певца. Не заблудиться в этих жемчужинах европейской оперной классики и собрать их в драгоценное ожерелье зрителям помогал ведущий Михаил Сегельман.
Началось музыкальное путешествие по этапам творчества Бориса Стаценко с увертюры к опере В.А.Моцарта «Свадьба Фигаро» («La nozze di Figaro», 1786) в исполнении симфонического оркестра театра «Новая Опера» под управлением лауреата Международного конкурса Василия Валитова. Это очень яркое, энергичное, невероятно живое и стремительное произведение. Оно оставляет яркое, глубокое впечатление, проносится, словно комета, оставляющая после себя ощущение радости и счастья. А чего еще хочется ожидать от свадьбы?
Итак, после увертюры Борис Стаценко исполнил арию графа Альмавивы (эту партию певец впервые исполнил еще будучи студентом первого курса в оперной студии Московской Консерватории) «Hai gia vinta la causa… Vedro mentr’io sospiro» («Дело выиграть хочет? Что я слышу!...»).
Господин, еще минуту назад мечтавший о сладостном миге тайного свидания со служанкой, понял, что потерпел фиаско. Что же делать? Конечно, отомстить! И месть графа может быть непредсказуемой! А ведь он – хозяин, и привык всегда быть на коне, выходить победителем из любой ситуации, наконец, создавать правила и заставлять им следовать всех своих подчиненных. И вдруг этот самоуверенный самодур становится жертвой обмана. Как такое вообще возможно?
Веха вторая – первая работа на профессиональной сцене. Ею стала заглавная партия в опере «Дон Жуан» («Don Giovanni», 1787), исполненная в Камерном музыкальном театре имени Б.Покровского. В юбилейном концерте прозвучала ария «Fin ch’han dal vino», известная также под названием «Ария с шампанским». Легендарный персонаж, хитрый, коварный обольститель, он покорил немало женских сердец. И все их затем разбил. И нет пределов его активности! Герой и сейчас обдумывает дальнейшие пути получения заветных ключиков к сердцам новых прекрасных дам. Свой список побед на «деликатном» фронте Дон Жуан намеривается расширить на следующий день на грандиозном празднике («…Пусть будет весело девушкам этим, все мы наметим, там угощенье, здесь развлеченье, - нашим гостям…»).
Яркая, мажорная, радостная ария, буквально искрящаяся оптимизмом. Создается ощущение, что вместе с волшебным коктейлем из музыки Моцарта и глубокого, насыщенного, бархатистого баритона слушатель выпивает бокал самого своего любимого сорта игристого вина.
От венских классиков – к мелодиям более поздней эпохи романтизма. От В.А.Моцарта к Р.Вагнеру, Дж.Верди, Ж.Бизе. Эволюция в мире музыки приводит к постепенному расширению состава симфонического оркестра. А это значит, что на сцене театра «Новая Опера» музыкантов становится все больше и больше.
Веха третья – начало международной карьеры, и первая партия, которую Борис Стаценко исполнил в Европе – Вольфрам фон Эшенбах в опере Р.Вагнера «Тангейзер» («Tannhäuser», 1845). В концерте прозвучал романс «O, du mein holder Abendstern» («О ты, вечерняя звезда») из третьего действия. Нежная мелодия, в которой голос сплетается воедино с чарующими звуками арфы и обращается вечерней звезде с призывом поприветствовать душу, которая готова скоро улететь («…Приветствуй ты ее, звезда, от сердца, верного всегда…»).
Веха четвертая – следующий этап карьеры Бориса Стаценко в Германии связан с оперой Ж.Бизе «Кармен» («Carmen», 1875). Один из самых ярких эпизодов не только этого произведения, а, наверное, вообще всего репертуара для баритона – куплеты тореадора Эскамильо «Votre toast, je peux le rendre» («Ваш тост, друзья, я принимаю»). Портрет смелого, отважного героя корриды, отправляющегося на бой с быком подобно солдату, которому предстоит судьбоносное сражение, рисует мелодия марша, буквально пропитанного силой и энергетикой настоящего мужчины. А что в конце? Успех! И заслуженная награда – любовь («…И ждет тебя любовь, тореадор, и ждет тебя любовь…»).
Дальше Маэстро Василий Валитов «взял курс» на творчество Дж.Верди. Оркестр театра «Новая Опера» исполнил увертюру из первого произведения великого композитора – «Оберто, граф ди Сан-Бонифаччо» («Oberto, Conte di San Bonifacio», 1839). Обозначенная жанром «симфония» (то есть музыкальное произведение для оркестра), она состоит из нескольких основных тем, которые затем получат развитие в течение произведения: хор гостей из первого действия (D-dur – Ре-мажор), прелюдия к выходной арии заглавного героя во втором акте (A-dur – Ля-мажор). Третья тема возвращается тональностью к первому фрагменту и представляет собой лейтмотив хорового сопровождения каватины Рикардо.
Веха пятая – победа в Международном конкурсе имени П.И.Чайковского. Тогда (а заодно и на юбилейном концерте) Борис Стаценко исполнил арию Ренато «Eri tu che macchiavi quell' anima» («Это ты отравил душу ядом») из оперы Дж.Верди «Бал-маскарад» («Un ballo in maschera», 1859). Еще недавно верный и преданный своему другу Ричарду, Ренато, не могущий простить предателя, собирается жестоко отомстить ему в лучших традициях итальянской романтической оперы. Человек, одержимый жаждой мести, становится поистине страшным, поскольку она одерживает верх над всеми остальными чувствами – болью, страданиями, переживаниями. Ничто не способно его разжалобить. Ничто не может его остановить.
Один из самых праздничных, торжественных номеров концерта – эпиталама (то есть античная свадебная песня) Виндекса «Пою тебе, бог Гименея» из оперы А.Г.Рубинштейна «Нерон» (1879). Широкая, яркая мелодия и текст, сильно напоминающий оду, роднит эту арию с гимном, прославляющим бога-покровителя всех новобрачных («…Ты, кто соединяешь невесту с женихом, ты любовь благословляешь, пою тебе, бог новобрачных, бог Гименея!...»). Соло на виолончели – лауреат Международного конкурса Ирина Шевцова.
Кто на новенького? Опера А.Г.Тихомирова «Дракула» (2006), мировая премьера которой (в концертном исполнении) пройдет в конце нынешнего театрального сезона в «Новой Опере». А пока Борис Стаценко исполнил серенаду Влада «Лунный кораблик». Влюбленный граф описывает невероятную, почти мистическую красоту ночи («Лунный кораблик в бархатном небе плыл навстречу земле…»). Но не стоит забывать, что этот герой – вампир, потому так и любит темное время суток («…Ночь коротка, не медли, малютка, поспеши ко мне…»). И взгляд такой пугающий, и одновременно завораживающий. Загадка, таинственность, граничащие с леденящим ужасом. Одним словом, уже сейчас очевидно, что это произведение нужно увидеть и услышать целиком.
Вы любите классическую оперетту? Тогда, конечно же, вам знаком бессмертный шедевр И.Кальмана «Принцесса цирка» (1925), в некоторых постановках - «Мистер Икс». Первое отделение своего сольного концерта Борис Стаценко завершил исполнением выходной арии главного героя «Снова туда, где много огней». Вот уже четверть века в нашей стране оперы исполняются на языке оригинала, оперетты же до сих пор многим зрителям больше нравится слушать по-русски. Ведь что, как не «великий и могучий», глубже всего может передать весь спектр невеселых дум, несчастий и одиночества циркового акробата с тяжелой судьбой? Только яркий драматический талант певца, в каждой арии преображающегося в человека, совершенно непохожего на того, кто стоял на сцене всего 2 минуты назад.
Сочетание мощного голоса и невероятного актерского темперамента превращает каждую арию в маленький спектакль и позволяет даже по такому короткому фрагменту понять все, что происходит в душе героя и, может быть, даже найти оправдания его дальнейшим действиям, которые, как известно, далеко не всегда отличаются внутренним благородством.
Второе отделение концерта представляло собой полный второй акт оперы Дж.Пуччини «Тоска» («Tosca», 1900). Центральный персонаж здесь – барон Скарпиа, шеф полиции (Борис Стаценко). В своем кабинете в одиночестве грозный аристократ предается размышлениям о прошедшем дне, насыщенном событиями. В центре его внимания – знаменитая певица Флория Тоска (лауреат Международных конкурсов Ольга Терентьева, сопрано) и ее возлюбленный, художник Марио Каварадосси (лауреат Международного конкурса Александр Скварко, тенор), а также – политический преступник Чезаро Анджелотти (который, по агентурным данным, находится в доме Каварадосси). Барон может попробовать доказать, что художник прячет у себя беглого преступника, и тогда обоих ждет казнь. Тоска в этом случае достанется ему.
Сыщик Сполетта (Дмитрий Бобров, тенор) не нашел следов Анджелотти, но взял под арест подозреваемого Каварадосси, допрос которого не принес никаких результатов. Такое «общение» прерывает появление Тоски. Ее возлюбленного детектив и жандарм Скьяроне (лауреат Международного конкурса Михаил Первушин, бас) уводят в камеру пыток. Героиня хладнокровно отвечает на вопросы Скарпиа, но, как только слышит стоны Марио, как эмоции берут верх, и певица выдает место, где прячется преступник.
Что же ждет героев впереди – казнь или вожделенная свобода? Теперь все зависит только от Тоски, от ее решения. Сладостный миг свидания, подаренный барону, продлит жизнь ее возлюбленного. После продолжительных волнений и душевных колебаний девушка соглашается.
Теперь, приказав казнить Каварадосси, Скарпиа отдает необходимые распоряжения. А затем… выписывает влюбленным пропуска, с которыми они смогут выехать из Рима.
Что же дальше? А дальше Тоска вонзает кинжал в самое сердце повернувшегося к ней врага. Сладостный миг любви для начальника полиции так и остался мигом.
Концертное исполнение оперы не изобилует большим количеством реквизита и характерными мизансценами, но драматический талант исполнителей позволяет при минимуме постановочных средств создать волшебный эффект полноценного спектакля.
Заглавная героиня в исполнении Ольги Терентьевой – натура творческая, яркая, эмоциональная. Она любит всем сердцем и готова на все во имя того, кому отдала свою душу. Точнее, ПОЧТИ на все. Ведь не смогла же она себя заставить отдаться тому единственному, кто мог помочь им обоим. Прекрасна ария «Vissi d’arte, vissi d’amore» («Только пела, только любила») в ее исполнении. Тоска обращается к любви и музыке – тем двум стихиям, которые когда-то захватили ее, и им она посвятила свою жизнь. Страстный крик неспокойной души! И именно он привел ее к судьбоносному решению.
Как не похожи друг на друга два мужчины, один из которых навсегда забрал себе ее сердце и душу, а второй попытался овладеть ее телом, собираясь оплатить свое удовольствие свободой влюбленной пары.
Барон Скарпиа в исполнении Бориса Стаценко – сильный, грозный представитель Власти. При этом он – аристократ, которому ничто благородное не чуждо, и за свои удовольствия он привык платить. Человек, верный своему слову, он сразу выписывает пропуска, дающие свободу Тоске и ее возлюбленному. Таким образом, личное желание у него ставится превыше служебного долго. И это лишний раз доказывает, что даже представители Закона – обыкновенные люди, которые живут, руководствуясь чувствами, рефлексами и инстинктами. Возможно, для достижения поставленной цели достаточно просто грамотно этим воспользоваться?
Каварадосси Александра Скварко появился в концерте совсем ненадолго. Обессиленный суровым допросом и последующими жестокими пытками, он теряет мужество, и ему изменяет сила духа. Ощущение, что любимая предала, не добавляет радости. Но ведь это – слишком далеко зашедшие выводы, которые в дальнейшем приведут к, мягко говоря, не самым приятным последствиям для всех.
Что же было лучше? Кого выбрать – любимого художника или начальника полиции? Простого человека или величественного аристократа? Можно ли оправдать человека, который, желая любви, готов нарушить ради нее закон? Сцена или любовь? Как же быть ей – женщине и певице? Правильно ли она поступила? Эти и многие другие вопросы волнуют зрителя на протяжении многих часов после масштабного оперного действа, каждую секунду поражающего драматизмом и почти белым накалом нешуточных страстей.
Особенно хочу отметить сцену убийства барона Скарпиа. Плечи Тоски в течение практически всего акта покрывает алый палантин. Всаживая кинжал в сердце ненавистного барона, она прячет его в огромном шелковом полотне. В результате создается фантастический эффект целого фонтана крови. Такой спектакль мог бы составить достойную конкуренцию сводкам криминальной хроники любого города, любой страны, любого века.
…Большой юбилейный концерт Бориса Стаценко прошел на одном дыхании. Невероятное путешествие по необъятному миру творчества дивного баритона в один вечер уместить невозможно, ведь в его репертуаре насчитывается около 80 партий. Хочется пожелать певцу здоровья, творческого долголетия, новых интересных партий, в том числе на сцене театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова.
Ольга Пурчинская
Интервью с Борисом Стаценко