интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » "Фауст" Дмитрия Бертмана по-эстонски на один вечер приехал в Москву

 
 
 

"Фауст" Дмитрия Бертмана по-эстонски на один вечер приехал в Москву

Автор: Ольга Пурчинская от 16-10-2016, 06:04, посмотрело: 1938

С 13 по 16 октября 2016 года, в режиме «реального времени», можно наблюдать поистине историческое событие в культурной жизни России и Эстонии. В этот временной интервал вмещаются обменные гастроли Эстонской Национальной оперы (Таллин) и московского театра «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана. В течение трех вечеров жители обеих столиц смогут увидеть легендарные постановки гостящих у них театральных коллективов. Эстонская труппа приехала в Россию впервые за двадцать лет.

]14 октября началась «московская» часть уникальных гастролей. В этот день на сцене зала «Стравинский» театра «Геликон-Опера» можно было увидеть знаменитую оперу Шарля Гуно «Фауст» (либретто Жюля Барбье и Мишеля Каре по пьесе Каре «Фауст и Маргарита» и трагедии Иоганна Вольфганга Гете «Фауст»). Дирижер – Велло Пяхн. Режиссер – Дмитрий Бертман (Народный артист России). Декорации и костюмы – Энн-Лиис Семпер. Хореограф – Эдвальд Смирнов (лауреат Международных конкурсов). Продюсер – Сильва Вальдт. Консультант по актерам – Хельги Салло. Хормейстер – Эльмо Тиисвальд. Концертмейстеры – Тармо Ээпере, Риина Пикани, Иво Силламаа. Помощник режиссера – Рейн Лепнурм.
В ролях: доктор Фауст – Оливер Куузик (тенор), Мефистофель – Павло Балакин (бас), Маргарита – Мария Файтова (сопрано, Чехия), Валентин – Рауно Эльп (баритон), Зибель – Хелен Локута (меццо-сопрано), Вагнер – Март Лаур (бас), старый Фауст – Март Мадисте (тенор), Катерина – Айрике Кольк.

"Фауст" Дмитрия Бертмана по-эстонски на один вечер приехал в Москву"Фауст" Дмитрия Бертмана по-эстонски на один вечер приехал в Москву"Фауст" Дмитрия Бертмана по-эстонски на один вечер приехал в Москву







Постановки Дмитрия Бертмана всегда развиваются по неожиданному, невероятному сценарию, потому смотреть их всегда очень интересно. Вот и на этот раз мы познакомились с весьма неожиданной трактовкой знаменитого сюжета о старом докторе, заключившем сделку с Сатаной. Цель - обрести любовь юной красавицы с чистой, светлой, невинной душой. Режиссерская концепция превратила Мефистофеля из злодея, коварного искусителя в страждущего человека, невыразимо опечаленного тем выбором, какой делают люди на протяжении долгих лет своей жизни.

Сценическое пространство спектакля решено таким образом, что жизнь главного героя делится на «до» и «после» заключения судьбоносной сделки. В течение действия мы попеременно видим то храм, то кабаре. Мир чистоты и непорочности будто становится единым целом с совершенно другой планетой, сосредоточением разврата и пороков. Вселенная Фауста старого разительно отличается от мира Фауста юного.
Кроткая, светлая, набожная Маргарита также попадает в кабаре, где вынуждена зарабатывать себе на пропитание. Да, официанты отличаются от постояльцев разительно!
Кстати, Мефистофель здесь не хочет погубить героиню. Напротив, он пытается ее спасти, вывести из того мира, который стал настолько алчен и жесток. Но ведь всем известно, куда ведут благие намерения!

Фауст в спектакле предстает в двух «обличиях» - старом (Март Мадисте) и молодом (Оливер Куузик). Волшебное перевоплощение – и юная душа, экспрессивная, страстная, горячая, жаждущая любви, вроде бы, отделилась от пожилого тела, уставшего от жизни и безгранично разочарованного в ней. Но это – не более, чем заблуждение, ведь старик в течение всего действа наблюдает за происходящим. В связи с этим возникает вопрос: а было ли все это на самом деле? Может, выпив чудодейственный «молодильный» эликсир, герой впал в сон и все увиденное – не более, чем плод его воображения, образное воплощение его тайных желаний?

