интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Прялка, Булгаков и драгоценная шкатулка в спектакле Екатерины Одеговой "Фауст"

 
 
 

Прялка, Булгаков и драгоценная шкатулка в спектакле Екатерины Одеговой "Фауст"

Автор: Ольга Пурчинская от 26-11-2016, 21:46, посмотрело: 1736

Противостояние юной, чистой, непорочной души и сильного, могущественного Князя Тьмы, уже не одно столетие ведущего пристальное наблюдение за людьми и, вроде бы, знающего о них все. Оказывается, и в этих познаниях могут найтись несколько «белых пятен», порой лишающих воплощение Зла возможности предугадать сценарий дальнейшего развития событий. В подобных дуэлях может открыться некое обстоятельство, блокирующее демону возможность тотального контроля над происходящим во внутреннем мире оппонента.

Ярчайший пример такой оригинальной дуэли нравов, душ и мировоззрений показан в истинном литературном шедевре эпохи романтизма – трагедии И.В.Гете «Фауст» и одноименной опере Ш.Гуно, написанной на основе первой части первоисточника (либретто Ж.Барбье и М.Карре). Одна из ключевых сюжетных линий – противостояние светлой, непорочной девушки Маргариты и коварного Мефистофеля – одного из самых знаменитых воплощений Сатаны.

В начале сезона 2016-17 опера Ш.Гуно «Фауст» стала неотъемлемой частью жизни столичных театралов и меломанов. 15 сентября 2016 в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова состоялась премьера спектакля молодого режиссера Екатерины Одеговой, в одночасье покорившего сердца зрителей - представителей нескольких поколений. Как правило, эти люди испытывают и ожидают от «продуктов» данного жанра совершенно разные эмоции и ощущения.
Музыкальный руководитель – Ян Латам-Кениг (лауреат премии «Золотая маска»). Дирижер – Андрей Лебедев (лауреат премии «Золотая маска»). Сценография – Этель Иошпа. Костюмы – Светлана Грищенкова. Свет – Никита Смолов. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Драматург – Михаил Мугинштейн.
Эти строки рождаются под впечатлением от спектакля 24 ноября.
Прялка, Булгаков и драгоценная шкатулка в спектакле Екатерины Одеговой "Фауст"В ролях: Фауст – Хачатур Бадалян (лауреат Международных конкурсов, тенор), Маргарита – Елизавета Соина (сопрано), Мефистофель – Алексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, бас), Валентин – Алексей Богданчиков (лауреат Международных конкурсов, баритон), Зибель – Анна Синицына (меццо-сопрано), Марта – Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), Вагнер – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас), Клетчатый – Сергей Сатаров, паж – Савелий Бреус.

В этой яркой, романтической, нежной, брутальной, страстной, стильной, элегантной и темпераментной постановке произошло чудесное слияние в волшебном, гармоничном симбиозе двух великих памятников литературы – трагедии «Фауст» И.В.Гете и романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Центральные образы буквально насквозь пропитаны глубокими философскими размышлениями и подтекстами.

Екатерина Одегова, режиссер:
«Играя Маргаритой и Фаустом – светом и тьмой, - Мефистофель представляет диалектику добра и зла, доводит эти силы до абсолюта и наблюдает. Дьявольский источник энергии жизни и смерти – вечно изменчивое, разрушительное, но и неудержимо манящее начало. Это наркотик для мятущегося Фауста…
…С тремя главными персонажами связано три сценических лейтмотива: света, движения, платка… Кабинетный ученый и вселенский философ контрастируют не только масштабом и способом познания, но и его инструментом. Механизмы-приборы Фауста бессильны перед оптикой камеры-обскуры дьявола.
…Действие не линейно, странствие во времени и пространстве диктует форму: от черного кабинета Фауста к черному кабинету Мефистофеля, через средневековый немецкий городок и романтический сад с их зеркальной репризой»


Сценография спектакля действительно уникальна и разнообразна. Постоянное путешествие во времени и пространстве неизменно отправляет нас в новый мир, загадочный, прекрасный, привлекательный.
В начале мы находимся в черном кабинете Фауста. Скромная, почти бедная обстановка выдает жилище немолодого человека, привыкшего жить не «для себя», а «для других». В его доме находится лишь то, что необходимо ученому для его важных исследований и, возможно, полезных открытий. Сложные схемы, геометрические формы и хитрые формулы отражают неустанное стремление обитателя этой квартиры к достижению Истины, неустанно от него ускользающей.
Следующая «остановка» - небольшой уютный средневековый городок. Очаровательные домики, светлые, изящные, погружают в воспоминания о детстве, времени, когда многие из нас селили в подобные жилища своих кукол. Как здесь не вспомнить сказку о Щелкунчике, точнее, эпизод погружения героини в волшебную сказку? Возможно, Принц Кукол водил Мари по таким же чистым, аккуратным улочкам, где все было чинно, спокойно, размеренно, но лишь до появления таинственных, загадочных чужеземцев.
Центральная «точка» этого волшебного путешествия – чудесный сад, светлый, как душа ребенка, нежный, как лепестки роз, умиротворяющий, как прекрасные песни жаворонков и соловьев. Здесь комфортно. Здесь красиво. Здесь спокойно. Хочется поселиться в этом удивительном, поэтически-возвышенном месте и жить в полной гармонии с собой и с окружающим миром. Но вот вопрос: а не иллюзия ли это? Ведь не зря же театральная сцена на несколько минут превращается в телевизионный экран!
Где же мы оказываемся дальше? В черном, мрачном мире, в Преисподней! Полный мрак, гнетущие звуки органа, похоронный марш, тяжелое ощущение полного одиночества и невыносимой душевной боли, той самой, которую не могут унять даже самые сильные лекарства. Боль, скорбь и отчаяние навсегда поселились здесь, и никто, и ничто не способно это изменить.
Следующая остановка – снова средневековый городок. Но теперь он совсем не такой, каким был во время первого посещения. Тогда он был светлым, радостным и приветливым, а всего за несколько там поселились горе, печаль, предчувствие беды и страх. Но все это скоро пройдет: местные жители готовятся встречать светлый праздник Пасхи.
Траектория нашего путешествия во времени и пространстве – окружность, а это значит, что закончить его мы должны там же, где начинали. Соответственно, в финале спектакля мы вновь оказываемся в маленькой квартирке – обители старого Фауста. Пожилому доктору так и не удалось познать Истину. Да удовлетворения и от сделки с Дьяволом он не получил. Но деваться уже некуда – подписанный контракт не может быть аннулирован. Миг счастья был столь же краток, как и любой другой. Искусственно обретенная во второй раз юность завершилась еще быстрее, чем та, далекая, настоящая. В первом акте герой приветствует начало своего последнего дня. Похоже, предчувствие не обмануло его. Но за этот небольшой промежуток времени произошло столько незабываемых событий, что забыть его, пожалуй, точно невозможно!

Костюмы в спектакле можно разделить на две большие группы. Первая – классический монохром. Черный, синий и белый цвета присутствуют в гардеробе центральных действующих лиц. Горожане, солдаты и студенты облачены в одежды из яркой материи.
Внешний вид отражает личность персонажа, словно в зеркале, поэтому скрыть что-либо будет весьма сложно: простые, изящные платья Маргариты, элегантный классический костюм с плащом Мефистофеля, наряд Зибеля, соответствующий самым строгим требованиям современной ему моды, яркая форма солдат, вычурно-элегантные одеяния Марты и яркие костюмы горожан, стилизованные под немецкий национальный костюм.

В этой постановке огромную роль приобретает реквизит. Где бы, например, взяла Маргарита драгоценные украшения, столь необходимые для ее знаменитой арии? Сложно сказать, как много зрелищности потеряли бы куплеты Мефистофеля, исчезни из его руки волшебный жезл, снабженный огромной лампочкой в качестве наконечника. Возможно, несколько гротесковая величественность Князя Тьмы слегка бы поутихла, если бы не роскошные черные крылья, мгновенно создавшие огромную бабочку, внимательно наблюдающую за свиданием двух влюбленных сердец. А жизнь немецкого городка, готовящегося к празднику, выглядит очень реалистично благодаря, в том числе, огромным фигурам домашних животных и бутылкам вина, играющего в жизни населения весьма значимую роль. Были бы серенады Зибеля столь проникновенными, берущими за душу, если бы не букеты цветов, предназначенные для юной, прекрасной девушки? Наконец, логично бы выглядело жилище ученого-алхимика, если бы там не было огромного сосуда и снадобий?

Чудесная шкатулка, полная восхитительных украшений, призвана сбить кроткую, набожную героиню с верного жизненного пути. Это – ловушка, расставленная коварным демоном для достижения его главной цели – добычи юной, чистой души в свою «коллекцию», регулярно пополняющуюся уже не одну сотню лет.

Актерский состав спектакля – великолепное ожерелье, состоящее из отборных драгоценных камней, прекрасных как по отдельности, так и в ансамбле. Яркие образы живут, углубляются, неустанно развиваются.

Заглавный персонаж Фауст появляется в двух образах – утомленного пожилого доктора, разочарованного в своей долгой жизни и так и не докопавшегося до Истины, и пылкого, страстного молодого человека, влюбленного в юную непорочную красавицу.
Хачатур Бадалян вокально и драматически передает сложный внутренний мир двух разных начал, определяющих характер человека в разные периоды его жизни.
Сгорбленный, все время мерзнущий старик находится на грани отчаяния из-за того, что главная цель его долгой жизни так и не достигнута. Его эмоциональное состояние близко к депрессивному. Разочарован он не только в науке, но и в религии. А это значит, что сокрушительная рана нанесена его вере. Как тут не согласиться на чудовищную сделку?
Сделка оформлена, чудодейственное снадобье употреблено, и вот уже перед нами – прекрасный юноша, одухотворенный, светлый, искренне влюбленный и желающий как можно скорее завладеть сердцем той самой девушки, которая еще недавно проходила по лестнице около его дома.
Теплота и доброта, появляющиеся в голосе артиста, когда Фауст думает о своей возлюбленной, контрастируют с теми ледяным презрением и отвращением, какие он испытывает к своему «помощнику» из Преисподней.

Все, что происходит на сцене – некая иллюзия, действие, являющееся, возможно, плодом богатейшего воображения одного персонажа – Мефистофеля. Кажется, все события подчиняются его воле и почти безграничной фантазии.
Князь Тьмы в исполнении Алексея Тихомирова предстает величественной, царственной персоной, держащей все нити действия в своих руках. Словно режиссер, он управляет всеми, кто находится на сцене, пристально и зорко наблюдает и может внезапно изменить еще недавно тщательно продуманные и взвешенные идеи.
Хитро, вкрадчиво, убедительно и энергично доносит он необходимую информацию до ушей тех, кто обязательно должен ее услышать. Каждое слово проникает именно туда, куда нужно. Будет усвоено все, что сказано, до последней буквы.
Впрочем, безграничная уверенность Темного Величества в собственных силах и могуществе ненадолго оказывается под угрозой. Оказывается, и могущественное воплощение Сатаны можно обескуражить мощным напором!

Конечная цель очередного эксперимента, к которому Мефистофель готовился очень долго, - разрушение светлой, чистой, непорочной человеческой души, воплощением которой является Маргарита (Елизавета Соина).
В начале спектакля она предстает нежной, легкой и эфемерной. Кажется, что героиня находится не на земле, а несколько выше. Она не ходит, а грациозно парит, словно ветерок, освежающий в жаркий летний день.
Сердце Маргариты полно любви к брату, беспокойством за его судьбу, скорби и тоски по навсегда ушедшим матери и сестренке. Она печальна, лирична и одинока.
Чудесное преображение случается с героиней, как только она видит оставленную на ее пути шкатулку. Скромная, кроткая, набожная девушка превращается в яркую, экспрессивную красавицу, барышню-кокетку. Мягкое сияние глаз сменяется самым настоящим огненным блеском, а спокойствие уступает место мощному, взрывному темпераменту.
Следующая метаморфоза происходит с Маргаритой в момент ее борьбы с силами Зла, пытающимися завладеть ее разумом и душой. Но не все так просто: при видимой хрупкости и нежности она обладает очень сильным внутренним стержнем, так что сломить героиню оказывается невозможно. В этом эпизоде движения ее становятся механическими, как у куклы. Глаза теперь горят, точно в лихорадке.
Роскошный ларец, драгоценные украшения и молодой красавец оказались серьезным испытанием, искушением настолько сильным, что устоять перед ним практически невозможно. А дальше – суровая расплата, помутнение рассудка и связанные с ним тяжелейшие последствия. Но душа Маргариты все же вышла победителем в этой схватке между Добром и Злом. Возможно, не без помощи ангелов-хранителей – покойных матери и маленькой сестренки.

Валентин, брат героини, вместе со многими соотечественниками готовится отбыть на войну. На сердце у него неспокойно, поскольку юная сестра надолго должна остаться дома одна, без какой-либо защиты и поддержки со стороны родных людей. А тут еще и высокий, загадочный незнакомец в темном одеянии буквально фонтанирует мрачными предсказаниями. Но родные края отважный воин покидает, унося с собой надежную защиту – чудодейственный медальон, наполненный любовью Маргариты и способный защитить его в минуты смертельной опасности. Вернувшись домой, этот персонаж становится жертвой очередного «эксперимента» Мефистофеля, ведь он мешает Сатане до конца осуществить свой план.
Алексей Богданчиков создал образ сильного, благородного, отважного солдата, человека, любящего свою сестру и искренне, по-отечески беспокоящегося за ее судьбу, безопасность и честь. Взгляд и движения наполнены мягкостью, лиризмом и добротой.
В конце спектакля мы видим уже совсем другого Валентина – озлобленного, резкого, агрессивного. Образ теперь приобретает ярко выраженный драматический характер. Герой проклинает еще совсем недавно горячо любимую сестру и умирает. И все это – следствие сильнейшего воздействия злых чар.

Зибель (Анна Синицына) – юноша, влюбленный в Маргариту, пылкий, добрый, верный, надежный друг, человек, на которого всегда можно положиться. Трогательные, элегантные ухаживания его остаются без внимания. Солнечная улыбка, живость и искренность очаровывают буквально с первой секунды.
Стройный, подтянутый, обаятельный, одетый с учетом всех модных тенденций, этот студент также не лишен чисто девичьего кокетства, грации и изящества, какое возможно только в образе травести.

Что-то гротесковое есть в образе Марты (Ирина Ромишевская), соседки Маргариты. Яркая, искрящаяся, стремительно врывающаяся в спокойную жизнь романтического сада и затем лишающая вальяжного спокойствия самого Мефистофеля, она противопоставлена скромной, набожной героине. Ее туалеты напоминают одеяния звезд «золотого века» Голливуда, неизменно элегантных и самобытных.

Вагнер (Дмитрий Орлов) – лидер среди солдат. Он всегда во главе строя, определяет настроение и характер марша. Его ждет неприятный сюрприз от загадочного пришельца: молодой человек получает предсказание о своей гибели в бою.
Это очень интересный персонаж. С одной стороны, мы видим человека, напоминающего стойкого оловянного солдатика из одноименной сказки Г.Х.Андерсена или элемент механического чуда, созданного господином Дроссельмайером из «Щелкунчика» Э.Т.А.Гофмана. Однако, если внимательно вглядеться в самую суть героя, то нельзя не заметить того сильного драматического нутра, какое выходит наружу лишь в самые тяжелые, сюжетно важные эпизоды спектакля.

Артисты хора театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова воплотили образы горожан, солдат, студентов, девушек, женщин и духов. Разнообразные жители средневекового городка напомнили персонажей волшебных сказок или ключевую часть фантастической механической игрушки, буквально завораживающей и детей, и их родителей. Кого здесь только нет – и народ, провожающий своих героев на войну, и люди, готовящиеся встретить светлый праздник Христова Воскресенья, и юные создания, ожидающие Чуда, и иные горожане.
Потрясающая полифония олицетворяет ритм жизни сказочного городка, камерного пространства, не лишенного, однако, и специфических черт, свойственных огромным современным мегаполисам. В отличие от знакомой всем нам какофонии, эти звуки не возбуждают нервную систему, а, наоборот, успокаивают ее, наполняя душу светом, а слух – ласковыми, приятными мелодиями.

Не обошлось и без неожиданных персонажей, скорее «булгаковских», чем «фаустовских». Юный паж (Савелий Бреус) и загадочный, очень гибкий и пластичный Клетчатый (Сергей Сатаров), ловко передвигающий декорации, - очень напоминают знаменитых представителей свиты Воланда.

Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Андрея Лебедева мягко, вкрадчиво, деликатно сопровождает все, что происходит на сцене. Богатейшие краски музыкального материала помогают еще лучше понять всю глубину персонажей, их душ, характеров и поступков.
Мелодии – шедевры французского романтизма – делают еще более живым прекрасный сад, наполнив его ароматом цветов, пением птиц и журчанием ручья. А в другом эпизоде они подчеркивают угнетенное состояние старого Фауста, разочаровавшегося в двух своих религиях – Вере и Науке. Или усугубляют отчаяние Маргариты, стремительно теряющей рассудок.
В чудесной палитре гармонично соединились свет и тьма, чистота и порок, страсть и одержимость, радость и печаль, беспечность и эмоциональная напряженность, алчность и бескорыстие, юность и старость, жизнь и смерть.

Эмоциональное состояние сходящей с ума Маргариты стремительно ухудшается не только из-за активного вмешательства Мефистофеля. Его неустанно оттеняют мрачные, суровые, гнетущие звуки органа (Татьяна Сотникова и Маргарита Якунина), доносящиеся, кажется, из самой Преисподней. Похоже, это – своего рода звуковое воплощение коварных планов Князя Тьмы по порабощению одной чистой души.

Спектакль очень яркий, динамичный. Он живет, неустанно развивается и движется вперед. Каждый образ – сочетание живого, естественного и таинственного, фантастического. Все герои – люди, находящиеся под влиянием неких высших сил, но иногда одерживающих верх в этом противостоянии. Легендарный сюжет, магия, алхимия, великолепная музыка, интересная режиссерская концепция и артисты-виртуозы создают произведение, которое хочется изучать детально, вплоть до мельчайших деталей.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр