Мария Стюарт – шотландская (1561 – 1567) и французская (1559 – 1560) королева, также претендовавшая на английский престол. Судьба венценосной дамы, жившей в эпоху Возрождения, была не просто трагична. Многие перипетии оказались настолько литературно-поэтическими, что вдохновляли многочисленных деятелей искусств будущего на создание произведений, значительная часть которых впоследствии была признана настоящими шедеврами. Первыми на правительницу, оставившую след в истории Великобритании, обратили пристальное внимание мастера эпохи романтизма.
На рубеже XVIII и XIX веков, в 1800 году, немецкий поэт, философ, историк и драматург Фридрих Шиллер создал трагедию (в стихах) в пяти действиях, названную «Мария Стюарт». Спустя 35 лет, холодным зимним вечером 30 декабря на сцене театра «ЛаСкала» (Милан) состоялась премьера одноименной оперы Гаэтано Доницетти. Немецкая драма с британскими корнями «заиграла» на итальянском языке. Автор оригинального либретто – Джузеппе Бардари.
Судьба опуса Доницетти складывалась непросто. В первую очередь, в дело регулярно вмешивалась цензура, из-за которой авторам приходилось вносить ряд изменений в драматургическую канву произведения. В репертуарах театров оно не задерживалось надолго, в результате надолго было забыто. В дальнейшем регулярные постановки были возобновлены уже в ХХ столетии.
В России «Мария Стюарт» впервые была поставлена в 1993 году в театре «Новая Опера». За дирижерским пультом стоял Е.В.Колобов. Спустя более 20 лет, 21 января 2014 года, на той же самой сцене вновь звучит романтическая опера Г.Доницетти. В концертной версии. Такой вариант исполнения не предполагает пышного убранства сцены. Только несколько стульев и меч в ножнах. Но роскошь оперного действа от этого не померкла.
За дирижерским пультом – Андрей Лебедев. Симфонический оркестр «Новой Оперы» под его управлением увлекает публику в мир ренессансной Англии. Со всеми кознями, интригами и дворцовыми переворотами, происходившими тогда с особой жестокостью.
Итак, очередная веха в истории Туманного Альбиона приводит к тому, что Марию Стюарт, царствовавшую королеву Шотландии, претендовавшую и на английский престол, отправляют в темницу. А в борьбе за трон победу одерживает ее родственница, отныне – королева Елизавета I. Что же это? Просто соперничество двух сестер? Не только! Гораздо более суровым испытанием оказывается эмоциональная составляющая – обе дамы воспылали сильным чувством к одному человеку – графу Лестеру. Кому он отдаст предпочтение? Ведь именно от этого зависит судьба Марии, буквально висящая на волоске – ей грозит смертная казнь.
Королева Елизавета (лауреат Международного конкурса Анастасия Бибичева, меццо-сопрано) – женщина сильная. Обладает несгибаемым характером и железной волей. Но это – лишь маска. На самом деле внутри венценосной дамы – чувство, разрывающее ее душу на части. Словно огнем выжигает оно все у нее внутри. Эмоции накалены до предела, и это четко прослеживается в партии за счет многочисленных «форте», на которых проходят порой длинные пассажи. И в сольных ариях, и в дуэтах. Она влюблена. Но скоро должен состояться ее брак с другим человеком, необходимый по политическим соображениям. А что же возлюбленный? Уже с самого начала он не проходит вроде бы простое испытание. И это – тонкий намек на исход всех дальнейших событий.
Мария Стюарт (заслуженная артистка России Эльвира Хохлова, сопрано) – еще совсем недавно королева, а теперь – пленница, судьба которой еще не вполне ясна. Томится в неволе, страдает бывшая правительница, но не одинока она: с ней вместе Анна, ее кормилица (заслуженная артистка России Ирина Ромишевская, меццо-сопрано).
Мария хочет вырваться на свободу, чтобы быть вместе со своим возлюбленным. И даже передает сестре письмо, где просит о встрече, на которой, возможно, случится чудо. Но не все так просто. Она – законная дочь своих родителей, а это значит – единственная возможная продолжательница правящей династии.
Стюарт хочет унизить свою родственницу-тирана, бастарда, не имеющую права на престол. Но не это соперничество становится основной темой конфликта венценосных сестер.
Основной «камень преткновения», делающий примирение невозможным – граф Лестер (лауреат Международных конкурсов Александр Богданов, тенор), являющийся предметом вожделения и Марии, и Елизаветы. И только одной из них он может ответить взаимностью.
Какие разные эмоции обуревают Стюарт! С одной стороны, ненависть к сопернице, покусившейся и на трон, и на свободу, и на возлюбленного. С другой – нежное чувство, вспыхивающее в ней при одном только воспоминании о Лестере. Ярость, напор, энергичные пассажи вдруг сменяются тихим, ласковым пиано. Две стороны одной души. Одной женщины. Одной королевы. А что же судьба? Судьба может быть только одна! И она уже предопределена.
При определении дальнейшего развития событий в отношении своей родственницы, Елизавета слушает разные мнения. Так, жених ее, герцог Анжуйский, в письме просит освободить пленницу. Эту же позицию поддерживает и граф Тальбот (заслуженный артист Украины Сергей Шеремет, баритон). А лорд-канцлер, барон Сесил (Андрей Фетисов, бас) высказывается категорически против.
Так что же делать? Послушать свое сердце! Говорят, порой оно – лучший советчик. И лучший судья. Но можно ли доверяться ему полностью? Особенно когда между обвинителем и обвиняемым встает один человек. И может ли в такой ситуации голова трезво мыслить, принимая лишь то решение, которое будет максимально разумным?
А что же подданные? Они лишь готовятся проститься со своей королевой, чей жизненный путь уже практически подошел к концу – отсчитываются последние мгновения эпохи под названием «Мария Стюарт».
Хор – традиционно очень важная составляющая оперного действа, придающая ему полноту, глубину, логическую завершенность. Здесь он – не просто сторонний наблюдатель. Это еще и британский народ, который вскоре будет скорбеть о потере своей королевы.
Как известно, в театре «Новая Опера имени Е.В.Колобова» все представления, проходящие в рамках Крещенского фестиваля, не обходятся без участия приглашенных звезд. Так, в концертной версии оперы «Мария Стюарт» приняли участие артисты хора Академии хорового искусства имени В.С.Попова (хормейстер – Ринат Бикташев).
Исторический факт или вымысел? На чем основывались Шиллер, Доницетти и другие деятели искусства, взявшие за основу своих опусов одну из мрачных страниц в истории Туманного Альбиона – доподлинно не известно. Но то, что они смоги создать настоящие шедевры – несомненно! А обязательно ли для художественного произведения полное соответствие с реальными событиями? Вряд ли. Главное – чтобы потом возникало желание приобщаться к прекрасному снова и снова, в том числе сквозь призму этих интернациональных интерпретаций одной и той же страницы истории Старого Света.
Ольга Пурчинская
На рубеже XVIII и XIX веков, в 1800 году, немецкий поэт, философ, историк и драматург Фридрих Шиллер создал трагедию (в стихах) в пяти действиях, названную «Мария Стюарт». Спустя 35 лет, холодным зимним вечером 30 декабря на сцене театра «ЛаСкала» (Милан) состоялась премьера одноименной оперы Гаэтано Доницетти. Немецкая драма с британскими корнями «заиграла» на итальянском языке. Автор оригинального либретто – Джузеппе Бардари.
Судьба опуса Доницетти складывалась непросто. В первую очередь, в дело регулярно вмешивалась цензура, из-за которой авторам приходилось вносить ряд изменений в драматургическую канву произведения. В репертуарах театров оно не задерживалось надолго, в результате надолго было забыто. В дальнейшем регулярные постановки были возобновлены уже в ХХ столетии.
В России «Мария Стюарт» впервые была поставлена в 1993 году в театре «Новая Опера». За дирижерским пультом стоял Е.В.Колобов. Спустя более 20 лет, 21 января 2014 года, на той же самой сцене вновь звучит романтическая опера Г.Доницетти. В концертной версии. Такой вариант исполнения не предполагает пышного убранства сцены. Только несколько стульев и меч в ножнах. Но роскошь оперного действа от этого не померкла.
За дирижерским пультом – Андрей Лебедев. Симфонический оркестр «Новой Оперы» под его управлением увлекает публику в мир ренессансной Англии. Со всеми кознями, интригами и дворцовыми переворотами, происходившими тогда с особой жестокостью.
Итак, очередная веха в истории Туманного Альбиона приводит к тому, что Марию Стюарт, царствовавшую королеву Шотландии, претендовавшую и на английский престол, отправляют в темницу. А в борьбе за трон победу одерживает ее родственница, отныне – королева Елизавета I. Что же это? Просто соперничество двух сестер? Не только! Гораздо более суровым испытанием оказывается эмоциональная составляющая – обе дамы воспылали сильным чувством к одному человеку – графу Лестеру. Кому он отдаст предпочтение? Ведь именно от этого зависит судьба Марии, буквально висящая на волоске – ей грозит смертная казнь.
