интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » История и Легенда в опере Валерии Бесединой "Самозванка"

 
 
 

История и Легенда в опере Валерии Бесединой "Самозванка"

Автор: Ольга Пурчинская от 12-02-2017, 23:53, посмотрело: 2905

История нашей страны полна тайн и загадок, не разгаданных до сих пор. Знаменитые личности, внесшие весомый вклад в создание сильной, мощной Империи, огромной территории, с которой должны считаться и союзники, и недруги, соседствуют с легендами, чья значительность в глобальных масштабах на сегодняшний день не доказана.

На протяжении своей долгой жизни, насчитывающей не одну сотню лет, Россия (Киевская Русь, Российская Империя) усилиями своих властителей-самодержцев вела неустанную, бесконечную борьбу за увеличение своей территории. Наиболее глубокий след в истории нашего Государства оставили правители, коим удалось расширить отечественную географию путем присоединения новых земель, как западных, так и восточных.

Одной из ярчайших личностей, когда-либо возглавлявших самую большую страну мира, является императрица Екатерина II (1762 – 1796). Ее восшествие на престол стало результатом дворцового переворота. Иностранное происхождение царицы вызывало немало споров о ее праве на правление Россией. Многие государства не желали мириться с такой владычицей, плели цепи заговоров, но, несмотря ни на что, самодержица так и не была побеждена, ловко подавляя любые мятежи и восстания.

Попыток свергнуть государыню, которая, кажется, заняла свой трон незаконно, случалось немало. Один из самых знаменитых примеров подобного вмешательства в естественный (династический) ход истории связан с загадочной княжной Елизаветой Таракановой, самозванкой, выдававшей себя за дочь Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского и утверждавшей, что она – и только она – имеет право возглавить Российскую Империю. Сместить императрицу дерзкой красавице сомнительного (и так до конца и не подтвержденного) происхождения так и не удалось: она была доставлена из Италии графом Алексеем Орловым и заключена в темницу, где и скончалась.

Подробности этого фрагмента отечественной истории до сих пор находятся под покровом тайны. Между тем, роскошь екатерининской эпохи и сложный клубок мелодраматических отношений при дворе и за его пределами будоражат воображение деятелей искусства на протяжении долгих лет. В результате создано немало произведений – картин, книг, театральных постановок, - основанных на загадочном сюжете, имеющим, в том числе, романтический подтекст.

История и Легенда в опере Валерии Бесединой "Самозванка"Интересную версию взаимоотношений Екатерины II, княжны Таракановой и Алексея (Алехана) Орлова показала нам опера Валерии Бесединой «Самозванка», созданная на либретто Святослава Беседина. Камерная версия этого произведения прозвучала 9 февраля 2017 в Зеркальном фойе московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Событие состоялось в рамках традиционного Крещенского фестиваля, проходившего в этом году под заголовком «Старый Новый век» (в центре внимания – музыка ХХ и XXI веков). Хормейстер – Юлия Сенюкова. Музыкальный руководитель – Александр Жиленков (лауреат Международного конкурса, фортепиано). Режиссер – Надежда Столбова.
В ролях: ГосударыняЕвгения Сегенюк (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано), КняжнаНаталия Мельник (лауреат Международного конкурса, сопрано), КанцлерДмитрий Бобров (тенор), Алексей ОрловАртем Гарнов (баритон), крестница ОрловаСофья Селезнева (лауреат Международных конкурсов, народный голос), итальянецАнтон Бочкарев (тенор), матросыАнатолий Григорьев (баритон), Антон Бочкарев.

Эпоха правления Екатерины II представляется эдаким «золотым» веком, полным блистательных балов и иных великосветских раутов, истинным торжеством роскоши и богатства. Между тем, стоит только внимательно присмотреться, то станет очевидно, что весь лоск, блеск и безбедная жизнь – участь сравнительно небольшой группы людей. Своими реформами императрица максимально расширила возможности представителей дворянского сословия, параллельно сократив права подавляющего большинства населения до минимума. А это значит, что период ее царствования – очередной этап смутного времени, затянувшегося в России до бесконечности. Да еще и иностранные захватчики атакуют…

Опера начинается с пролога. Русский народ молит высшие силы о помощи, прощении и спасении от гнета вражеских захватчиков.
Канцлер доводит до сведения Государыни сверхсекретную важнейшую информацию: в Италии объявилась девушка, преследующая одну цель – занять российский трон. Молодая Княжна, представляющаяся всем дочерью императрицы Елизаветы Петровны, заявляет о своих исключительных правах на престол. Екатерина прекрасно понимает, что самозванка представляет реальную угрозу. Ее необходимо как можно скорее устранить.
Непростую миссию государственного характера Ее Величество поручает Алексею Орлову, находящемуся в Италии по государственным делам. Получив приказ, граф мгновенно принимается за дело.
Первая встреча Княжны и Алексея окутана ореолом таинственности. Знакомство герои на маскараде, где изысканно флиртуют друг с другом. Государыня, узнав об этом, испытывает серьезные муки ревности – она сама тайно влюблена в графа.
Княжна вскоре раскрывает тайну своего происхождения и рассказывает, какую преследует цель. Она просит Алексея помочь ей сместить узурпаторшу Екатерину и самой взойти на престол.
На корабле, плывущем в Россию, герои сочетаются браком, обмениваются традиционными клятвами. Однако, едва ступив на землю, самозванка попадает под арест.
Алексей пытается разжалобить императрицу, чтобы она освободила пленницу, но та, угнетенная ревностью и опасающаяся за свой трон, непоколебима в своем суровом решении.
Между тем, Княжна подвергается суровым допросам с пристрастием. Она не теряет надежды, что придет любимый и спасет ее и их не родившегося еще сына, но суровый Канцлер предрекает ее скорую казнь.

Исполнение оперы предполагало форму концерта и не вовлекало в дело многочисленный реквизит. Между тем, интерьеры Зеркального фойе театра «Новая Опера» без помощи ярко выраженных постановочных хитростей позволили создать самый настоящий спектакль. Все, что происходило на сцене, выглядело так, словно мы попадали, в зависимости от очередного поворота сюжета, то в покои Государыни, то в Петербург, то в Италию, то на корабль, то в каземат. Единственным дополнительным элементом сценографии стал трон, на котором попеременно посидели и императрица, и самозванка, и граф. Это – не просто символ безграничной власти самодержицы, а самый настоящий фетиш, обагренный кровью всех, кто хотел бы его занять. А сколько ее еще прольется!

Колонны и лестницы в стиле архитектуры театра эпохи классицизма, загадочный полумрак и костюмы артистов позволили нам вместе с героями оперы оказываться то на изысканном балу, то на итальянской площади, то в леденящем душу каземате, то в роскошных комнатах императрицы.

В этом спектакле важную роль приобретает работа с предметами. Так, гадая Алексею, его крестница повязывает голову графа красной лентой. Пророчество обагрено в самом буквальном смысле. Как показывает ход истории, не зря.
Первая встреча Орлова с Княжной проходит на балу, лица их скрыты за масками. Что же происходит – легкий флирт или начало чего-то большего? Понять это на таком свидании невозможно!

Роскошные пышные костюмы из драгоценных материалов, расшитые золотом, углубляют ощущение присутствия при дворе Екатерины II. Украшения не только дополняют наряды, но и приобретают функциональное значение. Например, брошь с алым камнем, вдетая в лиф платья Государыни, оказывается ловко запрятанным кинжалом. Рубин на рукоятке – предвестник кровавых событий, влекущих за собой драматичную развязку.

Музыкальный материал захватывает и с первых секунд погружает в мир человеческих чувств и эмоций. Темы любви и чести, власти и долга, предательства и благородства, коварства и кокетства, отчаяния и жестокости, инстинктов и привычек прослеживаются в характере каждого персонажа, вне зависимости от его происхождения и социального положения. Мелодии проникают в глубину души, после спектакля хочется напеть ту или иную арию или дуэт. Нежная лирика соседствует здесь с изящным флиртом, а личная трагедия героев – с беззаботным весельем. Сюжетно-звуковая канва «соткана» из галантных светских, а также народных и духовных мотивов.

Артисты создали цельные, яркие образы, в одном спектакле гармонично соединились исторические личности и вымышленные персонажи (которые, впрочем, вполне могли существовать на самом деле).

История и Легенда в опере Валерии Бесединой "Самозванка"Государыня Екатерина II в исполнении Евгении Сегенюк предстает величественной дамой, сильной, волевой, на первый взгляд, лишенной каких-либо чувств. На самом деле, императрица просто не дает волю сантиментам в обществе. Любые откровения и исповеди возможны лишь наедине с собой, в краткие минуты отдыха. А беспокоит царицу очень многое! Самое главное, безусловно, - защитить свой трон от посягательств самозванки. Желательно избежать кровопролития.
История и Легенда в опере Валерии Бесединой "Самозванка"Царица влюблена в графа АлексеяОрлова, и ее не могут не беспокоить стремительно развивающиеся отношения между ним и Княжной, заявившей свои права на российский престол. Вершительница судеб жестоко отомстит сопернице!
Глубокий, насыщенный, «темный» голос певицы, в зависимости от перипетий, колеблется на огромном диапазоне. Невеселые мысли подаются очень низким звуком, эмоциональные всплески значительно повышают и силу, и высоту. Накал страстей так высок, что, кажется, можно обжечься – обдает то жаром, то холодом.

Загадочная Княжна (Наталия Мельник), заявившая о своем исключительном праве на престол – героиня совершенно иного характера. Стройная, изящная, кокетливая, она привлекает безграничным обаянием юности. Но не только! В таинственном персонаже все эти черты удивительным образом уживаются с сильным характером и безграничной уверенностью в собственных возможностях. Правду она говорит о своем происхождении или нет – история об этом умалчивает, но то, что она способна вскружить голову – очевидный факт.
Нежный, «светлый» лиризм в голосе артистки сочетается с драматическим нутром. В начале перед нами возникает легкая, беззаботная таинственная красавица, скрытая на балу за маской. Постепенно она обретает уверенность в своих силах и безграничных возможностях. На пути к заветной цели – российской короне – Княжна не остановится ни перед чем. Потеря свободы и предательство любимого человека наполняют все существо героини сильными, глубокими чувствами. Боль и отчаяние «поднимают» совершенно неожиданные черты характера легендарной самозванки.

История и Легенда в опере Валерии Бесединой "Самозванка"В спектакле есть Герой, и имя ему – Алексей (Алехан) Орлов. Граф (младший брат фаворита Екатерины II, довольно длительное врем имевший серьезное влияние при дворе, позднее был отправлен по делам государства в Италию) здесь предстает утонченным, благородным человеком, умеющим не только отдаваться страсти, но и трезво оценивать ситуацию. Этот персонаж мечется между долгом перед государством, на чье благо он служит, и собственными чувствами. Красавица самозванка очаровала его, затем Алексей влюбился. Что же выбрать? Верный Государыне, граф выполняет взятые на себя обязательства. Но чего ему это стоило!
Артем Гарнов создает образ светлого, честного перед самим собой героя. Постоянные муки выбора соседствуют с легким, беззаботным «итальянским» флиртом на балу, а чувство долга и чести – с нежностью, теплотой и добротой, на какие способен лишь глубоко влюбленный человек. Всю сложную палитру чувств передает мягкий, «бархатистый», глубокий голос «теплого» оттенка.

Неожиданные, интересные «мазки» добавила в музыкальную «канву» оперы крестница Орлова (Софья Селезнева). Ее голос, звучащий в «народной» манере, добавил в изысканную академическую атмосферу несколько ярких нот, естественности, искренности и обаяния.

Сила и жестокость власти воплотились в образе Канцлера (Дмитрий Бобров), не только пытающего пленную самозванку, но и проявляющего к ней личный интерес. Резкий, грубый, пронизывающий острым взглядом и «ледяным» тоном, этот персонаж безжалостно карает всех, кого посчитает врагом престола.

Несколько «мажорных» фрагментов в спектакле связаны с представителями обслуживающего персонала – матросами (Антон Бочкарев и Анатолий Григорьев) и итальянским гондольером (Антон Бочкарев). Их арии дополнены веселыми танцами и представляют собой сгусток положительной энергии и позитива.

Артисты хора выступили в роли угнетенного народа, замученного затянувшимися смутными временами и постоянными налетами вражеских захватчиков.
Потрясающая полифония звучала и в духовной, и в народной, и в торжественно-академической манере. Иногда казалось, что голоса льются откуда-то сверху, а произносимые слова могут оказаться пророческими.

Камерный формат вечера не предполагает наличие симфонического оркестра. Все богатство, стилистическое и драматическое разнообразие музыкального материала показал рояль под управлением Александра Жиленкова. Мелодии создают и поддерживают атмосферу великосветского бала и темницы, плывущего корабля и покоев императрицы. Именно в музыке зашифрованы те сложнейшие колебания человеческих душ, которые наблюдаются в течение всего спектакля.

Очень приятно осознавать, что исторические личности увековечиваются не только в официальных летописях и хрониках, но и в произведениях искусства – музыки, живописи, литературы и т.д. Именно художественное воплощение помогает увидеть человеческие черты в характерах самых разных людей и попробовать понять, что именно побудило тех, кто жил много поколений назад, предпринять то или иное действие.

Спектакль получился очень живым и естественным, полным мелодраматизма и восхитительной музыки, такой, какую хочется слушать снова и снова и пытаться разгадать, какие же секреты российской короны там зашифрованы.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр