интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » "Снегурочка" в "Новой Опере": сказка о дочери Мороза и Весны ознаменовала чудеса природы

 
 
 

"Снегурочка" в "Новой Опере": сказка о дочери Мороза и Весны ознаменовала чудеса природы

Автор: Ольга Пурчинская от 14-11-2016, 04:38, посмотрело: 2110

Зима в этом году пришла в Среднюю полосу России гораздо раньше, чем привыкли ее жители. Уже в конце сентября улицы были покрыты плотным слоем снега. Опять Дед Мороз разбушевался, не иначе! Вы помните знаменитую стихотворную сказку А.Н.Островского «Снегурочка»?

Центральный образ – чудесная, фантастическая девочка, дитя любви двух сезонных повелителей природы – Мороза и Весны. Холодная, завораживающая красавица лишена внутреннего тепла и каких-либо человеческих чувств. Она хочет пожить немного в мире людей и оказывается в мифической стране, управляемой царем Берендеем. Чтобы защитить свое чадо, старик-повелитель зимы сильно охлаждает Берендеево царство. На долгий сезон холодов и короткое, мгновенно пролетающее лето местное население обречено на целых пятнадцать лет.

В этом году погодные условия в Европейской части России очень похожи на сказочные. Интересное совпадение, не правда ли? Продолжительные снегопады перемежаются с мокрым снегом и ледяным дождем. Ураганный ветер срывает последние листочки с деревьев, чьи ветки теперь покрывает толстая ледяная корка. Красота, вызывающая не только восхищение, но и, в первую очередь, страх. Вот и захотелось вновь посмотреть давно полюбившуюся историю о природных чудесах, нравах язычников и торжестве настоящих чувств и тепла. Вскоре такая возможность у меня появилась.

10 ноября 2016 года в афише московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова - весенняя сказка «Снегурочка», сочинение Н.А.Римского-Корсакова на либретто автора по одноименной драме А.Н.Островского (жанр пьесы автор определил как «весеннюю сказку»). Музыкальный руководитель и дирижер – Евгений Самойлов. Режиссер-постановщик – Валерий Раку (Заслуженный деятель искусств России). Сценография – Семен Пастух. Костюмы – Галина Соловьева. Пластика – Иван Фадеев. Хормейстер – Андрей Лазарев. Свет – Глеб Фильштинский. Премьера состоялась 17 февраля 2002 года.
"Снегурочка" в "Новой Опере": сказка о дочери Мороза и Весны ознаменовала чудеса природыВ ролях: Снегурочка – Ирина Костина (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Купава – Елена Поповская (сопрано), Лель – Артем Крутько (лауреат Международного конкурса, контратенор), Мизгирь – Олег Шагоцкий (лауреат Международного конкурса, баритон), Весна – Татьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано), Мороз – Алексей Антонов (бас), царь Берендей – Георгий Фараджев (лауреат Премии города Москвы, тенор), Бермята – Дмитрий Орлов (лауреат Международного конкурса, бас), первый Бирюч – Антон Бочкарев (тенор), второй Бирюч – Михаил Первушин (лауреат Международного конкурса, бас), Бобыль – Вениамин Егоров (Лауреат Международных конкурсов, тенор), Бобылиха – Татьяна Смирнова (сопрано).

Эта история полна красоты, волшебства и сказочных чудес. Например, нечасто можно встретить красный свет, от коего веет не добрым теплом, а самым настоящим холодом. Или веселые языческие ритуалы проводов Масленицы – предвестника долгожданной весны. Или юную, прелестную, фарфорово-бледную девушку, сияющую, как алмаз и холодную, как снег. Духи природы сильны и всемогущи, могут как помочь людям, так и уничтожить их, в одночасье стереть с лица Земли целые дома, деревни, города, страны, цивилизации…

Визуальное воплощение спектакля – богатая природа Берендеева царства во всем ее великолепии: красивые реки, рощи, поля, долины, сады и т.д. Не менее интересны и контрастные жилища, от богатого, роскошного царского терема и изысканных чертогов-обиталищ Мороза и Весны, до скромных хижин его замерзающих подданных. Живописные холмы, журчащие ручьи и горящие костры становятся антуражем для ярких событий – таинственных обрядов и ритуалов, а также веселых праздников, предваряющих, по традиции, наступление очередного времени года.

Каждое действующее лицо – не только персонаж, но и визуальное воплощение «сил», «родителей» и «детей» природы.

Одно из самых ярких событий вечера – дебют Ирины Костиной в титульной партии. Заглавная героиня в ее исполнении – сочетание трогательной хрупкости и холодной отстраненности, жгучей ревности и полного равнодушия, холодного «хрустально-серебристого» голоса и горячего «весеннего» темперамента.
Снегурочка чудесным образом «переселяется» из своей ледяной «оболочки» в чувственную, страстную, «человеческую». В этот момент меняется все – выражение лица, движения, блеск глаз. Кажется, даже аура ледяной красавицы в одночасье потеплела, увы, ненадолго.

Нежному, хрупкому образу Снегурочки противопоставляется Купава (Елена Поповская) – натура яркая, страстная, живая, с очень сильным темпераментом и глубоким, «теплым» голосом. Эмоциональный фон ее сперва взлетает до небес, а затем летит в бездну бессильной злобы и отчаяния.

В партии, написанной для меццо-сопрано травести, по-настоящему естественно и органично смотрится обладатель высокого мужского голоса – контратенора. В исполнении Артема Крутько «пригожий» Лель - настоящая гармония несочетаемых заведомо облика брутального, сильного мужчины и нежного, «хрустального» голоса, похожего на серебристый колокольчик и, кажется, доносящегося с небес.

Мизгирь Олега Шагоцкого – герой совсем иного характера. Он сильный, обаятельный, уверен в своих силах и привык четко двигаться к намеченной цели. Ему свойственны благородство внутреннего мира, чистота и широта души, бесконечная щедрость в отношении возлюбленной и полная преданность ей.

Родители Снегурочки – Весна (Татьяна Табачук) и Мороз (Алексей Антонов) – воплощение могущественных повелителей природы. Они не выходят на сцену, их голоса доносятся из оркестровой ямы, но самым юным зрителям кажется, что пение раздается откуда-то снизу, из подвалов сцены.
В постоянный конфликт вступают цветущая красавица, излучающая доброту и тепло, и старик, от которого исходят суровые, ледяные флюиды, ощущаемые чуть ли не физически.

Георгий Фараджев создал образ царя Берендея, какой, вероятно, был бы пределом мечтаний своих подданных: доброго, справедливого, могущего быстро (и верно!) принять судьбоносные решения, неравнодушного к бедам и переживаниям любого человека.
Гордый взгляд, величественная осанка, спокойные, вальяжные манеры дополняют облик сильного и мудрого властителя, истинного стратега, готового принести жертву для решения некоей серьезной, чрезвычайно важной задачи.

Верный помощник царя – боярин Бермята. В исполнении Дмитрия Орлова высокопоставленный подданный предстает ярким, сильным, харизматичным, волевым молодым человеком. Это – «глаза» и «уши» Берендея, его «правая рука».

Дуэт приемных родителей Снегурочки, Бобыля (Вениамин Егоров) и Бобылихи (Татьяна Смирнова) – торжество положительной энергетики, жизненных сил, порция беззаботного веселья и хорошего настроения. Их пляски и шуточные перебранки внесли в «бытовые» эпизоды струю позитива и безграничного обаяния.

Если царские «глаза» и «уши» зовутся Бермятой, то «мегафоном» владыки становятся глашатаи – первый (Антон Бочкарев) и второй (Михаил Первушин) бирючи. Бодро и оперативно доносят они до народа высочайшую волю правителя. С такими специалистами и никакие средства массовой информации не нужны!

Артисты хора исполняли партии представителей свиты Весны, свиты Мороза, подруг Купавы, жрецов и берендеев. Яркие, веселые массовые народные гулянья и сакральные, таинственные языческие обряды и ритуалы, ожившие и получившие объем благодаря многоголосному звучанию, стали неотъемлемой частью действа, торжественного и завораживающего, веселого и грустного, леденящего и согревающего, сказочного и реалистичного.

Симфонический оркестр театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова под управлением Евгения Самойлова отправил зрителей в путешествие по прекрасной сказочной стране, полной своих секретов, загадок и глубоких внутренних смыслов. Удивительно жизненные «изображения» припорошенных снегом и закованных во льды лесов сменялись чарующими трелями жаворонков и соловьев, мелодичным журчанием ручьев и треском костров. Все это великолепие «рисовалось» щедрыми красками музыки в режиме реального времени. К концу спектакля у меня сложилось ощущение, что потеплело не только сердце Снегурочки, но и музыка, хранящая в себе образ этой ледяной красавицы.

Снегурочка растаяла, Мизгирь погиб. К берендеям пришло долгожданное тепло. Нам же предстоит долгая зима. Трава и деревья сейчас одеты вовсе не пушистым снегом, а толстым слоем блестящей «глазури» изо льда. Однако, как известно, в природе постоянно происходят чудеса, в том числе добрые. Возможно, «мать» всего живого сжалится над своими «детьми» и создаст новую красоту, не только радующую глаз, но и не повреждающую естественную красоту.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр