В современном музыкальном театре существуют спектакли, которые без каких-либо преувеличений смело можно назвать эстетически эталонными. Ярчайшим примером такого произведения можно назвать оперу-трагедию Ш.Гуно «Ромео и Джульетта» (либретто Ж.Барбье и М.Карре основано на одноименной трагедии У.Шекспира) - драгоценную жемчужину репертуара московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Режиссура, сценография, костюмы и свет – Арно Бернар. Музыкальный руководитель – Фабио Мастранджело. Дирижер – Андрей Лебедев. Хормейстер – Юлия Сенюкова. Постановщик боев – Павел Янчик. Премьера состоялась 29 ноября 2014 года.
В этом спектакле есть все, что необходимо для эстетического удовольствия: прекрасная музыка в лучших традициях французского романтизма, яркие и зрелищные балы и поединки, виртуозные вокальные и драматические работы. Опера в XXI веке – динамичное зрелище, где события развиваются стремительно, а внимание зрителей не ослабевает ни на минуту.
В сезоне 2015-16 спектакль был номинирован на Национальную театральную премию «Золотая Маска» в пяти категориях:
1. Опера / Спектакль;
2. Опера / Работа дирижера – Андрей Лебедев;
3. Опера / Работа режиссера – Арно Бернар;
4. Опера / Женская роль – Ирина Боженко (Джульетта);
5. Опера / Мужская роль – Алексей Татаринцев (Ромео).
Показы спектакля в рамках фестиваля прошли 15, 16 и 17 апреля 2016 года. Первый показ этого блока стал конкурсным. А эти строки рождаются под впечатлением от представления, завершающего «масочную» серию.
«История, где всё прекрасно и все прекрасны». Именно так мне бы хотелось описать эту постановку в двух словах. Торжество красоты, разнопланового мастерства и таланта чуть ли не физически ощущается буквально на каждом сантиметре сценического пространства и слышится во всех фрагментах партитуры.
Ни для кого не секрет, что «Ромео и Джульетта» - это история о любви, возникшей в мире взаимной ненависти и вражды. Две сюжетные линии: одна светлая и чистая, вторая мрачная и суровая. Добро конфликтует со злом, счастье - с горем, радость – со слезами. Все это нашло отражение в музыкальном материале: в течение всего спектакля симфонический оркестр театра под управлением Андрея Лебедева поочередно погружает публику то в чарующий, нежный, пылкий и страстный мир двух юных сердец, познавших сильное, неведомое доселе чувство, то в жестокую, суровую, драматически накаленную, агрессивную «окружающую среду», омрачающую жизнь и сердца центральных персонажей. Тяжелые обстоятельства, жертвой которых становятся герои, приводят их к быстрому взрослению, стирают условные грани между детством и взрослой жизнью.
Спокойная, беззаботная юность Джульетты (лауреат Международных конкурсов Ирина Костина, сопрано) выражается в легких, изящных движениях. В начале спектакля порой кажется, что она не бегает, а буквально парит над сценой. Много позже, пройдя через массу суровых испытаний, героиня становится более сильной, глубокой, смелой и решительной. Ближе к концу истории сложилось ощущение, будто она действительно готова на все ради сохранения своей тайны и обретения семейного счастья и благополучия.
Ромео (Георгий Фараджев, тенор), впервые увидев Джульетту, преображается практически до неузнаваемости. Еще минуту назад он был омрачен нехорошими предчувствиями, и вдруг – разительная перемена: глаза сияют, лицо освещается обаятельной, неотразимой улыбкой. Озабоченность и меланхолия сменяются спокойствием и мечтательностью, одухотворенностью и теплотой.
От света и чистоты не остается и следа, когда герой становится свидетелем убийства лучшего друга. Всего мгновение назад Ромео был настроен миролюбиво и не желал конфликтовать с представителем враждебного клана, но трагическое происшествие стирает с его лица последние следы доброты и спокойствия. Теперь герой сам становится палачом, жестоким и беспощадным. Совершенное преступление превращает его в изгнанника.
Самые зрелищные эпизоды спектакля – ожесточенные, агрессивные бои, постоянно разбавляющие лирические сцены, полные нежности и света. Одна из важнейших перипетий – фехтовальный поединок Меркуцио (лауреат Международных конкурсов Илья Кузьмин, баритон) и Тибальда (лауреат Международных конкурсов Вениамин Егоров, тенор). Каждому из этих гордых аристократов не понаслышке знакомо понятие чести, которая и толкает их на эту дуэль. Один встревает в драку из-за друга, не особо стремящегося к сражениям, второй собирается отомстить за кузину, но встречает временное препятствие.
Оба персонажа стали заложниками собственных понятий и специфического воспитания. Агрессия и принципиальность гармонично объединяются с верностью моральным принципам и высоким идеалам. Этот поединок, полный изящества и элегантности доставляет ни с чем не сравнимое эстетическое удовольствие. Ощущение такое, что это – фрагмент исторического костюмного кино о мушкетерах или гардемаринах.
Одна из важнейших перипетий сюжета оперы – «невинная» шалость Стефано (лауреат Международного конкурса Валерия Пфистер, меццо-сопрано), юного пажа Ромео. Бойкий, озорной мальчишка дразнит соседей-врагов довольно дерзкой песенкой.
В этом образе удивительно гармонично сочетаются юношеская угловатость и чисто девичьи хитрость, элегантность, кокетство и обаяние.
Граф Капулетти (лауреат Международного конкурса Дмитрий Орлов, бас), отец Джульетты и глава одной из враждующих семей – истинный лидер, прекрасно владеющий ораторским искусством. Его речи, парадные, торжественные, напоминают оду или гимн. Голос буквально завораживает, заставляя предельно внимательно вслушиваться в каждое слово.
Совсем другим этот персонаж становится в трагический момент мнимой кончины горячо любимой дочери прямо у алтаря. Нечеловеческим усилием он бросает стоящий на соборной площади огромный крест, затем подходит к бездыханной Джульетте и обнимает. В последний раз. От этой сцены веет леденящим кровь ужасом. До дрожи! До слез!
Отец Лоренцо (лауреат Международного конкурса Евгений Ставинский, бас) – монах, увлекающийся наукой. Помимо основной деятельности, он читает старинные книги, познает великие тайны и создает чудодейственные снадобья. Вся его сила – в вере, но, скорее всего, не в Бога, а в знания. А, может быть, это слабость?
Несмотря на кажущуюся анархию, в Вероне есть правитель – герцог Эскал (лауреат Международного конкурса Михаил Первушин, бас). Перед нами – воплощение Силы, Власти и Могущества, своего рода Рука Судьбы, резко меняющая течение сюжета. Этот герой напоминает сильного, мудрого волшебника, принимающего единственно правильное решение, возможное в сложившихся драматичных обстоятельствах. Согласно британской мифологии, таким был легендарный Мерлин, помогавший королю Артуру в сложные моменты вершить судьбы своих подчиненных за круглым столом.
Кормилица Джульетты Гертруда (Заслуженная артистка Удмуртии Александра Саульская-Шулятьева, меццо-сопрано) в спектакле предстает не просто няней. Помимо ухода за своей воспитанницей, любимой ею с младенчества, она – настоящая хозяйка в доме Капулетти. Точнее, администратор, чьи обязанности выходят далеко за рамки служения юной графине.
Свой вклад внесли и исполнители небольших партий: дерзкий, агрессивный слуга Капулетти Грегорио (Александр Попов, баритон), очень легко поддающийся на разного рода провокации, и несостоявшийся жених Джульетты граф Парис (Заслуженный артист Украины Сергей Шеремет, баритон), так и не обретший долгожданное счастье.
Зрелищность и красоту спектаклю добавляют массовые сцены, где блещут артисты хора театра «Новая Опера» (гости Капулетти, представители кланов Монтекки и Капулетти) и потрясающая фехтовальная группа. Яркие, веселые балы и агрессивные, ожесточенные поединки, танцы, непринужденное светское общение превращают их из сочувствующих наблюдателей (как в легендарном театре эпохи Античности) в непосредственных действующих лиц.
16 апреля 2016 года были объявлены итоги Национальной театральной премии «Золотая Маска». Спектакль «Ромео и Джульетта» победил в двух номинациях. Лауреатами стали Андрей Лебедев (опера / работа дирижера) и Алексей Татаринцев (опера / мужская роль). Поздравляем артистов и весь коллектив театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова с заслуженной наградой! Желаем много ярких, зрелищных, прекрасных постановок!
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
В этом спектакле есть все, что необходимо для эстетического удовольствия: прекрасная музыка в лучших традициях французского романтизма, яркие и зрелищные балы и поединки, виртуозные вокальные и драматические работы. Опера в XXI веке – динамичное зрелище, где события развиваются стремительно, а внимание зрителей не ослабевает ни на минуту.
В сезоне 2015-16 спектакль был номинирован на Национальную театральную премию «Золотая Маска» в пяти категориях:
1. Опера / Спектакль;
2. Опера / Работа дирижера – Андрей Лебедев;
3. Опера / Работа режиссера – Арно Бернар;
4. Опера / Женская роль – Ирина Боженко (Джульетта);
5. Опера / Мужская роль – Алексей Татаринцев (Ромео).
Показы спектакля в рамках фестиваля прошли 15, 16 и 17 апреля 2016 года. Первый показ этого блока стал конкурсным. А эти строки рождаются под впечатлением от представления, завершающего «масочную» серию.
«История, где всё прекрасно и все прекрасны». Именно так мне бы хотелось описать эту постановку в двух словах. Торжество красоты, разнопланового мастерства и таланта чуть ли не физически ощущается буквально на каждом сантиметре сценического пространства и слышится во всех фрагментах партитуры.
Ни для кого не секрет, что «Ромео и Джульетта» - это история о любви, возникшей в мире взаимной ненависти и вражды. Две сюжетные линии: одна светлая и чистая, вторая мрачная и суровая. Добро конфликтует со злом, счастье - с горем, радость – со слезами. Все это нашло отражение в музыкальном материале: в течение всего спектакля симфонический оркестр театра под управлением Андрея Лебедева поочередно погружает публику то в чарующий, нежный, пылкий и страстный мир двух юных сердец, познавших сильное, неведомое доселе чувство, то в жестокую, суровую, драматически накаленную, агрессивную «окружающую среду», омрачающую жизнь и сердца центральных персонажей. Тяжелые обстоятельства, жертвой которых становятся герои, приводят их к быстрому взрослению, стирают условные грани между детством и взрослой жизнью.
Спокойная, беззаботная юность Джульетты (лауреат Международных конкурсов Ирина Костина, сопрано) выражается в легких, изящных движениях. В начале спектакля порой кажется, что она не бегает, а буквально парит над сценой. Много позже, пройдя через массу суровых испытаний, героиня становится более сильной, глубокой, смелой и решительной. Ближе к концу истории сложилось ощущение, будто она действительно готова на все ради сохранения своей тайны и обретения семейного счастья и благополучия.
Ромео (Георгий Фараджев, тенор), впервые увидев Джульетту, преображается практически до неузнаваемости. Еще минуту назад он был омрачен нехорошими предчувствиями, и вдруг – разительная перемена: глаза сияют, лицо освещается обаятельной, неотразимой улыбкой. Озабоченность и меланхолия сменяются спокойствием и мечтательностью, одухотворенностью и теплотой.
От света и чистоты не остается и следа, когда герой становится свидетелем убийства лучшего друга. Всего мгновение назад Ромео был настроен миролюбиво и не желал конфликтовать с представителем враждебного клана, но трагическое происшествие стирает с его лица последние следы доброты и спокойствия. Теперь герой сам становится палачом, жестоким и беспощадным. Совершенное преступление превращает его в изгнанника.
Самые зрелищные эпизоды спектакля – ожесточенные, агрессивные бои, постоянно разбавляющие лирические сцены, полные нежности и света. Одна из важнейших перипетий – фехтовальный поединок Меркуцио (лауреат Международных конкурсов Илья Кузьмин, баритон) и Тибальда (лауреат Международных конкурсов Вениамин Егоров, тенор). Каждому из этих гордых аристократов не понаслышке знакомо понятие чести, которая и толкает их на эту дуэль. Один встревает в драку из-за друга, не особо стремящегося к сражениям, второй собирается отомстить за кузину, но встречает временное препятствие.
Оба персонажа стали заложниками собственных понятий и специфического воспитания. Агрессия и принципиальность гармонично объединяются с верностью моральным принципам и высоким идеалам. Этот поединок, полный изящества и элегантности доставляет ни с чем не сравнимое эстетическое удовольствие. Ощущение такое, что это – фрагмент исторического костюмного кино о мушкетерах или гардемаринах.
Одна из важнейших перипетий сюжета оперы – «невинная» шалость Стефано (лауреат Международного конкурса Валерия Пфистер, меццо-сопрано), юного пажа Ромео. Бойкий, озорной мальчишка дразнит соседей-врагов довольно дерзкой песенкой.
В этом образе удивительно гармонично сочетаются юношеская угловатость и чисто девичьи хитрость, элегантность, кокетство и обаяние.
Граф Капулетти (лауреат Международного конкурса Дмитрий Орлов, бас), отец Джульетты и глава одной из враждующих семей – истинный лидер, прекрасно владеющий ораторским искусством. Его речи, парадные, торжественные, напоминают оду или гимн. Голос буквально завораживает, заставляя предельно внимательно вслушиваться в каждое слово.
Совсем другим этот персонаж становится в трагический момент мнимой кончины горячо любимой дочери прямо у алтаря. Нечеловеческим усилием он бросает стоящий на соборной площади огромный крест, затем подходит к бездыханной Джульетте и обнимает. В последний раз. От этой сцены веет леденящим кровь ужасом. До дрожи! До слез!
Отец Лоренцо (лауреат Международного конкурса Евгений Ставинский, бас) – монах, увлекающийся наукой. Помимо основной деятельности, он читает старинные книги, познает великие тайны и создает чудодейственные снадобья. Вся его сила – в вере, но, скорее всего, не в Бога, а в знания. А, может быть, это слабость?
Несмотря на кажущуюся анархию, в Вероне есть правитель – герцог Эскал (лауреат Международного конкурса Михаил Первушин, бас). Перед нами – воплощение Силы, Власти и Могущества, своего рода Рука Судьбы, резко меняющая течение сюжета. Этот герой напоминает сильного, мудрого волшебника, принимающего единственно правильное решение, возможное в сложившихся драматичных обстоятельствах. Согласно британской мифологии, таким был легендарный Мерлин, помогавший королю Артуру в сложные моменты вершить судьбы своих подчиненных за круглым столом.
Кормилица Джульетты Гертруда (Заслуженная артистка Удмуртии Александра Саульская-Шулятьева, меццо-сопрано) в спектакле предстает не просто няней. Помимо ухода за своей воспитанницей, любимой ею с младенчества, она – настоящая хозяйка в доме Капулетти. Точнее, администратор, чьи обязанности выходят далеко за рамки служения юной графине.
Свой вклад внесли и исполнители небольших партий: дерзкий, агрессивный слуга Капулетти Грегорио (Александр Попов, баритон), очень легко поддающийся на разного рода провокации, и несостоявшийся жених Джульетты граф Парис (Заслуженный артист Украины Сергей Шеремет, баритон), так и не обретший долгожданное счастье.
Зрелищность и красоту спектаклю добавляют массовые сцены, где блещут артисты хора театра «Новая Опера» (гости Капулетти, представители кланов Монтекки и Капулетти) и потрясающая фехтовальная группа. Яркие, веселые балы и агрессивные, ожесточенные поединки, танцы, непринужденное светское общение превращают их из сочувствующих наблюдателей (как в легендарном театре эпохи Античности) в непосредственных действующих лиц.
16 апреля 2016 года были объявлены итоги Национальной театральной премии «Золотая Маска». Спектакль «Ромео и Джульетта» победил в двух номинациях. Лауреатами стали Андрей Лебедев (опера / работа дирижера) и Алексей Татаринцев (опера / мужская роль). Поздравляем артистов и весь коллектив театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова с заслуженной наградой! Желаем много ярких, зрелищных, прекрасных постановок!
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии