Существуют постановки, которые, кажется, можно смотреть бесчисленное множество раз, причем всегда будет складываться впечатление, будто все, происходящее на сцене, наблюдается впервые. Это относится и к драматическим, и к музыкальным спектаклям. Они становятся любимыми, посещаются регулярно. Приятные сюрпризы, нюансы открываются в самые разные моменты.
Именно к таким фаворитам у меня относится лирическая опера Ш.Гуно «Ромео и Джульетта» (1867), созданная на основе либретто Ж.Барбье и М.Карре по мотивам одноименной трагедии У.Шекспира. Точнее, спектакль режиссера, сценографа, художника по костюмам и свету Арно Бернара (премьера состоялась 29 ноября 2014 года), ставший истинной жемчужиной в репертуаре московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова.
23 октября 2015 года в десятый раз зрителям рассказали историю о многовековой вражде знатных семей и о любви двух юных сердец, своей кровью очистивших запятнанные души и сердца родных. В зале – вновь аншлаг. Более 660 человек с нетерпением ждут момента, когда симфонический оркестр «Новой Оперы» под управлением маэстро Андрея Лебедева перенесет их из осенней, холодной Москвы XXI века в Верону 500-летней давности. Но это – чуть позже. А сначала – небольшой, но яркий, эмоциональный бой, традиционная стычка между членами враждующих кланов Капулетти и Монтекки. Взаимная ненависть дуэлянтов выливается в элегантную массовую фехтовальную сцену (постановка хореографии боев – Павел Янчик).
А дальше… Бал, прославляющий юность. Мгновенно созревающее светлое чувство представителей ненавидящих друг друга знатных домов. Таинство бракосочетания. Очередное проявление взаимной неуемной жестокости. Суровая расплата за мимолетное счастье.
В общем, события развиваются стремительно, и «фоном» для всего происходящего становится музыка Шарля Гуно. Симфонический оркестр «Новой Оперы» поочередно создает грозные, торжественные, скорбные, жестокие, тяжелые, суровые «аудиодекорации» к непрекращающимся боям и нежные, трепетные, ажурные – к любви заглавных персонажей.
Каждый артист, выходящий на сцену, вносит в хрестоматийный образ своего персонажа что-то свое, личное, сокровенное. В зависимости от множества факторов, открываются новые и новые черты, до того скрытые под маской. Поэтому всякий раз спектакль сморится, словно впервые.
Неизменно захватывает самые отдаленные закоулки души исполнительница партии Джульетты Ирина Боженко (лауреат Международных конкурсов, сопрано). С одной стороны, ее героиня тонкая, нежная, изящная, хрупкая, словно только что распустившийся цветок, настоящий эталон юности и красоты. Одновременно, в самые тяжелые моменты поражает та сила воли, духа, несгибаемая решительность, с какой представительница молодого поколения семьи Капулетти готова отстаивать свое право на счастье и на свободу.
Гибкость, легкость, пластика движений артистки, выразительность мимики и жестов – эффектные дополнения, «штрихи к полотну», т.е. к голосу. Вначале певица «рисует» образ слегка кокетливый и озорной, безоблачно-счастливый и по-юношески свежий. Затем добавляются новые «мазки» – мистические, словно потусторонние, неземные, рисующие портрет «ангела музыки».
Не менее глубокий след в душе зрителя оставляет Ромео в исполнении Алексея Татаринцева (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, тенор). Романтический юноша, впервые в жизни познавший безграничную силу любви, контрастирует с человеком, потерявшим в бою лучшего друга. Нежный, ласковый персонаж, который и мухи не обидит, словно по мановению волшебной палочки превращается в кровожадного мстителя, готового поквитаться с убийцей в эффектном поединке на шпагах.
Голос певца, звонкий, изысканный, богатый, слегка опьяняющий, передает сложную палитру чувств, за короткое время стремительно меняющихся в юной душе его героя. Это и беззаботное счастье, и всепоглощающая страсть, и гнетущая тоска, и меланхолия, и отчаяние, и боль. И даже – пусть лишь на мгновение - агрессия, злоба и ненависть, стоившие, как известно, ему весьма дорого. Словно по волшебству, чарующие трели, появляющиеся при общении Ромео с Джульеттой, меняются на мотив жестокого мстителя, а затем – обреченного изгнанника и убитого горем вдовца.
