интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » В "Новой Опере" пролистали "Энциклопедию русской жизни". В 200-й раз

 
 
 

В "Новой Опере" пролистали "Энциклопедию русской жизни". В 200-й раз

Автор: Ольга Пурчинская от 21-08-2014, 06:20, посмотрело: 2489

Лето еще продолжает радовать столичный регион теплой, солнечной погодой. Ласковый ветерок не позволяет расслабиться любителям пышных, нарядных причесок, гармонично сочетающихся с легкими, изящными нарядами. Но вечера уже становятся все прохладнее, а ночи – длиннее.

В таких условиях постепенно возвращаются с гастролей и из отпусков столичные театры. Одним из первых свой 24 сезон открыл московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. 20 августа при полном аншлаге в 200 раз был сыгран «Евгений Онегин» П.И.Чайковского.

Свой знаменитый роман в стихах, названный критиком В.Г.Белинским «Энциклопедия русской жизни», А.С.Пушкин впервые издал в 1833 году. Спустя менее полувека, в 1877-1878 годах, П.И.Чайковский написал одноименную оперу. Автором либретто к «лирическим сценам» стал К.Шиловский.

Текущий год ознаменовался юбилейной датой со дня рождения А.С.Пушкина (6 июня ему исполнилось 215 лет), в наступающем культурная общественность отметит юбилей (175 лет) П.И.Чайковского (7 мая). А это значит, что театральный сезон 2014-15 будет отмечен многочисленными обращениями к творчеству «музыкального отца» Евгения Онегина и всех остальных персонажей бессмертного шедевра, оставившего яркий след в истории отечественного искусства.

…Итак, зал «Новой Оперы» забит до отказа. В течение всех 19 лет жизни (премьера оперы в музыкальной редакции Е.В.Колобова состоялась 5 октября 1996 года) спектакль пользуется неизменным интересом со стороны зрителей, многие из которых помнят еще первые представления. Едва войдя в зал и заняв свое место, каждый гость мог еще до первых аккордов увертюры заглянуть в сценическое пространство и под волшебные мелодии, импровизированно создаваемые разыгрывающимися музыкантами, нарисовать в своем воображении уникальную страницу «Энциклопедии русской жизни». Ведь у всех людей она будет своя, не похожая ни на чью другую. Однако в каждой такой «книге» будет также и много общего. Русский характер. Русский менталитет. Русский быт. Русская душа, наконец.

Но вот, звучит долгожданный третий звонок. В зале гаснет свет. Еще мгновение – и более 660 гостей при помощи оркестра театра под управлением маэстро Андрея Лебедева совершают путешествие во времени и пространстве.

Увертюра довольно коротка, но при этом позволяет с первых секунд проникнуть в богатые потайные миры мыслей и чувств глубокой, романтически настроенной Татьяны, этого «эталона русской души».

Итак, мы находимся в российской деревне первой четверти XIX века (1819 – 1825). Режиссер спектакля – Народный артист России Сергей Арцибашев - отказался от привычного разделения спектакля на акты и картины. Действие идет практически непрерывно. Поэтому нет ощущения совершаемых путешествий и стремительных движений времени. Просто начало позапрошлого столетия. Сценография Народного художника России Сергея Бархина представляет собой большой зал с несколькими дверями, который, словно по волшебству, превращается то в сад загородного поместья семьи Лариных, то в будуар Татьяны, то в бальный зал, то в улицы столицы. Костюмы Народного художника России Элеоноры Маклаковой отражают традиции будней и праздников русских дворян и крестьян. Скромные повседневные наряды нежных оттенков гармонируют с пышной роскошью вечерних туалетов из шелка и бархата ярких цветов.

Отсутствие деления спектакля на отдельные эпизоды позволяет воспринимать его как единое произведение, состоящее из 7 частей. В сознании музыканта сразу же возникает гамма, и каждая «лирическая сцена» будет здесь сродни нотам.

1. «До» - «У Лариных»
Сад в загородном имении Лариных. Здесь можно познакомиться почти со всеми действующими лицами. «Старшее поколение» - помещица Ларина (лауреат Международного конкурса Анастасия Бибичева, меццо-сопрано) и няня (Заслуженная артистка России Маргарита Некрасова, меццо-сопрано) вспоминают прошлое. Юные барышни – романтичная, задумчивая Татьяна (Елизавета Соина, сопрано) и веселая, беззаботная Ольга (лауреат Международного конкурса Агунда Кулаева, меццо-сопрано) – разительно отличаются друг от друга, несмотря на близкое родство. Гости из соседнего поместья – жених Ольги, поэт Владимир Ленский (лауреат Международных конкурсов Алексей Татаринцев, тенор) и «молодой повеса» Евгений Онегин (лауреат Международных конкурсов Игорь Головатенко, баритон) – движимы совершенно разными чувствами: первый буквально светится изнутри от счастья при встрече со своей возлюбленной; второй, привыкший к бешеному ритму светской жизни столицы, в деревне сильно скучает.
Портреты главных героев, таких ярких и таких разных, эффектно оттеняются раздающимся издалека пением крестьян, возвращающихся с полей. Мысли и чувства, одолевающие господ, вряд ли могли бы заинтересовать их крепостных, уставших после тяжелого трудового дня.

2. «Ре» - «Письмо Татьяны»
Встреча с Онегиным произвела на Татьяну неизгладимое впечатление. Ею овладел сразу целый спектр чувств: и страсть, и робость, и отчаяние, и решимость, и, в конечном итоге, как ей кажется, любовь. Все эти эмоции она выражает, пока пишет письмо тому, кто вызвал смятение в ее возвышенной, склонной к романтической поэзии душе.

3. «Ми» - «Объяснение с Онегиным»
Прочитав пылкое, искреннее послание, Евгений очень четко, сдержанно, внешне совершенно хладнокровно объясняет юной влюбленной, что брак для него – явление совершенно невозможное. Этот скупой на эмоции монолог слегка «оживляют» доносящиеся издалека нежные, очаровательные песни девушек («Девицы-красавицы»).
Во внутреннем мире Татьяны настоящий бунт, конфликт ее натуры с происходящим здесь и сейчас. Внешне ничего не изменилось: та же спокойная, размеренная жизнь; те же ежедневные дела и обязанности; те же празднества и развлечения. Но сама героиня никогда уже не будет прежней.

4. «Фа» - «Бал у Лариных»
Праздники прекрасны тем, что случаются регулярно, но не каждый день. Вот и на «улице» Лариных тоже наступила пора повеселиться. Повод – именины Татьяны, в честь которых в загородном имении дается бал. Среди гостей – соседи, друзья, родственники. Чуть позже к нарядной толпе присоединяются Ленский и Онегин. Евгений скучает не только в деревенской повседневности. Сельские рауты ему также не приходятся по душе, тем более, что до его ушей долетают фрагменты пренеприятных сплетен. Желая отомстить другу, пригласившему его с собой, «молодой повеса» начинает ухаживать за Ольгой. Пылкий, эмоциональный юноша мгновенно заводится. Его мысли и чувства контрастируют с общей атмосферой беззаботного веселья.
Разбавляют скуку Онегина и разгорающуюся внутри Ленского злобу и обиду легкие, элегантные куплеты («Какой прекрасный этот день») Трике (лауреат Международных конкурсов Вениамин Егоров, тенор), которые француз исполняет для виновницы торжества на радость всем присутствующим.
А Владимир, что называется, закипает. И в пылу ярости вызывает своего еще совсем недавно друга на дуэль. А затем с грустью, теплотой и нежностью вспоминает, как был счастлив в доме Лариных («В Вашем доме»).

5. «Соль» - «Дуэль»
Настало время дуэли. Секундант Ленского (Андрей Фетисов, бас) выражает озабоченность отсутствием Онегина. Находясь на открытой местности и ожидая своего противника, Владимир предается, мягко говоря, невеселым думам («Куда вы удалились…»). Все смешалось в прекрасной арии – и боль, и страдание, и страх, и тихая, светлая грусть, и предчувствие скорой беды.
Скорое прибытие Онегина предвещает скорую развязку. Но сперва – переговоры (дуэт «Враги, враги»), окончившиеся не так, как хотелось бы. Это значит только одно – быть дуэли, в результате которой один из стреляющихся, увы, должен погибнуть.
А дальше все разыгрывается, как по нотам. В качестве дирижера – секунданты. Разойтись в разные стороны. Затем сойтись до определенного расстояния. Возвести оружие. Итог более чем печальный. Иного в подобном решении конфликтной ситуации быть не может.

