Текущий год, объявленный перекрестным в культуре Великобритании и России, предлагает нам уникальную возможность погрузиться в особенности национального искусства Туманного Альбиона, не выезжая за пределы своей страны. Это можно сделать не только при помощи прочтения всемирно известных шедевров национальной литературы (У.Шекспир, Ч.Диккенс, Л.Кэрролл, Д.Голсуорси, О.Уайльд, А.Кристи, Р.Толкиен, А.Конан Дойл, Дж.Роулинг и т.д.) или просмотра их экранизаций, но и приобщения к театру, в частности, музыкальному. И здесь также можно наблюдать зарождение новой формы жизни художественных произведений.
Что такое готический роман? Произведение, одним из главных признаков которого можно назвать изображение мистического, загадочного, мрачного. Портреты персонажей оттенены «демоническими» нотками, а также ощущением неизбежности Рока. Этот жанр зародился в промежуток второй половины XVIII – первой половины XIX века.
К более поздним представителям можно отнести мистико-психологическую повесть «Поворот винта», написанную американо-английским писателем Генри Джеймсом в 1898 году. Достоверность событий, происходящих в этом произведении, уже много лет пытаются доказать литературоведы.
Новелла имеет несколько аудиовизуальных интерпретаций, самой первой из которых стала одноименная опера британского композитора, дирижера и пианиста Бенджамина Бриттена, написанная в 1954 году в соавторстве с М.Пайпером (либретто).
Первая постановка прошла 14 сентября 1954 года на сцене театра «Ла Фениче» (Венеция) в рамках Международного фестиваля современной музыки. В тот день выступала английская оперная труппа. За дирижерским пультом стоял сам Бриттен. Спустя 10 лет спектакль увидела советская публика. В репертуаре современных музыкальных театров опера «Поворот винта» - не самая частая гостья. В нашей стране это произведение не ставится.
Перекрестный год культуры России и Великобритании предоставляет отечественной публике уникальную возможность приобщиться к плодам национальной культуры Туманного Альбиона. Так, 27 и 28 августа на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова можно увидеть оперу «Поворот винта», «перенесенную» в российскую столицу постановочной группой Оперного театра Северной Ирландии (г.Белфаст) во главе с режиссером-постановщиком Оливером Мирсом.
Художник Аннамари Вудс превратила сценическое пространство в огромный телевизор. Или волшебный фонарь. Или киноэкран. Или вертеп. У каждого зрителя при взгляде на волшебные декорации возникает своя личная ассоциация.
Итак, взмах палочки дирижера и музыкального руководителя Яна Латам-Кенига – и публика, ведомая оркестром театра, отправляет в весьма необычное путешествие. Помимо музыкантов, на сцене появляется «гид» (лауреат Международного конкурса Ярослав Абаимов, тенор), который вводит всех присутствующих в «курс дела».
Путешествие на «музыкальном корабле» приводит нас в далекое поместье «Блай». Обитатели его – юные Майлс (Том Дизли, дискант, Великобритания), его сестра Флора (лауреат Международного конкурса Виктория Шевцова, сопрано) и госпожа Гроуз (Заслуженная артистка России Ирина Ромишевская, меццо-сопрано), пожилая экономка, с нетерпением ждут прибытия Гувернантки (Сюзанна Харрелл, сопрано, Великобритания). Будущие воспитанники с первого взгляда очаровывают молодую женщину.
Еще только получив приглашение на эту должность, Гувернантка терзается предчувствиями беды. Принимая его несмотря ни на что, героиня вскоре привязывается к детям всей душой. Осталось только получить признание от работодателя (опекун, который потребовал, чтобы она занималась своими подопечными и никогда не беспокоила его). Пусть увидит вполне удовлетворительные результаты ее труда… Эти мысли, пришедшие девушке в голову, неожиданно прерывает появление незнакомого человека. Им оказывается Питер Куинт (Ярослав Абаимов), бывший лакей. Почему бывший? Да потому что он погиб! И теперь это – не человек из плоти и крови, а дух, который никак не может найти покой. Вскоре появляется еще один покойник – мисс Джессел (лауреат Международного конкурса Валерия Пфистер, меццо-сопрано), бывшая гувернантка. Отчего они погибли? Почему преследуют ее и детей? Как спасти юных воспитанников от этой беды? Желание помочь движет молодой героиней.
Видят ли Майлс и Флора призраков? А, может быть, неприкаянные души попросту завладели их сознанием? Во всяком случае, это уже не те веселые, беспечные дети, общением с которыми Гувернантка наслаждалась еще совсем недавно? Куинт активно «обрабатывает» затуманенное уже сознание мальчика, а мисс Джессел серьезно взялась за разум его сестры.
Духи по-настоящему одиноки, и им нужны компаньоны. Где их найти? Возможно, на эту «роль» вполне могут подойти юные господа, которым призраки служили в прошлой, земной, «плотской» жизни. Во всяком случае, они уже завладели вниманием детей настолько, что те уже почти готовы выполнять любые их прихоти, даже если рискуют вступить в противоречие с другими обитателями Блай.
Гувернантка решает написать дяде своих воспитанников о тех событиях, которые происходят в поместье. Нарушить запрет ее побуждает беспокойство о судьбе детей, но письму не суждено попасть к адресату – девушка рассказала о нем Майлсу, который под Куинта крадет конверт. Вслед за этим Флора исчезает из дома.
Чем же закончится эта история? Кто победит – люди или призраки? Добро или зло? Реальность или мистика? Ответы на эти вопросы должна дать музыка Б.Бриттена, в которой сплелись воедино умиротворение и страх, напряжение и покой, отчаяние и безразличие, любовь и ненависть, душа и инстинкты. Особенно сильное впечатление произвели нарастающие от картины к картине энергичные звуки арфы, нагнетающей психологическую обстановку, и так раскаленную добела.
Опера «Поворот винта» не отличается огромным количеством действующих лиц – в спектакле занято всего 6 артистов. Образы Майлса (Том Дизли) и Флоры (Виктория Шевцова) в течение двух часов претерпевают значительные изменения: от беззаботно веселящихся детей в начале истории до людей, словно явившихся из потусторонних, астральных миров в конце. Живые, энергичные интонации сменяются неземными, фантастическими, больше подходящими эльфам и иным волшебным существам, чем юным представителям рода человеческого. Звонкие, свежие, хрустальные голоса причудливо переплетаются со смыслом текстов.
Госпожа Гроуз Ирины Ромишевской – женщина добрая, мягкая, уже не успевающая за шустрыми подопечными. Она доверчива, всегда искренне хочет помочь. В конце именно она готова пойти на крайние меры для спасения положения, становящегося катастрофическим. Красивое, мягкое, подобное молоку с медом меццо-сопрано заставляет сосредоточиться, вслушиваясь предельно внимательно в каждую фразу.
Совершенно иное впечатление производит другая героиня меццо-сопрано – мисс Джессел Валерии Пфистер. Этот голос словно завораживает. Гипнотический эффект, производимый отрицательным персонажем, вынуждает всякого, кто попадет под его влияние, переметнуться на сторону Зла. В такой эффектной, шоколадно-коньячной подаче, подобное воздействие не удивляет.
Не менее магнетическим оказывается воздействие Питера Куинта (Ярослав Абаимов). Яркий, насыщенный тембр его голоса заставляет забыть о том, что перед нами – не человек, а призрак. А, может быть, это плод воображения? И все его указания – только выходящее наружу содержание душ и сердец тех, кому он «приказывает»?
Гувернантка Сюзанны Харрелл производит неоднозначное впечатление. С одной стороны это – добрая девушка, желающая достичь полного контакта со своими подопечными, а затем – полюбить их. Одновременно перед нами – человек, который хочет угодить своему работодателю. Уж не сильное ли чувство вспыхнуло в ней с самого начала? Возможно, все это делалось не ради детей? И наконец – смогла ли она устоять перед искушением и остаться на стороне сил Добра? В любом случае, элегантное, утонченное сопрано может принадлежать скорее положительной героине.
Британская культура богата яркими, интересными именами, которые нам знакомы с раннего детства. Литературные произведения, кинофильмы и спектакли будто позволяют проникнуть в глубины душ подданных Соединенного Королевства, европейского народа, уважающего и соблюдающего традиции и правила.
Ольга Пурчинская
еще рецензия на этот спектакль
Что такое готический роман? Произведение, одним из главных признаков которого можно назвать изображение мистического, загадочного, мрачного. Портреты персонажей оттенены «демоническими» нотками, а также ощущением неизбежности Рока. Этот жанр зародился в промежуток второй половины XVIII – первой половины XIX века.
К более поздним представителям можно отнести мистико-психологическую повесть «Поворот винта», написанную американо-английским писателем Генри Джеймсом в 1898 году. Достоверность событий, происходящих в этом произведении, уже много лет пытаются доказать литературоведы.
Новелла имеет несколько аудиовизуальных интерпретаций, самой первой из которых стала одноименная опера британского композитора, дирижера и пианиста Бенджамина Бриттена, написанная в 1954 году в соавторстве с М.Пайпером (либретто).
Первая постановка прошла 14 сентября 1954 года на сцене театра «Ла Фениче» (Венеция) в рамках Международного фестиваля современной музыки. В тот день выступала английская оперная труппа. За дирижерским пультом стоял сам Бриттен. Спустя 10 лет спектакль увидела советская публика. В репертуаре современных музыкальных театров опера «Поворот винта» - не самая частая гостья. В нашей стране это произведение не ставится.
Перекрестный год культуры России и Великобритании предоставляет отечественной публике уникальную возможность приобщиться к плодам национальной культуры Туманного Альбиона. Так, 27 и 28 августа на сцене московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова можно увидеть оперу «Поворот винта», «перенесенную» в российскую столицу постановочной группой Оперного театра Северной Ирландии (г.Белфаст) во главе с режиссером-постановщиком Оливером Мирсом.
Художник Аннамари Вудс превратила сценическое пространство в огромный телевизор. Или волшебный фонарь. Или киноэкран. Или вертеп. У каждого зрителя при взгляде на волшебные декорации возникает своя личная ассоциация.
Итак, взмах палочки дирижера и музыкального руководителя Яна Латам-Кенига – и публика, ведомая оркестром театра, отправляет в весьма необычное путешествие. Помимо музыкантов, на сцене появляется «гид» (лауреат Международного конкурса Ярослав Абаимов, тенор), который вводит всех присутствующих в «курс дела».
Путешествие на «музыкальном корабле» приводит нас в далекое поместье «Блай». Обитатели его – юные Майлс (Том Дизли, дискант, Великобритания), его сестра Флора (лауреат Международного конкурса Виктория Шевцова, сопрано) и госпожа Гроуз (Заслуженная артистка России Ирина Ромишевская, меццо-сопрано), пожилая экономка, с нетерпением ждут прибытия Гувернантки (Сюзанна Харрелл, сопрано, Великобритания). Будущие воспитанники с первого взгляда очаровывают молодую женщину.
Еще только получив приглашение на эту должность, Гувернантка терзается предчувствиями беды. Принимая его несмотря ни на что, героиня вскоре привязывается к детям всей душой. Осталось только получить признание от работодателя (опекун, который потребовал, чтобы она занималась своими подопечными и никогда не беспокоила его). Пусть увидит вполне удовлетворительные результаты ее труда… Эти мысли, пришедшие девушке в голову, неожиданно прерывает появление незнакомого человека. Им оказывается Питер Куинт (Ярослав Абаимов), бывший лакей. Почему бывший? Да потому что он погиб! И теперь это – не человек из плоти и крови, а дух, который никак не может найти покой. Вскоре появляется еще один покойник – мисс Джессел (лауреат Международного конкурса Валерия Пфистер, меццо-сопрано), бывшая гувернантка. Отчего они погибли? Почему преследуют ее и детей? Как спасти юных воспитанников от этой беды? Желание помочь движет молодой героиней.
Видят ли Майлс и Флора призраков? А, может быть, неприкаянные души попросту завладели их сознанием? Во всяком случае, это уже не те веселые, беспечные дети, общением с которыми Гувернантка наслаждалась еще совсем недавно? Куинт активно «обрабатывает» затуманенное уже сознание мальчика, а мисс Джессел серьезно взялась за разум его сестры.
Духи по-настоящему одиноки, и им нужны компаньоны. Где их найти? Возможно, на эту «роль» вполне могут подойти юные господа, которым призраки служили в прошлой, земной, «плотской» жизни. Во всяком случае, они уже завладели вниманием детей настолько, что те уже почти готовы выполнять любые их прихоти, даже если рискуют вступить в противоречие с другими обитателями Блай.
Гувернантка решает написать дяде своих воспитанников о тех событиях, которые происходят в поместье. Нарушить запрет ее побуждает беспокойство о судьбе детей, но письму не суждено попасть к адресату – девушка рассказала о нем Майлсу, который под Куинта крадет конверт. Вслед за этим Флора исчезает из дома.
Чем же закончится эта история? Кто победит – люди или призраки? Добро или зло? Реальность или мистика? Ответы на эти вопросы должна дать музыка Б.Бриттена, в которой сплелись воедино умиротворение и страх, напряжение и покой, отчаяние и безразличие, любовь и ненависть, душа и инстинкты. Особенно сильное впечатление произвели нарастающие от картины к картине энергичные звуки арфы, нагнетающей психологическую обстановку, и так раскаленную добела.
Опера «Поворот винта» не отличается огромным количеством действующих лиц – в спектакле занято всего 6 артистов. Образы Майлса (Том Дизли) и Флоры (Виктория Шевцова) в течение двух часов претерпевают значительные изменения: от беззаботно веселящихся детей в начале истории до людей, словно явившихся из потусторонних, астральных миров в конце. Живые, энергичные интонации сменяются неземными, фантастическими, больше подходящими эльфам и иным волшебным существам, чем юным представителям рода человеческого. Звонкие, свежие, хрустальные голоса причудливо переплетаются со смыслом текстов.
Госпожа Гроуз Ирины Ромишевской – женщина добрая, мягкая, уже не успевающая за шустрыми подопечными. Она доверчива, всегда искренне хочет помочь. В конце именно она готова пойти на крайние меры для спасения положения, становящегося катастрофическим. Красивое, мягкое, подобное молоку с медом меццо-сопрано заставляет сосредоточиться, вслушиваясь предельно внимательно в каждую фразу.
Совершенно иное впечатление производит другая героиня меццо-сопрано – мисс Джессел Валерии Пфистер. Этот голос словно завораживает. Гипнотический эффект, производимый отрицательным персонажем, вынуждает всякого, кто попадет под его влияние, переметнуться на сторону Зла. В такой эффектной, шоколадно-коньячной подаче, подобное воздействие не удивляет.
Не менее магнетическим оказывается воздействие Питера Куинта (Ярослав Абаимов). Яркий, насыщенный тембр его голоса заставляет забыть о том, что перед нами – не человек, а призрак. А, может быть, это плод воображения? И все его указания – только выходящее наружу содержание душ и сердец тех, кому он «приказывает»?
Гувернантка Сюзанны Харрелл производит неоднозначное впечатление. С одной стороны это – добрая девушка, желающая достичь полного контакта со своими подопечными, а затем – полюбить их. Одновременно перед нами – человек, который хочет угодить своему работодателю. Уж не сильное ли чувство вспыхнуло в ней с самого начала? Возможно, все это делалось не ради детей? И наконец – смогла ли она устоять перед искушением и остаться на стороне сил Добра? В любом случае, элегантное, утонченное сопрано может принадлежать скорее положительной героине.
Британская культура богата яркими, интересными именами, которые нам знакомы с раннего детства. Литературные произведения, кинофильмы и спектакли будто позволяют проникнуть в глубины душ подданных Соединенного Королевства, европейского народа, уважающего и соблюдающего традиции и правила.
Ольга Пурчинская
еще рецензия на этот спектакль