интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Ангелы и Демоны, Красное и Черное, горячие сердца и раскаленные клинки в спектакле "Ромео и Джульетта"

 
 
 

Ангелы и Демоны, Красное и Черное, горячие сердца и раскаленные клинки в спектакле "Ромео и Джульетта"

Автор: Ольга Пурчинская от 21-03-2017, 06:45, посмотрело: 1891

События, разворачивающиеся на театральных подмостках, порой бывают настолько реалистичными, что едва ли не каждый человек, находящийся в зале, с головой окунается в происходящее и чувствует себя как бы частью действия. Зритель в таком случае – уже не просто сторонний наблюдатель, а самый настоящий соучастник, искренне сострадающий и сопереживающий героям и персонажам.

Театр – настоящая магия, многочисленные процессы, происходящие в нем до, во время и после представления, далеко не всегда можно объяснить. Иногда случается удивительное слияние сценического пространства и зрительного зала. Чувства становятся как никогда искренними, эмоции и переживания – естественными, интриги – коварными, счастье – безоблачным, музыка – бесконечно прекрасной.

16 и 19 марта 2017 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова во время спектакля «Ромео и Джульетта» (опера Ш.Гуно на либретто Ж.Барбье и М.Карре на основе одноименной трагедии У.Шекспира) случилось потрясающее единение всех артистов – солистов, хора, оркестра – и зрителей. Публика была погружена в музыкальный шедевр эпохи романтизма и сопереживала каждому человеку, находящемуся на сцене. Чувства героев были как никогда живыми, известные события взволновали сильнее, чем обычно.
Музыкальный руководитель – Фабио Мастранджело. Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»). Режиссер, сценограф, художник по костюмам и по свету – Арно Бернар. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Премьера состоялась 29 ноября 2014 года.
В ролях:
Ангелы и Демоны, Красное и Черное, горячие сердца и раскаленные клинки в спектакле "Ромео и Джульетта"16 марта: ДжульеттаИрина Костина (лауреат Международных конкурсов, сопрано), РомеоГеоргий Васильев (тенор), отец ЛоренцоЕвгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, бас), граф КапулеттиАндрей Борисенко (баритон), МеркуциоИлья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон), ТибальдВениамин Егоров (лауреат Международных конкурсов, тенор), ГертрудаАлександра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртии, меццо-сопрано), СтефаноАнна Синицына (меццо-сопрано), ЭскалМихаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас), граф ПарисСергей Шеремет (Заслуженный артист Украины, баритон), ГрегориоАлександр Попов (баритон).
Ангелы и Демоны, Красное и Черное, горячие сердца и раскаленные клинки в спектакле "Ромео и Джульетта"19 марта: ДжульеттаЕкатерина Миронычева (сопрано), РомеоГеоргий Васильев, отец ЛоренцоАндрей Фетисов (бас), граф КапулеттиАлексей Антонов (бас), МеркуциоИлья Кузьмин, ТибальдАлександр Скварко (лауреат Международного конкурса, тенор), ГертрудаИрина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), СтефаноПолина Шамаева (меццо-сопрано), ЭскалМихаил Первушин, граф ПарисАлександр Попов, ГрегориоАндрей Борисенко.


Одной из главных сил воздействия музыкального материала на внутренний мир человека мне представляются сложные картины, какие возникают в воображении меломана. Самое интересное, что, слушая одно и то же произведение не однажды, всякий раз слушатель может «увидеть» нечто новое, еще недавно остававшееся незамеченным.

Два мартовских спектакля «Ромео и Джульетта» (точнее, музыкальный материал оперы) открыли мне не просто противодействие Любви и Вражды. В этот раз симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Андрея Лебедева явил воображению полярные Вселенные – миры Ангелов и Демонов. Нежные, возвышенные, воздушные, легкие, элегантные образы в трехдольном ритме вальса, характеризующие взаимоотношения заглавных персонажей – с одной стороны, и мрачные, агрессивные, трагически-торжественные мотивы в четырехдольных маршевых тактах – с другой. Две сюжетные линии живут отдельно друг от друга, развиваются самостоятельно. Тем не менее, на каждое направление неустанно оказывает существенное влияние «стороннее обстоятельство».

Визуальное решение постановки натолкнуло еще на одну ассоциацию. Представители клана Монтекки одеты в костюмы черного цвета, наряды семьи Капулетти окрашены в разные оттенки красного. В связи с этим все, что происходит на сцене, мне бы хотелось озаглавить как конфликт Красного и Черного.