6. «Ля» - «Бал»
Прошло два года. Онегин все это время путешествовал по дальним краям. Но «кровавый призрак» застреленного друга не давал ему покоя. Теперь «молодой повеса» оказался в Петербурге, в доме своего родственника, князя Гремина (лауреат Международных конкурсов Владимир Кудашев, бас). Попал, что называется, с корабля на бал. А там – все то же самое. Сплетни о нашем герое дошли до столичного высшего света, так что, даже после двух лет скитаний, Евгений улавливает фрагменты разговоров, главным объектом обсуждения которых является он сам.
И вновь Онегин испытывает знакомое и такое неприятное чувство – скуку. Но на этот раз она продлилась совсем чуть-чуть, поскольку вскоре он увидел княгиню Гремину. Ею оказалась его давняя знакомая Татьяна. Только теперь это уже не та наивная девочка, поддавшаяся искреннему, непонятному ей чувству. Сейчас перед ним – блистательная, элегантная молодая женщина с манерами, напоминающими королевские.
Князь – воин. Неоднократно получал ранения. Теперь живет в столице вместе с горячо любимой женой, ставшей для него глотком свежего воздуха, струей свежей крови. Ария «Любви все возрасты покорны» - соединение благородства, мужественности и житейской мудрости, которую можно познать только с течением реки под названием «жизнь».

7. «Си» - «Последняя встреча»
Что же произошло с героями после той короткой беседы на балу? В их душах, уже было успокоившихся с течением времени, опять поселилось смятение. Чувства, которые, казалось бы, приглушены за два года, разгорелись с новой силой. Как быть дальше? Бросить все и отдаться тому, которого любишь уже несколько лет? На это может пойти только неумная, недобрая и непорядочная женщина. А Татьяна – не из таких. Верность, честь, порядочность – те качества, которые дворяне испокон веку ставят во главу угла. И человек, не изменяющий важнейшим принципам – самый мудрый. Возможно, в ее жизни не будет таких серьезных эмоциональных потрясений. Зато останется семья, дружба, взаимное уважение, благополучие. Не это ли важнее всего для истинной аристократки?
А что же Онегин? Сможет ли он спокойно продолжать свою жизнь после того водоворота событий, который захватил его и не выпускал ни на минуту? Или тихая, размеренная жизнь – не для него? Ведь «лишний человек» всегда был, есть и будет чужим в современном ему мире.

«Гамма» окончена. Время звучания – 2 часа 10 минут. Спектакль проходит на одном дыхании. Несмотря на обстановку и костюмы героев, в течение всего действия не покидает ощущение, что оно происходит здесь и сейчас, а не 200 лет назад в некоей абстрактной губернии, некоем абстрактном уезде. Ведь чувства, испытываемые героями, сюжетные линии, проходящие сквозь все произведение, человеческие взаимоотношения внутри отдельно взятой семьи и целого общества, актуальны всегда и везде. И не важно, в какой стране, эпохе и при каком политическом строе разворачиваются события.

Солисты и хор «Новой Оперы» сделали героев Пушкина и Чайковского не персонажами, «говорящими» с читателями афоризмами и крылатыми фразами, а настоящими людьми, которые могут радоваться и грустить, веселиться и страдать, переживая самые разные события, которые каждый день подкидывает Судьба.

Татьяна Елизаветы Соиной – юная, наивная барышня, способная на очень сильное чувство. Ранимая, романтичная, печальная, она словно соткана из страниц тех французских книг, в чтение которых погружена с головой с самого детства. Первая любовь вынудила ее покинуть этот маленький, тихий, уютный мирок художественной литературы. С течением времени в ней появляется величие, шик, умение держаться в обществе. Диковатая, необщительная девочка превращается в блистательную светскую даму. Грусть ее с годами превращается в мудрость. Нежное, хрустальное сопрано особенно трепетно, бережно обволакивает все эмоции героини и обнажает каждую струнку ее глубокой, трепещущей души.

Ольга в исполнении Агунды Кулаевой – полная противоположность сестры. Живая, веселая, энергичная, эдакий «бесенок в юбке». Ей абсолютно чужды различные думы и переживания, не дающие спокойно жить Татьяне. Французские романы девушку совсем не интересуют. Веселая кокетка помолвлена с самого раннего детства. Но понятия о любви и верности у нее специфические. Да и могут ли они сложиться у подростка? Урок, полученный от жизни, оказывается излишне жесток. Что стало потом с самой младшей представительницей семьи Лариных? Об этом можно только гадать. Вероятнее всего, она вышла замуж через несколько лет. Но осталась ли ее натура столь же беспечной?
Насыщенное, пьянящее, глубокое меццо-сопрано создает эффект сродни тому, который вызывает легкое вино. С одной стороны – эйфория, с другой – прекрасный вкус, которым хочется наслаждаться как можно дольше, с чувством, с толком, с расстановкой. Низкие частоты заставляют вдумываться в каждую фразу, вслушиваться в каждое слово.

Владимир Ленский (Алексей Татаринцев) – герой, которому не была уготована долгая жизнь. Но он оставляет ярчайший след в произведении. Звонкий, при этом нежный голос, похожий на юный колокольчик или драгоценную бриллиантовую подвеску, напоминает теплое море и ласковое солнце. Вся гамма человеческих чувств – любовь, тоска, счастье, светлая грусть, восторг, боль, отчаяние, желание отстоять свою честь, краткие мгновения надежды – выражается в двух ариозо и арии юного поэта, пылкого творческого человека, впервые познавшего сильное чувство. Как жаль, что этому персонажу не пришлось надолго задержаться на Земле, ведь такая натура могла создать немало великих произведений – баллад, элегий и других лирических произведений, неизменно способных покорять девичьи сердца.

Евгений Онегин (Игорь Головатенко) – один из наиболее противоречивых персонажей в отечественной литературе. «Лишний человек», чье существование в обществе никогда не будет по-настоящему комфортным. Его конфликт с окружающей действительностью не может быть потушен. Такие люди рождаются сильно раньше, чем бы им следовало.
Отсюда – постоянные внутренние переживания, тщательно прикрываемые под маской равнодушия и скуки. Он таков – все время мечется, ищет место, где ему было бы хорошо. Но – увы – поиски не увенчались успехом.
Под конец «броня» Евгения была пробита. Когда он увидел Татьяну в новом, «светском» образе. И тогда сквозь его мнимое спокойствие проглянула всепоглощающая страсть, овладевающая героем практически полностью. Но, как известно, для удовлетворения такого рода чувств необходимо обоюдное согласие. И здесь «молодого повесу» ждет фиаско.
Бархатный, элегантный, благородный баритон – горячий шоколад со взбитыми сливками. Такой голос увязывается с образом элегантного аристократа, способного мыслить и чувствовать, романтика – оппозиционера окружающей действительности. А ведь именно таким и представляется Евгений Онегин!

Князь Гремин (Владимир Кудашев) – офицер, благородный воин. Стоит прочесть роман Пушкина, как становится понятно, что «закаленному судьбой бойцу с седою головой» не так уж и много лет, особенно по современным меркам. Тем не менее, этот человек уже умудрен опытом, поскольку много всего происходило в его жизни, причем события эти носили весьма драматичный характер.
Ария «Любви все возрасты покорны» как нельзя лучше показывает, что, пока бьется человеческое сердце, оно может любить. А это значит, что свою порцию счастья можно получить на любом этапе жизненного пути.

…Гамма доиграна. А что же дальше? Посмотрим на клавиатуру фортепиано – следом снова идет нота «до». Выходит, в жизни нашего героя все начнется заново? Очень даже возможно! Только накал страстей, подобно звучанию нот, будет становиться все выше и выше. Возможно, и чувства героя станут острее? Вполне! А, может быть, он, отправившись искать смерть («О, смерть! О, смерть! Иду искать тебя»), все-таки увенчал свои поиски успехом? Хочется верить, что эта мятежная душа все-таки нашла успокоение при жизни, начатой после описанных выше событий с «до».

Ольга Пурчинская

еще рецензия на этот спектакль

Категория: Театр » Музыкальный театр