Екатерина II «Великая» (1729 – 1796)… Что нам известно о ней? Если измерить масштаб ее достижений, то, выражаясь современным языком, можно совершенно четко обозначить, что перед нами – один из самых популярных отечественных монархов, принадлежавших к династии Романовых. В результате дворцового переворота 1662 года сменила на троне своего мужа, императора Петра III (1728 – 1762). Таким образом немецкая принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская возглавила Российскую Империю, которой правила более трех десятилетий (1762 – 1796).
Из многочисленных «достижений» Ее Величества в течение долгого царствования выделяется, прежде всего, стремительный рост дворянства как привилегированного сословия на фоне практически полного порабощения крестьян.
Екатерининская эпоха ознаменовалась расширением государственных границ России в сторону Запада. К огромной территории страны присоединились отдельные районы Речи Посполитой и Кавказа, Новороссия, Крым (Таврида) и т.д.
В культурном плане политика Екатерины поддерживала философско-мировоззренческие настроения, свойственные западноевропейской цивилизации, вошедшей в XVIII столетии в век Просвещения. Она даже получила название «Просвещенного абсолютизма».
Имя великой императрицы увековечено во многих произведениях искусства – литературы, живописи, театра и кино. Среди современных сочинений – опера Давида Тухманова «Царица» на либретто Юрия Ряшенцева в соавторстве с Галиной Полиди. Режиссер-постановщик – Дмитрий Бертман (Народный артист России). Дирижер-постановщик – Константин Чудовский. Дирижер – Андрей Шлячков. Сценография и костюмы – Игорь Нежный (Заслуженный художник России), Татьяна Тулубьева (Заслуженный художник России). Художник по свету – Дамир Исмагилов (Заслуженный деятель искусств России). Хормейстер – Евгений Ильин. Хореограф-постановщик – Эдвальд Смирнов. Автор идеи проекта – Лев Лещенко (Народный артист России).
Мировая премьера состоялась 22 июля 2009 года в Александринском театре. В столице первые показы спектакля прошли на сцене Государственного Кремлевского Дворца. 2 февраля 2016 года постановка впервые была сыграна в большом зале «Стравинский» московского музыкального театра «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана. Эти строки рождаются под впечатлением от действа, увиденного 5 ноября.
В ролях: княгиня Екатерина – Елена Семенова (сопрано), Екатерина II – Елена Михайленко (сопрано), императрица Екатерина Великая – Лариса Костюк (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), граф Григорий Орлов – Вадим Заплечный (Заслуженный артист России, тенор), граф Никита Панин – Александр Киселев (бас), Григорий Потемкин – Максим Перебейнос (баритон), князь Потемкин-Таврический – Петр Морозов (баритон), Платон Зубов – Василий Ефимов (тенор), графиня Брюс / генеральша Ливен – Ольга Спицына (меццо-сопрано), Александрина – Марина Калинина (Заслуженная артистка России, сопрано), Густав IV – Тимур Сланов (контратенор), 1-й гвардеец / 1-й посол – Андрей Паламарчук (тенор), 2-й гвардеец / 2-й посол (старожил) / 2-й работник на балу – Дзамболат Дулаев, Петр III – Алексей Вертоградов, мужской голос – Алексей Орехов, женский голос – Ольга Давыдова.
Первое, что видят зрители, едва поднимается занавес – поистине роскошные, масштабные декорации. С первых секунд публика попадает в потрясающей красоты покои императрицы, обставленные роскошной мебелью, щедро декорированные золотом и драгоценным фарфором тончайшей работы (продукция Русского императорского завода, созданная специально для спектакля). Не меньше восхищает зал, где Екатерина принимает важных гостей и устраивает многочисленные балы. Великолепные костюмы из дорогой материи (парча, шелк, бархат и т.д.), украшенные кружевом, вышивкой и драгоценными камнями – ярчайший показатель богатства приближенных к Ее Величеству дворян.
С ослепительным блеском великосветского Петербурга контрастирует скромная, аскетичная атмосфера, ставшая фоном для жизни простых подданных и крепостных крестьян, вынужденных надрываться, чтобы заработать себе на пропитание. Просторная, мешковатая одежда на фоне баснословно дорогих туалетов знати создает четкие визуальные образы угнетенного русского народа.
В основе спектакля – жизнь и царствование императрицы Екатерины Великой. За два с половиной часа действия охватывается длинный промежуток времени (1745 – 1796). Годы идут, героиня взрослеет, развивается, неустанно меняется на протяжении всего действа. Центральный образ как бы «растягивается» на три «главы». На каждом этапе его воплощают разные солистки, разные голоса, разные характеры.
Глава 1: От ожидания брака с Петром III и романа с Григорием Орловым до дворцового переворота, в результате которого Великая Княгиня Екатерина станет Императрицей Екатериной II.
В этом эпизоде перед нами – юная девушка, пылкая, искренняя, страстная. Великая княгиня в исполнении Елены Семеновой очаровывает светлым, нежным образом, легким, изящным станом и чистым, звонким, «хрустально-серебристым» голосом. Ее героиня - иностранка, еще не привыкшая к новым, весьма суровым реалиям жизни. Но принцесса готова пойти на многое, вплоть до смены религии, тщательного изучения русского языка, местных законов, нравов, обычаев, порядков и т.д.
Трепетно и возвышенно, элегантно и благородно, нежно и ласково звучат ее речи, обращенные к возлюбленному, помогающему девушке не только освоиться в чужой стране, но и избавиться от ненавистного супруга. Между тем, встав во главу войска, Екатерина становится сильной, харизматичной, энергичной, бесстрашной, мгновенно принимающей важнейшие решения. Именно такой и должна быть императрица!
Истинная царица, после успешно проведенного дворцового переворота и подавления сопутствующих мятежей она, наконец, становится во главе государства. Именно в этот момент полного триумфа героиня понимает, что ее личное счастье отныне становится второстепенным делом. Теперь для нее гораздо важнее – благополучие страны и каждого живущего здесь человека.
Так Женщина становится Королевой.
Глава 2: От масштабных планов по завоеванию Тавриды и романа с Григорием Потемкиным до триумфа в политике и нового этапа в личной жизни. В итоге Екатерина II станет императрицей Екатериной Великой.
Здесь мы видим уже не ту молоденькую, искренне влюбленную барышню, на многие моменты жизни смотрящую сквозь призму своих чувств. Елена Михайленко представила Екатерину II сильной, властной, величественной дамой. Яркий, глубокий, мощный голос певицы в сочетании со стальным блеском глаз, «королевской» осанкой и четкими, повелительными жестами создает образ грозной властительницы, готовой пойти на очень многое, чтобы всем соотечественникам жилось как можно лучше. Именно такая императрица – волевая, решительная, обладающая «орлиным» взором и грамотно управляющая собственными желаниями, способна не только руководить уже имеющейся территорией, но и триумфально присоединять к ней новые земли.
Уже и без того огромная Россия все быстрее расширяет свои границы, главным образом, в сторону Запада. Империя становится все крепче. Величие царицы стремительно крепчает.
Глава 3: Екатерина Великая уже бабушка, и теперь в важнейших делах большой политики должна принять деятельное участие ее внучка, возможно, даже вопреки собственным ожиданиям счастья с любимым человеком.
Третье «воплощение» центральной героини – императрица Екатерина Великая. В интерпретации Ларисы Костюк Ее Величество – пожилая, сгорбленная женщина, сильно уставшая от неустанно наваливающихся на ее плечи важнейших государственных дел. Но голос не утратил волевых интонаций и громоподобного тона, и завораживающего звука, взор – остроты, а ум – скорости и пытливости.
Стабильная политическая ситуация вновь оказывается под угрозой, и опять все важнейшие решения остаются за легендарной царицей. Но в этот раз у нее есть юная помощница – внучка Александрина (Александра Павловна), которая должна способствовать заключению мира со Швецией путем бракосочетания с малолетним королем этой страны Густавом IV. Но не все так просто. Камнем преткновения оказывается религия.
