Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова уже второй год подряд официально открывает сезон в середине сентября (это несмотря на то, что спектакли и концерты полным ходом радуют зрителей в течение целого месяца, но, по словам директора Дмитрия Сибирцева, то было «межсезонье»). На недавнем сборе труппы было объявлено, что стартуют они вновь премьерой, и на сей раз это будет «Фауст» Шарля Гуно (либретто Ж.Барбье и М.Карре, литературная основа – первая часть одноименной трагедии И.В.Гете). Над спектаклем работала практически та же постановочная группа, что в прошлом сентябре подарила московским театралам-меломанам незабываемую «Саломею» Р.Штрауса: музыкальный руководитель и дирижер – Ян Латам-Кениг, режиссер – Екатерина Одегова, сценография – Этель Иошпа, художник по костюмам – Светлана Грищенкова, свет – Никита Смолов, хормейстер – Юлия Сенюкова, драматург – Михаил Мугинштейн. Премьера состоялась 15 сентября.
Опера Ш.Гуно увидела свет в 1859 году. До российских подмостков она впервые добралась в 1866. Дебют «Фауста» случился на сцене Большого театра. Постановка «Новой Оперы» приурочена сразу к двум знаковым событиям в отечественной культуре: 150-летию первого московского спектакля и 125-летию со дня рождения М.А.Булгакова, в чьем творчестве это очень почитаемое им произведение нашло знаменитое отражение. Ни для кого не секрет, что отголоски сюжета любимой писателем оперы «слышны» во многих его сочинениях, прежде всего – в романе «Мастер и Маргарита». Даже героини обоих опусов носят одинаковое имя. Имеют место и некоторые другие заметные совпадения.
Михаил Мугинштейн, драматург:
«Немецко-французская матрица Гете – Гуно предстанет не только в традиционном ракурсе, но и в диалоге с фаустианством Булгакова. Культурология романа «Мастер и Маргарита», во многом, определена своеобразной булгаковской проекцией Гете и Гуно на московскую почву… Вдохновляют не аналогии, а сложная оптика романа: взаимоотражения смысловых рядов, игра со временем и пространством (Сатана «был и у Пилата, и на завтраке у Канта, а теперь он навестил Москву»), ирония и гротеск писателя.
Переинтонировать самую оперную оперу непросто. Обыгрывая клише «Фауста», можно попытаться вновь акцентировать в мифе европейской культуры актуальную проблематику «ситуации человека в мире», вечный выбор между добром и злом».
Путешествие во времени и пространстве совершается и в постановке Екатерины Одеговой. Мефистофель – великий экспериментатор. Он перемещает действие из московской квартиры 30-х годов ХХ века в стилизованный под игрушечный средневековый европейский город, затем – в нежный, благоухающий романтический сад, а в финале, словно по кругу, возвращает в точку начала. Визуальное решение спектакля таково, что каждый из этих трех миров уникален, самобытен и совершенно не похож на другие.
«Московская квартира» - это крошечная каморка, в которой доживает свой век пожилой, умудренный опытом ученый – доктор Фауст. На черной стене в неустанном движении находятся шестеренки некоего сложного механизма. Возможно, это постоянно работающий ум заглавного персонажа, его попытки дойти до истины, получить то, ради чего он жил долгие годы и трудился, не покладая рук – Знание. Всю жизнь герой применял свои знания во благо, помогая тем, кто попал в беду. Однако, находясь в глубокой старости, он отверг Бога и вступил в сделку с Дьяволом. Что же толкнуло его на это? Чувство, внезапно пробудившееся в нем при взгляде на нежную, юную и прекрасную Маргариту.
Куда же направятся Фауст и служащий ему на Земле Сатана – Мефистофель? В небольшой немецкий средневековый городок. Маленькие, светлые, уютные здания очень похожи на кукольные домики. Местные жители своими движениями напомнили мне жителей сказочного городка, созданного еще в одном памятнике литературы XIX века – знаменитом «Щелкунчике» Э.Т.А.Гофмана. Будучи сторонними наблюдателями, герои на какой-то миг становятся похожи на господина Дроссельмайера и его помощника.
А если посмотреть на этот населенный пункт под другим углом, можно вспомнить творение других немецких сказочников – братьев Вильгельма и Якоба Гримм. «Гензель и Гретель». Пряничные домики. Что таится за этими окнами? Какие секреты скрывают эти стены, как известно, имеющие и глаза, и уши?
В этом городке живут любовь, дружба, симпатии, привязанности, пылкость и искренность. Доброта, доблесть, отвага и честь ходят «под руку», они неотделимы друг от друга, как сиамские близнецы. Все эти качества свойственны брату Маргариты Валентину и влюбленному в нее юному Зибелю.
Мефистофель не одну сотню лет наблюдает за людьми. Кажется, он знает о них все и может предугадать их мысли, чувства, поступки и т.д. и т.п. Вот и решает он совершить очередное перемещение. Вместе с ним и с влюбленным Фаустом мы оказываемся в романтическом саду. Это – самое нежное, трепетное, светлое место действия спектакля. Здесь живет Маргарита, и место обитания как нельзя лучше отражает прекрасную, чистую душу героини. Здесь тихо, спокойно и уютно. Кажется, уши слышат не только восхитительное пение, но и птичьи трели, и журчание ручья. А диковинные цветы пастельных тонов источают тонкий, изысканный аромат.
Эксперимент? Безусловно! Но как рады глаза и уши всему тому, что происходит на сцене! Похоже, обитель Маргариты – не что иное, как вариация на тему рая на Земле.
Следующий пункт назначения в необычном путешествии – полная противоположность предыдущему. Не трудно догадаться, что Мефистофель пригласил своего пока еще «хозяина» в собственную вотчину – в ад. Кромешная тьма, звуки органа, траурный марш, гнетущее ощущение одиночества и нестерпимой душевной боли. Горе и тоска навсегда поселились здесь, и никто, и ничто не способно это изменить. Здесь светлая натура Маргариты омрачена: героиня сошла с ума (естественно, не без помощи темных сил) и убила собственного ребенка. Но девушка продолжает молиться, бороться за свою чистую душу. Ее маленькая комната почти пуста: здесь нет ничего, кроме кровати и большого белого креста, висящего на стене. И прялка, неустанно крутящаяся, наиболее сильно – в период самых сильных волнений.
В конце спектакля мы вновь окажемся в небольшой комнатке – обители Фауста. Старик-ученый так и не смог познать Истину. Не удалось ему получить удовлетворение и от сделки с Дьяволом. Но деваться уже некуда – подписанный контракт не может быть расторгнут. Миг счастья был столь же краток, как и любой другой. Искусственно обретенная во второй раз юность завершилась еще быстрее, чем та, далекая, настоящая. В первом акте герой приветствует начало своего последнего дня. Похоже, предчувствие не обмануло его. Но насыщен важнейшими событиями это небольшой промежуток времени оказался до предела.
Костюмы в спектакле можно определить в две большие группы. Первая – классический монохром. Черный, синий и белый цвета присутствуют в одеяниях центральных действующих лиц. Горожане, солдаты и студенты носят разноцветные наряды.
Внешний облик – проекция на личность персонажа: скромные, изящные платья Маргариты, величественный классический костюм с плащом Мефистофеля, щеголеватый наряд Зибеля, яркая форма солдат, несколько опереточные одеяния Марты и костюмы горожан, напоминающих классические немецкие.
В премьерном блоке мне посчастливилось посетить «Фауста» два раза – 15 и 16 сентября, и это было два совершенно разных спектакля. Отличалось все: и исполнители, и прочтение режиссерской концепции, и ощущаемая в зале энергетика.
15 сентября: Фауст – Хачатур Бадалян (лауреат Международных конкурсов, тенор), Маргарита – Елизавета Соина (сопрано), Мефистофель – Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, бас), Валентин – Алексей Богданчиков (лауреат Международных конкурсов, баритон), Зибель – Анна Синицына (меццо-сопрано), Марта – Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртии, меццо-сопрано), Вагнер – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас).
16 сентября: Фауст – Георгий Васильев (тенор), Маргарита – Екатерина Миронычева (сопрано), Мефистофель – Алексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, бас), Валентин – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон), Зибель – Валерия Пфистер (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано), Марта – Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), Вагнер – Александр Мартынов (баритон).
Каждый артист внес в образ что-то свое, в результате получились совершенно разные характеры.
Что ни говори – а главное действующее лицо в истории о Фаусте зовется Мефистофелем. Именно он, воплощение Сатаны, по сути, является некоторым образом режиссером внутри спектакля, держит в руках и тотально контролирует все сюжетные линии.
Мефистофель Евгения Ставинского – истинный философ, мыслитель, следящий за всем, что происходит вокруг. Это как раз такой персонаж, который, как говорилось выше, много сотен лет наблюдал за людьми, их поступками и повадками, кропотливо изучал их мысли и чувства. Ироничный, несколько насмешливый, немного грозный взгляд превращают его в злого гения, для которого люди – не более, чем фигуры на шахматной доске, которые он переставляет в любом порядке, неустанно экспериментируя с новыми комбинациями.
