интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Семнадцать лет любви, балета и декаданса в "Травиате" Аллы Сигаловой

 
 
 

Семнадцать лет любви, балета и декаданса в "Травиате" Аллы Сигаловой

Автор: Ольга Пурчинская от 1-11-2016, 04:33, посмотрело: 1775

Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова в течение сезона неустанно радует зрителей разнообразными событиями, способными заинтересовать самую разную публику. Ежегодные несколько премьер насыщают репертуар как драгоценными жемчужинами мировой классики, так и интересными произведениями современных авторов. Многие сочинения звучат в концертном исполнении, позволяющем каждому зрителю самостоятельно воспринять сложную драматургию, создать собственное впечатление, не «скорректированное» оригинальными режиссерскими решениями. Наконец, вечера камерной музыки и гала-концерты открывают новые грани таланта артистов, работающих, как правило, в рамках одного амплуа.

«Новая Опера» регулярно обновляет репертуар, в афише стабильно появляются замечательные, интересные постановки, надолго приковывающие внимание зрителей с самыми разными эстетическими запросами и идеалами. Но есть здесь и несколько «визитных карточек», спектаклей-долгожителей, любимцев публики, давно уже ставших настоящими символами театра. К ним относится «Травиата». Премьера оригинальной версии знаменитой оперы Дж.Верди состоялась 14 июля 1999 года. Эти строки рождаются под впечатлением от представления 30 октября 2016. Музыкальная редакция – Евгений Колобов (Народный артист России). Дирижер – Валерий Крицков. Режиссер – Алла Сигалова (Заслуженная артистка России). Сценография - Эрнст Гейдебрехт. Костюмы - Мария Данилова. Свет - Глеб Фильштинский. Хормейстеры - Наталья Попович (Народная артистка России) и Андрей Лазарев.
В ролях: Виолетта – Галина Королева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Альфред – Хачатур Бадалян (лауреат Международных конкурсов, тенор), Жермон – Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон), Флора – Татьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано), Аннина – Екатерина Кичигина (сопрано), Гастон – Юрий Ростоцкий (лауреат Международных конкурсов, тенор), барон Дюфоль – Олег Шагоцкий (лауреат Международного конкурса, баритон), бармен – Борис Жуков (бас).

Режиссерская концепция Аллы Сигаловой представляет зрителям воспоминания о грустной, трагической истории любви стремительно угасающей от тяжкого недуга куртизанки и молодого аристократа. Первые мгновения действия представляют собой пролог, печальный итог того, что будет происходить в течение ближайших двух с небольшим часов. За этот небольшой промежуток времени черно-белая история (а именно в такой аскетичной цветовой гамме решена постановка, начиная со сценографии и заканчивая гримом и костюмами) при помощи музыкального материала и драматического таланта артистов раскрасится яркими красками, чувства и эмоции станут живыми и естественными, а слезы зрителей – горячими и искренними.

Зрители, посетившие «Травиату» в театре «Новая Опера», оказываются не просто на спектакле. Это самый настоящий карнавал, но не такой, как все мы привыкли. Вместо традиционных, вполне ожидаемых беспечной радости и беззаботного веселья вниманию публики бывает представлен светский прием в эстетике декаданса. Действительно, если внимательно вчитаться в либретто оперы Дж.Верди, то можно с легкостью обнаружить там свидетельства упадка (а это, напомню, одна из фундаментальных характеристик декаданса – направления в европейском искусстве рубежа XIX – ХХ вв.), разрушения быта, жизненного уклада не только отдельно взятых Виолетты и Альфреда, но и всего того, что их окружает. Все эти доводы подкрепляет внешний облик персонажей, созданный как раз в духе эпохи.

Семнадцать лет любви, балета и декаданса в "Травиате" Аллы Сигаловой30 октября нам посчастливилось увидеть, как все артисты буквально прожили каждое мгновение спектакля вместе со своими героями. Казалось, гармоничное единение исполнителей с персонажами привело к тому, что каждый человек, находившийся на сцене, действительно страдал от боли и страха, безысходности и невозможности хоть как-то повлиять на характер неотвратимо приближающейся развязки.

Виолетта Валери – тонкая, хрупкая, прозрачная, угасающая на глазах куртизанка. Но, несмотря на болезнь и сопутствующие физические мучения, душа ее легка, чиста и несгибаемо сильна. Решительность, внутренний свет, доброта и благородство выделяют ее из множества других дам полусвета. Не потому ли ее полюбил молодой аристократ?
В исполнении Галины Королевой центральная героиня предстает легкой, изящной, грациозной, точно мотылек. Сочетание звонкого, нежного, серебристо-хрустального голоса, виртуозно, мастерски исполняющего сложнейшие арии, с мучительными приступами кашля, одышки и физических страданий от невыносимой боли произвели неизгладимое впечатление.

Альфред Хачатура Бадаляна – еще совсем молодой человек благородного происхождения, вероятно, впервые познавший то самое чувство, без которого жизнь не представляется возможной, имя коему – любовь. Что она принесет юноше? Сперва – страдания, затем – безоблачное счастье, чуть позже – невыносимую боль.
Голос артиста, нежный, звонкий, солнечный, щедро делится богатейшей палитрой чувств, эмоций и настроений его персонажа. Чего здесь только нет: и светлая аура влюбленного молодого человека, и теплота его сердца, почувствовавшего взаимность, и мучительная ревность, и испепеляющая страсть, и ледяное пренебрежение, и ослепляющая ярость, и искреннее раскаяние, и невыносимая душевная боль, и многое другое.

Жорж Жермон – неоднозначный персонаж. С одной стороны, это жесткий, даже жестокий, суровый человек, заставляющий Виолетту принять тяжелейшее решение, ставшее, как известно, судьбоносным. Взгляд с другого «ракурса» показывает нам совершенно иной характер его личности: мы видим отца, неравнодушного к судьбам своих детей, желающего помочь им устроить свою еще только начинающуюся жизнь.
Илья Кузьмин создал образ величественного, благородного аристократа, человека, совершенно чужого тому миру, в какой оказался вовлечен его сын. Жестко, непререкаемо, моментами грозно и сурово звучит голос в начале дуэта с героиней, но постепенно в нем появляется теплота, мягкость, сострадание и доброта. Кажется, что нелегкие думы, с которыми Жермон начинает разговор с любовницей сына, непосильным грузом легли не только на его душу, но и на физический облик, походку и т.д. Добившись своего, он словно молодеет разом на много лет, легко и стремительно покидая фамильный дом.
Совсем другим предстает герой в разговоре с сыном. Здесь перед нами возник немолодой уже глава семейства, мягко, ласково пытающийся вернуть свое чадо, сбившееся с пути, в родной дом, где его любят и всегда ждут. Но, стоит только ребенку совершить неблагородный поступок, гнев родителя обещает быть весьма суровым!

Семнадцать лет любви, балета и декаданса в "Травиате" Аллы СигаловойЯрчайшей кульминацией спектакля, исполненной глубокого драматизма, стала финальная сцена. Заключительный эпизод спектакля поставлен таким образом, будто старший и младший Жермоны всеми силами пытаются удержать угасающую на глазах Виолетту. Разумеется, свою вину в происходящем ощущает и отец, и сын. Сочетание великолепной музыки, актерского таланта и балетной пластики исполнителей заставило зрителей ощутить всю боль, скопившуюся в душах героев, каждой клеточкой своего тела. Это тот самый случай, когда можно забыть обо всем, что происходит за пределами театра, всецело отдаться действию, дать собственным эмоциям временно одержать верх над разумом.

Уникальны и привлекательны и второстепенные персонажи: Аннина (Екатерина Кичигина), превращенная постановщиками в подругу Виолетты, заботливую, ласковую и желающую хоть как-то облегчить невыносимые страдания героини; огненно-рыжая харизматичная красавица Флора (Татьяна Табачук), дама полусвета, истинная звезда парижских салонов; несколько агрессивный барон Дюфоль (Олег Шагоцкий), готовый отстоять честь оскорбленной дамы, но не отличающийся изысканными манерами; кавалер Флоры Гастон (Юрий Ростоцкий), беззаботный весельчак, всегда оказывающийся в самой гуще событий; бармен (Борис Жуков).

Артисты хора предстали в образах гостей на вечерах в домах Виолетты и Флоры. Все та же черно-белая гамма в гриме и костюмах, что и у солистов, превратила каждого из них в уникального персонажа, словно вышедшего из подполья одного из легендарных декадентских салонов рубежа XIX – ХХ веков. Каждая персона явила собой яркую индивидуальность и явно выделялась из толпы, но, несмотря на это, гармонично ее дополняла.

Симфонический оркестр театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова под управлением Валерия Крицкова отправил зрителей в увлекательное путешествие в глубокий, бескрайний внутренний мир главной героини, ее светлую, чистую, прекрасную душу, «ожившую» в трехдольном ритме вальса. Элегантный, галантный танец в разных эпизодах спектакля звучал то весело и беспечно, то грустно и печально, то радостно, то трагично. Музыкальный материал оперы яркими красками рисует как физико-эмоциональные портреты героев, так и обстановку, их окружающую.

Мне посчастливилось увидеть несколько постановок «Травиаты», но именно спектакль Аллы Сигаловой с его аскетичной, черно-белой сценографией, всякий раз раскрашивается по-новому. Неизменно лишь одно: на каждом представлении уникальные артисты помогают совершить много интересных открытий и всегда находить в знакомых образах что-то, ускользнувшее от внимания в прошлый раз.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр