23 февраля 2019 года гости московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова смогли прикоснуться к огромному пласту мирового музыкального наследия. Грандиозный Гала-концерт Viva Verdi! – панорама творчества Джузеппе Верди (1813 – 1901). В программе – фрагменты 26 опер, которые итальянский композитор создавал в течение всех своей долгой, насыщенной жизни. Мощный финальный аккорд вечера – Гимн Наций.
Премьера уникального концерта состоялась 30 января 2013 года, в рамках Крещенского фестиваля, посвященного 200-летию со дня рождения композитора.
Автор идеи и главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер – Мария Чекръкчиева.
В исполнении солистов, хора и симфонического оркестра театра под управлением Андрея Лебедева (лауреат премии «Золотая маска») звучат арии, дуэты, терцеты, ансамбли, массовые сцены и инструментальные эпизоды всех опер Дж.Верди. Каждое произведение представлено одним номером. Знаменитые хиты и шлягеры чередуются с сочинениями, знакомыми в основном узкому кругу музыковедов и истинных ценителей творчества великого итальянца.
Последовательность номеров концерта выбрана не случайно: названия возникают в хронологической последовательности. Это позволяет зрителям проникнуть как можно глубже в процесс личностного роста композитора, наблюдать его профессиональное становление, видеть, как постепенно, поэтапно углубляется драматическое нутро опусов, как постепенно музыка и сюжет становятся единым целым. Совсем молодого, «раннего» Верди музыковеды и музыкальные критики нещадно корят в слабости выбранного литературного материала, в слабости историй, в том, что основные составляющие оперы живут как бы отдельно друг от друга. Так это или нет? Мне кажется, что ответ на этот вопрос каждый зритель должен дать себе сам, не отвлекаясь на субъективные мнения других людей, в том числе имеющих репутацию специалистов и, возможно, соответствующее образование.
Дж.Верди прожил долгую жизнь, его творчество, охватывающее более полувека (между первой и последней оперой композитора прошло 54 года), обширно и разнообразно. Здесь есть плотные, глубокие произведения, богатые на подлинные чувства, страсти и эмоции; встречаются более «легкие», нежные, романтические, одухотворенные сочинения; послужной список композитора включает в себя две комические оперы (к этому жанру маэстро обратился в начале и в конце жизненного пути).
Каждое свое новое «детище» композитор создавал при разных обстоятельствах, многие сочинения пришлось отстаивать в борьбе с беспощадной цензурой (например, необходимо было провести авторскую редактуру оперы «Риголетто», слишком остро обличавшую пороки короля и его придворных). Некоторые опусы автор создавал в нескольких редакциях, заранее предусмотрев возможные варианты с переводом либретто на иностранный язык, в частности, на французский.
Жизненный путь маэстро – череда радостных и печальных, счастливых и трагических, случайных и ожидаемых событий. Были бесконечные творческие поиски, оглушительные триумфы и сокрушительные провалы, благосклонность публики и недовольство властей, затяжные кризисы, продолжительные депрессии и нервные срывы.
Замечателен тот факт, что Верди не уничтожил ни одного произведения. Все клавиры и партитуры, это бесценное культурное наследие, живут и поныне. Разумеется, театральные коллективы по всему миру регулярно обращаются к плодам творчества великого итальянца, в репертуаре каждой труппы обязательно присутствует хотя бы одна его опера. Некоторые опусы ставятся повсеместно, другие не настолько популярны. Представить себе афишу современного музыкального театра без «Травиаты», «Аиды», «Трубадура», «Риголетто» или какого-либо другого наименования невозможно.
Сольные номера концерта Viva Verdi! – разнообразные по уровню драматизма монологи персонажей, откровения, которые любой человек может позволить себе, только если находится в одиночестве.
Ярок, харизматичен, бодр, чрезвычайно уверен в себе и голосист Герцог Мантуанский в исполнении Нурлана Бекмухамбетова (Заслуженный деятель Казахстана, Заслуженный артист Республики Татарстан, тенор), персонаж оперы «Риголетто» (1851).
Юный паж Оскар из оперы «Бал-маскарад» (1859) отличается детской искренностью, легкостью, наивностью. Светлый, нежный, хрустально-серебристый голос Елены Терентьевой (лауреат Международных конкурсов, сопрано) рисует чудесный, живописный портрет юного придворного.
Хрупкое, но сильное сопрано артистки не менее эффектно заворожило сложнейшими, головокружительными колоратурами в еще одном хите – болеро Елены из «Сицилийской вечерни» (1855).
Маркиз Родриго Ди Поза в сцене смерти прощается со своим другом, титульным персонажем оперы «Дон Карлос» (1867). В исполнении Алексея Богданчикова (лауреат Международных конкурсов, баритон) он предстает в образе истинного героя, отдающего жизнь за страну, за ее будущего короля. Насыщенный глубоким драматизмом, бархатный, теплый голос полон чисто аристократического благородства, силы и отваги.
Совсем другим – сперва глубоко переживающим, страдающим, задумчивым, а затем экспрессивным, брутальным, неутолимо жаждущим мести предстает Станкар, персонаж оперы «Стиффелио» (1850), отец высокородного семейства.
По-солнечному тепло и по-небесному прозрачно, мужественно и нежно звучит голос Георгия Васильева во время исполнения арии Оронте из оперы «Ломбардцы в первом крестовом походе» (1843).
Взволнованно, чувственно, эмоционально исполняет Сцену и каватину Эльвиры из «Эрнани» (1844) Елизавета Соина (сопрано).
Захватывающе сильно, выразительно, ярко, поглощающее глубоко звучит романс Фиеско из оперы «Симон Бокканегра» (1857) в исполнении Виталия Ефанова (лауреат Международных конкурсов, бас).
Ария Коррадо – героя оперы «Корсар» (1848) – в исполнении Михаила Губского (Заслуженный артист России, тенор) нарисовала мне портрет разбойника, героя, постоянно бегающего по острию ножа. Он очень экспрессивен и эмоционален.
Анджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон) предстал в образе венецианского дожа Франческо Фоскари, одного из титульных персонажей оперы «Двое Фоскари» (1844). Его общение с сенаторами (артисты хора) – олицетворение безграничной, сокрушительной силы. Мощный, громоподобный голос воспринимается как символ абсолютной власти. Мужское многоголосие во всем его разнообразии придает сцене дополнительную глубину и объем.
Король гуннов Аттила, титульный персонаж одноименной оперы (1846) –деспот и тиран. Богатый, насыщенный, стихийно сильный и завораживающе благородный голос Евгения Ставинского (лауреат Международного конкурса, лауреат премии «Золотая маска», бас) рисует образ величественного, царственного, жестокого владыки-завоевателя, человека, который всегда «на коне».
Еще один образ артиста – Вальтер из оперы «Луиза Миллер» (1849) – наполнен страданиями, невыносимой душевной болью, щемящей тоской и глубокой печалью. Этот персонаж готовится расстаться с жизнью.
Отец благородного семейства, строгий, но справедливый, суровый, но любящий. Таков Жорж Жермон, один из центральных персонажей оперы «Травиата» (1853). Ария в исполнении Сергея Мурзаева (Заслуженный артист России, баритон) полна душевного тепла, света, доброты. Яркий, выразительный голос может мягко укорить, а затем приласкать, строго отчитать, а затем помочь советом умудренного жизненным опытом человека.
Одна из самых сложных в плане сюжета опер – «Трубадур» (1853). Многочисленные сюжетные линии переплетаются в тугой клубок, распутать их – задача не из легких. В программу концерта включена сцена контрастов. Беззаботные, свободолюбивые цыгане (артисты хора) в родном таборе чувствуют себя легко и свободно, с наслаждением вдыхают свежий воздух полной грудью. Старая цыганка Азучена рассказывает страшную историю о том, как много лет назад, горя жаждой мести людям, отправившим на костер ее мать, она по ошибке бросила в костер свое собственное дитя. В исполнении Маргариты Некрасовой (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано) героиня неустанно борется между наполняющим ее существо добром и злом, любовью и ненавистью. Ее смех сквозь слезы – крик души, разрывающейся от бушующего там урагана.
Дуэты, терцеты и ансамбли – примеры полного слияния двух, трех и нескольких голосов. Звук, идущий из нескольких источников на идентичной скорости и громкости, становится частью единого целого. Это по-настоящему красиво.
Первая в творческой биографии Дж.Верди опера-буффа «Король на час, или Мнимый Станислав» (1840) стала одним из провалов автора и была предана забвению. Однако нельзя не отметить, что музыкальный материал произведения интересен, есть несколько ярких вокальных номеров. Один из них – дуэт Эдуарда и Бельфлора – на концерте исполнили Александр Скварко (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор) и Артем Гарнов (баритон). Это – замечательная беседа двух масок», «героя» и «слуги».
Национальная французская героиня Жанна д’Арк стала главным действующим лицом одноименной оперы Дж.Верди в 1845 году. В этом произведении титульный персонаж терзается не только врагами, взявшими в плен, но и голосами духов, обитающих в ее голове. В программе концерта – дуэт Жанны и Жака. Его исполнили Эльвира Хохлова (Заслуженная артистка России, сопрано) и Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон). Беседа отца и дочери представляется диалогом между небом и землей. Героиня, отчаянная, полная воинственной решимости довершить свое дело до конца, находится уже «не здесь». Голос ее обретает характерный хрустальный, прозрачный оттенок. Родитель, простой пастух, воздействует на свое дитя почти гипнотически: каждое слово «впечатывается» в затуманенный разум героини. Голос завораживающий, объемный, мягкий, обволакивающий.
Опера «Сила судьбы» (1862) – музыкально-драматическая история о неотвратимости Рока. В программе концерта это сочинение представлено финальным эпизодом I действия – терцетом Леоноры, дона Альваро и маркиза Калатравы. Образы, созданные Ольгой Терентьевой (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Александром Скварко и Дмитрием Орловым (лауреат Международного конкурса, бас), глубоки и осмыслены. Молодые герои несчастны с самого начала, им не суждено быть вместе. Тема жестокой судьбы мрачными нотами вплетена в каждый номер оперы. Здесь же звучит ансамбль яркий, горячий, эмоционально наполненный. Страсти накаляются с каждой секундой. Голоса звенят, озаряют атмосферу вспышками бурных нравов, враждующих темпераментов.
Еще один замечательный ансамбль представляет последнее сочинение Верди, его вторую попытку обратиться к жанру комической оперы. Речь идет о «Фальстафе» (1893), одном из успешных опусов композитора, и ныне пользующимся популярностью в музыкальных театрах Европы. В программе концерта – ансамбль из финала. Солисты: Фальстаф – Евгений Ставинский, Форд – Анджей Белецкий, Алиса Форд – Елизавета Соина, Нанетта – Галина Королева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Фентон – Ярослав Абаимов (лауреат Международного конкурса, тенор), доктор Кайюс – Владимир Федоткин (лауреат Международных конкурсов, тенор), миссис Мэг Пейдж – Татьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано), миссис Квикли – Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Республики Удмуртия, меццо-сопрано), Бардольф – Дмитрий Пьянов (лауреат премии города Москвы, тенор), Пистоль – Дмитрий Орлов.
Массовая сцена с участием солистов и хора – интереснейшее явление, захватывающее действо. Около сотни голосов, на время звучания становящихся единым организмом, - явление, дарящее непередаваемые ощущения. Красота и гармония, сила и мощь, стиль и совершенство сливаются воедино.
Хоровые эпизоды – «визитные карточки» опер «Набукко» (1842), «Альзира» (1845), «Макбет» (1847), «Аида» (1871) и «Отелло» (1887). Глубокое, насыщенное, богатое многоголосие звучит в трехдольном танцевальном вальсе и в четырехдольном парадно-торжественном марше, отражает полет мысли и души, показывает веселье нечистой силы и буйство разбушевавшейся стихии.
Среди оркестровых номеров – увертюра из оперы «Оберто, или Граф ди Сан-Бонифачо» (1839), прелюдия из «Разбойников» (1847) и фрагмент увертюры из «Битвы при Леньяно» (1849).
Завершающий номер концерта – Гимн Наций (1862) для солистов, хора и оркестра. Солисты: Ольга Терентьева, Александра Саульская-Шулятьева, Михаил Губский и Артем Гарнов. Такие произведения объединяют, впечатляют масштабностью и силой воздействия. По-настоящему парадное, праздничное, торжественное сочинение обогащает человека, преображает его, облагораживает.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии
Премьера уникального концерта состоялась 30 января 2013 года, в рамках Крещенского фестиваля, посвященного 200-летию со дня рождения композитора.
Автор идеи и главный хормейстер-постановщик – Наталья Попович (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России).
Хормейстер – Мария Чекръкчиева.
В исполнении солистов, хора и симфонического оркестра театра под управлением Андрея Лебедева (лауреат премии «Золотая маска») звучат арии, дуэты, терцеты, ансамбли, массовые сцены и инструментальные эпизоды всех опер Дж.Верди. Каждое произведение представлено одним номером. Знаменитые хиты и шлягеры чередуются с сочинениями, знакомыми в основном узкому кругу музыковедов и истинных ценителей творчества великого итальянца.
Последовательность номеров концерта выбрана не случайно: названия возникают в хронологической последовательности. Это позволяет зрителям проникнуть как можно глубже в процесс личностного роста композитора, наблюдать его профессиональное становление, видеть, как постепенно, поэтапно углубляется драматическое нутро опусов, как постепенно музыка и сюжет становятся единым целым. Совсем молодого, «раннего» Верди музыковеды и музыкальные критики нещадно корят в слабости выбранного литературного материала, в слабости историй, в том, что основные составляющие оперы живут как бы отдельно друг от друга. Так это или нет? Мне кажется, что ответ на этот вопрос каждый зритель должен дать себе сам, не отвлекаясь на субъективные мнения других людей, в том числе имеющих репутацию специалистов и, возможно, соответствующее образование.
Дж.Верди прожил долгую жизнь, его творчество, охватывающее более полувека (между первой и последней оперой композитора прошло 54 года), обширно и разнообразно. Здесь есть плотные, глубокие произведения, богатые на подлинные чувства, страсти и эмоции; встречаются более «легкие», нежные, романтические, одухотворенные сочинения; послужной список композитора включает в себя две комические оперы (к этому жанру маэстро обратился в начале и в конце жизненного пути).
Каждое свое новое «детище» композитор создавал при разных обстоятельствах, многие сочинения пришлось отстаивать в борьбе с беспощадной цензурой (например, необходимо было провести авторскую редактуру оперы «Риголетто», слишком остро обличавшую пороки короля и его придворных). Некоторые опусы автор создавал в нескольких редакциях, заранее предусмотрев возможные варианты с переводом либретто на иностранный язык, в частности, на французский.
Жизненный путь маэстро – череда радостных и печальных, счастливых и трагических, случайных и ожидаемых событий. Были бесконечные творческие поиски, оглушительные триумфы и сокрушительные провалы, благосклонность публики и недовольство властей, затяжные кризисы, продолжительные депрессии и нервные срывы.
Замечателен тот факт, что Верди не уничтожил ни одного произведения. Все клавиры и партитуры, это бесценное культурное наследие, живут и поныне. Разумеется, театральные коллективы по всему миру регулярно обращаются к плодам творчества великого итальянца, в репертуаре каждой труппы обязательно присутствует хотя бы одна его опера. Некоторые опусы ставятся повсеместно, другие не настолько популярны. Представить себе афишу современного музыкального театра без «Травиаты», «Аиды», «Трубадура», «Риголетто» или какого-либо другого наименования невозможно.
Сольные номера концерта Viva Verdi! – разнообразные по уровню драматизма монологи персонажей, откровения, которые любой человек может позволить себе, только если находится в одиночестве.
Ярок, харизматичен, бодр, чрезвычайно уверен в себе и голосист Герцог Мантуанский в исполнении Нурлана Бекмухамбетова (Заслуженный деятель Казахстана, Заслуженный артист Республики Татарстан, тенор), персонаж оперы «Риголетто» (1851).
Юный паж Оскар из оперы «Бал-маскарад» (1859) отличается детской искренностью, легкостью, наивностью. Светлый, нежный, хрустально-серебристый голос Елены Терентьевой (лауреат Международных конкурсов, сопрано) рисует чудесный, живописный портрет юного придворного.
Хрупкое, но сильное сопрано артистки не менее эффектно заворожило сложнейшими, головокружительными колоратурами в еще одном хите – болеро Елены из «Сицилийской вечерни» (1855).