Два состава исполнителей показали совершенно разных жителей старинного итальянского города. Каждый герой – яркая личность со своими характерными особенностями. Образы персонажей – смесь британской ренессансной драматургии, французской романтической музыки, итальянского средневекового сюжета и оригинальной исполнительской трактовки.

Оба вечера на сцене царил Герой. Ромео. Георгий Васильев.
Артист создал образ сильного, мужественного человека, готового пойти на любой риск ради любимой женщины. Мелодичный, звонкий, чарующий голос рисует живописный, красочный портрет влюбленного героя.
Царственная осанка, галантность, выверенные жесты – черты, характерные для аристократа.
От порывистого, страстного, нежного юноши, каким Ромео предстает в начале спектакля, в сцене дуэли не остается и следа. В одном из самых драматичных эпизодов мы видим совершенно другого человека – жестокого, беспощадного палача, разящего убийцу своего лучшего друга. А ведь за минуту до этого герой был готов к спокойному, мирному урегулированию давнего конфликта. И вот внезапно его одолевает жажда мести, которая полностью вытесняет из души свет и тепло, какие он излучал, думая о своей любимой. Истинному Герою необходима истинная Героиня – легкая, как летний ветерок, стройная, юная и прекрасная. Это – общие черты двух замечательных Джульетт. В остальном центральные женские образы были абсолютно разными.

Героиня в исполнении Ирины Костиной – сгусток обаяния юности. Веселая, беспечная озорница, она, кажется, воспринимает новое для себя чувство любви как забавную игру. Очень внимательно и заинтересованно, но предельно осторожно наблюдает она за реакцией возлюбленного. Судьба подкидывает Джульетте немало суровых испытаний. Кажется, за время спектакля она успевает повзрослеть на несколько лет. Персонаж обретает глубину, становится более зрелым и сильным. Впечатляет та решительность, с какой девушка выпивает яд после долгих мучительных сомнений.
Екатерина Миронычева (дебют в партии) предстала в образе изысканной кокетки, аристократки, с достоинством и удовольствием входящей в новую для себя роль объекта всеобщего внимания. По-настоящему глубокие, насыщенные краски героиня обретает в момент, когда на безоблачном горизонте ее жизни возникают первые грозовые облака. Светлую душу мгновенно поглощает предчувствие неотвратимо приближающейся трагедии.

Заводя речь о героях-аристократах, нельзя не упомянуть Меркуцио. В исполнении Ильи Кузьмина лучший друг Ромео предстает гордым, величественным человеком благородного происхождения, невольником чести. Ради этого неотъемлемого элемента характера дворянина персонаж готов практически на все. В то же время мы видим жизнерадостного насмешника, весельчака, воплощение души компании, вечного заложника сиюминутных желаний.

Один из ярчайших моментов в спектакле – фехтовальный поединок между Меркуцио и Тибальдом, имеющий, как известно, судьбоносное значение не только для этих двух персонажей, но и для всей истории в целом.
Красотой, грацией и изяществом в лучших традициях зрелищных советских и европейских костюмных фильмов отличается этот бой с участием Ильи Кузьмина и Вениамина Егорова. Невероятная энергетика, харизма и взрывной темперамент обоих артистов, а также виртуозное владение мастерством сценических поединков накаляет клинки добела. Шпаги и кинжалы разят наповал.
Несколько по-иному смотрится этот бой, когда партию Тибальда исполняет Александр Скварко. Атмосфера накаляется до предела, воздух буквально пропитывается духом многовекового конфликта двух кланов. Кажется, аура «съедает» часть поединка, значительно сокращает его.

Паж главного героя Стефано – образ травести, взрывной коктейль из мальчишеского темперамента и девичьего обаяния.
В исполнении Анны Синицыной этот персонаж предстает дерзким и веселым. Сгусток положительной энергии и источник прекрасного настроения.
Полина Шамаева создает образ глубокий, насыщенный не только искрометным юмором, но и внутренним драматизмом. Смелое, несколько фривольное поведение в гостях у семьи Капулетти сменяется паникой и ужасом при виде нескольких смертей и последующего изгнания Ромео.

Отец Лоренцо – монах-алхимик. Служение Богу – его Призвание, наука – Увлечение. В знаниях заключена безграничная сила, которая может помочь решить многие проблемы, в том числе – самые серьезные. Умный, образованный человек, святой отец это прекрасно понимает.
В исполнении Евгения Ставинского священник производит впечатление верного служителя Сил Добра, применяющего свои многочисленные познания исключительно в благих целях. Увы, это далеко не всегда приводит к положительным результатам. Образ наполнен теплотой, внутренним светом и чистотой души.
Лоренцо Андрея Фетисова (дебют в партии), кажется, с головой ушел в науку, а религия осталась для него занятием второстепенным. Возможно, мудрые книги значительно ослабили некогда безграничную силу его веры, а непосредственными своими обязанностями священнослужитель занимается теперь спустя рукава.

Граф Капулетти, отец Джульетты – щедрый, хлебосольный хозяин, по-королевски угощающий своих гостей. Это зрелый человек, могущий в непростой момент принять важное решение.
Андрей Борисенко создает образ глубокий, обогащенный драматически и изысканный музыкально. Его голос звучит почти громоподобно, когда персонаж требует возмездия после гибели племянника. Когда он говорит о своей дочери, появляются ласка и теплота. Наконец, после мнимой гибели Джульетты героя охватывает ужасающее, терзающее душу горе, а вера его рушится вместе с огромным крестом, который несчастный отец роняет.
Граф Алексея Антонова, на мой взгляд, похож на венецианского дожа. Рост и стать роднят Его Сиятельство с европейским лидером эпохи Средневековья. Подобный правитель очень четко и громогласно объявляет судьбоносные для народа решения, когда - радостные и приятные, а когда – печальные и трагические.

Еще одна величественная персона – веронский герцог Эскал. В исполнении Михаила Первушина этот герой – воплощение величия, истинный вершитель судеб своего народа. Он устал от давней, ни на минуту не ослабевающей вражды двух семей, но, несмотря на очередной случай кровопролития, должен принять верное, справедливое решение.
Сочетание мощного голоса, четких, повелительных жестов и царственного вида – воплощение мудрого лидера, ведущего свой народ в единственно верном направлении. Предел мечтаний подданных и граждан, живущих в любой стране, в какую угодно эпоху!

Кормилица Джульетты Гертруда (Александра Саульская-Шулятьева, Ирина Ромишевская) – немолодая женщина, утратившая былую красоту и ставшая объектом насмешек прислуги семейств Капулетти и Монтекки. Обладательница сильного характера, она неустанно вызывает обидчиков на словесные дуэли, где ей нет равных.
Прежде всего, Гертруда – няня, и ее главная задача – уход за юной Джульеттой. Именно кормилица готовит ее к повторному выходу замуж.

В течение двух дней было очень интересно наблюдать за артистами, исполняющими разные партии. Так, Андрей Борисенко после величественно-трагического графа Капулетти вышел на сцену в образе дерзкого слуги Капулетти Грегорио, а Александр Попов сперва сыграл роль все того же Грегорио, выслеживающего юного пажа, а затем – жениха Джульетты, графа Париса (в первый день эту партию исполнил Сергей Шеремет).

Артисты хора в самой печальной повести на свете – гости на балу в честь светского дебюта Джульетты и на ее так и не состоявшейся свадьбе, представители свиты и охраны Эскала, родственники и слуги семейств Капулетти и Монтекки. Изначально сторонние наблюдатели, постепенно они становятся непосредственными активными участниками действия: танцуют, общаются и беззаботно веселятся на празднике, а затем внезапно сходятся друг с другом в зрелищных фехтовальных поединках. В итоге мы наблюдаем весьма печальную картину превращения беззаботного, счастливого праздника во имя молодости, красоты и счастья в массовое побоище, в карнавал на крови.

16 и 19 марта 2017 года на сцене «Новой Оперы» все было по-настоящему. Чувства героев, светлые и мрачные, прекрасные и ужасные, нежные и агрессивные, были максимально искренними и естественными. В течение этих двух вечеров мне посчастливилось наблюдать редчайшее явление – полное единение артистов на сцене и в оркестровой яме со зрителями. Происходящее на сцене воспринималось уже не как зрелище, а как случай из жизни. Казалось, что все смешалось – Москва и Верона, Современность и Средневековье, Вера и Наука, Любовь и Алхимия. Вот она, магия театра, в самом лучшем воплощении!

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц
Еще фотографии:
16 марта
19 марта

Категория: Театр » Музыкальный театр