Впрочем, как известно, сложности возникали на пути Екатерины Великой уже очень много раз, а она – слишком сильная личность, чтобы уступать им. Как же разрешится непростая ситуация? Сможет ли императрица спасти престиж своей страны, символом которой она, по сути, уже стала?
На всех трех этапах Ее величеству помогали фавориты – две сильные, мудрые личности и один инфантильный, не слишком глубокий юноша.
Дворцовый переворот, в результате коего героиня взошла на престол, организовал Григорий Орлов. В исполнении Вадима Заплечного знаменитый граф представляет собой пылкого, страстного молодого человека, искренне влюбленного в юную принцессу и от души желающего помочь ей избавиться от угнетающего жизнь обстоятельства – нелюбимого, болезненно инфантильного супруга.
Мощный темперамент, энергетика и харизма делают этого персонажа прирожденным лидером, способным завести огромную толпу, а глубокий лирический драматизм – героем-любовником, могущим быть как нежным, так и роковым.
Существенное расширение территории нашей страны на Запад путем присоединения Тавриды стало возможно благодаря фавориту Екатерины II, Григорию Потемкину.
Максим Перебейнос интерпретирует эту легендарную личность как взрослого, зрелого человека, опытного дипломата и яркого политика, героя, способного завести народные массы (которые, как известно, чаще объединяются не «за» кого-то, а «против»). Живой ум и несгибаемый характер персонажа подкрепляются аристократизмом облика, статью и «бархатными» нотками в глубоком, благородном голосе.
Профессиональный триумф совпал для этого героя с неудачей на личном фронте: получив Тавриду, Екатерина предпочла расстаться с фаворитом. Естественно, уходит он не с «пустыми руками». Помимо щедрых даров, Григорий Потемкин получает приставку к своей фамилии, и теперь зовется князем Потемкиным-Таврическим. Новое имя – новый образ. В исполнении Петра Морозова Его Светлость – радушный хозяин грандиозного, роскошного бала, блестящий великосветский господин. Между тем, продолжая строить грандиозные планы по поводу создания новой архитектуры столицы, он теряет главную свою привилегию, а, значит, будет вынужден покинуть Петербург, и совсем скоро.
Императрица Екатерина Великая – дама уже довольно преклонных лет, что, однако, не мешает ей продолжать вести активную личную жизнь. Имя ее очередного фаворита – Платон Зубов. Этому кавалеру, как и всем предыдущим, предстоит выполнить важнейшую государственную миссию: обеспечить мир России со Швецией путем заключения брака между внучкой Ее Величества, великой княжной Александрой Павловной (Александриной) и юным королем Густавом IV.
Василий Ефимов создал образ несколько суетливого, очень активного, стремящегося угодить своей даме сердца, вернее, выполнить ее приказ. Однако, этому персонажу не хватает внутренней силы и того самого дара убеждения, без коего невозможно представить себе успешного политика.
Нежностью, грацией, девичьим изяществом, «хрустальным» голосом и прозрачной легкостью очаровала Александрина в исполнении Марины Калининой. Внучка императрицы, великая княжна напомнила в начале опереточную героиню-субретку, беззаботную, хорошенькую, искрящуюся. Под стать ей пришелся и шведский король Густав IV (Тимур Сланов), завороживший прекрасным голосом, доносящимся, кажется, с небес, но не лишенным сильного мужского темперамента. Позднее героиня будто выросла, созрела, в образе появился внутренний надрыв, во взгляде – глубина.
Дуэт юных представителей знаменитых монарших Домов Старого Света в визуальном плане напомнил одну из прелестных фарфоровых композиций, будоражащих воображение эффектным сочетанием элегантности и величия.
Решительно и почти гипнотически звучит голос графа Никиты Панина (Александр Киселев), когда он решает судьбу дальнейших взаимоотношений только что коронованной императрицы Екатерины II и ее фаворита графа Григория Потемкина. А ведь здесь героиня думает уже не о своей личной жизни, а о судьбе своей страны, и все женские переживания и чувства ее теперь отходят на второй план.
На протяжении всего действа на сцене возникает загадочная фигура, неизменно одетая в черное. Сперва это – придворная дама графиня Брюс, приближенная к императрице, затем – няня царских внуков, генеральша Ливен. От обеих дам в исполнении Ольги Спицыной чувствуется невероятная энергетика и исходит ореол таинственности.
Яркие, замечательные образы создали и исполнители небольших партий: Андрей Паламарчук (1-й гвардеец, 1-й посол), Дзамболат Дулаев (2-й гвардеец, 2-й посол (Старожил), 2-й работник на балу), Алексей Вертоградов (Петр III), Андрей Орехов (мужской голос) и Ольга Давыдова (женский голос).
Артисты хора создали контрастные образы представителей роскошной, баснословно богатой элиты великосветского Петербурга и бедствующих, угнетенных представителей русского народа. Восхитительная полифония наполняла зал торжественными, радушными звуками кратких бесед гостей балов и тревожно-созерцательными фрагментами разговоров простых подданных Ее Величества.
Симфонический оркестр театра «Геликон-Опера» под управлением Андрея Шлячкова погрузил публику в насыщенный музыкальный материал. Мелодии Давида Тухманова стали фундаментальной основой сложнейших, многогранных образов как отдельных личностей, оставивших глубокий след на полотне отечественной (и мировой) истории, так и целого народа, переживающего на протяжении всей своей долгой истории непростые, смутные времена.
Музыкальный материал оперы пропитан величием, торжественностью и масштабностью. Во время его прослушивания создается устойчивое ощущение присутствия в Зимнем дворце на одном из многочисленных балов или великосветских приемов. Перед глазами еще при закрытом занавесе встает сияющее золотое убранство царских покоев, а всего через мгновение – гнетущая обстановка быта закрепощенных крестьян.
Кем была Екатерина Великая? Женщиной. Императрицей. Символом России. Человеком, присоединившим к Западу нашей страны несколько важнейших в стратегическом плане регионов. Человеком, вынужденным постоянно выбирать между благополучием страны и личным счастьем. А оправдают ли себя многочисленные жертвы, станет ясно лишь через века. Такова она, непростая судьба Царицы, чей непросто жизненный путь нам удалось пройти вместе с ней за два с половиной часа.
Ольга Пурчинская
Из многочисленных «достижений» Ее Величества в течение долгого царствования выделяется, прежде всего, стремительный рост дворянства как привилегированного сословия на фоне практически полного порабощения крестьян.
Екатерининская эпоха ознаменовалась расширением государственных границ России в сторону Запада. К огромной территории страны присоединились отдельные районы Речи Посполитой и Кавказа, Новороссия, Крым (Таврида) и т.д.
В культурном плане политика Екатерины поддерживала философско-мировоззренческие настроения, свойственные западноевропейской цивилизации, вошедшей в XVIII столетии в век Просвещения. Она даже получила название «Просвещенного абсолютизма».
Имя великой императрицы увековечено во многих произведениях искусства – литературы, живописи, театра и кино. Среди современных сочинений – опера Давида Тухманова «Царица» на либретто Юрия Ряшенцева в соавторстве с Галиной Полиди. Режиссер-постановщик – Дмитрий Бертман (Народный артист России). Дирижер-постановщик – Константин Чудовский. Дирижер – Андрей Шлячков. Сценография и костюмы – Игорь Нежный (Заслуженный художник России), Татьяна Тулубьева (Заслуженный художник России). Художник по свету – Дамир Исмагилов (Заслуженный деятель искусств России). Хормейстер – Евгений Ильин. Хореограф-постановщик – Эдвальд Смирнов. Автор идеи проекта – Лев Лещенко (Народный артист России).
Мировая премьера состоялась 22 июля 2009 года в Александринском театре. В столице первые показы спектакля прошли на сцене Государственного Кремлевского Дворца. 2 февраля 2016 года постановка впервые была сыграна в большом зале «Стравинский» московского музыкального театра «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана. Эти строки рождаются под впечатлением от действа, увиденного 5 ноября.
В ролях: княгиня Екатерина – Елена Семенова (сопрано), Екатерина II – Елена Михайленко (сопрано), императрица Екатерина Великая – Лариса Костюк (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), граф Григорий Орлов – Вадим Заплечный (Заслуженный артист России, тенор), граф Никита Панин – Александр Киселев (бас), Григорий Потемкин – Максим Перебейнос (баритон), князь Потемкин-Таврический – Петр Морозов (баритон), Платон Зубов – Василий Ефимов (тенор), графиня Брюс / генеральша Ливен – Ольга Спицына (меццо-сопрано), Александрина – Марина Калинина (Заслуженная артистка России, сопрано), Густав IV – Тимур Сланов (контратенор), 1-й гвардеец / 1-й посол – Андрей Паламарчук (тенор), 2-й гвардеец / 2-й посол (старожил) / 2-й работник на балу – Дзамболат Дулаев, Петр III – Алексей Вертоградов, мужской голос – Алексей Орехов, женский голос – Ольга Давыдова.
Первое, что видят зрители, едва поднимается занавес – поистине роскошные, масштабные декорации. С первых секунд публика попадает в потрясающей красоты покои императрицы, обставленные роскошной мебелью, щедро декорированные золотом и драгоценным фарфором тончайшей работы (продукция Русского императорского завода, созданная специально для спектакля). Не меньше восхищает зал, где Екатерина принимает важных гостей и устраивает многочисленные балы. Великолепные костюмы из дорогой материи (парча, шелк, бархат и т.д.), украшенные кружевом, вышивкой и драгоценными камнями – ярчайший показатель богатства приближенных к Ее Величеству дворян.
С ослепительным блеском великосветского Петербурга контрастирует скромная, аскетичная атмосфера, ставшая фоном для жизни простых подданных и крепостных крестьян, вынужденных надрываться, чтобы заработать себе на пропитание. Просторная, мешковатая одежда на фоне баснословно дорогих туалетов знати создает четкие визуальные образы угнетенного русского народа.
В основе спектакля – жизнь и царствование императрицы Екатерины Великой. За два с половиной часа действия охватывается длинный промежуток времени (1745 – 1796). Годы идут, героиня взрослеет, развивается, неустанно меняется на протяжении всего действа. Центральный образ как бы «растягивается» на три «главы». На каждом этапе его воплощают разные солистки, разные голоса, разные характеры.
Глава 1: От ожидания брака с Петром III и романа с Григорием Орловым до дворцового переворота, в результате которого Великая Княгиня Екатерина станет Императрицей Екатериной II.
В этом эпизоде перед нами – юная девушка, пылкая, искренняя, страстная. Великая княгиня в исполнении Елены Семеновой очаровывает светлым, нежным образом, легким, изящным станом и чистым, звонким, «хрустально-серебристым» голосом. Ее героиня - иностранка, еще не привыкшая к новым, весьма суровым реалиям жизни. Но принцесса готова пойти на многое, вплоть до смены религии, тщательного изучения русского языка, местных законов, нравов, обычаев, порядков и т.д.
Трепетно и возвышенно, элегантно и благородно, нежно и ласково звучат ее речи, обращенные к возлюбленному, помогающему девушке не только освоиться в чужой стране, но и избавиться от ненавистного супруга. Между тем, встав во главу войска, Екатерина становится сильной, харизматичной, энергичной, бесстрашной, мгновенно принимающей важнейшие решения. Именно такой и должна быть императрица!
Истинная царица, после успешно проведенного дворцового переворота и подавления сопутствующих мятежей она, наконец, становится во главе государства. Именно в этот момент полного триумфа героиня понимает, что ее личное счастье отныне становится второстепенным делом. Теперь для нее гораздо важнее – благополучие страны и каждого живущего здесь человека.
Так Женщина становится Королевой.
Глава 2: От масштабных планов по завоеванию Тавриды и романа с Григорием Потемкиным до триумфа в политике и нового этапа в личной жизни. В итоге Екатерина II станет императрицей Екатериной Великой.
Здесь мы видим уже не ту молоденькую, искренне влюбленную барышню, на многие моменты жизни смотрящую сквозь призму своих чувств. Елена Михайленко представила Екатерину II сильной, властной, величественной дамой. Яркий, глубокий, мощный голос певицы в сочетании со стальным блеском глаз, «королевской» осанкой и четкими, повелительными жестами создает образ грозной властительницы, готовой пойти на очень многое, чтобы всем соотечественникам жилось как можно лучше. Именно такая императрица – волевая, решительная, обладающая «орлиным» взором и грамотно управляющая собственными желаниями, способна не только руководить уже имеющейся территорией, но и триумфально присоединять к ней новые земли.
Уже и без того огромная Россия все быстрее расширяет свои границы, главным образом, в сторону Запада. Империя становится все крепче. Величие царицы стремительно крепчает.
Глава 3: Екатерина Великая уже бабушка, и теперь в важнейших делах большой политики должна принять деятельное участие ее внучка, возможно, даже вопреки собственным ожиданиям счастья с любимым человеком.
Третье «воплощение» центральной героини – императрица Екатерина Великая. В интерпретации Ларисы Костюк Ее Величество – пожилая, сгорбленная женщина, сильно уставшая от неустанно наваливающихся на ее плечи важнейших государственных дел. Но голос не утратил волевых интонаций и громоподобного тона, и завораживающего звука, взор – остроты, а ум – скорости и пытливости.
Стабильная политическая ситуация вновь оказывается под угрозой, и опять все важнейшие решения остаются за легендарной царицей. Но в этот раз у нее есть юная помощница – внучка Александрина (Александра Павловна), которая должна способствовать заключению мира со Швецией путем бракосочетания с малолетним королем этой страны Густавом IV. Но не все так просто. Камнем преткновения оказывается религия.
Впрочем, как известно, сложности возникали на пути Екатерины Великой уже очень много раз, а она – слишком сильная личность, чтобы уступать им. Как же разрешится непростая ситуация? Сможет ли императрица спасти престиж своей страны, символом которой она, по сути, уже стала?
На всех трех этапах Ее величеству помогали фавориты – две сильные, мудрые личности и один инфантильный, не слишком глубокий юноша.
Дворцовый переворот, в результате коего героиня взошла на престол, организовал Григорий Орлов. В исполнении Вадима Заплечного знаменитый граф представляет собой пылкого, страстного молодого человека, искренне влюбленного в юную принцессу и от души желающего помочь ей избавиться от угнетающего жизнь обстоятельства – нелюбимого, болезненно инфантильного супруга.
Мощный темперамент, энергетика и харизма делают этого персонажа прирожденным лидером, способным завести огромную толпу, а глубокий лирический драматизм – героем-любовником, могущим быть как нежным, так и роковым.
Существенное расширение территории нашей страны на Запад путем присоединения Тавриды стало возможно благодаря фавориту Екатерины II, Григорию Потемкину.
Максим Перебейнос интерпретирует эту легендарную личность как взрослого, зрелого человека, опытного дипломата и яркого политика, героя, способного завести народные массы (которые, как известно, чаще объединяются не «за» кого-то, а «против»). Живой ум и несгибаемый характер персонажа подкрепляются аристократизмом облика, статью и «бархатными» нотками в глубоком, благородном голосе.
Профессиональный триумф совпал для этого героя с неудачей на личном фронте: получив Тавриду, Екатерина предпочла расстаться с фаворитом. Естественно, уходит он не с «пустыми руками». Помимо щедрых даров, Григорий Потемкин получает приставку к своей фамилии, и теперь зовется князем Потемкиным-Таврическим. Новое имя – новый образ. В исполнении Петра Морозова Его Светлость – радушный хозяин грандиозного, роскошного бала, блестящий великосветский господин. Между тем, продолжая строить грандиозные планы по поводу создания новой архитектуры столицы, он теряет главную свою привилегию, а, значит, будет вынужден покинуть Петербург, и совсем скоро.
Императрица Екатерина Великая – дама уже довольно преклонных лет, что, однако, не мешает ей продолжать вести активную личную жизнь. Имя ее очередного фаворита – Платон Зубов. Этому кавалеру, как и всем предыдущим, предстоит выполнить важнейшую государственную миссию: обеспечить мир России со Швецией путем заключения брака между внучкой Ее Величества, великой княжной Александрой Павловной (Александриной) и юным королем Густавом IV.
Василий Ефимов создал образ несколько суетливого, очень активного, стремящегося угодить своей даме сердца, вернее, выполнить ее приказ. Однако, этому персонажу не хватает внутренней силы и того самого дара убеждения, без коего невозможно представить себе успешного политика.
Нежностью, грацией, девичьим изяществом, «хрустальным» голосом и прозрачной легкостью очаровала Александрина в исполнении Марины Калининой. Внучка императрицы, великая княжна напомнила в начале опереточную героиню-субретку, беззаботную, хорошенькую, искрящуюся. Под стать ей пришелся и шведский король Густав IV (Тимур Сланов), завороживший прекрасным голосом, доносящимся, кажется, с небес, но не лишенным сильного мужского темперамента. Позднее героиня будто выросла, созрела, в образе появился внутренний надрыв, во взгляде – глубина.
Дуэт юных представителей знаменитых монарших Домов Старого Света в визуальном плане напомнил одну из прелестных фарфоровых композиций, будоражащих воображение эффектным сочетанием элегантности и величия.
Решительно и почти гипнотически звучит голос графа Никиты Панина (Александр Киселев), когда он решает судьбу дальнейших взаимоотношений только что коронованной императрицы Екатерины II и ее фаворита графа Григория Потемкина. А ведь здесь героиня думает уже не о своей личной жизни, а о судьбе своей страны, и все женские переживания и чувства ее теперь отходят на второй план.
На протяжении всего действа на сцене возникает загадочная фигура, неизменно одетая в черное. Сперва это – придворная дама графиня Брюс, приближенная к императрице, затем – няня царских внуков, генеральша Ливен. От обеих дам в исполнении Ольги Спицыной чувствуется невероятная энергетика и исходит ореол таинственности.
Яркие, замечательные образы создали и исполнители небольших партий: Андрей Паламарчук (1-й гвардеец, 1-й посол), Дзамболат Дулаев (2-й гвардеец, 2-й посол (Старожил), 2-й работник на балу), Алексей Вертоградов (Петр III), Андрей Орехов (мужской голос) и Ольга Давыдова (женский голос).
Артисты хора создали контрастные образы представителей роскошной, баснословно богатой элиты великосветского Петербурга и бедствующих, угнетенных представителей русского народа. Восхитительная полифония наполняла зал торжественными, радушными звуками кратких бесед гостей балов и тревожно-созерцательными фрагментами разговоров простых подданных Ее Величества.
Симфонический оркестр театра «Геликон-Опера» под управлением Андрея Шлячкова погрузил публику в насыщенный музыкальный материал. Мелодии Давида Тухманова стали фундаментальной основой сложнейших, многогранных образов как отдельных личностей, оставивших глубокий след на полотне отечественной (и мировой) истории, так и целого народа, переживающего на протяжении всей своей долгой истории непростые, смутные времена.
Музыкальный материал оперы пропитан величием, торжественностью и масштабностью. Во время его прослушивания создается устойчивое ощущение присутствия в Зимнем дворце на одном из многочисленных балов или великосветских приемов. Перед глазами еще при закрытом занавесе встает сияющее золотое убранство царских покоев, а всего через мгновение – гнетущая обстановка быта закрепощенных крестьян.
Кем была Екатерина Великая? Женщиной. Императрицей. Символом России. Человеком, присоединившим к Западу нашей страны несколько важнейших в стратегическом плане регионов. Человеком, вынужденным постоянно выбирать между благополучием страны и личным счастьем. А оправдают ли себя многочисленные жертвы, станет ясно лишь через века. Такова она, непростая судьба Царицы, чей непросто жизненный путь нам удалось пройти вместе с ней за два с половиной часа.
Ольга Пурчинская