Одно из главных событий вечера – дебют Василия Ладюка (лауреат Международных конкурсов, баритон) в партии Меркуцио. Лучший друг Ромео в его исполнении предстает харизматичным, энергичным, обаятельным – истинный лидер! Мы видим человека с очень сильным характером, склонного к конфликтам и легко поддающегося на провокации. Кажется, спровоцировать выброс ярости в нем может даже незначительная мелочь. К каким последствиям это приведет – известно всем любителям классической драматургии.
В голосе артиста яркими красками играют оттенки легкой иронии, впоследствии переходящие во вспышки агрессии, вызванные благородными представлениями о родовой чести и достоинстве. В глазах сперва горят озорные «чертики», а затем – самые настоящие молнии. И вот уже перед нами персонаж-воплощение разбушевавшейся стихии.
Искрящимся напором дерзкой юности очаровал паж Стефано в исполнении Анны Синицыной (меццо-сопрано). Бодрый, веселый, энергичный, задорный, грубовато-развязный, совсем еще мальчишка, он даже представить себе не может, к каким последствиям может привести, казалось бы, невинная попытка подразнить враждебных соседей.
Загадочный, горящий взгляд, изящество движений, легкое похрапывание и голос, проникающий глубоко в подсознание, делают юного друга Ромео очень заметной фигурой, которой уготована, по сути, роль виновника трагической развязки.
Один из самых агрессивно настроенных персонажей – Тибальд Вениамина Егорова (лауреат Международных конкурсов, тенор). Это очень яркая, сильная личность с мощным темпераментом. Его стремление защищать честь рода принимает практически маниакальную форму.
Мощный, эмоционально окрашенный голос певца, энергетика и экспрессия превращают молодого графа Капулетти в стрелу, выпущенную на поле боя и разящую точно в цель.
Старший граф Капулетти (отец Джульетты) в исполнении Дмитрия Орлова (лауреат Международного конкурса, бас) – очень торжественный герой. Его речи, как радушные (в сцене бала), так и скорбные (в момент смерти Тибальда), своей помпезностью немного напоминают гимн.
Самый сильный эпизод – мгновение, следующее за мнимой гибелью Джульетты. Граф, потерявший горячо любимое дитя, сбрасывает стоящий на соборной площади огромный крест, затем подходит к ней и обнимает. В последний раз. Такая сцена буквально пробирает до слез. До дрожи.
Отец Лоренцо Виталия Ефанова (лауреат Международных конкурсов, бас) - не простой служитель католической церкви. Прежде всего, перед нами - мудрейший человек, ученый, алхимик, неустанно изучающий огромные тома древних научных манускриптов. Главное его богатство и основная сила – Знание, а вовсе не Вера, как могло бы показаться изначально. Глубокий, насыщенный, густой голос певца рисует портрет спокойного, вальяжного человека, всерьез увлеченного любимым делом, что, по сути, сильно отвлекает его от непосредственных служебных обязанностей.
Гертруда (Заслуженная артистка Удмуртии Александра Саульская-Шулятьева, меццо-сопрано) – кормилица Джульетты, вырастившая ее с младенчества и любящая ее, как собственное дитя. Помимо своей основной деятельности, связанной с заботой о молоденькой графине, она также является настоящим распорядителем-администратором в огромном палаццо Капулетти. Постоянные насмешки и оскорбления со стороны соседей хоть и раздражают ее, но не мешают помочь осуществлению мечты своей госпожи.
Веронский герцог Эскал в исполнении Михаила Первушина (лауреат Международного конкурса, бас) – сильный, могущественный, настоящее олицетворение Власти. Он похож на легендарного мага, мудрого, строгого и справедливого. Таким и должен быть человек, которому судьбой уготована участь вершить судьбы целого народа.
Свой след оставили и исполнители небольших партий: статный, элегантный граф Парис (Александр Попов, баритон) – человек, сперва потерявший друга, а затем и невесту и слуга Капулетти Грегорио (Андрей Борисенко, баритон), слишком нелюбезно обошедшийся с совсем еще мальчишкой-пажом.
Артисты хора вышли на сцену в образах гостей на балу в честь дня рождения Джульетты и ее несостоявшейся свадьбы, а также родственников и слуг враждующих кланов Монтекки и Капулетти. Сперва сторонние наблюдатели, затем они все более активно включаются в действие: танцуют и беспечно веселятся на празднике, и в завершение сходятся друг с другом в фехтовальных поединках. В результате мы видим как яркое, искрящееся торжество молодости и красоты превращается в массовое побоище, в карнавал на крови.
Прожить историю Ромео и Джульетты – бесценно. А в сочетании с элегантной музыкой, итальянскими страстями и французским шиком – незабываемо! Это тот случай, когда режиссура не только не отвлекает внимание от оперного искусства, но и помогает буквально раствориться в нем, наслаждаясь каждой секундой насыщенного, зрелищного действия.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц
Именно к таким фаворитам у меня относится лирическая опера Ш.Гуно «Ромео и Джульетта» (1867), созданная на основе либретто Ж.Барбье и М.Карре по мотивам одноименной трагедии У.Шекспира. Точнее, спектакль режиссера, сценографа, художника по костюмам и свету Арно Бернара (премьера состоялась 29 ноября 2014 года), ставший истинной жемчужиной в репертуаре московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова.
23 октября 2015 года в десятый раз зрителям рассказали историю о многовековой вражде знатных семей и о любви двух юных сердец, своей кровью очистивших запятнанные души и сердца родных. В зале – вновь аншлаг. Более 660 человек с нетерпением ждут момента, когда симфонический оркестр «Новой Оперы» под управлением маэстро Андрея Лебедева перенесет их из осенней, холодной Москвы XXI века в Верону 500-летней давности. Но это – чуть позже. А сначала – небольшой, но яркий, эмоциональный бой, традиционная стычка между членами враждующих кланов Капулетти и Монтекки. Взаимная ненависть дуэлянтов выливается в элегантную массовую фехтовальную сцену (постановка хореографии боев – Павел Янчик).
А дальше… Бал, прославляющий юность. Мгновенно созревающее светлое чувство представителей ненавидящих друг друга знатных домов. Таинство бракосочетания. Очередное проявление взаимной неуемной жестокости. Суровая расплата за мимолетное счастье.
В общем, события развиваются стремительно, и «фоном» для всего происходящего становится музыка Шарля Гуно. Симфонический оркестр «Новой Оперы» поочередно создает грозные, торжественные, скорбные, жестокие, тяжелые, суровые «аудиодекорации» к непрекращающимся боям и нежные, трепетные, ажурные – к любви заглавных персонажей.
Каждый артист, выходящий на сцену, вносит в хрестоматийный образ своего персонажа что-то свое, личное, сокровенное. В зависимости от множества факторов, открываются новые и новые черты, до того скрытые под маской. Поэтому всякий раз спектакль сморится, словно впервые.
Неизменно захватывает самые отдаленные закоулки души исполнительница партии Джульетты Ирина Боженко (лауреат Международных конкурсов, сопрано). С одной стороны, ее героиня тонкая, нежная, изящная, хрупкая, словно только что распустившийся цветок, настоящий эталон юности и красоты. Одновременно, в самые тяжелые моменты поражает та сила воли, духа, несгибаемая решительность, с какой представительница молодого поколения семьи Капулетти готова отстаивать свое право на счастье и на свободу.
Гибкость, легкость, пластика движений артистки, выразительность мимики и жестов – эффектные дополнения, «штрихи к полотну», т.е. к голосу. Вначале певица «рисует» образ слегка кокетливый и озорной, безоблачно-счастливый и по-юношески свежий. Затем добавляются новые «мазки» – мистические, словно потусторонние, неземные, рисующие портрет «ангела музыки».
Не менее глубокий след в душе зрителя оставляет Ромео в исполнении Алексея Татаринцева (Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, тенор). Романтический юноша, впервые в жизни познавший безграничную силу любви, контрастирует с человеком, потерявшим в бою лучшего друга. Нежный, ласковый персонаж, который и мухи не обидит, словно по мановению волшебной палочки превращается в кровожадного мстителя, готового поквитаться с убийцей в эффектном поединке на шпагах.
Голос певца, звонкий, изысканный, богатый, слегка опьяняющий, передает сложную палитру чувств, за короткое время стремительно меняющихся в юной душе его героя. Это и беззаботное счастье, и всепоглощающая страсть, и гнетущая тоска, и меланхолия, и отчаяние, и боль. И даже – пусть лишь на мгновение - агрессия, злоба и ненависть, стоившие, как известно, ему весьма дорого. Словно по волшебству, чарующие трели, появляющиеся при общении Ромео с Джульеттой, меняются на мотив жестокого мстителя, а затем – обреченного изгнанника и убитого горем вдовца.
Одно из главных событий вечера – дебют Василия Ладюка (лауреат Международных конкурсов, баритон) в партии Меркуцио. Лучший друг Ромео в его исполнении предстает харизматичным, энергичным, обаятельным – истинный лидер! Мы видим человека с очень сильным характером, склонного к конфликтам и легко поддающегося на провокации. Кажется, спровоцировать выброс ярости в нем может даже незначительная мелочь. К каким последствиям это приведет – известно всем любителям классической драматургии.
В голосе артиста яркими красками играют оттенки легкой иронии, впоследствии переходящие во вспышки агрессии, вызванные благородными представлениями о родовой чести и достоинстве. В глазах сперва горят озорные «чертики», а затем – самые настоящие молнии. И вот уже перед нами персонаж-воплощение разбушевавшейся стихии.
Искрящимся напором дерзкой юности очаровал паж Стефано в исполнении Анны Синицыной (меццо-сопрано). Бодрый, веселый, энергичный, задорный, грубовато-развязный, совсем еще мальчишка, он даже представить себе не может, к каким последствиям может привести, казалось бы, невинная попытка подразнить враждебных соседей.
Загадочный, горящий взгляд, изящество движений, легкое похрапывание и голос, проникающий глубоко в подсознание, делают юного друга Ромео очень заметной фигурой, которой уготована, по сути, роль виновника трагической развязки.
Один из самых агрессивно настроенных персонажей – Тибальд Вениамина Егорова (лауреат Международных конкурсов, тенор). Это очень яркая, сильная личность с мощным темпераментом. Его стремление защищать честь рода принимает практически маниакальную форму.
Мощный, эмоционально окрашенный голос певца, энергетика и экспрессия превращают молодого графа Капулетти в стрелу, выпущенную на поле боя и разящую точно в цель.
Старший граф Капулетти (отец Джульетты) в исполнении Дмитрия Орлова (лауреат Международного конкурса, бас) – очень торжественный герой. Его речи, как радушные (в сцене бала), так и скорбные (в момент смерти Тибальда), своей помпезностью немного напоминают гимн.
Самый сильный эпизод – мгновение, следующее за мнимой гибелью Джульетты. Граф, потерявший горячо любимое дитя, сбрасывает стоящий на соборной площади огромный крест, затем подходит к ней и обнимает. В последний раз. Такая сцена буквально пробирает до слез. До дрожи.
Отец Лоренцо Виталия Ефанова (лауреат Международных конкурсов, бас) - не простой служитель католической церкви. Прежде всего, перед нами - мудрейший человек, ученый, алхимик, неустанно изучающий огромные тома древних научных манускриптов. Главное его богатство и основная сила – Знание, а вовсе не Вера, как могло бы показаться изначально. Глубокий, насыщенный, густой голос певца рисует портрет спокойного, вальяжного человека, всерьез увлеченного любимым делом, что, по сути, сильно отвлекает его от непосредственных служебных обязанностей.
Гертруда (Заслуженная артистка Удмуртии Александра Саульская-Шулятьева, меццо-сопрано) – кормилица Джульетты, вырастившая ее с младенчества и любящая ее, как собственное дитя. Помимо своей основной деятельности, связанной с заботой о молоденькой графине, она также является настоящим распорядителем-администратором в огромном палаццо Капулетти. Постоянные насмешки и оскорбления со стороны соседей хоть и раздражают ее, но не мешают помочь осуществлению мечты своей госпожи.
Веронский герцог Эскал в исполнении Михаила Первушина (лауреат Международного конкурса, бас) – сильный, могущественный, настоящее олицетворение Власти. Он похож на легендарного мага, мудрого, строгого и справедливого. Таким и должен быть человек, которому судьбой уготована участь вершить судьбы целого народа.
Свой след оставили и исполнители небольших партий: статный, элегантный граф Парис (Александр Попов, баритон) – человек, сперва потерявший друга, а затем и невесту и слуга Капулетти Грегорио (Андрей Борисенко, баритон), слишком нелюбезно обошедшийся с совсем еще мальчишкой-пажом.
Артисты хора вышли на сцену в образах гостей на балу в честь дня рождения Джульетты и ее несостоявшейся свадьбы, а также родственников и слуг враждующих кланов Монтекки и Капулетти. Сперва сторонние наблюдатели, затем они все более активно включаются в действие: танцуют и беспечно веселятся на празднике, и в завершение сходятся друг с другом в фехтовальных поединках. В результате мы видим как яркое, искрящееся торжество молодости и красоты превращается в массовое побоище, в карнавал на крови.
Прожить историю Ромео и Джульетты – бесценно. А в сочетании с элегантной музыкой, итальянскими страстями и французским шиком – незабываемо! Это тот случай, когда режиссура не только не отвлекает внимание от оперного искусства, но и помогает буквально раствориться в нем, наслаждаясь каждой секундой насыщенного, зрелищного действия.
Ольга Пурчинская
Фотографии Марины Айриянц