Если спросить любителей музыки, с каким именем у них ассоциируется опера, в большинстве случаев мы услышим – «Верди». Действительно, этот удивительный композитор создал столько шедевров, что во всех музыкальных театрах мира немыслим репертуар, не включающий его произведения. Некоторые арии из опер Дж.Верди (например, знаменитая песенка герцога из «Риголетто») известны даже тем, кто далек от мира классики и предпочитает массовую культуру.
В 2013 году все мировое музыкальное сообщество и любители оперы отмечали 200 лет со дня рождения гения. Прошло множество премьер, концертов, практически никто не пропустил столь знакового события. Не осталась в стороне и «Новая Опера» имени Е.В.Колобова, подарившая зрителям гала-концерт «Viva Verdi!», в программу которого вошли фрагменты всех опер композитора в хронологическом порядке в исполнении солистов, хора и оркестра театра (идея концерта – Народная артистка России Наталья Попович).
Юбилейные празднества завершились, но, к счастью, возможность отправиться в музыкальное путешествие по операм Джузеппе Верди у любителей искусства осталась. Гала-концерт «Viva Verdi!» вошел в репертуар «Новой Оперы» и 22 мая вновь собрал желающих погрузиться в мир музыки Маэстро.
Оригинальное оформление сцены создает иллюзию, будто зрители листают книгу жизни композитора. Ее страницы переворачиваются по мановению волшебной палочки дирижера Василия Валитова - солисты, хор и оркестр оживляют рисунки и рассказывают невиданные истории.
Страница первая – успех. Дебютная опера «Оберто, граф Сан-Бонифачо» (1839) принесла молодому композитору небольшой гонорар и надежды на большое будущее.
Прозвучала увертюра в исполнении оркестра под управлением лауреата международного конкурса Василия Валитова.
Страница вторая – горе и разочарование. Джузеппе Верди потерял детей и жену – они умерли практически друг за другом. По иронии судьбы и условиям контракта композитор в это время должен был завершить комическую оперу. И еще удар – премьера провалилась, будущего нет…
Дуэт Эдуарда и Бельфлора из оперы «Король на час, или Мнимый Станислав» (1840) в исполнении Александра Скварко (тенор, лауреат международного конкурса) и Артема Гарнова (баритон) публика приняла овациями. Возможно, Верди в день премьеры просто не повезло с артистами?
Страница третья – ошеломительный успех! Отчаявшийся композитор, твердо решивший порвать с музыкой все отношения, … создал героическую, пронизанную драматизмом оперу «Набукко» (1842).
«Лети мысль на золотых крыльях» - мольбу иудеев исполнил хор театра (хормейстеры Наталья Попович, Андрей Лазарев).
Страница четвертая – продолжение успеха. На волне вдохновения создана лирико-драматическая опера «Ломбардцы в Первом крестовом походе» (1843).
Прозвучал терцет из III акта. Соло на скрипке Андрея Балашова (Заслуженный артист России) настроило на пронзительный лирический момент, а полные любви и страдания голоса влюбленной Джизельды (Заслуженная артистка России Татьяна Печникова, сопрано) и ее умирающего возлюбленного Оронте (Сергей Поляков, тенор) завершили картину. При этом мощно, настойчиво, но умиротворяюще воздействовал как на героев, так и на публику отшельник Пагано (Андрей Фетисов, бас).
Страница пятая – «портрет собственной души» Маэстро. Так сам Верди назвал музыку оперы «Эрнани» (1844) на сюжет драмы Виктора Гюго. Особого восторга публики на премьере не наблюдалось, но последующие спектакли нравились зрителям все больше и больше.
Сцену и каватину Эльвиры из оперы «Эрнани» показала Эльвира Хохлова (Заслуженная артистка России, сопрано). Любовь, даже взаимная, не обязательно приводит к счастью, чаще оборачивается страданиями – это как никто другой понимает юная героиня.
Страница шестая – усталость и болезни. Всего несколько месяцев прошло со дня премьеры «Эрнани», но жесткий контракт не позволил Верди расслабиться. Итог – новая премьера - опера «Двое Фоскари» (1844). В основе сюжета – одноименная поэма Дж.Байрона. Исторические события, политические интриги, приводящие к трагедии невинных людей…
Прозвучала ария Франческо Фоскари (Андрей Бреус, баритон и хор театра). Сила и мощь мужских голосов, актерское мастерство солиста создали иллюзию присутствия в Зале заседаний, где политическая элита принимает решения, приводящие к необратимым последствиям.
Страница седьмая – гонка продолжается. Положенные по контракту шесть опер за три года написать практически невозможно, но Гений обязан справиться. Следующий шедевр – «Жанна Д’Арк» (1845). Прием произведению был оказан весьма прохладный, но сам Маэстро считает его своим лучшим детищем.
Опера была представлена на концерте дуэтом Жанны и Жака в исполнении Эльвиры Хохловой (сопрано, Заслуженная артистка России) и Ильи Кузьмина (баритон, лауреат международных конкурсов).
Страница восьмая – обращение к Вольтеру. Создание оперы «Альзира» (1845) ознаменовалось еще и началом работы со знаменитым либреттистом Сальваторе Каммарано. Политический и религиозный подтекст Вольтера в опере почти отсутствовал, сюжет был практически сведен к классическому «треугольнику».
Прозвучал хор инков из интродукции (хор театра).
Страница девятая – преодоление болезни. Напряженная работа привела к тяжелым приступам ревматизма, что немного замедлило работу Верди над следующей оперой. Премьера «Атиллы» состоялась в марте 1846 и имела громкий успех, помимо прекрасной музыки публика услышала в героическом произведении призывы к борьбе за независимость от Австрии и объединению страны.
Арию Атиллы исполнил Евгений Ставинский (бас, лауреат международного конкурса). Мощный глубокий голос солиста, его мастерство актера создали иллюзию – на сцене был сам великий полководец.
Страницы десятая и одиннадцатая – два произведения сразу. После «Атиллы» композитор приступил к работе над двумя операми одновременно и в 1847 году прошли премьеры «Макбета» и «Разбойников». В основу сюжетов взяты произведения великих драматургов – Шекспира и Шиллера. «Макбет» не получил понимания публики, а премьера «Разбойников» в Лондоне оказалась и вовсе провальной.
На концерте прозвучали интродукция и хор ведьм в исполнении хора театра из оперы «Макбет» и прелюдия из «Разбойников» (оркестр театра, соло на виолончели Ольга Белая, Заслуженная артистка России).
Страница двенадцатая – парижская жизнь и любовь. Симпатия, возникшая между Джузеппе Верди и певицей-сопрано Джузеппиной Стреппони еще в Милане, где она принимала участие в постановках опер «Ломбардцы в Первом крестовом походе» и «Набукко», переросла в более сильное чувство. Три года жизни Маэстро в Париже ознаменовались началом их романа, длившегося всю жизнь. Но композитор, конечно же, не прекращает работу, «отделавшись» от издателя Лукки, требовавшего соблюдения старого контракта оперой «Корсар» (1848), он приступает к новым произведениям, проигнорировав премьеру.
Опера была представлена арией Коррадо в исполнении Михаила Губского (тенор, Заслуженный артист России) и хора театра.
Страницы тринадцатая и четырнадцатая – радость и разочарование. Почти одновременно шла работа Верди над двумя операми, вышедшими в начале и в конце 1849 года - «Битва при Леньяно» и «Луиза Миллер». Первая послужила катализатором революционных настроений в Риме, премьера вызвала бурю эмоций, но провозглашенная вскоре Римская республика, к великому разочарованию композитора просуществовала недолго. В основе сюжета второй оперы вновь драма Шиллера, на этот раз - «Коварство и любовь». Публика не оценила шедевр, не оправдала ожиданий Маэстро, но не поколебала его уверенности в будущем успехе произведения.
Прозвучал фрагмент увертюры к «Битве при Леньяно» в исполнении оркестра и ария Вальтера из «Луизы Миллер в исполнении Евгения Ставинского (бас, лауреат международного конкурса).
Страницы пятнадцатая и шестнадцатая – трудности и неприятности. Верди приступает к работе над оперой «Стиффелио» и в это же время получает заказ на вторую, с предложением взять за основу сюжета драму Виктора Гюго «Король забавляется». Публика не оценила «Стиффелио» (1950), но на этом неприятности не закончились – вмешалась цензура, особенно не допускающая женатого священника (главный герой оперы). Но и переделанное произведение провалилось. Тот же цензурный комитет запретил премьеру оперы по драме «Король забавляется» без основательной переработки сюжета. Возмущение композитора было беспредельным, но пришлось смириться. Зато мы получили шедевр под названием «Риголетто», да и премьера оперы в 1851 году имела оглушительный успех.
Арию Станкара из оперы «Стиффелио» исполнил Василий Ладюк (баритон, лауреат международных конкурсов). Его мощный и, в то же время, мягкий завораживающий голос, невероятный драматический талант любой образ делает неповторимым, певца хочется слушать бесконечно. Если бы он пел на премьере «Стиффелио», опера бы совершенно точно не провалилась.
Песенкой Герцога из «Риголетто» публику порадовал Михаил Губский (тенор, Заслуженный артист России). Герцог, несомненно, отрицательный персонаж, но вызывает симпатии, а «La donna è mobile» настраивает на позитивный лад.
Страница семнадцатая – злой рок и успех. Верди вдохновлен работой над оперой «Трубадур» (1853), в основе сюжета которой драма испанца Гутьереса. Маэстро увлекся образом цыганки Азучены, что, возможно, подействовало на развитие событий. Либретто композитор поручил писать Сальваторе Каммарано, но первая редакция ему не понравилась и была отправлена на переделку. Смерть помешала Каммарано закончить работу, эстафету принял поэт Л.Бардаре. В этот же период скончалась мать Верди. Но, несмотря на это, опера была закончена и имела грандиозный успех.
Сложную, мистическую, пронизанную страстью и страданием песню Азучены исполнила Маргарита Некрасова (меццо-сопрано, Заслуженная артистка России) в сопровождении хора цыган (хор театра).
Страница восемнадцатая – камелии и разочарование. В 1853 году композитор, вдохновленный «Дамой с камелиями» Дюма-сына пишет «Травиату» (либретто Ф.М.Пьяве). По романтичной версии режиссера Раффаэлло Матараццо, Верди этой оперой попросил прощения у Джузеппины Стреппони за временный разрыв. Здесь нет привычного героя, в центре произведения – куртизанка, умирающая от чахотки, любящая, страдающая и удивительно благородная. Такую героиню было сложно понять и принять обществу, возможно, еще и поэтому премьера окончилась полным провалом. Сейчас же это, по праву, самая популярная опера в мире.
Арию Жермона из «Травиаты» исполнил Василий Ладюк и опера обрела героя. Настоящего.
Страница девятнадцатая – война или любовь? В конце 1853 года Верди обрадовал заказ дирекции парижского «Гранд-Опера». Опера «Сицилийская вечерня» должна была, по его мнению, напомнить о важных исторических событиях – борьбе итальянцев против французских захватчиков. Но композитор столкнулся с непониманием либреттистов (А.Скриб и Ш.Дюверье), считающих самым важным моментом романтическую историю героев. Обе стороны упорно отстаивали свою точку зрения, поэтому премьера состоялась только в 1855 году. Публика отнеслась к опере благосклонно.
Болеро Елены из «Сицилийской вечерни» исполнила Татьяна Печникова (сопрано, Заслуженная артистка России) в сопровождении хора театра.
Страница двадцатая – и вновь политика. Композитор не оставляет попыток показать публике, что не романтикой единой сильна опера. В 1857 году он создает героическую драму «Симон Бокканегра», в которой на первом плане не любовные переживания героев, а политическая борьба. Но зритель оказался не готов к такому произведению и оперу на премьере ожидал полный провал.
Романс Фиеско из «Симона Бокканегра» исполнил Виталий Ефанов (бас, лауреат международных конкурсов).
Страница двадцать первая - …и маски вместо лиц… В опере «Бал-маскарад» (1859) присутствует все, чего требуется публике: любовь, страсть, ревность, предательство и благородство. В основе сюжета историческое событие – смертельное ранение на маскараде шведского короля Густава III, но действие по требованию цензора из Европы было перенесено в США, а премьера в Риме прошла с невероятным успехом.
Балладу Оскара из оперы «Бал-маскарад» исполнила Ирина Костина (сопрано, лауреат международных конкурсов). Озорной паж еще не подозревает о грядущей трагедии, а лишь предвкушает веселье.
Страница двадцать вторая – политика и Санкт-Петербург. Объединение и независимость Италии больше всего волнуют патриота Верди, некоторые регионы удалось освободить от австрийского гнета, но, к его досаде, Венеция не вошла в их число. Композитор был избран депутатом первого национального парламента Италии (1861), но работа на благо Отечеству не помешала ему выполнить заказ для Большого Каменного театра в Санкт-Петербурге. В результате ценители оперы получили в подарок «Силу судьбы», созданную по пьесе «Дон Áльваро, или Сила судьбы» испанского драматурга А.П. де Сааведры. Петербургская премьера в феврале 1862 года прошла с большим успехом.
В концерт был включен драматичный финал 1-го акта из оперы «Сила судьбы», сцена, положившая начало трагедии - терцет Леоноры, дона Альваро и маркиза Калатравы. Погрузили нас в мир страстей Ольга Терентьева (сопрано, лауреат международных конкурсов), Вениамин Егоров (тенор) и Андрей Фетисов (бас).
Страница двадцать третья – «подражание Вагнеру». Верди вновь обращается к драматургии Шиллера. По заказу «Гранд-Опера» он создает самую продолжительную в своем творчестве оперу «Дон Карлос». Премьера несколько раз откладывалась, но все же состоялась в марте 1867 года. Критики обвинили Маэстро в подражании Вагнеру, но это его скорее позабавило, чем расстроило.
Песенку Эболи из оперы «Дон Карлос» исполнила Ирина Ромишевская (меццо-сопрано, Заслуженная артистка России), помогали ей Ирина Костина (сопрано) в роли пажа и хор театра.
Страница двадцать четвертая – египетская история. Открытие Суэцкого канала было решено ознаменовать новой оперой Джузеппе Верди. Так родилась «Аида», история любви попавшей в рабство эфиопской принцессы и египетского полководца. Она поразила любителей искусства почти так же, как и знаменитая трагедия Ромео и Джульетты.
Прозвучал марш из оперы «Аида» в исполнении оркестра театра.
Страницы двадцать пятая и двадцать шестая – триумфальное возвращение Маэстро. Почти 16 лет после «Аиды» Верди не радовал новыми операми, лишь проводил своеобразную «работу над ошибками» - перерабатывал уже созданные. Но в 1887 году новый всплеск – премьера «Отелло» на сцене театра «Ла Скала». 74-летнего композитора вдохновило либретто А.Бойто, созданное на основе трагедии Шекспира. К этому же драматургу обратился Маэстро и в последней, как ни странно, комической опере – «Фальстаф» по комедии Шекспира «Виндзорские проказницы».
«Сцену бури» из оперы «Отелло» показал хор театра. «Фальстаф» удостоился целого ансамбля из финала. Партию Фальстафа исполнил Евгений Ставинский (бас, лауреат международного конкурса), Форда – Артем Гарнов (баритон), Алисы Форд – Елена Митракова (сопрано, лауреат международного конкурса), Нанетты – Ольга Ионова (сопрано, лауреат международного конкурса), Фентона – Ярослав Абаимов (тенор, лауреат международного конкурса), доктора Кайюса – Владимир Федоткин, миссис Мэг Пейдж – Елена Свечникова (меццо-сопрано, Заслуженная артистка России), миссис Квикли – Александра Саульская-Шулятьева (меццо-сопрано, Заслуженная артистка Удмуртии), Бардольфа – Дмитрий Пьянов (тенор), Пистоля – Эдуард Бабий. Звучал ансамбль в сопровождении хора театра.
Страница двадцать седьмая – гимн наций. Возможно, для того, чтобы финалом концерта не стали слова Фальстафа «весь мир - это всего лишь шутка», завершился он «кантатой для высокого голоса, хора и оркестра» (текст А.Бойто). Но на сцене «Новой Оперы» знаменитый «Гимн наций»(1862) приобрел новой звучание. В сопровождении хора и оркестра театра вечер закончил квартет: Ольга Терентьева (сопрано), Александра Саульская-Шулятьева (меццо-сопрано), Михаил Губский (тенор) и Илья Кузьмин (баритон).
Перевернута последняя страница жизни Маэстро, но мир музыки Джузеппе Верди будет существовать всегда. И не удивительно, что выходя из зала, многие зрители искали на афише оперы этого удивительного композитора, чтобы возвращаться к его творчеству снова и снова.
Марина Айриянц
еще рецензия на этот концерт
В 2013 году все мировое музыкальное сообщество и любители оперы отмечали 200 лет со дня рождения гения. Прошло множество премьер, концертов, практически никто не пропустил столь знакового события. Не осталась в стороне и «Новая Опера» имени Е.В.Колобова, подарившая зрителям гала-концерт «Viva Verdi!», в программу которого вошли фрагменты всех опер композитора в хронологическом порядке в исполнении солистов, хора и оркестра театра (идея концерта – Народная артистка России Наталья Попович).
Юбилейные празднества завершились, но, к счастью, возможность отправиться в музыкальное путешествие по операм Джузеппе Верди у любителей искусства осталась. Гала-концерт «Viva Verdi!» вошел в репертуар «Новой Оперы» и 22 мая вновь собрал желающих погрузиться в мир музыки Маэстро.
Оригинальное оформление сцены создает иллюзию, будто зрители листают книгу жизни композитора. Ее страницы переворачиваются по мановению волшебной палочки дирижера Василия Валитова - солисты, хор и оркестр оживляют рисунки и рассказывают невиданные истории.
Страница первая – успех. Дебютная опера «Оберто, граф Сан-Бонифачо» (1839) принесла молодому композитору небольшой гонорар и надежды на большое будущее.
Прозвучала увертюра в исполнении оркестра под управлением лауреата международного конкурса Василия Валитова.
Страница вторая – горе и разочарование. Джузеппе Верди потерял детей и жену – они умерли практически друг за другом. По иронии судьбы и условиям контракта композитор в это время должен был завершить комическую оперу. И еще удар – премьера провалилась, будущего нет…
Дуэт Эдуарда и Бельфлора из оперы «Король на час, или Мнимый Станислав» (1840) в исполнении Александра Скварко (тенор, лауреат международного конкурса) и Артема Гарнова (баритон) публика приняла овациями. Возможно, Верди в день премьеры просто не повезло с артистами?
Страница третья – ошеломительный успех! Отчаявшийся композитор, твердо решивший порвать с музыкой все отношения, … создал героическую, пронизанную драматизмом оперу «Набукко» (1842).
«Лети мысль на золотых крыльях» - мольбу иудеев исполнил хор театра (хормейстеры Наталья Попович, Андрей Лазарев).
Страница четвертая – продолжение успеха. На волне вдохновения создана лирико-драматическая опера «Ломбардцы в Первом крестовом походе» (1843).
Прозвучал терцет из III акта. Соло на скрипке Андрея Балашова (Заслуженный артист России) настроило на пронзительный лирический момент, а полные любви и страдания голоса влюбленной Джизельды (Заслуженная артистка России Татьяна Печникова, сопрано) и ее умирающего возлюбленного Оронте (Сергей Поляков, тенор) завершили картину. При этом мощно, настойчиво, но умиротворяюще воздействовал как на героев, так и на публику отшельник Пагано (Андрей Фетисов, бас).
Страница пятая – «портрет собственной души» Маэстро. Так сам Верди назвал музыку оперы «Эрнани» (1844) на сюжет драмы Виктора Гюго. Особого восторга публики на премьере не наблюдалось, но последующие спектакли нравились зрителям все больше и больше.
Сцену и каватину Эльвиры из оперы «Эрнани» показала Эльвира Хохлова (Заслуженная артистка России, сопрано). Любовь, даже взаимная, не обязательно приводит к счастью, чаще оборачивается страданиями – это как никто другой понимает юная героиня.
Страница шестая – усталость и болезни. Всего несколько месяцев прошло со дня премьеры «Эрнани», но жесткий контракт не позволил Верди расслабиться. Итог – новая премьера - опера «Двое Фоскари» (1844). В основе сюжета – одноименная поэма Дж.Байрона. Исторические события, политические интриги, приводящие к трагедии невинных людей…
Прозвучала ария Франческо Фоскари (Андрей Бреус, баритон и хор театра). Сила и мощь мужских голосов, актерское мастерство солиста создали иллюзию присутствия в Зале заседаний, где политическая элита принимает решения, приводящие к необратимым последствиям.
Страница седьмая – гонка продолжается. Положенные по контракту шесть опер за три года написать практически невозможно, но Гений обязан справиться. Следующий шедевр – «Жанна Д’Арк» (1845). Прием произведению был оказан весьма прохладный, но сам Маэстро считает его своим лучшим детищем.
Опера была представлена на концерте дуэтом Жанны и Жака в исполнении Эльвиры Хохловой (сопрано, Заслуженная артистка России) и Ильи Кузьмина (баритон, лауреат международных конкурсов).
Страница восьмая – обращение к Вольтеру. Создание оперы «Альзира» (1845) ознаменовалось еще и началом работы со знаменитым либреттистом Сальваторе Каммарано. Политический и религиозный подтекст Вольтера в опере почти отсутствовал, сюжет был практически сведен к классическому «треугольнику».
Прозвучал хор инков из интродукции (хор театра).
Страница девятая – преодоление болезни. Напряженная работа привела к тяжелым приступам ревматизма, что немного замедлило работу Верди над следующей оперой. Премьера «Атиллы» состоялась в марте 1846 и имела громкий успех, помимо прекрасной музыки публика услышала в героическом произведении призывы к борьбе за независимость от Австрии и объединению страны.
Арию Атиллы исполнил Евгений Ставинский (бас, лауреат международного конкурса). Мощный глубокий голос солиста, его мастерство актера создали иллюзию – на сцене был сам великий полководец.
Страницы десятая и одиннадцатая – два произведения сразу. После «Атиллы» композитор приступил к работе над двумя операми одновременно и в 1847 году прошли премьеры «Макбета» и «Разбойников». В основу сюжетов взяты произведения великих драматургов – Шекспира и Шиллера. «Макбет» не получил понимания публики, а премьера «Разбойников» в Лондоне оказалась и вовсе провальной.
На концерте прозвучали интродукция и хор ведьм в исполнении хора театра из оперы «Макбет» и прелюдия из «Разбойников» (оркестр театра, соло на виолончели Ольга Белая, Заслуженная артистка России).
Страница двенадцатая – парижская жизнь и любовь. Симпатия, возникшая между Джузеппе Верди и певицей-сопрано Джузеппиной Стреппони еще в Милане, где она принимала участие в постановках опер «Ломбардцы в Первом крестовом походе» и «Набукко», переросла в более сильное чувство. Три года жизни Маэстро в Париже ознаменовались началом их романа, длившегося всю жизнь. Но композитор, конечно же, не прекращает работу, «отделавшись» от издателя Лукки, требовавшего соблюдения старого контракта оперой «Корсар» (1848), он приступает к новым произведениям, проигнорировав премьеру.
Опера была представлена арией Коррадо в исполнении Михаила Губского (тенор, Заслуженный артист России) и хора театра.
Страницы тринадцатая и четырнадцатая – радость и разочарование. Почти одновременно шла работа Верди над двумя операми, вышедшими в начале и в конце 1849 года - «Битва при Леньяно» и «Луиза Миллер». Первая послужила катализатором революционных настроений в Риме, премьера вызвала бурю эмоций, но провозглашенная вскоре Римская республика, к великому разочарованию композитора просуществовала недолго. В основе сюжета второй оперы вновь драма Шиллера, на этот раз - «Коварство и любовь». Публика не оценила шедевр, не оправдала ожиданий Маэстро, но не поколебала его уверенности в будущем успехе произведения.
Прозвучал фрагмент увертюры к «Битве при Леньяно» в исполнении оркестра и ария Вальтера из «Луизы Миллер в исполнении Евгения Ставинского (бас, лауреат международного конкурса).
Страницы пятнадцатая и шестнадцатая – трудности и неприятности. Верди приступает к работе над оперой «Стиффелио» и в это же время получает заказ на вторую, с предложением взять за основу сюжета драму Виктора Гюго «Король забавляется». Публика не оценила «Стиффелио» (1950), но на этом неприятности не закончились – вмешалась цензура, особенно не допускающая женатого священника (главный герой оперы). Но и переделанное произведение провалилось. Тот же цензурный комитет запретил премьеру оперы по драме «Король забавляется» без основательной переработки сюжета. Возмущение композитора было беспредельным, но пришлось смириться. Зато мы получили шедевр под названием «Риголетто», да и премьера оперы в 1851 году имела оглушительный успех.
Арию Станкара из оперы «Стиффелио» исполнил Василий Ладюк (баритон, лауреат международных конкурсов). Его мощный и, в то же время, мягкий завораживающий голос, невероятный драматический талант любой образ делает неповторимым, певца хочется слушать бесконечно. Если бы он пел на премьере «Стиффелио», опера бы совершенно точно не провалилась.
Песенкой Герцога из «Риголетто» публику порадовал Михаил Губский (тенор, Заслуженный артист России). Герцог, несомненно, отрицательный персонаж, но вызывает симпатии, а «La donna è mobile» настраивает на позитивный лад.
Страница семнадцатая – злой рок и успех. Верди вдохновлен работой над оперой «Трубадур» (1853), в основе сюжета которой драма испанца Гутьереса. Маэстро увлекся образом цыганки Азучены, что, возможно, подействовало на развитие событий. Либретто композитор поручил писать Сальваторе Каммарано, но первая редакция ему не понравилась и была отправлена на переделку. Смерть помешала Каммарано закончить работу, эстафету принял поэт Л.Бардаре. В этот же период скончалась мать Верди. Но, несмотря на это, опера была закончена и имела грандиозный успех.
Сложную, мистическую, пронизанную страстью и страданием песню Азучены исполнила Маргарита Некрасова (меццо-сопрано, Заслуженная артистка России) в сопровождении хора цыган (хор театра).
Страница восемнадцатая – камелии и разочарование. В 1853 году композитор, вдохновленный «Дамой с камелиями» Дюма-сына пишет «Травиату» (либретто Ф.М.Пьяве). По романтичной версии режиссера Раффаэлло Матараццо, Верди этой оперой попросил прощения у Джузеппины Стреппони за временный разрыв. Здесь нет привычного героя, в центре произведения – куртизанка, умирающая от чахотки, любящая, страдающая и удивительно благородная. Такую героиню было сложно понять и принять обществу, возможно, еще и поэтому премьера окончилась полным провалом. Сейчас же это, по праву, самая популярная опера в мире.
Арию Жермона из «Травиаты» исполнил Василий Ладюк и опера обрела героя. Настоящего.
Страница девятнадцатая – война или любовь? В конце 1853 года Верди обрадовал заказ дирекции парижского «Гранд-Опера». Опера «Сицилийская вечерня» должна была, по его мнению, напомнить о важных исторических событиях – борьбе итальянцев против французских захватчиков. Но композитор столкнулся с непониманием либреттистов (А.Скриб и Ш.Дюверье), считающих самым важным моментом романтическую историю героев. Обе стороны упорно отстаивали свою точку зрения, поэтому премьера состоялась только в 1855 году. Публика отнеслась к опере благосклонно.
Болеро Елены из «Сицилийской вечерни» исполнила Татьяна Печникова (сопрано, Заслуженная артистка России) в сопровождении хора театра.
Страница двадцатая – и вновь политика. Композитор не оставляет попыток показать публике, что не романтикой единой сильна опера. В 1857 году он создает героическую драму «Симон Бокканегра», в которой на первом плане не любовные переживания героев, а политическая борьба. Но зритель оказался не готов к такому произведению и оперу на премьере ожидал полный провал.
Романс Фиеско из «Симона Бокканегра» исполнил Виталий Ефанов (бас, лауреат международных конкурсов).
Страница двадцать первая - …и маски вместо лиц… В опере «Бал-маскарад» (1859) присутствует все, чего требуется публике: любовь, страсть, ревность, предательство и благородство. В основе сюжета историческое событие – смертельное ранение на маскараде шведского короля Густава III, но действие по требованию цензора из Европы было перенесено в США, а премьера в Риме прошла с невероятным успехом.
Балладу Оскара из оперы «Бал-маскарад» исполнила Ирина Костина (сопрано, лауреат международных конкурсов). Озорной паж еще не подозревает о грядущей трагедии, а лишь предвкушает веселье.
Страница двадцать вторая – политика и Санкт-Петербург. Объединение и независимость Италии больше всего волнуют патриота Верди, некоторые регионы удалось освободить от австрийского гнета, но, к его досаде, Венеция не вошла в их число. Композитор был избран депутатом первого национального парламента Италии (1861), но работа на благо Отечеству не помешала ему выполнить заказ для Большого Каменного театра в Санкт-Петербурге. В результате ценители оперы получили в подарок «Силу судьбы», созданную по пьесе «Дон Áльваро, или Сила судьбы» испанского драматурга А.П. де Сааведры. Петербургская премьера в феврале 1862 года прошла с большим успехом.
В концерт был включен драматичный финал 1-го акта из оперы «Сила судьбы», сцена, положившая начало трагедии - терцет Леоноры, дона Альваро и маркиза Калатравы. Погрузили нас в мир страстей Ольга Терентьева (сопрано, лауреат международных конкурсов), Вениамин Егоров (тенор) и Андрей Фетисов (бас).
Страница двадцать третья – «подражание Вагнеру». Верди вновь обращается к драматургии Шиллера. По заказу «Гранд-Опера» он создает самую продолжительную в своем творчестве оперу «Дон Карлос». Премьера несколько раз откладывалась, но все же состоялась в марте 1867 года. Критики обвинили Маэстро в подражании Вагнеру, но это его скорее позабавило, чем расстроило.
Песенку Эболи из оперы «Дон Карлос» исполнила Ирина Ромишевская (меццо-сопрано, Заслуженная артистка России), помогали ей Ирина Костина (сопрано) в роли пажа и хор театра.
Страница двадцать четвертая – египетская история. Открытие Суэцкого канала было решено ознаменовать новой оперой Джузеппе Верди. Так родилась «Аида», история любви попавшей в рабство эфиопской принцессы и египетского полководца. Она поразила любителей искусства почти так же, как и знаменитая трагедия Ромео и Джульетты.
Прозвучал марш из оперы «Аида» в исполнении оркестра театра.
Страницы двадцать пятая и двадцать шестая – триумфальное возвращение Маэстро. Почти 16 лет после «Аиды» Верди не радовал новыми операми, лишь проводил своеобразную «работу над ошибками» - перерабатывал уже созданные. Но в 1887 году новый всплеск – премьера «Отелло» на сцене театра «Ла Скала». 74-летнего композитора вдохновило либретто А.Бойто, созданное на основе трагедии Шекспира. К этому же драматургу обратился Маэстро и в последней, как ни странно, комической опере – «Фальстаф» по комедии Шекспира «Виндзорские проказницы».
«Сцену бури» из оперы «Отелло» показал хор театра. «Фальстаф» удостоился целого ансамбля из финала. Партию Фальстафа исполнил Евгений Ставинский (бас, лауреат международного конкурса), Форда – Артем Гарнов (баритон), Алисы Форд – Елена Митракова (сопрано, лауреат международного конкурса), Нанетты – Ольга Ионова (сопрано, лауреат международного конкурса), Фентона – Ярослав Абаимов (тенор, лауреат международного конкурса), доктора Кайюса – Владимир Федоткин, миссис Мэг Пейдж – Елена Свечникова (меццо-сопрано, Заслуженная артистка России), миссис Квикли – Александра Саульская-Шулятьева (меццо-сопрано, Заслуженная артистка Удмуртии), Бардольфа – Дмитрий Пьянов (тенор), Пистоля – Эдуард Бабий. Звучал ансамбль в сопровождении хора театра.
Страница двадцать седьмая – гимн наций. Возможно, для того, чтобы финалом концерта не стали слова Фальстафа «весь мир - это всего лишь шутка», завершился он «кантатой для высокого голоса, хора и оркестра» (текст А.Бойто). Но на сцене «Новой Оперы» знаменитый «Гимн наций»(1862) приобрел новой звучание. В сопровождении хора и оркестра театра вечер закончил квартет: Ольга Терентьева (сопрано), Александра Саульская-Шулятьева (меццо-сопрано), Михаил Губский (тенор) и Илья Кузьмин (баритон).
Перевернута последняя страница жизни Маэстро, но мир музыки Джузеппе Верди будет существовать всегда. И не удивительно, что выходя из зала, многие зрители искали на афише оперы этого удивительного композитора, чтобы возвращаться к его творчеству снова и снова.
Марина Айриянц
еще рецензия на этот концерт