Королева Елизавета (лауреат Международного конкурса Анастасия Бибичева, меццо-сопрано) – женщина сильная. Обладает несгибаемым характером и железной волей. Но это – лишь маска. На самом деле внутри венценосной дамы – чувство, разрывающее ее душу на части. Словно огнем выжигает оно все у нее внутри. Эмоции накалены до предела, и это четко прослеживается в партии за счет многочисленных «форте», на которых проходят порой длинные пассажи. И в сольных ариях, и в дуэтах. Она влюблена. Но скоро должен состояться ее брак с другим человеком, необходимый по политическим соображениям. А что же возлюбленный? Уже с самого начала он не проходит вроде бы простое испытание. И это – тонкий намек на исход всех дальнейших событий.
Мария Стюарт (заслуженная артистка России Эльвира Хохлова, сопрано) – еще совсем недавно королева, а теперь – пленница, судьба которой еще не вполне ясна. Томится в неволе, страдает бывшая правительница, но не одинока она: с ней вместе Анна, ее кормилица (заслуженная артистка России Ирина Ромишевская, меццо-сопрано).
Мария хочет вырваться на свободу, чтобы быть вместе со своим возлюбленным. И даже передает сестре письмо, где просит о встрече, на которой, возможно, случится чудо. Но не все так просто. Она – законная дочь своих родителей, а это значит – единственная возможная продолжательница правящей династии.
Стюарт хочет унизить свою родственницу-тирана, бастарда, не имеющую права на престол. Но не это соперничество становится основной темой конфликта венценосных сестер.
Основной «камень преткновения», делающий примирение невозможным – граф Лестер (лауреат Международных конкурсов Александр Богданов, тенор), являющийся предметом вожделения и Марии, и Елизаветы. И только одной из них он может ответить взаимностью.
Какие разные эмоции обуревают Стюарт! С одной стороны, ненависть к сопернице, покусившейся и на трон, и на свободу, и на возлюбленного. С другой – нежное чувство, вспыхивающее в ней при одном только воспоминании о Лестере. Ярость, напор, энергичные пассажи вдруг сменяются тихим, ласковым пиано. Две стороны одной души. Одной женщины. Одной королевы. А что же судьба? Судьба может быть только одна! И она уже предопределена.
При определении дальнейшего развития событий в отношении своей родственницы, Елизавета слушает разные мнения. Так, жених ее, герцог Анжуйский, в письме просит освободить пленницу. Эту же позицию поддерживает и граф Тальбот (заслуженный артист Украины Сергей Шеремет, баритон). А лорд-канцлер, барон Сесил (Андрей Фетисов, бас) высказывается категорически против.
Так что же делать? Послушать свое сердце! Говорят, порой оно – лучший советчик. И лучший судья. Но можно ли доверяться ему полностью? Особенно когда между обвинителем и обвиняемым встает один человек. И может ли в такой ситуации голова трезво мыслить, принимая лишь то решение, которое будет максимально разумным?
А что же подданные? Они лишь готовятся проститься со своей королевой, чей жизненный путь уже практически подошел к концу – отсчитываются последние мгновения эпохи под названием «Мария Стюарт».
Хор – традиционно очень важная составляющая оперного действа, придающая ему полноту, глубину, логическую завершенность. Здесь он – не просто сторонний наблюдатель. Это еще и британский народ, который вскоре будет скорбеть о потере своей королевы.
Как известно, в театре «Новая Опера имени Е.В.Колобова» все представления, проходящие в рамках Крещенского фестиваля, не обходятся без участия приглашенных звезд. Так, в концертной версии оперы «Мария Стюарт» приняли участие артисты хора Академии хорового искусства имени В.С.Попова (хормейстер – Ринат Бикташев).
Исторический факт или вымысел? На чем основывались Шиллер, Доницетти и другие деятели искусства, взявшие за основу своих опусов одну из мрачных страниц в истории Туманного Альбиона – доподлинно не известно. Но то, что они смоги создать настоящие шедевры – несомненно! А обязательно ли для художественного произведения полное соответствие с реальными событиями? Вряд ли. Главное – чтобы потом возникало желание приобщаться к прекрасному снова и снова, в том числе сквозь призму этих интернациональных интерпретаций одной и той же страницы истории Старого Света.
Ольга Пурчинская