В исполнении Алексея Тихомирова герой превращается в самый настоящий сгусток энергии. Мощная, напористая, выжигающая все на своем пути харизма, громоподобный голос, зоркий, горящий глаз и четкие, выверенные жесты создают образ яркого лидера, привыкшего добиваться всего, что хочет, причем абсолютно любыми средствами. Он гипнотизирует. Он завораживает.
Доктор Фауст предстает в спектакле, если можно так сказать, в двух обличиях: старый и юный. Естественно, это два совершенно разных человека, тем интереснее, как такую задачу сможет решить один артист.
Первый – сгорбленный, уставший от долгой жизни, полной постоянных разочарований, столкнувшийся на пути Познания с непреодолимыми препятствиями; второй – пылкий влюбленный молодой человек, стремящийся завладеть сердцем Прекрасной Дамы и пошедший ради этого на чудовищную сделку.
Глубокие, невеселые думы старца стремительно сменяются, ярким, светлым, искренним чувством, овладевшим резко помолодевшим сердцем.
Голоса Хачатура Бадаляна и Георгия Васильева передают и драматизм тяжких дум разочаровавшегося в этой жизни ученого, и теплоту сердца, и солнце души влюбленного юноши, и ледяную неприязнь, которую герой питает к своему «покорному слуге», и невыносимую боль и отчаяние из-за потери любимой и полного краха надежд.
Маргарита – нежная, романтичная, искренняя, чистая и светлая душа. Эта особенность героини – надежная защита от, увы, излишне активно интересующихся ею сил Зла. Несмотря на юность, девушка уже перенесла немало горя – потеряла мать и нежно любимую сестру. А теперь еще и брата на войну проводила.
Внутренний свет и чистота не лишили ее слабостей. Так, увидев роскошный ларец с драгоценностями, Маргарита не устояла: открыла и примерила восхитительные украшения – сладкую мечту небогатой девушки. А ведь это был капкан, кровожадно расставленный Мефистофелем! Но, угодив однажды в ловушку и пройдя ряд суровых испытаний, героиня все же проявила силу духа и характера. Внутренние добродетели оказались сильнее любых экспериментов и коварных замыслов.
В исполнении Елизаветы Соиной Маргарита предстает нежным, эфемерным, практически неземным созданием. При взгляде на нее создавалось ощущение, будто светлая, чистая героиня – ангел во плоти, и ей совсем чужды любые земные «дела».
Екатерина Миронычева создала образ не менее глубокий и одухотворенный. Между тем, ее героиня – человек, любящий, искренний, глубокий. В какой-то момент Маргарита совершила чудовищные вещи, встала таким образом на путь зла. Но, благодаря огромной силе духа, не сдалась темным силам и «отвоевала» у них свою душу.
Нежные, звонкие, хрустально-серебристые голоса воплощают внутреннюю чистоту и красоту персонажа, не лишенного, при этом, несгибаемой воли, решительности и невероятной для такого эфемерного создания силы.
Валентин – брат Маргариты, единственный родной человек, оставшийся у нее после смерти матери и сестры, лучший друг и защитник. Солдат, он вскоре должен отправиться на войну. И тут – внезапное пророчество от таинственного незнакомца: он должен погибнуть от руки некоего человека, которого загадочная личность знает. Ну а пока он носит надежный оберег – медальон, подаренный сестрой.
Возвращение домой омрачают ужасные известия: Маргарита обесчещена. Естественно, злодеяние не может остаться безнаказанным. Это – вопрос чести! Но… В дело вступают сверхъестественные силы Зла, оборачивающие дело против солдата, желающего отстоять честь родного и дорогого человека. Немного колдовства – и еще недавно горячо любимая сестра проклята самым близким.
Доброта и искренняя забота в начале спектакля сменяются яростью и леденящим душу гневом в конце.
Валентин Алексея Богданчикова произвел впечатление младшего брата, юного, пылкого, искренне беспокоящегося о сестре, но не до конца еще осознавшего масштабов опасности, какую таит в себе война и тех изменений, которые она подчас вносит в личность человека. А что дальше? Неконтролируемые эмоции, гнев, несущий за собой разрушительные последствия.
Илья Кузьмин предстает скорее в образе старшего брата, истинного защитника, оберегающего самое дорогое, что у него есть. За судьбу Маргариты герой волнуется сильнее, чем за собственную.
Такой герой, добрый, заботливый, искренний, торжественный и т.д.идеально ложится на мягкий, бархатистый, теплый оттенок, заложенный внутри баритона. Тем интереснее драматургически-музыкальное воплощение той метаморфозы, что случается в конце спектакля.
Зибель – юноша, безответно влюбленный в Маргариту, верный, преданный, по собственному признанию, «больше, чем друг», готовый позаботиться о героине, пока ее брат будет на войне. Как и Валентин, он получает «подарок» от загадочного незнакомца в черном. Отныне молодой человек не сможет прикасаться к цветам – они сразу завянут. Таким образом ему перекрывается возможность оказывать знаки внимания своей возлюбленной. Но ненадолго. В саду, где живет свет, любое колдовство сводится на нет.
Доброта и искренность не изменяют этому персонажу даже тогда, когда черная магия стремительно распространяет свое действие повсюду.
Анна Синицына и Валерия Пфистер создают образ пылкого, страстного, преданного, харизматичного юноши, искренне желающего счастья любимой девушке. В момент, когда приходит беда, этот персонаж пытается защитить ее.
Стройный, подтянутый, несколько щеголеватый, Зибель также не лишен чисто девичьего обаяния, грации и изящества, какое возможно только в образе травести.
Соседка Маргариты Марта – уже немолодая дама, не утратившая привлекательности. Она яркая, одета по последнему писку моды, роскошные туалеты эффектно подчеркивают фигуру. Эта героиня по образу и стилю немного похожа на персонажа оперетты.
Александра Саульская-Шулятьева предстает в виде довольно комичном, гротесковом. Кажется, ее героиня своим мощным потоком внутренней энергии способна завести кого угодно, даже такого сильного, несгибаемого персонажа, как Мефистофель.
Марта в исполнении Ирины Ромишевской показалась мне более мягкой. Женские чары в ее образе едва не берут верх над, казалось бы, всесильным и всемогущим Мефистофелем.
Вагнер – лидер среди солдат. Он всегда во главе строя, определяет настроение и характер марша. Неприятный сюрприз от таинственного гостя достается и ему: молодой человек получает предсказание о своей гибели в бою.
Дмитрий Орлов и Александр Мартынов создают образы, несколько напоминающие оловянных солдатиков из сказок Андресена или Гофмана. При этом герой в их исполнении не лишен и глубокого внутреннего драматизма, проявляющегося в самые тяжелые, сюжетно важные эпизоды спектакля.
Хор театра «Новая Опера» выходил на сцену в виде студентов, солдат, горожан, девушек, женщин и духов. В образе обитателей чудесного немецкого сказочно средневекового городка они напомнили, как уже говорилось выше, жителей кукольного домика господина Дроссельмайера. Это и люди, готовящиеся к светлому празднику Пасхи и находящиеся в ожидании Чуда, и солдаты, отправляющиеся на войну, и другие интересные персонажи.
Светлые, легкие, беззаботные, обаятельные люди, добрый и сплоченный коллектив, каждый участник которого никогда не будет брошен в беде. Таково население города, где живут Маргарита и Валентин.
Потрясающая полифония олицетворяет ритм жизни необычного населенного пункта, имеющего, одновременно, немало общих черт с современным мегаполисом. Но это – художественное звучание, ласкающее слух, а вовсе не привычный нам хаотичный шум.
Не обошлось и без неожиданных персонажей, скорее "булгаковских", чем "фаустовских". Юный паж (Артем Гудов) и загадочный, очень гибкий и пластичный Клетчатый (Сергей Сатаров), ловко передвигающий декорации, - очень напоминают знаменитых представителей свиты Воланда.
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Яна Латам-Кенига погрузил зрителей в мир французского музыкального романтизма, создавал гармоничные портреты героев, эффектно обрамляя зашифрованную в мелодиях драматургию.
В чудесной канве сплелись воедино свет и тьма, чистота и порок, страсть и увлеченность, счастье и горе, беспечность и эмоциональная напряженность, юность и старость.
Отдельно мне бы хотелось выделить орган, звучащий в момент наиболее сильного драматизма, в важнейших для сюжета эпизодах, на территории ада. Татьяна Сотникова (дипломант Международного конкурса) и Маргарита Якунина создавали музыкальные образы боли, страданий, сильнейшего душевного смятения (да-да, этот удивительный, потрясающий инструмент может оказывать и такой эффект!).
Спектакль очень красивый, яркий, нежный, брутальный, страстный, масштабный, незабываемо прекрасный! Кстати, огромное сюжетное значение здесь имеют некоторые предметы реквизита: роскошный жезл с лампочкой в качестве наконечника; палка старого Фауста, перевоплотившаяся в элегантную трость; очаровательная шкатулка с драгоценностями, грозящая изменениями в судьбе Маргариты; веретено от прялки, ставшее орудием убийцы… Список можно продолжать до бесконечности, но мне бы не хотелось раскрывать все секреты этой чудесной постановки.
История длиною в три действия и продолжительностью в 3 часа 40 минут пролетает, словно миг. Хочется, чтобы это мгновение длилось как можно дольше. Я поздравляю театр «Новая Опера» с еще одним замечательным спектаклем! А заодно и с открытием 26 сезона!
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Еще фотографии:
15 сентября
16 сентября
Опера Ш.Гуно увидела свет в 1859 году. До российских подмостков она впервые добралась в 1866. Дебют «Фауста» случился на сцене Большого театра. Постановка «Новой Оперы» приурочена сразу к двум знаковым событиям в отечественной культуре: 150-летию первого московского спектакля и 125-летию со дня рождения М.А.Булгакова, в чьем творчестве это очень почитаемое им произведение нашло знаменитое отражение. Ни для кого не секрет, что отголоски сюжета любимой писателем оперы «слышны» во многих его сочинениях, прежде всего – в романе «Мастер и Маргарита». Даже героини обоих опусов носят одинаковое имя. Имеют место и некоторые другие заметные совпадения.
Михаил Мугинштейн, драматург:
«Немецко-французская матрица Гете – Гуно предстанет не только в традиционном ракурсе, но и в диалоге с фаустианством Булгакова. Культурология романа «Мастер и Маргарита», во многом, определена своеобразной булгаковской проекцией Гете и Гуно на московскую почву… Вдохновляют не аналогии, а сложная оптика романа: взаимоотражения смысловых рядов, игра со временем и пространством (Сатана «был и у Пилата, и на завтраке у Канта, а теперь он навестил Москву»), ирония и гротеск писателя.
Переинтонировать самую оперную оперу непросто. Обыгрывая клише «Фауста», можно попытаться вновь акцентировать в мифе европейской культуры актуальную проблематику «ситуации человека в мире», вечный выбор между добром и злом».
Путешествие во времени и пространстве совершается и в постановке Екатерины Одеговой. Мефистофель – великий экспериментатор. Он перемещает действие из московской квартиры 30-х годов ХХ века в стилизованный под игрушечный средневековый европейский город, затем – в нежный, благоухающий романтический сад, а в финале, словно по кругу, возвращает в точку начала. Визуальное решение спектакля таково, что каждый из этих трех миров уникален, самобытен и совершенно не похож на другие.
«Московская квартира» - это крошечная каморка, в которой доживает свой век пожилой, умудренный опытом ученый – доктор Фауст. На черной стене в неустанном движении находятся шестеренки некоего сложного механизма. Возможно, это постоянно работающий ум заглавного персонажа, его попытки дойти до истины, получить то, ради чего он жил долгие годы и трудился, не покладая рук – Знание. Всю жизнь герой применял свои знания во благо, помогая тем, кто попал в беду. Однако, находясь в глубокой старости, он отверг Бога и вступил в сделку с Дьяволом. Что же толкнуло его на это? Чувство, внезапно пробудившееся в нем при взгляде на нежную, юную и прекрасную Маргариту.
Куда же направятся Фауст и служащий ему на Земле Сатана – Мефистофель? В небольшой немецкий средневековый городок. Маленькие, светлые, уютные здания очень похожи на кукольные домики. Местные жители своими движениями напомнили мне жителей сказочного городка, созданного еще в одном памятнике литературы XIX века – знаменитом «Щелкунчике» Э.Т.А.Гофмана. Будучи сторонними наблюдателями, герои на какой-то миг становятся похожи на господина Дроссельмайера и его помощника.
А если посмотреть на этот населенный пункт под другим углом, можно вспомнить творение других немецких сказочников – братьев Вильгельма и Якоба Гримм. «Гензель и Гретель». Пряничные домики. Что таится за этими окнами? Какие секреты скрывают эти стены, как известно, имеющие и глаза, и уши?
В этом городке живут любовь, дружба, симпатии, привязанности, пылкость и искренность. Доброта, доблесть, отвага и честь ходят «под руку», они неотделимы друг от друга, как сиамские близнецы. Все эти качества свойственны брату Маргариты Валентину и влюбленному в нее юному Зибелю.
Мефистофель не одну сотню лет наблюдает за людьми. Кажется, он знает о них все и может предугадать их мысли, чувства, поступки и т.д. и т.п. Вот и решает он совершить очередное перемещение. Вместе с ним и с влюбленным Фаустом мы оказываемся в романтическом саду. Это – самое нежное, трепетное, светлое место действия спектакля. Здесь живет Маргарита, и место обитания как нельзя лучше отражает прекрасную, чистую душу героини. Здесь тихо, спокойно и уютно. Кажется, уши слышат не только восхитительное пение, но и птичьи трели, и журчание ручья. А диковинные цветы пастельных тонов источают тонкий, изысканный аромат.
Эксперимент? Безусловно! Но как рады глаза и уши всему тому, что происходит на сцене! Похоже, обитель Маргариты – не что иное, как вариация на тему рая на Земле.
Следующий пункт назначения в необычном путешествии – полная противоположность предыдущему. Не трудно догадаться, что Мефистофель пригласил своего пока еще «хозяина» в собственную вотчину – в ад. Кромешная тьма, звуки органа, траурный марш, гнетущее ощущение одиночества и нестерпимой душевной боли. Горе и тоска навсегда поселились здесь, и никто, и ничто не способно это изменить. Здесь светлая натура Маргариты омрачена: героиня сошла с ума (естественно, не без помощи темных сил) и убила собственного ребенка. Но девушка продолжает молиться, бороться за свою чистую душу. Ее маленькая комната почти пуста: здесь нет ничего, кроме кровати и большого белого креста, висящего на стене. И прялка, неустанно крутящаяся, наиболее сильно – в период самых сильных волнений.
В конце спектакля мы вновь окажемся в небольшой комнатке – обители Фауста. Старик-ученый так и не смог познать Истину. Не удалось ему получить удовлетворение и от сделки с Дьяволом. Но деваться уже некуда – подписанный контракт не может быть расторгнут. Миг счастья был столь же краток, как и любой другой. Искусственно обретенная во второй раз юность завершилась еще быстрее, чем та, далекая, настоящая. В первом акте герой приветствует начало своего последнего дня. Похоже, предчувствие не обмануло его. Но насыщен важнейшими событиями это небольшой промежуток времени оказался до предела.
Костюмы в спектакле можно определить в две большие группы. Первая – классический монохром. Черный, синий и белый цвета присутствуют в одеяниях центральных действующих лиц. Горожане, солдаты и студенты носят разноцветные наряды.
Внешний облик – проекция на личность персонажа: скромные, изящные платья Маргариты, величественный классический костюм с плащом Мефистофеля, щеголеватый наряд Зибеля, яркая форма солдат, несколько опереточные одеяния Марты и костюмы горожан, напоминающих классические немецкие.
В премьерном блоке мне посчастливилось посетить «Фауста» два раза – 15 и 16 сентября, и это было два совершенно разных спектакля. Отличалось все: и исполнители, и прочтение режиссерской концепции, и ощущаемая в зале энергетика.
15 сентября: Фауст – Хачатур Бадалян (лауреат Международных конкурсов, тенор), Маргарита – Елизавета Соина (сопрано), Мефистофель – Евгений Ставинский (лауреат Международного конкурса, бас), Валентин – Алексей Богданчиков (лауреат Международных конкурсов, баритон), Зибель – Анна Синицына (меццо-сопрано), Марта – Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Удмуртии, меццо-сопрано), Вагнер – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас).
16 сентября: Фауст – Георгий Васильев (тенор), Маргарита – Екатерина Миронычева (сопрано), Мефистофель – Алексей Тихомиров (лауреат Международного конкурса, бас), Валентин – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон), Зибель – Валерия Пфистер (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано), Марта – Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), Вагнер – Александр Мартынов (баритон).
Каждый артист внес в образ что-то свое, в результате получились совершенно разные характеры.
Что ни говори – а главное действующее лицо в истории о Фаусте зовется Мефистофелем. Именно он, воплощение Сатаны, по сути, является некоторым образом режиссером внутри спектакля, держит в руках и тотально контролирует все сюжетные линии.
Мефистофель Евгения Ставинского – истинный философ, мыслитель, следящий за всем, что происходит вокруг. Это как раз такой персонаж, который, как говорилось выше, много сотен лет наблюдал за людьми, их поступками и повадками, кропотливо изучал их мысли и чувства. Ироничный, несколько насмешливый, немного грозный взгляд превращают его в злого гения, для которого люди – не более, чем фигуры на шахматной доске, которые он переставляет в любом порядке, неустанно экспериментируя с новыми комбинациями.
В исполнении Алексея Тихомирова герой превращается в самый настоящий сгусток энергии. Мощная, напористая, выжигающая все на своем пути харизма, громоподобный голос, зоркий, горящий глаз и четкие, выверенные жесты создают образ яркого лидера, привыкшего добиваться всего, что хочет, причем абсолютно любыми средствами. Он гипнотизирует. Он завораживает.
Доктор Фауст предстает в спектакле, если можно так сказать, в двух обличиях: старый и юный. Естественно, это два совершенно разных человека, тем интереснее, как такую задачу сможет решить один артист.
Первый – сгорбленный, уставший от долгой жизни, полной постоянных разочарований, столкнувшийся на пути Познания с непреодолимыми препятствиями; второй – пылкий влюбленный молодой человек, стремящийся завладеть сердцем Прекрасной Дамы и пошедший ради этого на чудовищную сделку.
Глубокие, невеселые думы старца стремительно сменяются, ярким, светлым, искренним чувством, овладевшим резко помолодевшим сердцем.
Голоса Хачатура Бадаляна и Георгия Васильева передают и драматизм тяжких дум разочаровавшегося в этой жизни ученого, и теплоту сердца, и солнце души влюбленного юноши, и ледяную неприязнь, которую герой питает к своему «покорному слуге», и невыносимую боль и отчаяние из-за потери любимой и полного краха надежд.
Маргарита – нежная, романтичная, искренняя, чистая и светлая душа. Эта особенность героини – надежная защита от, увы, излишне активно интересующихся ею сил Зла. Несмотря на юность, девушка уже перенесла немало горя – потеряла мать и нежно любимую сестру. А теперь еще и брата на войну проводила.
Внутренний свет и чистота не лишили ее слабостей. Так, увидев роскошный ларец с драгоценностями, Маргарита не устояла: открыла и примерила восхитительные украшения – сладкую мечту небогатой девушки. А ведь это был капкан, кровожадно расставленный Мефистофелем! Но, угодив однажды в ловушку и пройдя ряд суровых испытаний, героиня все же проявила силу духа и характера. Внутренние добродетели оказались сильнее любых экспериментов и коварных замыслов.
В исполнении Елизаветы Соиной Маргарита предстает нежным, эфемерным, практически неземным созданием. При взгляде на нее создавалось ощущение, будто светлая, чистая героиня – ангел во плоти, и ей совсем чужды любые земные «дела».
Екатерина Миронычева создала образ не менее глубокий и одухотворенный. Между тем, ее героиня – человек, любящий, искренний, глубокий. В какой-то момент Маргарита совершила чудовищные вещи, встала таким образом на путь зла. Но, благодаря огромной силе духа, не сдалась темным силам и «отвоевала» у них свою душу.
Нежные, звонкие, хрустально-серебристые голоса воплощают внутреннюю чистоту и красоту персонажа, не лишенного, при этом, несгибаемой воли, решительности и невероятной для такого эфемерного создания силы.
Валентин – брат Маргариты, единственный родной человек, оставшийся у нее после смерти матери и сестры, лучший друг и защитник. Солдат, он вскоре должен отправиться на войну. И тут – внезапное пророчество от таинственного незнакомца: он должен погибнуть от руки некоего человека, которого загадочная личность знает. Ну а пока он носит надежный оберег – медальон, подаренный сестрой.
Возвращение домой омрачают ужасные известия: Маргарита обесчещена. Естественно, злодеяние не может остаться безнаказанным. Это – вопрос чести! Но… В дело вступают сверхъестественные силы Зла, оборачивающие дело против солдата, желающего отстоять честь родного и дорогого человека. Немного колдовства – и еще недавно горячо любимая сестра проклята самым близким.
Доброта и искренняя забота в начале спектакля сменяются яростью и леденящим душу гневом в конце.
Валентин Алексея Богданчикова произвел впечатление младшего брата, юного, пылкого, искренне беспокоящегося о сестре, но не до конца еще осознавшего масштабов опасности, какую таит в себе война и тех изменений, которые она подчас вносит в личность человека. А что дальше? Неконтролируемые эмоции, гнев, несущий за собой разрушительные последствия.
Илья Кузьмин предстает скорее в образе старшего брата, истинного защитника, оберегающего самое дорогое, что у него есть. За судьбу Маргариты герой волнуется сильнее, чем за собственную.
Такой герой, добрый, заботливый, искренний, торжественный и т.д.идеально ложится на мягкий, бархатистый, теплый оттенок, заложенный внутри баритона. Тем интереснее драматургически-музыкальное воплощение той метаморфозы, что случается в конце спектакля.
Зибель – юноша, безответно влюбленный в Маргариту, верный, преданный, по собственному признанию, «больше, чем друг», готовый позаботиться о героине, пока ее брат будет на войне. Как и Валентин, он получает «подарок» от загадочного незнакомца в черном. Отныне молодой человек не сможет прикасаться к цветам – они сразу завянут. Таким образом ему перекрывается возможность оказывать знаки внимания своей возлюбленной. Но ненадолго. В саду, где живет свет, любое колдовство сводится на нет.
Доброта и искренность не изменяют этому персонажу даже тогда, когда черная магия стремительно распространяет свое действие повсюду.
Анна Синицына и Валерия Пфистер создают образ пылкого, страстного, преданного, харизматичного юноши, искренне желающего счастья любимой девушке. В момент, когда приходит беда, этот персонаж пытается защитить ее.
Стройный, подтянутый, несколько щеголеватый, Зибель также не лишен чисто девичьего обаяния, грации и изящества, какое возможно только в образе травести.
Соседка Маргариты Марта – уже немолодая дама, не утратившая привлекательности. Она яркая, одета по последнему писку моды, роскошные туалеты эффектно подчеркивают фигуру. Эта героиня по образу и стилю немного похожа на персонажа оперетты.
Александра Саульская-Шулятьева предстает в виде довольно комичном, гротесковом. Кажется, ее героиня своим мощным потоком внутренней энергии способна завести кого угодно, даже такого сильного, несгибаемого персонажа, как Мефистофель.
Марта в исполнении Ирины Ромишевской показалась мне более мягкой. Женские чары в ее образе едва не берут верх над, казалось бы, всесильным и всемогущим Мефистофелем.
Вагнер – лидер среди солдат. Он всегда во главе строя, определяет настроение и характер марша. Неприятный сюрприз от таинственного гостя достается и ему: молодой человек получает предсказание о своей гибели в бою.
Дмитрий Орлов и Александр Мартынов создают образы, несколько напоминающие оловянных солдатиков из сказок Андресена или Гофмана. При этом герой в их исполнении не лишен и глубокого внутреннего драматизма, проявляющегося в самые тяжелые, сюжетно важные эпизоды спектакля.
Хор театра «Новая Опера» выходил на сцену в виде студентов, солдат, горожан, девушек, женщин и духов. В образе обитателей чудесного немецкого сказочно средневекового городка они напомнили, как уже говорилось выше, жителей кукольного домика господина Дроссельмайера. Это и люди, готовящиеся к светлому празднику Пасхи и находящиеся в ожидании Чуда, и солдаты, отправляющиеся на войну, и другие интересные персонажи.
Светлые, легкие, беззаботные, обаятельные люди, добрый и сплоченный коллектив, каждый участник которого никогда не будет брошен в беде. Таково население города, где живут Маргарита и Валентин.
Потрясающая полифония олицетворяет ритм жизни необычного населенного пункта, имеющего, одновременно, немало общих черт с современным мегаполисом. Но это – художественное звучание, ласкающее слух, а вовсе не привычный нам хаотичный шум.
Не обошлось и без неожиданных персонажей, скорее "булгаковских", чем "фаустовских". Юный паж (Артем Гудов) и загадочный, очень гибкий и пластичный Клетчатый (Сергей Сатаров), ловко передвигающий декорации, - очень напоминают знаменитых представителей свиты Воланда.
Симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Яна Латам-Кенига погрузил зрителей в мир французского музыкального романтизма, создавал гармоничные портреты героев, эффектно обрамляя зашифрованную в мелодиях драматургию.
В чудесной канве сплелись воедино свет и тьма, чистота и порок, страсть и увлеченность, счастье и горе, беспечность и эмоциональная напряженность, юность и старость.
Отдельно мне бы хотелось выделить орган, звучащий в момент наиболее сильного драматизма, в важнейших для сюжета эпизодах, на территории ада. Татьяна Сотникова (дипломант Международного конкурса) и Маргарита Якунина создавали музыкальные образы боли, страданий, сильнейшего душевного смятения (да-да, этот удивительный, потрясающий инструмент может оказывать и такой эффект!).
Спектакль очень красивый, яркий, нежный, брутальный, страстный, масштабный, незабываемо прекрасный! Кстати, огромное сюжетное значение здесь имеют некоторые предметы реквизита: роскошный жезл с лампочкой в качестве наконечника; палка старого Фауста, перевоплотившаяся в элегантную трость; очаровательная шкатулка с драгоценностями, грозящая изменениями в судьбе Маргариты; веретено от прялки, ставшее орудием убийцы… Список можно продолжать до бесконечности, но мне бы не хотелось раскрывать все секреты этой чудесной постановки.
История длиною в три действия и продолжительностью в 3 часа 40 минут пролетает, словно миг. Хочется, чтобы это мгновение длилось как можно дольше. Я поздравляю театр «Новая Опера» с еще одним замечательным спектаклем! А заодно и с открытием 26 сезона!
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Еще фотографии:
15 сентября
16 сентября