Мефистофель Павло Балакина – не тот коварный искуситель, бессовестный соблазнитель, повелитель сил Зла, каким его привыкли считать. Здесь этот персонаж, скорее, может быть описан цитатой из другого литературного произведения: «Печальный демон, дух изгнанья». Да, он пришел на Землю с тем, чтобы устроить людям – объектам своего многолетнего наблюдения – очередную проверку. Результаты эксперимента его удивили и расстроили: людская алчность и жадность неизменно одерживают верх над личностными качествами, относящимися к категории положительных.
Мощный, глубокий, раскатистый голос артиста, его харизма и обаяние – искусные штрихи к портрету персонажа, его смех в серенаде гипнотизирует и завораживает. Вместе с тем, ощущается депрессия и меланхолия героя. Сатана пребывает в глубокой внутренней печали, понимает, что, по сути, ему больше нет места среди людей, напрочь разучившихся отвергать искушение.

Единственная душа, не утратившая еще шанса на спасение – юная Маргарита (Мария Файтова). Она чиста и невинна. Нужда заставляет девушку работать официанткой в, мягко говоря, неподходящем ей месте – в кабаре. В определенный момент и эта героиня не сумела побороть искушение: соблазн оказался сильнее. На какой-то миг шкатулка с драгоценностями полностью овладевает всем ее существом. Тогда, буквально на несколько минут, в красавицу будто бы вселяется сам Мефистофель. Но безграничная вера Маргариты все же оказывается сильнее, и душа ее, пройдя через серию сложнейших испытаний, все же выходит победителем из схватки с силами Зла.
В течение всего спектакля было очень интересно наблюдать за глазами Марии Файтовой. Лицо артистки неустанно меняло выражение от ангельской невинности до почти демонической брутальности, от чистоты мыслей до алчности и коварства. В начале второго акта в образе героини (на тот момент беременной) появилась непередаваемая мягкость, а в ее движениях – выверенная осторожность.

Брат Маргариты Валентин (Рауно Эльп) – солдат, собирающийся на войну. В спокойное, мирное время этот персонаж не прочь повеселиться с друзьями, сейчас же он сильно озабочен судьбой своей сестры, на неопределенное время остающейся в одиночестве. Вернувшись домой, становится жертвой очередного «эксперимента» Мефистофеля, ведь он мешает Сатане до конца осуществить свой план.
В течение действа Рауно Эльп представал в совершенно разных образах. В начале спектакля это был добрый, мягкий человек, герой лирического характера. В конце истории он превратился в кровавого мстителя, готового жестоко поквитаться с обидчиком. Но – увы – силы соперников оказались неравны. Мягкость, деликатность, искренняя озабоченность, словно по волшебству, сменились резкостью, злобой и агрессией, а «бархатистые» нотки в голосе – раскаленным добела металлом.

Очень интересный образ Зибеля создала Хелен Локута. В ее исполнении юноша, влюбленный в Маргариту, получился гибким, подвижным и обаятельным. Немало времени он проводит за роялем, при помощи выразительной мимики показывает свое отношение к происходящему. Каждое движение продумано до мелочей. Моментами этот персонаж напоминает мима, но у него есть серьезное отличие – «пряный», теплый голос, позволяющий еще более четко донести свои мысли, чувства и эмоции до всех, кто находится в зале, по обе стороны оркестровой ямы.

Запомнились и исполнители небольших ролей – друга Валентина Вагнера (Март Лаур), беззаботного весельчака, шокированного неожиданным пророчеством, и новой подруги Фауста Катерины (Айрике Кольк), не произнесшей, к сожалению, ни одного слова.

Артисты хора Эстонской Национальной оперы и Эстонского Национального балета поочередно побывали солдатами, девушками, горожанами, студентами, женщинами и духами. При помощи вокала, хореографии и средств музыкальной выразительности они «нарисовали» живописные полотна веселящейся толпы; солдат, сперва собирающихся на войну, а затем триумфально вернувшихся домой; посетителей церкви и/или кабаре; народа, встречающего великий праздник Христова Воскресенья.

Симфонический оркестр Эстонской Национальной оперы под управлением Велло Пяхна погрузил публику в восхитительный мир французского музыкального романтизма, помогал глубже проникнуть в драматическую суть внутреннего мира персонажей, давал возможность воображению как можно быстрее понять, где именно сейчас происходит действие.
В чудесной канве сплелись воедино свет и тьма, чистота и порок, страсть и увлеченность, счастье и горе, беспечность и эмоциональная напряженность, юность и старость.

…Спектакль закончился. Мефистофель так и не встретил хотя бы одного человека, какой хотя бы один раз одержал бы верх над искушением. Теперь, согласно режиссерской концепции Дмитрия Бертмана, ему просто нечего делать на Земле. А это значит, что он должен исчезнуть. Каким способом? Здесь каждому из нас предоставлена прекрасная возможность додумать финальный эпизод самостоятельно.

Хочется сказать большое спасибо постановщику, который не раскладывает в своем произведении все по полочкам. Ведь это же по-настоящему здорово, когда зритель может домыслить происходящее и сделать важный (пусть и не всегда правильный) вывод.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр