Что такое камерная музыка? Это совершенно особый вид искусства. Его хочется охарактеризовать как беседу, участниками которой становятся голос, фортепиано и слушатель. Развитие сюжета в любой миниатюре – процесс стремительный: всего за несколько минут при помощи текста и богатейшего арсенала средств музыкальной выразительности рассказывается история со всеми неотъемлемыми элементами классического сюжета – завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой. Мелодия и драматургия при этом могут развиваться как параллельно, отдельно друг от друга, так и в симбиозе, эффектно оттеняя, подчеркивая и дополняя друг друга.
Камерная музыка – это всегда откровение. Каждая мелодия таит в себе какой-то секрет, а разгадка тайны находится в самой сути произведения. Внимательный слушатель обязательно раскроет внутренний смысл. Вероятно, каждый человек увидит там что-то свое, глубоко личное, сокровенное. Потому реакция всегда будет уникальная, не такая, как у всех.
Ни с чем не сравнимое впечатление производит этот вид искусства в специальной камерной обстановке. Такой, например, как Зеркальное фойе московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова, где дистанция между выступающими артистами и зрителями минимальна. «Беседа» музыкантов и слушателей приобретает еще более доверительный, откровенный характер.
13 февраля стартовал третий фестиваль камерной музыки «Вокальные перекрестки», в 2016 году проходящий под заголовком «Образы. Темы. Истории». В центре внимания оказывается вокальный цикл – сборник песен или романсов, имеющих в своей основе общую идею и музыкальную тематику. Был распространен в XIX – XX столетиях.
В программе первого концерта – вокальные циклы Р.Шумана (1810 – 1856), Г.Малера (1860 – 1911) и М.П.Мусоргского (1839 – 1881). Солисты – лауреаты Международных конкурсов Алексей Богданчиков (баритон) и Игорь Головатенко (баритон). Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев (лауреат Премии города Москвы, лауреат Премии «Национальное достояние», лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой). Ведущий – Михаил Сегельман.
Каждый вокальный цикл – «выходец» из разных стран и эпох. Раскрывающиеся в одном произведении образы зрителю очень важно почувствовать и запечатлеть в глубинах своего познания. Поэтому программа концерта была составлена таким образом, что в одном отделении исполнялось лишь одно произведение. Ведь на осознание тоже нужно оставить несколько минут!
Первое отделение – вокальный цикл (1840) Р.Шумана «Dichterliebe» («Любовь поэта») на стихи Г.Гейне. Солист – Алексей Богданчиков.
Р.Шуман написал это произведение в особый период своей карьеры, так называемый «год песен». Тогда композитор переживал эмоциональный подъем, связанный с долгожданной возможностью связать судьбу с любовью всей своей жизни – Кларой Вик. Радостному событию предшествовала многолетняя борьба за счастье.
Шуман посвятил творение своей великой современнице – выдающейся немецкой певице и актрисе Вильгельмине Шредер-Девриент. Автор литературной основы цикла – еще один знаменитый соотечественник композитора, поэт-романтик Г.Гейне. Опус состоит из 16 частей: «Im wunderschoenen Monat Mai» («В сиянье теплых майских дней»), «Aus meinen Traenen spriessen» («Цветов венок душистый»), «Die Rose, die Lilie» («И розы, и лилии»), «Wenn in ich deine Augen seh ‘» («Встречаю взор твоих очей»), «Ich will meine Seele tauchen» («В цветах белоснежных лилий»), «Im Rhein, im heiligen Strome» («Над Рейна светлым простором»), «Ich grolle nicht» («Я не сержусь»), «Und wuessten’s die Blumen» («О, если б цветы угадали»), «Das ist ein Floeten und Geigen» («Напевом скрипка чарует»), «Hor’ ist das Liedchen klingen» («Слышу ли песни звуки»), «Ein Juengling liebt ein Maedchen» («Ее он страстно любит»), «Am Leuchtenden Sommermorgen» («Я утром в саду встречаю»), «Ich hab’ im traum geweinet» («Во сне я горько плакал»), «Allnaechtlich im Traume» («Мне снится ночами образ твой»), «Aus alten Maerchen winkt es» («Забытые старые сказки») и «Die alten boeser Lieder» («Все злые, злые песни»).
Алексей Богданчиков передает голосом все эмоциональные состояния своего героя, влюбленного, пылкого, страстного Поэта, которого посетила его долгожданная, прекрасная Муза. Здесь есть и нежная, струящаяся лирика, и терзания, и томления души, и тяжкие думы, и естественное для творческой натуры волнение, и драматическая напряженность, перерастающая в драматизм, и патетическая торжественность, и подкупающая искренность, свет, одухотворенность и многое другое.
Дмитрий Сибирцев на рояле «рисует» красками музыки удивительные «полотна» прекрасной природы, от юной весны с характерными пением птиц и журчанием ручьев, до грозной, свирепствующей стихии, вызывающей страх и таящей щемящее ощущение неотвратимо приближающейся драматической (возможно, даже трагической) развязки.
В мелодиях Р.Шумана сплелись в единое полотно вокального цикла живые образы прекрасной любви и соборной помпезной торжественности, мечты о счастье и светлая грусть.
Второе отделение – вокальный цикл (1884) Г.Малера «Lieder eines fahrenden Gesellen» («Песни странствующего подмастерья») на стихи композитора и из сборника «Чудесный рог мальчика». Солист – Алексей Богданчиков.
Это произведение (точнее, его название) можно назвать автобиографическим. В 1884 году в жизнь композитора пришла любовь. Чувство не принесло ему счастья, напротив, причинило много боли и страданий. Он сочинил и посвятил ей цикл из четырех песен: «Wenn mein Schatz Hochzeit macht» («Бел, как снег, твой наряд»), «Ging heut’ morgens ubers Feld» («Солнце встало над землей»), «Ich hab’ ein gluhend Messer» («Кинжал, как пламя, жгущий») и «Die zwei blauen Augen von meinem Schatz» («Голубые глазки, лучистый взгляд»). Герой – подмастерье, человек непростой, печальной судьбы, - выходит в огромный мир и бредет, куда глаза глядят. Создавая это сочинение, молодой Малер отождествлял себя с этим персонажем, будучи, согласно собственному убеждению, «подмастерьем в искусстве».
Композитор создавал этот цикл как вокально-симфонический, но незадолго до первого исполнения в 1896 году появился камерный «вариант» для голоса и фортепиано.
Алексей Богданчиков и Дмитрий Сибирцев создали образ философа, наблюдательного, и, в то же время, погруженного в свои нелегкие мысли. В этом цикле произошло удивительное слияние баритона и рояля, ставших на несколько минут равнозначными частями единого целого.
Третье отделение – вокальный цикл (1877) М.П.Мусоргского «Песни и пляски смерти» на стихи А.А.Голенищева-Кутузова. Солист – Игорь Головатенко.
Тема смерти волновала композитора на протяжении практически всей его творческой биографии, но вплотную он занялся ее исследованием в 1870-е годы, когда за короткий срок потерял нескольких близких друзей. В 1875 году композитор приступил к работе над камерным вокальным циклом для голоса и фортепиано из четырех частей: «Колыбельная», «Серенада», «Трепак» и «Полководец».
Смерть – коварный, жестокий палач, верный спутник Голода, Болезней и Войн. Постучаться она может в любой дом, настичь кого угодно, независимо от возраста и рода деятельности. Перед этим судьей все равны – и стар, и млад, и здоровый, и больной, и богатый, и бедный, и добрый, и злой… Уход близкого человека – горе, страдание, боль. А для избранных вместе с нею приходит избавление от тех мучений, какие пришлось еще совсем недавно испытать.
Игорь Головатенко показал совершенно разные характеры Смерти. Жестокий персонаж в его исполнении попеременно оказывался то неукротимо-энергичным, то вкрадчивым, то вызывающим доверие, то гипнотизирующим, то беспощадным и бессердечным, то несущим благостное избавление от мучений. Интонации менялись, словно по мановению волшебной палочки: от жестких и непреклонных до мягких и деликатных, от агрессивных до успокаивающих. Глаза горели стальным блеском, а всего через секунду в них появлялась теплота.
Дмитрий Сибирцев создавал музыкальное сопровождение, буквально леденящее душу. От жестких хроматических пассажей будто веяло холодом, а мерные звуки, похожие на колокольный звон, в очередной раз напомнили о неотвратимости Судьбы. Образ Смерти как бы обрамлял шум завывающей вьюги. А после встречи с нею идет избавление от страданий, спокойное блаженство, нега, тишина и покой.
Во время исполнения вокального цикла «Пляски смерти» мне казалось, что внутри все охладело. Но именно после него появился внутренний комфорт и эмоциональный подъем, вызывающий вспышку оптимизма, полет души и буйство фантазии.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии
Камерная музыка – это всегда откровение. Каждая мелодия таит в себе какой-то секрет, а разгадка тайны находится в самой сути произведения. Внимательный слушатель обязательно раскроет внутренний смысл. Вероятно, каждый человек увидит там что-то свое, глубоко личное, сокровенное. Потому реакция всегда будет уникальная, не такая, как у всех.
Ни с чем не сравнимое впечатление производит этот вид искусства в специальной камерной обстановке. Такой, например, как Зеркальное фойе московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова, где дистанция между выступающими артистами и зрителями минимальна. «Беседа» музыкантов и слушателей приобретает еще более доверительный, откровенный характер.
13 февраля стартовал третий фестиваль камерной музыки «Вокальные перекрестки», в 2016 году проходящий под заголовком «Образы. Темы. Истории». В центре внимания оказывается вокальный цикл – сборник песен или романсов, имеющих в своей основе общую идею и музыкальную тематику. Был распространен в XIX – XX столетиях.
В программе первого концерта – вокальные циклы Р.Шумана (1810 – 1856), Г.Малера (1860 – 1911) и М.П.Мусоргского (1839 – 1881). Солисты – лауреаты Международных конкурсов Алексей Богданчиков (баритон) и Игорь Головатенко (баритон). Партия фортепиано – Дмитрий Сибирцев (лауреат Премии города Москвы, лауреат Премии «Национальное достояние», лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой). Ведущий – Михаил Сегельман.
Каждый вокальный цикл – «выходец» из разных стран и эпох. Раскрывающиеся в одном произведении образы зрителю очень важно почувствовать и запечатлеть в глубинах своего познания. Поэтому программа концерта была составлена таким образом, что в одном отделении исполнялось лишь одно произведение. Ведь на осознание тоже нужно оставить несколько минут!
Первое отделение – вокальный цикл (1840) Р.Шумана «Dichterliebe» («Любовь поэта») на стихи Г.Гейне. Солист – Алексей Богданчиков.
Р.Шуман написал это произведение в особый период своей карьеры, так называемый «год песен». Тогда композитор переживал эмоциональный подъем, связанный с долгожданной возможностью связать судьбу с любовью всей своей жизни – Кларой Вик. Радостному событию предшествовала многолетняя борьба за счастье.
Шуман посвятил творение своей великой современнице – выдающейся немецкой певице и актрисе Вильгельмине Шредер-Девриент. Автор литературной основы цикла – еще один знаменитый соотечественник композитора, поэт-романтик Г.Гейне. Опус состоит из 16 частей: «Im wunderschoenen Monat Mai» («В сиянье теплых майских дней»), «Aus meinen Traenen spriessen» («Цветов венок душистый»), «Die Rose, die Lilie» («И розы, и лилии»), «Wenn in ich deine Augen seh ‘» («Встречаю взор твоих очей»), «Ich will meine Seele tauchen» («В цветах белоснежных лилий»), «Im Rhein, im heiligen Strome» («Над Рейна светлым простором»), «Ich grolle nicht» («Я не сержусь»), «Und wuessten’s die Blumen» («О, если б цветы угадали»), «Das ist ein Floeten und Geigen» («Напевом скрипка чарует»), «Hor’ ist das Liedchen klingen» («Слышу ли песни звуки»), «Ein Juengling liebt ein Maedchen» («Ее он страстно любит»), «Am Leuchtenden Sommermorgen» («Я утром в саду встречаю»), «Ich hab’ im traum geweinet» («Во сне я горько плакал»), «Allnaechtlich im Traume» («Мне снится ночами образ твой»), «Aus alten Maerchen winkt es» («Забытые старые сказки») и «Die alten boeser Lieder» («Все злые, злые песни»).
Алексей Богданчиков передает голосом все эмоциональные состояния своего героя, влюбленного, пылкого, страстного Поэта, которого посетила его долгожданная, прекрасная Муза. Здесь есть и нежная, струящаяся лирика, и терзания, и томления души, и тяжкие думы, и естественное для творческой натуры волнение, и драматическая напряженность, перерастающая в драматизм, и патетическая торжественность, и подкупающая искренность, свет, одухотворенность и многое другое.
Дмитрий Сибирцев на рояле «рисует» красками музыки удивительные «полотна» прекрасной природы, от юной весны с характерными пением птиц и журчанием ручьев, до грозной, свирепствующей стихии, вызывающей страх и таящей щемящее ощущение неотвратимо приближающейся драматической (возможно, даже трагической) развязки.
В мелодиях Р.Шумана сплелись в единое полотно вокального цикла живые образы прекрасной любви и соборной помпезной торжественности, мечты о счастье и светлая грусть.
Второе отделение – вокальный цикл (1884) Г.Малера «Lieder eines fahrenden Gesellen» («Песни странствующего подмастерья») на стихи композитора и из сборника «Чудесный рог мальчика». Солист – Алексей Богданчиков.
Это произведение (точнее, его название) можно назвать автобиографическим. В 1884 году в жизнь композитора пришла любовь. Чувство не принесло ему счастья, напротив, причинило много боли и страданий. Он сочинил и посвятил ей цикл из четырех песен: «Wenn mein Schatz Hochzeit macht» («Бел, как снег, твой наряд»), «Ging heut’ morgens ubers Feld» («Солнце встало над землей»), «Ich hab’ ein gluhend Messer» («Кинжал, как пламя, жгущий») и «Die zwei blauen Augen von meinem Schatz» («Голубые глазки, лучистый взгляд»). Герой – подмастерье, человек непростой, печальной судьбы, - выходит в огромный мир и бредет, куда глаза глядят. Создавая это сочинение, молодой Малер отождествлял себя с этим персонажем, будучи, согласно собственному убеждению, «подмастерьем в искусстве».
Композитор создавал этот цикл как вокально-симфонический, но незадолго до первого исполнения в 1896 году появился камерный «вариант» для голоса и фортепиано.
Алексей Богданчиков и Дмитрий Сибирцев создали образ философа, наблюдательного, и, в то же время, погруженного в свои нелегкие мысли. В этом цикле произошло удивительное слияние баритона и рояля, ставших на несколько минут равнозначными частями единого целого.
Третье отделение – вокальный цикл (1877) М.П.Мусоргского «Песни и пляски смерти» на стихи А.А.Голенищева-Кутузова. Солист – Игорь Головатенко.
Тема смерти волновала композитора на протяжении практически всей его творческой биографии, но вплотную он занялся ее исследованием в 1870-е годы, когда за короткий срок потерял нескольких близких друзей. В 1875 году композитор приступил к работе над камерным вокальным циклом для голоса и фортепиано из четырех частей: «Колыбельная», «Серенада», «Трепак» и «Полководец».
Смерть – коварный, жестокий палач, верный спутник Голода, Болезней и Войн. Постучаться она может в любой дом, настичь кого угодно, независимо от возраста и рода деятельности. Перед этим судьей все равны – и стар, и млад, и здоровый, и больной, и богатый, и бедный, и добрый, и злой… Уход близкого человека – горе, страдание, боль. А для избранных вместе с нею приходит избавление от тех мучений, какие пришлось еще совсем недавно испытать.
Игорь Головатенко показал совершенно разные характеры Смерти. Жестокий персонаж в его исполнении попеременно оказывался то неукротимо-энергичным, то вкрадчивым, то вызывающим доверие, то гипнотизирующим, то беспощадным и бессердечным, то несущим благостное избавление от мучений. Интонации менялись, словно по мановению волшебной палочки: от жестких и непреклонных до мягких и деликатных, от агрессивных до успокаивающих. Глаза горели стальным блеском, а всего через секунду в них появлялась теплота.
Дмитрий Сибирцев создавал музыкальное сопровождение, буквально леденящее душу. От жестких хроматических пассажей будто веяло холодом, а мерные звуки, похожие на колокольный звон, в очередной раз напомнили о неотвратимости Судьбы. Образ Смерти как бы обрамлял шум завывающей вьюги. А после встречи с нею идет избавление от страданий, спокойное блаженство, нега, тишина и покой.
Во время исполнения вокального цикла «Пляски смерти» мне казалось, что внутри все охладело. Но именно после него появился внутренний комфорт и эмоциональный подъем, вызывающий вспышку оптимизма, полет души и буйство фантазии.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии