«Княжна Тараканова» - наиболее знаменитый портрет кисти российского художника, исторического живописца Константина Флавицкого (1830-1866). За эту работу, написанную в 1864 году, мастеру было присвоено звание профессора.
Сюжет картины основан на легенде о гибели княжны Таракановой 21 сентября 1777 года во время наводнения в Санкт-Петербурге. Фоном для разворачивающихся на глазах ценителей изобразительного искусства служит каземат Петропавловской крепости. В помещение стремительно врываются потоки воды - за окнами бушует не на шутку разыгравшаяся стихия. Пол в тюремной камере заливается водой из зарешеченного окна. Молодая узница пытается спастись от надвигающейся беды, стоя на кровати. К ее ногам подбираются промокшие до нитки крысы.
Благодаря полотну Флавицкого легенда о том, что княжна Тараканова утонула во время наводнения, томясь в неволе в Петропавловской крепости, стала одной из наиболее популярных в народе (а вокруг этой полуисторической, полумифической личности существовало огромное количество самых разных слухов).
Княжна Тараканова - самозванка, выдавшая себя одновременно за дочь императрицы Елизаветы Петровны и сестру донского казака Емельяна Пугачева. Императрица Екатерина II приказала арестовать ее, и в мае 1775 года пленницу доставили в Петропавловскую крепость. Несмотря на живописную легенду, официальная версия причины смерти авантюристки 4 декабря 1775 года - чахотка. Истинных сведений о своем происхождении она не сообщила даже посетившему ее перед смертью священнику. Ее трагическая история и стала основой для сюжета картины. Уничтожающие все на своем пути мощные потоки воды и обреченность в глазах молодой женщины на портрете, производят очень сильное впечатление, надолго создают ощущение неотвратимости Рока, напоминают о безграничной силе Судьбы.
Первое представление картины широкой публике состоялось в 1864 году, на выставке в Академии художеств вскоре после написания. Известный музыкально-художественный критик В.В.Стасов высоко оценил новое произведение изобразительного искусства. В частности, он назвал творение молодого живописца «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи».
Уже после смерти художника в 1866 году самое знаменитое его полотно приобрел русский предприниматель и меценат Павел Третьяков. Сегодня картина размером 245х187 см экспонируется в Государственной Третьяковской галерее.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Сюжет картины основан на легенде о гибели княжны Таракановой 21 сентября 1777 года во время наводнения в Санкт-Петербурге. Фоном для разворачивающихся на глазах ценителей изобразительного искусства служит каземат Петропавловской крепости. В помещение стремительно врываются потоки воды - за окнами бушует не на шутку разыгравшаяся стихия. Пол в тюремной камере заливается водой из зарешеченного окна. Молодая узница пытается спастись от надвигающейся беды, стоя на кровати. К ее ногам подбираются промокшие до нитки крысы.
Благодаря полотну Флавицкого легенда о том, что княжна Тараканова утонула во время наводнения, томясь в неволе в Петропавловской крепости, стала одной из наиболее популярных в народе (а вокруг этой полуисторической, полумифической личности существовало огромное количество самых разных слухов).
Княжна Тараканова - самозванка, выдавшая себя одновременно за дочь императрицы Елизаветы Петровны и сестру донского казака Емельяна Пугачева. Императрица Екатерина II приказала арестовать ее, и в мае 1775 года пленницу доставили в Петропавловскую крепость. Несмотря на живописную легенду, официальная версия причины смерти авантюристки 4 декабря 1775 года - чахотка. Истинных сведений о своем происхождении она не сообщила даже посетившему ее перед смертью священнику. Ее трагическая история и стала основой для сюжета картины. Уничтожающие все на своем пути мощные потоки воды и обреченность в глазах молодой женщины на портрете, производят очень сильное впечатление, надолго создают ощущение неотвратимости Рока, напоминают о безграничной силе Судьбы.
Первое представление картины широкой публике состоялось в 1864 году, на выставке в Академии художеств вскоре после написания. Известный музыкально-художественный критик В.В.Стасов высоко оценил новое произведение изобразительного искусства. В частности, он назвал творение молодого живописца «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи».
Уже после смерти художника в 1866 году самое знаменитое его полотно приобрел русский предприниматель и меценат Павел Третьяков. Сегодня картина размером 245х187 см экспонируется в Государственной Третьяковской галерее.
Ольга Пурчинская
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета