Рубежи XVI – XVII и XIX – XX веков. Синтез искусств параллельно с четким разделением музыки и слов (выделением строго инструментальных жанров) и дословное повторение черт стилей и течений, характерных для искусства прошлого. Пышность, роскошь, вычурность и попытки создать что-то новое, опираясь на богатые культурные традиции. Италия и Франция. Барокко и Модерн…
Что может быть общего у таких разных течений в культуре, искусстве и мировоззрении, имевших место в странах Западной Европы? Две эпохи, два стиля, два течения, совсем не похожие друг на друга, 28 января 2016 года вступили в уникальный диалог. Историческое событие произошло в Зеркальном фойе московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Камерная концертная программа «В тени завтрашнего дня» прошла в рамках ежегодного Крещенского фестиваля и стала еще одним этапом глобального исследования заданной темы «Диалоги и двойники».
Эксклюзивная «беседа» стилей и эпох прошла при участии солисток театра Ольги Ионовой (лауреат Международного конкурса, сопрано) и Натальи Креслиной (лауреат Премии города Москвы, сопрано) и артистов оркестра Максима Гусева (лауреат Международного конкурса, скрипка), Якова Португальского (альт), Владимира Мухина (лауреат Международных конкурсов, виолончель), Олега Трусова (лауреат Международных конкурсов, контрабас), Юрия Прялкина (лауреат Международных конкурсов, флейта), Олега Бойко (лютня, гитара), Виктора Сыча (лауреат Международного конкурса, маримба), Кристины Фиш (лауреат Международного конкурса, домра) и Татьяны Сотниковой (дипломант Международных конкурсов, клавесин, фортепиано).
Этот концерт – диалоги стилей, стран, эпох и культур. Вечером 28 января звучали произведения французских, итальянских, английских и немецких композиторов. Барокко «представляли»: Ж.-Ф.Рамо (1683 – 1764, ариетта Безумной «La Folie» из оперы-балета «Платея, или Ревнивая Юнона»), И.С.Бах (1685 – 1750, синфония из кантаты «Wir danken dir, Gott, wir danken dir» - «Мы благодарим Тебя, Боже»), К.Монтеверди (1567 – 1643, «O, come sei gentile» - «О как нежен ты»), Г.Ф.Гендель (1685 – 1759, ария Клеопатры «Piangero la sorte mia» - «Пока жива душа во мне» из оперы «Юлий Цезарь в Египте»; синфония из II акта оратории «Геркулес»), Дж.Дауленд (1563 – 1626, «Come again» - «О, вернись!») и Г.Перселл (1659 – 1695).
В числе деятелей искусства эпохи Модерна и современных композиторов – Б.Бриттен (1913 – 1976), Д.Ардженто (р.1927, «Иоганн Себастьян Бах» на текст письма И.С.Баха в городской Совет из цикла «Письма композиторов». Семь песен для голоса и гитары. Перевод Е.Поспеловой), К.Дебюсси (1862 – 1918, «Мандолина» на стихи Поля Верлена), Р.Ан (1874 – 1947, «Quande je fus pris au pavillon» - «Когда она застала меня в беседке» на стихи Карла, герцога Орлеанского), О.Респиги (1879 – 1936, Бергамаска из старинных танцев и арий, ор.40, сюита №2), М.Равель (1875 – 1937, «D’Anne jouant l’espinette» - «Об Анне, играющей на спинете» из цикла «Две эпиграммы Клемана Маро»), Ф.Пуленк (1899 – 1963, «Air champetre» - «Сельская песня» из цикла «Четыре песни на стихи Жана Мореаса»), Г.Форе (1845 – 1924, «Павана») и Ф.Прото (р.1941, соната «1963» для контрабаса и фортепиано).
28 января гости «Новой Оперы» пришли не просто на концерт, а на самое настоящее театрализованное представление. Едва спустившись по лестнице в Зеркальное фойе театра, мы словно совершили путешествие на четыре столетия назад и попали в уютную гостиную эпохи барокко. Солистки Ольга Ионова и Наталья Креслина своими пышными, щедро украшенными золотом, вышивкой и кружевами нарядами и грациозными, элегантными, полными изящества движениями напомнили драгоценные фарфоровые миниатюры. Нежные трели и кокетливые нотки в красивой форме совершенно по-новому раскрывали привычный мир оперных страстей.
«Диалоги» классики и современности «поддержали» и инструменты. Богатая звуковая палитра рояля перекликалась с особыми, низкими, чуть металлическими «напевами» клавесина, часто подчеркивающего глубокие внутренние переживания оперных героев, их смятение и волнение. Богатейший потенциал таких разных представителей семейства Клавишных реализовала Татьяна Сотникова. Барочно-модерновый разговор произошел и в струнной группе: под воздействием пальцев Олега Бойко попеременно оживали старинная лютня и современная гитара.
Очень интересной выдалась «беседа» домры (Кристина Фиш) и маримбы (Виктор Сыч). Фрагмент католической музыки И.С.Баха в переложении В.Сыча в исполнении музыкантов-виртуозов создало эффект помпезно-торжественного звучания церковного органа, дополненного выразительными интонациями струнного инструмента.
«Диалоги» клавишных инструментов прошли почти со всеми остальными участниками концерта: с голосом, флейтой (Юрий Прялкин), контрабасом (Олег Трусов), скрипкой (Максим Гусев), альтом (Яков Португальский) и виолончелью (Владимир Мухин). Внутри струнного «семейства» также проходили музыкальные «разговоры».
Но кто же этот гибкий, изящный, элегантный кавалер во фраке, в течение всего действа следующий на героями вечера и ненавязчиво помогающий им, а затем задающим ритм происходящему на кастаньетах? Это режиссер концерта Денис Петров-Жеребченко, при помощи эффектных импровизаций не только следящий за исполнением творческого замысла, но и вносящий ноту современности в этот пышный, роскошный барочный карнавал. Как результат – увлекательный синтез эпох и стилей, которые не потеряют актуальность, пока есть артисты, могущие заинтересовать публику даже самой редко звучащей музыкой.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии
Что может быть общего у таких разных течений в культуре, искусстве и мировоззрении, имевших место в странах Западной Европы? Две эпохи, два стиля, два течения, совсем не похожие друг на друга, 28 января 2016 года вступили в уникальный диалог. Историческое событие произошло в Зеркальном фойе московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Камерная концертная программа «В тени завтрашнего дня» прошла в рамках ежегодного Крещенского фестиваля и стала еще одним этапом глобального исследования заданной темы «Диалоги и двойники».
Эксклюзивная «беседа» стилей и эпох прошла при участии солисток театра Ольги Ионовой (лауреат Международного конкурса, сопрано) и Натальи Креслиной (лауреат Премии города Москвы, сопрано) и артистов оркестра Максима Гусева (лауреат Международного конкурса, скрипка), Якова Португальского (альт), Владимира Мухина (лауреат Международных конкурсов, виолончель), Олега Трусова (лауреат Международных конкурсов, контрабас), Юрия Прялкина (лауреат Международных конкурсов, флейта), Олега Бойко (лютня, гитара), Виктора Сыча (лауреат Международного конкурса, маримба), Кристины Фиш (лауреат Международного конкурса, домра) и Татьяны Сотниковой (дипломант Международных конкурсов, клавесин, фортепиано).
Этот концерт – диалоги стилей, стран, эпох и культур. Вечером 28 января звучали произведения французских, итальянских, английских и немецких композиторов. Барокко «представляли»: Ж.-Ф.Рамо (1683 – 1764, ариетта Безумной «La Folie» из оперы-балета «Платея, или Ревнивая Юнона»), И.С.Бах (1685 – 1750, синфония из кантаты «Wir danken dir, Gott, wir danken dir» - «Мы благодарим Тебя, Боже»), К.Монтеверди (1567 – 1643, «O, come sei gentile» - «О как нежен ты»), Г.Ф.Гендель (1685 – 1759, ария Клеопатры «Piangero la sorte mia» - «Пока жива душа во мне» из оперы «Юлий Цезарь в Египте»; синфония из II акта оратории «Геркулес»), Дж.Дауленд (1563 – 1626, «Come again» - «О, вернись!») и Г.Перселл (1659 – 1695).
В числе деятелей искусства эпохи Модерна и современных композиторов – Б.Бриттен (1913 – 1976), Д.Ардженто (р.1927, «Иоганн Себастьян Бах» на текст письма И.С.Баха в городской Совет из цикла «Письма композиторов». Семь песен для голоса и гитары. Перевод Е.Поспеловой), К.Дебюсси (1862 – 1918, «Мандолина» на стихи Поля Верлена), Р.Ан (1874 – 1947, «Quande je fus pris au pavillon» - «Когда она застала меня в беседке» на стихи Карла, герцога Орлеанского), О.Респиги (1879 – 1936, Бергамаска из старинных танцев и арий, ор.40, сюита №2), М.Равель (1875 – 1937, «D’Anne jouant l’espinette» - «Об Анне, играющей на спинете» из цикла «Две эпиграммы Клемана Маро»), Ф.Пуленк (1899 – 1963, «Air champetre» - «Сельская песня» из цикла «Четыре песни на стихи Жана Мореаса»), Г.Форе (1845 – 1924, «Павана») и Ф.Прото (р.1941, соната «1963» для контрабаса и фортепиано).
28 января гости «Новой Оперы» пришли не просто на концерт, а на самое настоящее театрализованное представление. Едва спустившись по лестнице в Зеркальное фойе театра, мы словно совершили путешествие на четыре столетия назад и попали в уютную гостиную эпохи барокко. Солистки Ольга Ионова и Наталья Креслина своими пышными, щедро украшенными золотом, вышивкой и кружевами нарядами и грациозными, элегантными, полными изящества движениями напомнили драгоценные фарфоровые миниатюры. Нежные трели и кокетливые нотки в красивой форме совершенно по-новому раскрывали привычный мир оперных страстей.
«Диалоги» классики и современности «поддержали» и инструменты. Богатая звуковая палитра рояля перекликалась с особыми, низкими, чуть металлическими «напевами» клавесина, часто подчеркивающего глубокие внутренние переживания оперных героев, их смятение и волнение. Богатейший потенциал таких разных представителей семейства Клавишных реализовала Татьяна Сотникова. Барочно-модерновый разговор произошел и в струнной группе: под воздействием пальцев Олега Бойко попеременно оживали старинная лютня и современная гитара.
Очень интересной выдалась «беседа» домры (Кристина Фиш) и маримбы (Виктор Сыч). Фрагмент католической музыки И.С.Баха в переложении В.Сыча в исполнении музыкантов-виртуозов создало эффект помпезно-торжественного звучания церковного органа, дополненного выразительными интонациями струнного инструмента.
«Диалоги» клавишных инструментов прошли почти со всеми остальными участниками концерта: с голосом, флейтой (Юрий Прялкин), контрабасом (Олег Трусов), скрипкой (Максим Гусев), альтом (Яков Португальский) и виолончелью (Владимир Мухин). Внутри струнного «семейства» также проходили музыкальные «разговоры».
Но кто же этот гибкий, изящный, элегантный кавалер во фраке, в течение всего действа следующий на героями вечера и ненавязчиво помогающий им, а затем задающим ритм происходящему на кастаньетах? Это режиссер концерта Денис Петров-Жеребченко, при помощи эффектных импровизаций не только следящий за исполнением творческого замысла, но и вносящий ноту современности в этот пышный, роскошный барочный карнавал. Как результат – увлекательный синтез эпох и стилей, которые не потеряют актуальность, пока есть артисты, могущие заинтересовать публику даже самой редко звучащей музыкой.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии