интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Вечер французских вокальных миниатюр в Международный день музыки

 
 
 

Вечер французских вокальных миниатюр в Международный день музыки

Автор: Ольга Пурчинская от 3-10-2019, 06:16, посмотрело: 1430

Вечер французских вокальных миниатюр в Международный день музыки
1 октября - Международный день музыки. Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова отметил профессиональный праздник вечером вокальных миниатюр. В этот день в Зеркальном фойе прошел концерт «Французские эпизоды». В программу вошли дуэты для голоса и рояля – песни и романсы композиторов XIX – XX веков А.Дюпарка, Э.Шоссона, Ф.Пуленка, Г.Форе, Ш.Гуно, К.Сен-Санса, К.Дебюсси и Ж.Бизе.


Солисты:
Екатерина Миронычева (сопрано);
Елизавета Соина (сопрано);
Анастасия Лепешинская (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Анна Синицына (меццо-сопрано);
Богдан Волков (лауреат Международных конкурсов, лауреат премии «Casta Diva», тенор);
Станислав Мостовой (лауреат Международного конкурса, тенор);
Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон).

Партия фортепиано:
Дмитрий Сибирцев (лауреат премии города Москвы, лауреат премии «Национальное достояние, лауреат премии Фонда Ирины Архиповой);
Анна Ситникова (дипломант Международного конкурса).

Комментарий к программе:
Михаил Сегельман.

Первое отделение:

А.Дюпарк.
Phidyle (на стихи Л.де Лиля).
СолисткаЕлизавета Соина. Партия фортепианоАнна Ситникова.

Э.Шоссон.
Le temps de Lilas«Время сирени» (из цикла «Поэма любви и моря», ор.19 на стихи М.Бушора);
Les Papillons«Бабочки» (ор.2, №3 на стихи Т.Готье).
СолисткаАнна Синицына. Партия фортепианоАнна Ситникова.

Ф.Пуленк.
C’est ainsi que tu es«Итак, ты существуешь» (из цикла «Метаморфозы» на стихи Л.де Вильморена);
J’ai traverse le ponts de Ce«О месте том, где мост висит» (из цикла «Два стихотворения Луи Арагона для голоса и фортепиано»).
СолистИлья Кузьмин. Партия фортепианоАнна Ситникова.

Г.Форе.
Mandoline«Мандолина» (ор.58, №1 на стихи П.Верлена);
Clair de lune«Лунный свет» (ор.46, №2 на стихи П.Верлена).
СолисткаЕкатерина Миронычева. Партия фортепианоАнна Ситникова.

Ш.Гуно.
Au rossignol«Соловей» (на стихи А.де Ламартина);
Envoi de fleurs«Посылка с цветами» (на стихи Э.Ожье);
Ou voulez-vous allez?«Куда вы хотите пойти» (на стихи Т.Готье).
СолистСтанислав Мостовой. Партия фортепианоДмитрий Сибирцев.

Ф.Пуленк.
Vioilon«Скрипка» (из цикла «Обручение ради смеха» на стихи Л.де Вильморена);
Les Chemins de l’amour«Дороги любви» (из музыки к пьесе Leocadia«Леокадия»).
СолисткаЕлизавета Соина. Партия фортепианоАнна Ситникова.

Второе отделение:

Ф.Пуленк.
Banalites«Обыденности» (вокальный цикл на стихи Г.Аполлинера):
1. Chansons d’Orkenise«Оркенизская песня»;
2. Hotel«Отель»;
3. Fagnes de Wallonies«Валлонские болота»;
4. Voyage a Paris«Путешествие в Париж»;
5. Sanglots«Рыдания».
СолисткаАнастасия Лепешинская. Партия фортепианоАнна Ситникова.

Ф.Пуленк.
Dans l’herbe«В траве» (из цикла «Обручение ради смеха» на стихи Л.де Вильморена);
Ш.Гуно.
Le Soire«Вечером» (на стихи А.де Ламартина).
СолистБогдан Волков. Партия фортепианоАнна Ситникова.

К.Сен-Санс.
Pourquoi rester seulette?«Зачем пасти овечек?» (на стихи Ж.Л.Крозе);
Tristesse«Печаль» (на стихи Ф.Лемера).
СолисткаАнна Синицына. Партия фортепианоАнна Ситникова.

К.Дебюсси.
Beau soir«Прекрасный вечер» (на стихи П.Бурже);
Г.Форе. Apres un reve«Я видел сон» (ор.7, №3 на стихи неизвестного итальянского автора в переводе Р.Бюссина).
СолистИлья Кузьмин. Партия фортепианоДмитрий Сибирцев.

Г.Форе.
Au bord de l’eau«На берегу» (ор.8, №1 на стихи Сюлли-Прюдома);
Chanson d’amour«Песня любви» (ор.27, №1 на стихи А.Сильвестра).
СолисткаЕкатерина Миронычева. Партия фортепианоАнна Ситникова.

Ж.Бизе.
La chanson du fou «Песня безумного» (на стихи В.Гюго);
Ouvre ton Coeur«Открой свое сердце» (на стихи Л.Делатра).
СолистСтанислав Мостовой. Партия фортепианоДмитрий Сибирцев.

Французские вокальные миниатюры рождены на стыке тонких, изысканных, стильных мелодий и изящного, певучего, красивого, аристократически благородного языка. Во время звучания такого материала в воображении меломана происходит перемещение во времени и пространстве. Едва погас свет в уютном Зеркальном фойе Новой Оперы, как все исполнители и зрители перенеслись во французский салон или в один из наиболее богемных кварталов Парижа – на Монмартр.

Ведущий Михаил Сегельман по ходу концерта рассказывал много интересного о богатых традициях французской камерной вокальной музыки, ее формировании, становлении, укреплении. Многие композиторы были очевидцами, а иногда и участниками важнейших исторических событий, таких, как мировые войны, различные политические перевороты, революции и т.д. Иногда для них был очень важен факт личного общения с соавторами своих будущих произведений. Даже если эта связь была мимолетной, она помогала композиторам творить на протяжении долгих лет.

Одна из ключевых фигур вечера – Франсис Пуленк (1899 – 1963). Его сочинения, как камерные, так и симфонические, и оперы полны глубоких смыслов и скрытых подтекстов. Несколько цитат из его дневников и переписок с друзьями, прозвучавших в ходе концерта, помогли ощутить именно на то настроение, которое было важно автору. Озорные, дерзкие, порой несколько отвязные тексты, специфическая религиозная тематика, стремление к самопознанию, к глубокой философии, самоиронии, самоанализу, систематическому подшучиванию, душевному комфорту и спокойствию вполне естественны для человека, чей жизненный путь пересек две мировые войны.

Среди героев концерта есть композиторы, известные, прежде всего, своими оперными шедеврами: Шарль Гуно (1818 – 1893; оперы «Фауст», «Ромео и Джульетта» и др.), Жорж Бизе (1838 – 1875; оперы «Кармен», «Искатели жемчуга» и др.). Романсовое творчество открыло новые грани таланта знаменитых французских музыкантов.

Легкие, стильные, изысканные, драматически наполненные миниатюры, – важная глава в наследии Клода Дебюсси (1862 – 1918), Габриэля Форе (1845 – 1924), Анри Дюпарка (1848 – 1933), Эрнеста Шоссона (1855 – 1899), Камиля Сен-Санса (1835 – 1921).

Дуэт голоса и рояля – глубоко личная, интимная беседа, полная откровений, открытий, ярких эмоций и впечатлений. Каждый солист тонко чувствует мелодию, гармонично сливается с ней. Результатом творческого взаимодействия талантливых артистов становятся миниатюрные спектакли продолжительностью не более 3 – 5 минут. В этих разнообразных историях, светлых и темных, радостных и печальных, сказочных и реалистичных, близких и далеких, классических и современных, заключена целая жизнь. Исполнители проживают каждое слово, фразу, ноту, пассаж. Зрители внимают, верят, сочувствуют и сопереживают всему, что слышат. Актерское мастерство артистов позволяет им донести содержание стихов даже до тех зрителей, которые не владеют французским языком.

Камерная миниатюра – не оперная ария, но именно в исполнении классических академических вокалистов она обретает яркие краски, раскрывается по-новому. Каждый артист вносит в знаменитые и не очень композиции что-то свое личное, сокровенное. Важнейшая составляющая образа – голос. Так, сопрано ассоциируется с нежной хрупкостью (Екатерина Миронычева) и томной задумчивостью (Елизавета Соина), меццо-сопрано – с горячей, страстной натурой (Анастасия Лепешинская) и легкостью бабочки (Анна Синицына), тенор – с европейским шиком (Богдан Волков) и харизматичным артистизмом (Станислав Мостовой), баритон – с глубиной и аристократизмом (Илья Кузьмин).

Партия фортепиано в камерной музыке – не просто звуковое сопровождение голоса. Это участник беседы, помощник, оппонент. В результате прикосновения пальцев Дмитрия Сибирцева и Анны Ситниковой возникают фразы и пассажи, напоминающие биение сердца, учащенное дыхание, звуки пробуждающейся природы, помогающие уловить мельчайшие колебания душ, сердец и настроений героев исполняемых произведений

Все артисты – тонкие психологи, камерная музыка в их исполнении открывает каждому зрителю именно то, что он хотел бы услышать здесь и сейчас. Возможно, на следующий день аналогичная программа навела бы на совершенно не такие мысли, вызвала бы иные чувства.

Путешествие по просторам французских романсов XIX – XX веков получилось очень увлекательным, позволило открыть для себя много новой музыки и воспринять знакомые хиты с неожиданной стороны. Несмотря на то, что миниатюра отличается от оперной арии, обе формы имеют и кое-что общее. Так, в течение концерта меня посещала мысль, что перед глазами постоянно возникают образы Кармен и Дона Хозе, Манон Леско и кавалера Де Грие, Фауста и Мефистофеля, Ромео и Джульетты, Надира и Лейлы, Гамлета и Офелии и многих других героев и персонажей, рожденных французскими мелодистами.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Музыкальный театр