Маркиз Родриго Ди Поза в сцене смерти прощается со своим другом, титульным персонажем оперы «Дон Карлос» (1867). В исполнении Алексея Богданчикова (лауреат Международных конкурсов, баритон) он предстает в образе истинного героя, отдающего жизнь за страну, за ее будущего короля. Насыщенный глубоким драматизмом, бархатный, теплый голос полон чисто аристократического благородства, силы и отваги.
Совсем другим – сперва глубоко переживающим, страдающим, задумчивым, а затем экспрессивным, брутальным, неутолимо жаждущим мести предстает Станкар, персонаж оперы «Стиффелио» (1850), отец высокородного семейства.
По-солнечному тепло и по-небесному прозрачно, мужественно и нежно звучит голос Георгия Васильева во время исполнения арии Оронте из оперы «Ломбардцы в первом крестовом походе» (1843).
Взволнованно, чувственно, эмоционально исполняет Сцену и каватину Эльвиры из «Эрнани» (1844) Елизавета Соина (сопрано).
Захватывающе сильно, выразительно, ярко, поглощающее глубоко звучит романс Фиеско из оперы «Симон Бокканегра» (1857) в исполнении Виталия Ефанова (лауреат Международных конкурсов, бас).
Ария Коррадо – героя оперы «Корсар» (1848) – в исполнении Михаила Губского (Заслуженный артист России, тенор) нарисовала мне портрет разбойника, героя, постоянно бегающего по острию ножа. Он очень экспрессивен и эмоционален.
Анджей Белецкий (лауреат Международного конкурса, баритон) предстал в образе венецианского дожа Франческо Фоскари, одного из титульных персонажей оперы «Двое Фоскари» (1844). Его общение с сенаторами (артисты хора) – олицетворение безграничной, сокрушительной силы. Мощный, громоподобный голос воспринимается как символ абсолютной власти. Мужское многоголосие во всем его разнообразии придает сцене дополнительную глубину и объем.
Король гуннов Аттила, титульный персонаж одноименной оперы (1846) –деспот и тиран. Богатый, насыщенный, стихийно сильный и завораживающе благородный голос Евгения Ставинского (лауреат Международного конкурса, лауреат премии «Золотая маска», бас) рисует образ величественного, царственного, жестокого владыки-завоевателя, человека, который всегда «на коне».
Еще один образ артиста – Вальтер из оперы «Луиза Миллер» (1849) – наполнен страданиями, невыносимой душевной болью, щемящей тоской и глубокой печалью. Этот персонаж готовится расстаться с жизнью.
Отец благородного семейства, строгий, но справедливый, суровый, но любящий. Таков Жорж Жермон, один из центральных персонажей оперы «Травиата» (1853). Ария в исполнении Сергея Мурзаева (Заслуженный артист России, баритон) полна душевного тепла, света, доброты. Яркий, выразительный голос может мягко укорить, а затем приласкать, строго отчитать, а затем помочь советом умудренного жизненным опытом человека.
Одна из самых сложных в плане сюжета опер – «Трубадур» (1853). Многочисленные сюжетные линии переплетаются в тугой клубок, распутать их – задача не из легких. В программу концерта включена сцена контрастов. Беззаботные, свободолюбивые цыгане (артисты хора) в родном таборе чувствуют себя легко и свободно, с наслаждением вдыхают свежий воздух полной грудью. Старая цыганка Азучена рассказывает страшную историю о том, как много лет назад, горя жаждой мести людям, отправившим на костер ее мать, она по ошибке бросила в костер свое собственное дитя. В исполнении Маргариты Некрасовой (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано) героиня неустанно борется между наполняющим ее существо добром и злом, любовью и ненавистью. Ее смех сквозь слезы – крик души, разрывающейся от бушующего там урагана.
Дуэты, терцеты и ансамбли – примеры полного слияния двух, трех и нескольких голосов. Звук, идущий из нескольких источников на идентичной скорости и громкости, становится частью единого целого. Это по-настоящему красиво.
Первая в творческой биографии Дж.Верди опера-буффа «Король на час, или Мнимый Станислав» (1840) стала одним из провалов автора и была предана забвению. Однако нельзя не отметить, что музыкальный материал произведения интересен, есть несколько ярких вокальных номеров. Один из них – дуэт Эдуарда и Бельфлора – на концерте исполнили Александр Скварко (лауреат Международного конкурса, лауреат премии города Москвы, тенор) и Артем Гарнов (баритон). Это – замечательная беседа двух масок», «героя» и «слуги».
Национальная французская героиня Жанна д’Арк стала главным действующим лицом одноименной оперы Дж.Верди в 1845 году. В этом произведении титульный персонаж терзается не только врагами, взявшими в плен, но и голосами духов, обитающих в ее голове. В программе концерта – дуэт Жанны и Жака. Его исполнили Эльвира Хохлова (Заслуженная артистка России, сопрано) и Илья Кузьмин (лауреат Международных конкурсов, баритон). Беседа отца и дочери представляется диалогом между небом и землей. Героиня, отчаянная, полная воинственной решимости довершить свое дело до конца, находится уже «не здесь». Голос ее обретает характерный хрустальный, прозрачный оттенок. Родитель, простой пастух, воздействует на свое дитя почти гипнотически: каждое слово «впечатывается» в затуманенный разум героини. Голос завораживающий, объемный, мягкий, обволакивающий.
Опера «Сила судьбы» (1862) – музыкально-драматическая история о неотвратимости Рока. В программе концерта это сочинение представлено финальным эпизодом I действия – терцетом Леоноры, дона Альваро и маркиза Калатравы. Образы, созданные Ольгой Терентьевой (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Александром Скварко и Дмитрием Орловым (лауреат Международного конкурса, бас), глубоки и осмыслены. Молодые герои несчастны с самого начала, им не суждено быть вместе. Тема жестокой судьбы мрачными нотами вплетена в каждый номер оперы. Здесь же звучит ансамбль яркий, горячий, эмоционально наполненный. Страсти накаляются с каждой секундой. Голоса звенят, озаряют атмосферу вспышками бурных нравов, враждующих темпераментов.
Еще один замечательный ансамбль представляет последнее сочинение Верди, его вторую попытку обратиться к жанру комической оперы. Речь идет о «Фальстафе» (1893), одном из успешных опусов композитора, и ныне пользующимся популярностью в музыкальных театрах Европы. В программе концерта – ансамбль из финала. Солисты: Фальстаф – Евгений Ставинский, Форд – Анджей Белецкий, Алиса Форд – Елизавета Соина, Нанетта – Галина Королева (лауреат Международных конкурсов, сопрано), Фентон – Ярослав Абаимов (лауреат Международного конкурса, тенор), доктор Кайюс – Владимир Федоткин (лауреат Международных конкурсов, тенор), миссис Мэг Пейдж – Татьяна Табачук (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано), миссис Квикли – Александра Саульская-Шулятьева (Заслуженная артистка Республики Удмуртия, меццо-сопрано), Бардольф – Дмитрий Пьянов (лауреат премии города Москвы, тенор), Пистоль – Дмитрий Орлов.
Массовая сцена с участием солистов и хора – интереснейшее явление, захватывающее действо. Около сотни голосов, на время звучания становящихся единым организмом, - явление, дарящее непередаваемые ощущения. Красота и гармония, сила и мощь, стиль и совершенство сливаются воедино.
Хоровые эпизоды – «визитные карточки» опер «Набукко» (1842), «Альзира» (1845), «Макбет» (1847), «Аида» (1871) и «Отелло» (1887). Глубокое, насыщенное, богатое многоголосие звучит в трехдольном танцевальном вальсе и в четырехдольном парадно-торжественном марше, отражает полет мысли и души, показывает веселье нечистой силы и буйство разбушевавшейся стихии.
Среди оркестровых номеров – увертюра из оперы «Оберто, или Граф ди Сан-Бонифачо» (1839), прелюдия из «Разбойников» (1847) и фрагмент увертюры из «Битвы при Леньяно» (1849).
Завершающий номер концерта – Гимн Наций (1862) для солистов, хора и оркестра. Солисты: Ольга Терентьева, Александра Саульская-Шулятьева, Михаил Губский и Артем Гарнов. Такие произведения объединяют, впечатляют масштабностью и силой воздействия. По-настоящему парадное, праздничное, торжественное сочинение обогащает человека, преображает его, облагораживает.
Ольга Пурчинская
Фотография Марины Айриянц
еще фотографии